- Летние православные праздники, посты и блюда, с ними связанные
- Вознесение Господне
- День Святой Троицы, или Пятидесятница
- Петров пост
- 14-27 августа: Успенский пост
- Спас на Убрусе
- Церковные праздники: календарь и смысл
- Что такое церковный праздник?
- Праздники в православном календаре
- Двунадесятые Богородичные праздники
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)
- Сретение Господне (2/15 февраля)
- Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)
- Двунадесятые Господские праздники
- Рождество Христово
- Богоявление (Крещение) Господне
- Преображение Господне (6/19 июня)
- Воздвижение Креста Господня (14-27 сентября)
- Значение праздника в православии
- Читайте о церковных праздниках на «Правмире»:
- Фильмы о православных церковных праздниках:
- Церковные праздники
- Рождество Богородицы. Праздники
Летние православные праздники, посты и блюда, с ними связанные
На летний период приходится четыре двунадесятых праздника: Вознесение Господне (через сорок дней после Пасхи), День Святой Троицы, Пятидесятница (через пятьдесят дней после Пасхи), Преображение Господне (19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Также на лето приходятся два длительных поста из четырех. Это Петров пост (через неделю после Троицы) и Успенский пост — с 14 по 28 августа.
Вознесение Господне
Через сорок дней после Пасхи православные христиане празднуют Вознесение Господне. Это двунадесятый праздник, дата которого меняется в зависимости от празднования Пасхи, но всегда приходится на четверг. Такие праздники называются подвижными, или переходящими. Всего подвижных двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим (празднуется в шестое воскресенье Великого поста), Вознесение Господне (празднуется на сороковой день после Пасхи), День Святой Троицы, или Пятидесятница (празднуется на пятидесятый день после Пасхи).
Праздник Вознесения Господня напоминает христианам о том, как на сороковой день после Своего воскресения Иисус Христос вознесся на небо с горы Елеонской. Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян.1:9-11). Согласно Священному Писанию, после Своего воскресения Иисус Христос неоднократно являлся своим ученикам, чтобы те убедились в истинности его телесного воскресения, укрепились в вере и обрели готовность к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца, Спаситель вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон. Там, подняв свои руки, Господь благословил их, а затем вознесся на небо.
Праздник Вознесения Господня приходится на конец весны — начало лета. Об этом празднике в народе сложились такие пословицы: «Весна о Вознесение на небо просится, на отдых в светлый рай возносится», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется».
Какие готовят блюда. С Вознесения и до Преображения, до освящения нового урожая плодов, на трапезу не подают яблоки. В разных областях России на Вознесение готовили свои, особые блюда: в некоторых пекли блины — «Христу на дорожку», а в некоторых готовили выпечку в форме лестницы, «чтобы Спасителю было легче на небо подниматься».
Следующая за Вознесением неделя называлась Зелеными святками. К этой неделе заканчивались пахота и сев, а жатва еще не начиналась, проводились народные гулянья. Суббота этой недели — Троицкая родительская суббота, день поминовения всех от века усопших православных христиан. Следующий за родительской субботой воскресный день — переходящий двунадесятый праздник День Святой Троицы, или Пятидесятница.
День Святой Троицы, или Пятидесятница
Троицын день, 1884. Петр Суходольский
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения. Этот праздник приходится всегда на воскресенье, а его дата меняется в зависимости от празднования Пасхи.
Пятидесятница приурочена к следующему событию, описанному в Священном Писании. На пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы собрались вместе в Иерусалиме. Было утро или, по иудейскому времяисчислению, «третий час». Внезапно весь дом, где находились апостолы, наполнился шумом, как от сильного ветра. «И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2, 3-4). С этого дня апостолы понесли благую весть о Христовом Воскресении во все концы земли. В первый же день проповеди святого апостола Петра в Иерусалиме крестилось около трех тысяч человек. Крестившиеся образовали общину: жили совместным имуществом, трудами и молитвами. Вот как это описывается в Деяниях святых апостолов: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». (Деян.4, 32–35)
Почему день Пятидесятницы называется еще и Днем Святой Троицы? Бог Отец послал Сына своего на землю, который, живя среди людей, из любви к ним добровольно принял крестную смерть, в третий день воскрес и даровал всем жизнь вечную. И вот после воскресения Сына Божьего сошел Святой Дух, третье Лицо Святой Троицы, подающий всему живому силу жизни и наполняющий ее благодатью божественной любви.
