Какие подарки обещал привезти чичиков детям манилова

«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Первый урок из системы уроков в 9 классе по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Скачать:

Вложение Размер
rytsar_pustoty_manilov_i_skopidomka_korobochka.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.

Цель урока: 1. Раскрыть характеристику образов помещиков.

2. Научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.

3. Выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Эпиграф к уроку

…Рабы власти без достоинства и тираны

без сострадания своих крепостных,

высасывающие жизнь и кровь народа…

Боже, как грустна наша Россия.

  1. Вступительное слово учителя.

Закончив экскурсию по городу Н. вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся путь.

Непригляден, беден открывающийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

Помещик Манилов-

Бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на «сладенькую болтовню»

в « Храм уединённого размышления» на

берегу озера в поместье Маниловка.

Встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Манилова.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам.

( Ученик рассказывает о Маниловке по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывая описание усадьбы, кабинета.)

3 . Лексическая находка.

Даётся лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство, «сладенькая болтовня», заискивающие манеры, заманчивая улыбка, человек бесформенный, неопределённый.

  1. Итоги по образу Манилова.
  1. Что же главное в Манилове?

( Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Манилов-бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчёркивает его никчёмность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличия при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов- человек « так себе, ни то ни сё, ни в городе Багдан, ни в селе Селифан».)

( Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами. )

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков-« расточителей» и помещиков-«накопителей», он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мёртвым душам».

( Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке. )

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна-

коллежская секретарша, «дубинноголовая»,

суеверная и ограниченная — всегда ждёт вас в

своей деревеньке и готова продать вам даже

свою душу по выгодной цене.

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям. ( или прослушивается на аудиокассете ; если есть фильм, то просматривается фрагмент фильма.)

  1. Беседа после чтения диалога.

— Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля «мертвыми душами» её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают «мертвых душ». )

— Каково положение крестьян у Коробочки ?

( Деревенька – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот «уступила» третьего года протопопу «двух девок по сто рублей каждую» еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает где право, где лево. Этот ребёнок, наивное, милое существо, но растущее в скотских условиях. Коробочка проявляет беспокойство о девочке, но не более, чем о вещи: «… только ты смотри: не заведи её, у меня уже одну завезли купцы».)

Вывод: Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

— Что сделало Коробочку такой ?

( Традиции в условиях патриорхального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для нее недоступными. Так Гоголь обнажает социальные проблемы: образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30-х годах 19 века.)

  1. Экскурсия в картинную галерею .

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897)- русский живописец, рисовальщик, ученик К.П.Брюллова, выполнил серию карикатур « На нынешнюю войну» ( на Крымскую компанию). Им выполнены иллюстрации к произведениям Островского, Тургенева, Достоевского. П.М.Боклевский — известный иллюстратор «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал галерею образов поэмы как типичных представителей того времени.

Перед нами портрет Манилова. Слащавая, «сахарная» улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова .»

А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы. Кукрыниксы- это псевдоним трёх художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича, Соколова Николая Александровича. Они учились вместе в Московском художественном училище (ВХУТЕМАСЕ) ( 1921-1929). Получили всемирную Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

известность, создав новый тип политически острой карикатуры, иллюстрировали « 12 стульев», «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова, произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького. При иллюстрировании поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов- «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо неподвижным взглядом.

  1. Вопросы по картинам .
  1. Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?
  1. Обобщение по теме урока.

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимается. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключнича — воры, слуги — «нечистоплотны и пьяницы», «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время». Другая — пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка — домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

  1. Аукцион в Маниловке. (смотри по времени)

Предлагается 5 вопросов, стоимость каждого – 2 балла. Кто из «покупателей» (учащихся) наберёт больше баллов, тот получит дополнительную оценку.

  1. Что написано на беседке у пруда? (Храм уединенного размышления)
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька)
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более 8 лет)
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид)
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан)
  1. Домашнее задание:
  1. Подготовить характеристики образов Ноздрёва и Собакевича.
  2. Индивид. задания: экскурсия в галерею (знакомство с художником А.А.Агиным );

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/07/rytsar-pustoty-manilov-i-skopidomka-korobochka

Тест по литературе на тему «Мёртвые души» Н.В. Гоголя»

Тест на знание поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Вариант 1

1. Какой чин носил Чичиков?

2. Как звали сыновей Манилова?

3. Кто продал Чичикову Елизавету Воробей?

4. Кем и для чего использовались слеш: стреляй, обругай, порхав припекай, допекай, пожар?

5. Как звали Коробочку?

6. Какую цену запросил Собакевич за мертвых крестьян?

7. Что Чичиков обещал привезти в подарок детям Манилова?

8. Как назывался экипаж Чичикова?

9. «Впереди виднелся деревянные дом с мезонином, красной, крышей и дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселении и немецких колонистов». Чей это дом?

10. Кто в поэме рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

Узнайте героя по его описанию

11. «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы. »

12. «Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновение ока был там, спорил, заводил сумятицу за зелёным столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам».

