Откуда взялись праздники?
Праздник- день торжества, установленный в честь или в память кого – нибудь, чего — нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память различного события или Святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_konkurs_issledovatelskih_i_tvorcheskih_rabot.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс исследовательских и творческих работ
Творческая работа (исследовательская работа)
Алексеева Валерия Олеговна
МБОУ «Гимназия №4», 3 в класс
Ямаева Светлана Александровна
учитель начальных классов
Праздник- день торжества, установленный в честь или в память кого – нибудь, чего — нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память различного события или Святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.
В нашей стране день рождения, пожалуй, является самым главным и «персональным» праздником человека. Именно в этот день принято дарить «главные» подарки.
Самый лучший в мире крокодил из известного мультфильма пел: « К сожаленью, день рожденья только раз в году». А так ли это на самом деле? Конечно, у каждого из нас — один день рождения. А в семье? Дети, родители, родители родителей — вон сколько праздников набирается! А в классе. А в студенческой группе. В «неформальном» коллективе – дворовой компании. В кружке, секции, студии – там, где многие проводят свое свободное время.
Пожалуй, если внимательно исследовать проблему дней рождения, можно выяснить, что каждый день у любого из нас есть повод поздравить кого – либо из родных, друзей или знакомых . Пожелать здоровья, сделать маленький подарок. А раз в году самим выслушать поздравления и получить подарки.
Особое место занимают «круглые» даты, юбилеи. Первое прожитое десятилетие, получение паспорта, совершеннолетие – эти дни хочется отметить так, чтобы праздник остался в памяти надолго.
История праздника 8 марта .
Возник этот праздник как день борьбы за права женщины. 8 марта 1857 года в Нью – Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10 – часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную мужчинам заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 года образовался ещё один – впервые его членами стали женщины.
В 1910 году на Международной конференции женщин социалисток В Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие.
В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии Дании, Германии и Швейцарии. А потом его отмечали 12 мая 1912 года. В России впервые отмечался в 1913 году в Петербурге. В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгом «Хлеба и мира». Этот исторический день Выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.
Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим.
Этот праздник имеет несколько названий:
— День Советской армии;
— День рождения Красной армии;
-День рождения вооруженных сил и военно – морского флота.
Сейчас этот праздник называется День Отечества Защитника. В этом году он отпраздновал 89 – й раз. Почему это на 23 февраля в день Защитника Родины, а не на другую дату? История этого праздника выглядит следующим образом:
Сразу после победы вооруженного восстания в Петрограде 24 — 25 октября (7-8 ноября по новому стилю) в 1917 году молодой Советской республики рухнул контрреволюционные выступления, и советское правительство активно борьбы с ней. В настоящее время вооруженные силы Советской власти были отряды Красной гвардии революционных солдат и матросов. Советским правительством с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 15 января 1918 Председатель совета уполномоченных Народной партии В. И. Ульянов (Ленин) подписал указ организации рабоче-крестьянской Красной армии (Красная армия) и 29/01 – Постановление «об организации рабочих и Крестьянский Красный Флот».
История праздника Новый год.
В древности у многих народов год начинался весной и осенью. В Древней Руси в конце х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября. Накануне 1700 года русский царь Петр l издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января Петр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Как отмечали новый год в старину: Как вы знает, не всегда Новый год отмечали 1 января.
Во Франции сначала (до 755г) считали с 25 января, потом с 1 марта, в Xll веке – со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла lX с 1 января. В Германии то же происходило в половине XVl века, а в Англии с XVlll века.
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/08/03/otkuda-vzyalis-prazdniki
История массовых праздников
Массовые праздники и зрелища имеют достаточно богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово «эортология», то есть наука о празднествах.
Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое, в свою очередь, прежде всего, состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет достаточно глубокие социально-психологические корни, в полном объеме исключает элементы случайности во время постановки. Массовый праздник не может быть проведен и намечен тогда, когда этого хочет определенный организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация [11].
Массовый праздник подразумевает одновременное возникновение многочисленных очагов действия, причем участники сами выбирают интересный именно для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание на одном некотором объекте, имеющем в данный момент решающее значение.
Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между игровым и серьезным, строго некоторым и произвольно свободным. Если в обыденной жизни игровое и практическое действие разделены между собой, то праздник подобного разделения не знает, в силу того, что в нем всегда есть символический, условный, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил в наибольшей степени переломных, существенных моментов человеческой жизни [6].
«Является совершенно несомненным, что основным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества. Настоящий праздник обязан быть организован как все на свете, что имеет тенденцию произвести достаточно высоко эстетическое впечатление. Именно для праздника нужны следующие элементы. Во-первых, действительный подъем, действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое, в свою очередь, празднуется. Во-вторых, известный минимум праздничного настроения. В-третьих, талантливые организаторы» (А.В.Луначарский) [10].