Троицу на Руси именовали зеленым праздником. В храмах и домах верующих устилали полы душистыми травами, иконы украшали цветами и ветвями берез. И по сей день православные храмы в день Святой Троицы украшаются ветвями берез и цветами. Священнослужители совершают богослужение в зеленых облачениях, верующие стоят на службе с веточками березы.
Неделя, следующая за Троицей, сплошная, то есть в среду и пятницу этой недели не постятся. В понедельник празднуется День Святого Духа, по народному — Духов день. Цветы, травы и зеленые ветви, украшавшие храм, после службы раздаются верующим, которые хранят их в красном углу до следующей Троицы.
С троицкой недели начинается самое жаркое время года, поэтому сложились такие пословицы: «С Духова Дня не с одного неба, из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух — будет на дворе, как на печке».
Какие готовят блюда. На православной трапезе на сплошной седмице кроме рыбы, сыра, молочных продуктов обязательно присутствует свежая зелень: лук, петрушка, укроп, сельдерей, щавель, шпинат, листовой салат, а если Троица поздняя, то и свежие огурцы нового урожая.
В воскресный день перед Петровским постом (Петровками) происходит заговение на пост, которое еще называют Крапивным заговением. Из последней молодой крапивы варят крапивные щи и подают их с куриными яйцами — варят их вкрутую, рубят и кладут в щи перед подачей или выпускают сырые яйца в кипящий суп. В понедельник после Крапивного заговения начинается Петров пост.
Петров пост
Петров пост начинается через неделю после Троицы и продолжается до июля, дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В воспоминание о подвиге несения слова Христова среди язычников и мученической смерти святых апостолов и установлен церковью этот пост (см. у Силуана). И святой Петр, и святой Павел были казнены в Риме за проповедь слова Божия: Петра распяли на кресте, а Павел был казнен усечением главы. Во времена гонений на христиан от императора Нерона римские христиане упросили Петра покинуть город, чтобы сохранить жизнь. Согласно священному преданию, когда Петр вышел из Рима, ему явился сам Христос, идущий навстречу. Пораженный этим явлением, Петр спросил: «Камо грядеши (т. е. куда идешь), Господи?». На что Спаситель ответил ему: «Иду в Рим, чтобы меня снова распяли». Тогда апостол Петр устыдился своего малодушия и, вернувшись, добровольно отдал себя в руки мучителей.
В истории Церкви, как правило, за периодами торжества следуют периоды гонений и тяжких испытаний. Так, после расцвета Церкви в период правления св. императора Константина наступает период гонений на Церковь от еретиков-ариан. И вот об этих великих испытаниях напоминает Петровский пост. Глубоко символично, что заговение на Петров пост приходится на воскресный день Всех Святых, большинство из которых понесли подвиг мученичества или исповедничества.
О посте же можно сказать вот что. Сам по себе отказ от пищи, добровольное голодание не являются для христианина благом. Спаситель не запрещал людям есть. Ведь сам Христос чудесным образом накормил пять тысяч человек, пришедших к Нему, пятью хлебами и двумя рыбами. Господь претворил воду в вино на браке в Кане Галилейской и даже в священную субботу — день покоя — не препятствовал своим ученикам рвать колосья для утоления голода. Святой апостол Павел, разъясняя отношение к еде, пишет: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога» (Рим.14,6). Но для человека, для его нравственности, для духовного возрастания нужна твердая воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе зачатки зла, пренебречь собственным эго ради служения Богу и ближнему. Какую титаническую волю должны были иметь мученики, чтобы пройти все искушения и отдать жизнь за Христа. Ведь отрекшись от Него, они могли сохранить себе жизнь и даже обрести богатство и положение в обществе. Многие святые раздавали все свое имущество, а святые врачи-бессребреники бесплатно лечили всех, кто к ним обращался, хотя сами зачастую жили в нищете. Вот для такого укрепления воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности и желания своему духу.
«Пост — есть воздержание от всего вредного для нас, от всего, что растлевает душу нашу, то есть от страстей, которые лежат в основе всех наших грехов… Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева»
— Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Следует отметить, что пост полезен и для здоровья, так как ограничивает человека в курении, принятии алкоголя, употреблении большого количества жирной пищи, не допускает переедания. Недаром появилась пословица: «С поста не мрут, а с обжорства дохнут».
Продолжительность Петрова поста, в отличие от других постов, может быть разной, она зависит от празднования Пасхи. Самый короткий пост длится восемь дней, самый длинный — шесть недель.