13. «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

14. «. был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».

15. «Ему нравилось не то, о чём он читал, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз чёрт знает что и значит».

Вставьте пропущенные слова

16. «Чиновники нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет ­­­______________».

17. «Мёртвые души – это просто выдумано для прикрытия, а дело вот в чём: он хочет увести_____________».

18. «Слухи о Чичикове более всего подействовали на __________, который ни с того ни с другого умер».

19. «– Эк её, __________, какая! – сказал про себя Чичиков, ведя беседу с Коробочкой».

20. «Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете ________».

Ответы на тест по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Источник статьи: http://infourok.ru/test-po-literature-na-temu-myortvie-dushi-nv-gogolya-3902106.html

Система уроков по теме «»Помещики-«расточители» и помещики-«накопители» в поэме Н.В, Гоголя «Мёртвые души»»

Разделы: Литература

Система уроков по теме: Помещики – “расточители” и помещики – “накопители” в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.

Урок 1 . “Рыцарь пустоты” Манилов и “скопидомка” Коробочка.

Цель урока:

  1. Раскрыть характеристику образов помещиков.
  2. Научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.
  3. Выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Эпиграф к уроку

…Рабы власти без достоинства и тираны
без сострадания своих крепостных,
высасывающие жизнь и кровь народа…

Боже, как грустна наша Россия.

1. Вступительное слово учителя.

Закончив экскурсию по городу Н. вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашенияи от помещиков, мы отправляемся путь.

Непригляден, беден открывающийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

Помещик Манилов –
Бесплодный мечтатель и фантазёр –
приглашает вас на “сладенькую болтовню”
в “ Храм уединённого размышления” на
берегу озера в поместье Маниловка.

Встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Манилова.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам.

( Ученик рассказывает о Маниловке по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывая описание усадьбы, кабинета.)

Даётся лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство, “сладенькая болтовня”, заискивающие манеры, заманчивая улыбка, человек бесформенный, неопределённый.

( Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Манилов-бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчёркивает его никчёмность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличия при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов- человек “ так себе, ни то ни сё, ни в городе Багдан, ни в селе Селифан”.)

( Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами. )

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков-“ расточителей” и помещиков-“накопителей”, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к “мёртвым душам”.

( Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке. )

Читается визитная карточка Коробочки.

Помещица
Коробочка Настасья Петровна –
коллежская секретарша, “дубинноголовая”,
суеверная и ограниченная – всегда ждёт вас в
своей деревеньке и готова продать вам даже
свою душу по выгодной цене.

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям. ( или прослушивается на аудиокассете ; если есть фильм, то просматривается фрагмент фильма.

– Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля “мертвыми душами” её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвых душ”. )

– Каково положение крестьян у Коробочки ?

(Деревенька – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот “уступила” третьего года протопопу “двух девок по сто рублей каждую” еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает где право, где лево. Этот ребёнок, наивное, милое существо, но растущее в скотских условиях. Коробочка проявляет беспокойство о девочке, но не более, чем о вещи: “… только ты смотри: не заведи её, у меня уже одну завезли купцы”.)

Вывод: Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

– Что сделало Коробочку такой ?

(Традиции в условиях патриорхального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для нее недоступными. Так Гоголь обнажает социальные проблемы: образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30-х годах 19 века.)

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы “Мёртвые души”. Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897)- русский живописец, рисовальщик, ученик К.П.Брюллова, выполнил серию карикатур “ На нынешнюю войну” ( на Крымскую компанию). Им выполнены иллюстрации к произведениям Островского, Тургенева, Достоевского. П.М.Боклевский — известный иллюстратор “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал галерею образов поэмы как типичных представителей того времени.

Перед нами портрет Манилова. Слащавая, “сахарная” улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: “Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова .”

А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы. Кукрыниксы- это псевдоним трёх художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича, Соколова Николая Александровича. Они учились вместе в Московском художественном училище (ВХУТЕМАСЕ) ( 1921-1929). Получили всемирную звестность, создав новый тип политически острой карикатуры, иллюстрировали “ 12 стульев”, “Золотого телёнка” Ильфа и Петрова, произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького. При иллюстрировании поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души” основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем. Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

Манилов в изображении Кукрыниксов — “божий одуванчик”, расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо неподвижным взглядом.

Боклевский Пётр Михайлович

1. Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

10. Обобщение по теме урока.

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, “рыцарем пустоты”, праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и “дубинноголовой” Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимается. Не мудрено, что у такого “хозяина” пусто в кладовой, приказчик и ключница — воры, слуги — “нечистоплотны и пьяницы”, “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время”. Другая — пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка — домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Предлагается 5 вопросов, стоимость каждого – 2 балла. Кто из “покупателей” (учащихся) наберёт больше баллов, тот получит дополнительную оценку.

  1. Что написано на беседке у пруда? (Храм уединенного размышления)
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька)
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более 8 лет)
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид)
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан)

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/591764

Читайте также:  Подарки подсветка для ванны
Оцените статью