Социальная сущность праздника, прежде всего, проявляется в том, что он представляет собой специальный тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение этого общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.
25)))Коллективиза́ция— процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссиии Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве.
Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.
В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации за год. 7 ноября 1929 г. появилась статья И.В. Сталина Год великого перелома, в которой говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения (хотя к тому моменту лишь 6,9% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы). В связи с переходом к политике большого скачка фактически была отброшена идея коллективизации на основе добровольности и постепенности (положенная в основу первого пятилетнего плана) и был взят курс на сплошную насильственную коллективизацию, которая, как считают некоторые исследователи данной проблемы, включала в себя три главные цели:
— осуществление социалистических преобразований в деревне;
— обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;
— развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев- высланных кулаков и членов их семей.
34))))Эволюция содержания университетского образования и народные университеты в Европе во второй половине XIX – начале ХХ в. Вторая половина XIX в. в Европе и России была отмечена изменениями в содержании университетского образования. Университеты возникли в эпоху средневековья. Уже само их название показывало, что университет представлял собой «universitas» — совокупность знания и образования. Цели университетского образования не были дифференцированы. Долгое время университетское образование и профессиональное и специальное обучение существовали отдельно друг от друга. Итогом университетского образования была подготовка ученого – исследователя. Доминирующим в университетской деятельности был принцип единства образования и исследования. Постепенно параллельно с университетами возникают специальные высшие школы (технические, коммерческие, сельскохозяйственные, ветеринарные высшие школы). В течение XIX в. соотношение общего и специального образования изменялось в университетах в направлении доминирования специального образования. Понимание образования в широком смысле слова подразумевало умение видеть целостность мира, широкий кругозор, формирование личности. В России Народные университеты возникли и развивались как органическая составная часть широкого общественного движения за распространение в народе грамотности и образования. В 1859 г. в Киеве была открыта первая в России воскресная школа. Воскресные школы стали широко распространяться с 1870-х гг. Первоначально их деятельность ограничивалась обучением грамоте. В России первые попытки распространения в народе университетского знания начались почти одновременно с Англией. В 1871 г. Новороссийское общество естествоиспыталей стало читать систематические лекции в Одессе. В России первые попытки распространения в народе университетского знания также относятся к 1870-м годам. В Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Петербурге, Николаеве и в других городах читались систематические лекционные курсы.
20))) Древние славяне были язычниками. Они почитали природу как одухотворенное начало. Природа жила в их представлении в конкретных одушевленных образах, населенная добрыми и злыми духами, одни из них становились союзниками в борьбе со стихиями, других необходимо было умилостивить и усмирить. С верованиями славян связано поклонение божествам, олицетворявшим силы природы: солнце, воду, землю. В художественном творчестве народа ярко и многообразно проявилось восприятие им окружающего мира. В изделиях его рук, в старинных сказах, мифах, легендах и песнях передано ощущение близости человека к природе и, прежде всего – к родной земле как главному источнику жизни.
Зарождение досуговых форм деятельности тесно связано с переходом племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Досуг носил коллективный характер, помогал восстановить физические и психические силы, содействуя сплочению членов общины, выполнял важнейшую для древнего социума функцию — единения. Своеобразие досуга обусловлено религиозными представлениями и особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времени года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ.
В древности формы досуга опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, досуговые занятия различных общественных групп были во многом сходны. Вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками.
[1] Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288
Источник статьи: http://lektsii.org/16-28322.html
История Международного женского дня
ТАСС-ДОСЬЕ. 8 марта в России и многих других странах мира ежегодно отмечается Международный женский день (англ. International Women’s Day). Он проводится при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН).
История праздника
Первым государством, отметившим национальный женский день, были США. 28 февраля 1909 года по инициативе Социалистической партии Америки он был проведен на территории всех штатов. Затем дата отмечалась в США в последнее воскресенье февраля до 1913 года.
Идея проведения международного дня женщин принадлежит активистке германского и международного рабочего движения Кларе Цеткин. 26-27 августа 1910 года она выступила на второй Международной конференции работающих женщин в Копенгагене (Дания) с предложением установить день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц, как способ агитации за идею равноправия женщин во всех областях социальной и государственной жизни, и проводить его ежегодно в один и тот же день в разных странах. Инициативу Цеткин поддержали более 100 женщин из 17 стран, участвующих в конференции. Однако конкретная дата дня не была установлена.