Какие блюда разрешены. По уставу Петрова поста в среду и пятницу разрешается растительная пища без елея (то есть без растительного масла), по понедельникам, вторникам, четвергам — растительная пища с елеем, по субботам и воскресеньям можно есть рыбу и морепродукты. Кроме того, рыба разрешается в Петров пост в дни памяти особо почитаемых святых, в честь которых во время богослужения совершается великое славословие. К таким святым, например, относятся преподобный Кирилл игумен Белозерский (22 июня), святитель Иона, митрополит Московский (28 июня), апостол Иуда, брат Господень (2 июля). Также рыба разрешается в день празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля) и в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля).
Самыми распространенными продуктами во время Петрова поста являются разнообразные овощи и ягоды, а вот фрукты еще не употребляют, так как освящение плодов нового урожая (яблок, груш, винограда) совершается только 19 августа, на праздник Преображения Господня. Во время Петрова поста начинается период консервирования овощей: соление огурцов и ранних сортов помидоров, перца, кабачков и баклажанов, заготовка варенья, ягодной пастилы, засолка, маринование и сушка сезонных грибов.
Смотрите также: Постные салаты
14-27 августа: Успенский пост
В августе наступает короткий, но строгий Успенский пост, посвященный Пресвятой Богородице. В народе этот пост еще называли Госпожинки. Он длится всего две недели, с 14 по 27 августа. Устав поста такой же строгий, как устав поста Великого, а рыба разрешается только 19 августа — в праздник Преображения Господня.
Успенский пост известен еще тем, что во время него празднуется два Спаса: Медовый — 14 августа и Яблочный — 19 августа. На 14 августа также приходится день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Отсюда народная поговорка: «Маккавей — мак вей».
В южных областях России в этот день освящали мак и цветы, которые потом хранили за иконами в течение года. Мак был распространенным продуктом в русской кухне. На маковом молочке готовили постные каши, его добавляли в сочиво, которое обязательно готовили на Рождественский или Крещенский сочельник. Сразу по окончании — 29 августа — празднуется Спас Ореховый (по-другому Хлебный или Холщовый).
Медовый Спас. Итак, 14 августа — Медовый Спас. Полное церковное название Медового Спаса — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Возник этот праздник в IV–V веках в Константинополе, столице Византии. Летом из-за сильной жары в городе распространялись инфекционные болезни, поэтому установился обычай выносить из храма святой Софии крест с частицей Креста, на котором был распят Господь, для освящения города и предотвращения эпидемий. Медовым же Спас называется потому, что на Руси в этот день освящали новый урожай меда.
Яблочный Спас. 19 августа, в Праздник Преображения Господня, также посвященный Спасителю, на Руси освящался новый урожай фруктов, в первую очередь яблок. Так появился Яблочный Спас.
Спас на Убрусе
29 августа, уже по окончании Успенского поста, празднуется третий Спас — Спас на Убрусе. Он берет свое начало в 944 году. Этот праздник связан с такой историей. Еще при земной жизни Христа едесского царя Авгаря поразила страшная болезнь — проказа. Лекарства от этой болезни не было. И вот царь Авгарь услышал о чудесных исцелениях, творимых Христом, и уверовал, что Христос есть воистину Сын Божий. Тогда Авгарь написал Христу письмо с мольбой об исцелении. Когда ученики передали Христу просьбу царя, Господь умыл Свое лицо, отер его убрусом (холщовым полотенцем), и на холсте отпечатался Его Божественный Лик. Этот убрус доставили в Едессу царю Авгарю, и тот, прикоснувшись к нему, получил исцеление. Поэтому третий Спас называется Холщовым. А Ореховым и Хлебным его стали называть потому, что в этот день также освящали новый урожай хлебов и орехов.
Какие блюда готовят. Успенский пост отличается обилием овощей и фруктов нового урожая, поэтому, несмотря на его строгость, у русского народа сложилась такая поговорка: «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка». Начиная с 19 августа на постном столе появляются яблоки и разнообразные постные блюда из них: яблоки печеные, пастила из яблок, яблочный сок и множество других.
На первом фото вверху: Осташков. Нило-Столбенская пустынь
Источник статьи: http://ladychef.ru/prazdniki/letnie-pravoslavnye-prazdniki-i-posty/
Церковные праздники: календарь и смысл
Церковные праздники — это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.
Календарь не переходящих церковных праздников известен:
Церковный праздник | Дата церковного праздника | Значение церковного праздника |
Рождество Христово | 7 января | Двунадесятый церковный праздник |
Крещение Господне | 19 января | Двунадесятый церковный праздник |
Сретение Господне | 15 февраля | Двунадесятый церковный праздник |
Благовещение Пресвятой Богородицы | 7 апреля | Двунадесятый церковный праздник |
Рождество Иоанна Предтечи | 7 июля | Великий церковный праздник |
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла | 12 июля | Великий церковный праздник |
Преображение Господне | 19 августа | Двунадесятый церковный праздник |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа | Двунадесятый церковный праздник |
Усекновение главы Иоанна Предтечи | 11 сентября | Великий церковный праздник |
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября | Двунадесятый церковный праздник |
Воздвижение Креста Господня | 27 сентября | Двунадесятый церковный праздник |
Покров Пресвятой Богородицы | 14 октября | Великий церковный праздник |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 4 декабря | Двунадесятый церковный праздник |
Переходящие церковные праздники, в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:
Праздники | 2020 | 2021 | 2022 |
Начало триоди | 9 февраля | 21 февраля | 14 февраля |
Прощеное воскресенье | 1 марта | 14 марта | 6 марта |
Вход в Иерусалим | 12 апреля | 25 апреля | 17 апреля |
Пасха | 19 апреля | 2 мая | 24 мая |
Вознесение Господне | 28 мая | 10 мая | 10 июня |
Троица | 7 июня | 20 июня | 2 июня |
Петров пост | 27 дней | 14 дней | 21 день |
Что такое церковный праздник?
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь ( Фил.4:4–7 . )
Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?
Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это — великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.
Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.
Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют «двунадесятыми» или иногда «дванадесятыми». Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.
- Рождество Христово
- Богоявление
- Сретение
- Благовещение
- Вербное воскресенье
- Вознесение
- Троица
- Преображение
- Успение Пресвятой
- Воздвижение Креста Господня
- Рождество Богородицы
- Введение во храм Богоматери
Далее, согласно иерархии церковных праздников, следуют Великие праздники. К ним относятся:
- Покров Пресвятой Богородицы
- Обрезание Господне и память св. Василия Великого
- Рождество Иоанна Крестителя
- Память первоверховных апостолов Петра и Павла
- Усекновение главы Иоанна Крестителя
- Память свят. Николая
- Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.
С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.
Читайте также — Православный календарь
Праздники в православном календаре
Двунадесятые Богородичные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы
Недалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: «Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией».
В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.
Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала «знаю теперь, что Господь благословил меня».
Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.
Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.
Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники — праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии — это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители — Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это — знак высшего доверия Богу.
В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.
Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним — не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.
Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)
Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый православный праздник.
Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково — Благовещение Пресвятой Богородицы.
Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.
Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.
Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.
«Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах», — эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.
Сретение Господне (2/15 февраля)
В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву — барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.
Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.
Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец — Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов — «Веруй тому, что написано!».
Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это — Бог, Соприсносущный Отцу, это — Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.
Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)
Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова «Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем». Еще Апостол Павел говорил: «Для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение».
Последнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это — слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: « Жено! се, сын Твой «. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.
Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.
Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить — через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила — дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.
Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.
Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.
Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: «Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни».
Двунадесятые Господские праздники
Рождество Христово
Когда Дева Мария уже должна была родить своего Первенца, от кесаря Августа внезапно вышло повеление сделать перепись населения по всей земле. Праведный Иосиф, потомок Царя Давида, отправился из Назарета в Вифлеем, город Царя Давида, который располагался недалеко от Иерусалима. Святое семейство не нашло места ни в одной гостинице Вифлеема, никто не приютил странников. Никто из жителей Вифлеема не знал, что перед ними Пречистая Дева, ждущая Мессию. Да и Самого Мессию в те времена представляли себе по-другому. Но Господь не явился в мир в славе Небесной, ее не выдержал бы грешный человек. Он не явился и в славе земной, потому что Царство Небесное не имеет отношение к земному благоденствию.
Рождество Господа случилось в убогой пещере, где держали домашний скот. Дева Мария спеленала Богомладенца и положила его в ясли. А с дарами в пещеру уже спешили волхвы, звездочеты, увидевшие на небе Вифлеемскую звезду. В поле неподалеку отдыхали пастухи, стерегущие стада. Им явился Ангел Господень, и они сильно испугались. Но Ангел сказал: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость» и рассказал весть о спасении. И пастухи поклонились Богомладенцу. Поклонившись Христу, они поведали все, что им открыл Ангел Господень. Волхвы же, шли по звездам, чтобы увидеть царя и поклонились ему, незримо являя собой весь прежде языческий мир, многие представители которого также впоследствии уверовали во Христа.
С IV и вплоть до VI века н.э. многие Церкви праздновали Рождество Христово совместно с днем Богоявления. Это связано с тем, что по некоторым сведениям, Крещение Господне произошло в день Его рождения. Но современная Церковь разделяет эти православные праздники.