Впервые день солидарности женщин в борьбе за равные с мужчинами экономические и политические права был проведен 19 марта 1911 года: в Австро-Венгрии, Германии, Дании и Швейцарии состоялись митинги, в которых приняли участие свыше одного миллиона женщин и мужчин. В 1912 году праздник прошел в тех же странах, но уже 12 мая. В 1913 году этот день отмечали: 2 марта — во Франции, 9 марта — в Австро-Венгрии, Швейцарии и Голландии, 12 марта — в Германии. В том же году, 2 марта (17 февраля по старому стилю), женский день был проведен в России — в Санкт-Петербурге. Как писал «Петербургский листок», «17 февраля состоялся впервые организованный по иностранным примерам женский день. Как и за границей, день был устроен главным образом представителями рабочих организаций. Никаких выступлений на улицах не было. в большом зале Калашниковской хлебной биржи. собралось более тысячи представительниц рабочих слоев столицы. Было оглашено заявление. о необходимости предоставления женщине политических и социальных прав».
Традиция проведения праздника 8 марта (23 февраля по старому стилю) стала укрепляться повсеместно после того, как в 1914 году женщины Австро-Венгрии, Германии, Дании, Нидерландов, Швейцарии, России, США и других стран провели митинги протеста либо солидарности именно в этот день. Принято считать, что дата была выбрана в память о крупных забастовках работниц текстильных фабрик в США, состоявшихся 8 марта в 1857 и 1908 годах.
Поддержка ООН
В 1972 году ООН привлекла внимание мировой общественности к проблемам женщин: 18 декабря Генеральная ассамблея организации приняла резолюцию A/RES/3010, согласно которой 1975 год был объявлен Международным годом женщин. В декабре 1974 года было принято решение о проведении в рамках международного года Всемирной конференции по проблемам женщин. Она состоялась 19 июня — 2 июля 1975 года в Мехико, ее участники приняли Мексиканскую декларацию о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир. По рекомендации конференции резолюцией ГА ООН A/RES/3520 от 15 декабря 1975 года период с 1976 по 1985 годы был объявлен Десятилетием женщины ООН: равенство, развитие и мир.
16 декабря 1977 года Генассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/32/142, в которой провозгласила День борьбы за права женщин и международный мир и предложила государствам праздновать его в любой день в соответствии с традициями и обычаями. Это решение было принято в связи с проведением Десятилетия женщины ООН. 28 ноября 1978 года Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 20-й сессии Генеральной конференции резолюцией C/13.2 предложила отмечать 8 марта как Международный женский день.
Документы и организации ООН по правам женщин
Первым международным документом, провозгласившим равенство мужчин и женщин в качестве основополагающего права человека, стал Устав ООН (подписан в 1945 году в Сан-Франциско, США). В число других документов ООН по правам женщин входят: Всеобщая декларация прав человека (1948), Конвенция о политических правах женщин (1952), Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957), Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1962), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (1993), Пекинская декларация (по положению женщин, 1995) и другие.
В 1946 году при ООН была учреждена Комиссия по положению женщин (КПЖ). В 1976-2010 годах действовал Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). С 2011 года начала функционировать новая структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин — «ООН-женщины» (выполняет функции основного секретариата КПЖ). Она была создана в июле 2010 года и объединила четыре подразделения ООН: ЮНИФЕМ, отдел по улучшению положения женщин, канцелярию специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин и Международный научно-исследовательский и учебный институт ООН по улучшению положения женщин.
Празднование Дня
В рамках празднования Международного женского дня отмечаются достижения женщин — вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий.
Каждый год ООН объявляет тему дня. В 2018 году темой праздника было «Время настало: сельские и городские активистки меняют жизнь женщин к лучшему». Тема дня в 2019 году — «Думай о равенстве, создавай с умом, осуществляй инновации во имя перемен».
В СССР и России
В Советской России этот день отмечался в качестве официального праздника с 1919 года. В первые годы советской власти он носил название Международного дня работниц. С конца 1920-х годов стал именоваться Международным женским днем.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года эта дата была объявлена нерабочим днем. После распада Советского Союза праздник продолжает официально отмечаться в России и является нерабочим днем согласно Трудовому кодексу РФ от 30 декабря 2001 года.
Статус Дня в других странах
В настоящее время 8 марта — Международный женский день (либо под другими названиями: День женщины, День матери и так далее) — является нерабочим праздничным днем во всех странах бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. Также этот день нерабочий в Монголии, Вьетнаме, на Кубе и некоторых других странах. В Китае 8 марта для женщин действует укороченный рабочий день.
Другие международные дни, посвященные женщинам
Помимо Международного женского дня при поддержке ООН отмечаются также: Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах (6 февраля), Международный день женщин и девочек в науке (11 февраля), Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта (19 июня), Международный день вдов (23 июня), Международный день девочек (11 октября), Международный день сельских женщин (15 октября), Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (25 ноября).
Источник статьи: http://tass.ru/info/6196352