Богоявление (Крещение) Господне
Праздник Крещения Господня не даром называют еще Богоявлением. Именно в этот день впервые за весь период событий Писания человеку явились все Три Лица Троицы. Сын Божий вошел в воды Иордана, Дух святой спустился к нему, а остальные услышали голос Бога Отца. Святым Духом с тех пор крещаются все, уверовавшие во Христа.
Крещение Господа Иисуса Христа связано с делом спасения людей. Господь просит креститься от Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель же говорит, что это ему надо креститься от Иисуса. Этим он явно дает понять, что перед собравшимися — не обычный человек, но Посланник Господа, Мессия. Предтеча Иоанн уже давно готовил людей к пришествию Мессии. Он говорил им и покаянии и очищении от грехов. Христу не надо было очищаться от грехов, Он пришел, чтобы самому принять на себя грехи мира. Его омовение в водах Иордана было безгрешным и через него очистились и все верующие во Христа. Рожденные от воды и духа люди получили возможность омыться от грехов, получая новое рождение во Христе с тех пор, как крестился Сам Господь.
Преображение Господне (6/19 июня)
Церковный праздник Преображения Господня известен уже с IV века н.э.
Эта дата посвящена удивительному чудесному событию, которое случилось на горе Фавор и было описано в Евангелиях от Матфея и Луки (Мф. 17:1-13; Лк. 9:28-36).
Господь Иисус знал, что близится время его мучения и распятия. Он обратился к ученикам с вопросом: «Вы за Кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:15-16). Когда Господь стал готовить учеников к грядущим страданиям, апостол Петр, горячо любивший Его стал просить: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16:22).
Господь услышал это и взял своих учеников Петра, Иакова и Иоанна вместе молиться на гору Фавор. Иисус взял с собой именно этих учеников, чтобы в час его мук они не устрашились, но, укрепившись в вере, могли перенести их.
Господь молился и вдруг ученики увидели, как лик его просиял, а одежды сделались ослепительно белыми. К Нему явились пророки Моисей и Илия, чтобы побеседовать с ним. В великой радости от присутствия при таком чудесном событии апостол Петр воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». В ответ всех присутствовавших осветило Божественное облако и раздался глас Богу Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».
В день преображения Господня вспоминаются эти чудесные события.
Воздвижение Креста Господня (14-27 сентября)
Истоки этого праздника уходят к обретению Креста Господня. Его упоминают древние христианские историки. По словам Евсевия Кесарийского, Феодорита Киррского, Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена Саламанского, император Константин Великий горел желанием изыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. На поиски Креста Господня отправила царица Елена, мать императора Константина.
Как правило, кресты закапывались на месте свершения казни. И действительно, Крест Господень оказался там. Но на месте казни было найдено три Креста. Предстояло узнать, какой именно был орудием казни Иисуса Христа. Чудо Господне явило людям правду. Тяжело болящая женщина исцелилась при прикосновении к Кресту Господнему.
Множество людей собралось, чтобы поклониться Честному Древу Креста Господня. Не все могли увидеть его из-за скопления верующих и тогда Патриарх Макарий стал воздвигать Крест, чтобы все могли его увидеть. Люди поклонялись Кресту со словами «Господи, помилуй».
Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.
В 614 г. Персидский шах Хозрой разграбил сокровища Иерусалима и увез с собой в том числе Древо Животворящего Креста Господня. Целых четырнадцать лет Крест Господень пробыл в Персии. Но после победы императора Ираклия над персами и заключения мира Крест Господень был возвращен в Иерусалим. Император встретил Честной Крест в скромной одежде и босой в знак смирения перед Господом.
Значение праздника в православии
Церковные праздники важны для того, чтобы люди не забывали Евангельские события. Православные праздники свидетельствуют о нашей живой вере. О том, что Спасение касается не только людей во времена Нового Завета, но и всех нас, верующих во Христа. Соблюдая традиции православных праздников, мы свидетельствуем о своей вере даже, если церковные праздники кажутся необычными людям, которые не знакомы с традициями Церкви. В эти дни мы можем остановиться и задуматься о том, правильным ли путем мы идем ко Христу.
Читайте о церковных праздниках на «Правмире»:
- Праздник
- Церковные праздники и светские памятные даты: в чем разница?
- Церковные праздники – проверьте свои знания!
- Праздник как Таинство
Фильмы о православных церковных праздниках:
Церковные праздники
Рождество Богородицы. Праздники
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/cerkovnye-prazdniki/