- Какие праздники посвящены хлебу?
- Всемирный день Хлеба
- Хлебный спас — славянский праздник хлеба
- Агафьин день — День хлеба и соли
- День Хлеба в России
- День хлеба в Петербурге
- Праздник урожая в Белоруссии
- День Хлеба на Украине
- Всемирный день хлеба
- Хлебные праздничные традиции
- Праздники зимнего календаря и хлеб
- Хлебные традиции весны и начала лета
- Святой хлеб – вторая половина лета и осень
Какие праздники посвящены хлебу?
С хлебом связаны множество праздников. Почти у каждого народа есть праздники посвященные хлебу.
Всемирный день Хлеба
Международный день хлеба отмечают 16 октября.
Хлебный спас — славянский праздник хлеба
Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным Спасом) — день народного календаря, который отмечается 29 августа. В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом на столе в этот праздник Хлеба. В народе народе говорят: «Третий спас — хлеба припас» и это соответствует действительности,поскольку именно в это время заканчивается жатва — уборка урожая пшеницы и других злаковых культур. Хлебный спас — это праздник восточных славян.
Агафьин день — День хлеба и соли
18 февраля славянами отмечается Агафьин день — День хлеба и соли. В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т. д. В случае пожара соль бросали в пламя, а хлеб в сторону поля, куда хотели, чтобы «отвлекся» огонь. В случае болезни дом обносили хлебом и солью, а в случае мора домашних животных — надевали каравай коровам на рога, а солью посыпали сено. Только в последствии, когда первоночальное назначение употребления «хлеба и соли» как талисманов было постепенно забыто, стали выносить эти продукты, как самое священное, что есть в доме, навстречу знатным или почетным гостям. При этом, вплоть до конца XIX века, выносили именно сбереженный с Агафьиного дня «хлеб-соль», а не любой случайный или вновь испеченный каравай, как это делают в наши дни.
День Хлеба в России
Праздник хлеба отмечается в России 1 августа. Ежегодно в этот день отдают дань уважения всем людям, связанным с производством хлеба, и чествуют сам хлебушек. Эта дата была выбрана согласно историческим корням начала уборки урожая хлеба. На Руси был обычай именно 1 августа выходить в поле всей семьей, где глава семьи срезал первые хлебные колосья, таким образом проводился своеобразный обряд начала сбора урожая.
День хлеба в Петербурге
В Петербурге День хлеба отмечается в сентябре. В этот день широко чествуются хлеборобы и хлебопеки. По традиции торгуют бубликами, баранками и караваями. Пекари и кондитеры рассказывают о традициях хлебопечения в России, о национальных сортах и пользе хлеба.
Праздник урожая в Белоруссии
У белорусов праздник хлеба назывался «Богач».Символом этого дня стал лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.
День Хлеба на Украине
С окончанием основных полевых работ совпало празднование Рождества Богородицы.
Богородицу чествовали и благодарили в этот день собранный урожай, ведь она является покровительницей земледелия. В этот день Богородицу благодарили как подательницу всякого благополучия и покровительницу семьи и особенно материнства. Не случайно в некоторых регионах Украины праздник Рождества Богородицы считали «бабьим праздником».
Без хлеборобов не было бы пшеницы, ржи и ячменя — зерна, из которого пекут хлеб. Но без пекарей не было бы самого хлеба. Поэтому профессия пекаря не менее почетна, чем профессия хлебороба. И если ранее хлеб пекли только круглый, то в настоящее время хлеб выпекают разной формы, и по разным технологиям. В магазинах оборудования для пекарни можно найти хлебопечи для любой формы хлеба и для любой технологии выпечки. И благодаря этому мы каждый день имеем на своем столе такой разный и такой вкусный хлеб.
Источник статьи: http://ljubimyj-prazdnik.ru/kalendar_prazdnikov/729-den-khleba/
Всемирный день хлеба
«Хлеб – всему голова» (Фото: Scorpp, Shutterstock)
Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.
Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром про него существует столько поговорок: «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие.
Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. Первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. Уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем и даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре.
Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, он стал пользоваться большей популярностью.
Хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем (Фото: marysckin, Shutterstock)
Надо сказать, что на Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют давние корни. Этот процесс считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом теста хозяйка обязательно молилась и вообще подходила к процессу вымешивания теста в хорошем расположении духа, напевая душевные песни. Всё это время в доме было запрещено громко разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, над ним делали крест. Даже в настоящее время в христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью, а отправляя родных в дальнюю дорогу, любящие люди всегда дают с собой уезжающему краюху хлеба.
Хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же, сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Но прежде, чем хлеб попадет на стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта), задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.
Кстати, хлебу посвящено много праздников, и у каждого народа они свои. В России, помимо сегодняшнего Дня, отмечают ещё и Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьей. Существовала и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». А в феврале на Руси отмечался Агафьин день – День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т.д.
Сегодняшний праздник – это ещё и повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире (Фото: Daniel Schweinert, Shutterstock)
Сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. К тому же, это ещё один повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире.
Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки хлебной продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, народные гулянья, а также бесплатные раздачи хлеба всем нуждающимся, благотворительные акции и многое другое. Все желающие могут не только попробовать различные сорта и виды хлеба и хлебобулочной продукции, но и узнать о том, как появился хлеб, его историю и традиции, из чего он сделан, где рос, как выпекается и т.д. В этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки со всех уголков Земли принимают поздравления и признательность в тяжелом и ответственном деле – выпечке вкусного, ароматного и полезного хлебушка.
Поучаствуйте и вы в этом поистине всенародном празднике. Может быть это поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный. С праздником всех – кто есть хлеб, и кто вкладывает силы и душу в его создание!
Другие праздники в разделе «Международные праздники»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3323/
Хлебные праздничные традиции
Хлеб в народной жизни источник и символ благополучия. Естественно, что он стал частью народных праздников. У каждого календарного праздника была своя «хлебная традиция». Пекли особый ритуальный хлеб, с ним играли, гадали. На хлеб загадывали желания и им поминали предков. И, конечно, хлеб, пироги, сдобная выпечка были обязательным угощением на праздничной трапезе.
Праздники зимнего календаря и хлеб
На Солнцеворот пекли хлеб-карачун. Его катали, желания загадывали. Играли с караваем. Кто дальше прокатит, тот и замуж выйдет. А кто ровнее покатает каравай, у того путь жизненный будет ровный, накатанный. Хозяйка могла в карачун запечь зерна и какие-либо магические предметы (бусины, кресты и т.п.), которые в течение года сохраняли. Считалось, что они оберегают дом от бед. Карачун считался символом богатства в доме.
В рождественские дни ходили в гости. Хозяин (или его сын) встречал у ворот с хлебом-солью, Принять подношение, значит согласиться войти в дом. Отказываться от хлеба нельзя. Хлеб-соль у ворот, так не своротишь.
Девушки на Святках в гаданиях использовали хлеб. По принципу: «Суженый ряженый приди к ужину». Иногда брали кусок хлеба, часть головного убора (сборник) и кусок дерева и укладывали в горшок. Затем девушка завязывала глаза и подходила к горшку со специальным наговором, что первое рука возьмет из горшка, тому и быть. Если хлеб – замуж не выйти. Если часть головного убора – будет замужество. Кусок же дерева пророчил дурное (болезни и даже смерть).
Кусок каравая «утаивали» с праздничного стола и клали под подушку, загадывали желание увидеть будущего жениха во сне.
Хлебные традиции весны и начала лета
В начале весны пекли «грачей», «тетерок» и «жаворонков». На каждый праздник – свое печенье. Как правило, время проведения этих дней совпадало с постными днями, так их пекли без добавления сдобы (яиц и сливочного масла). Использовали дрожжи, закваску и постное масло.
«Грачами» весну завлекали, верили, что чем быстрее весна настанет, тем раньше начнется работа в поле. Тогда и хлеба будет вдосталь. «Тетерки» были женским печеньем, каждая молодица должна была отведать, чтобы счастье не упустить. «Жаворонки» пекли на Сороки, это детский праздник.
На Вознесенье пекли особое печенье – хлебные лесенки, чтобы «помочь Христу на небо подняться». И душам праведников, что еще на земле, облегчить путь к небу, в рай.
Для «лесенок» использовали не только пшеничную муку, но и ржаную. В разных местах печенье это имело различный вид: в одном месте это могла быть вытянутая лепешка с полосками-ступеньками. Или же делали два жгута из теста и укладывали на них поперечины. Пекли обязательно для всех членов семьи.
Иногда в крестьянских домах «лесенку» подвешивали к иконе, чтобы узнать свою участь. Были и гадальные обряды – лесенку сбрасывали либо с колокольни (если была такая возможность), либо с печи, в которой ее испекли. Если целы оставались ступеньки, то гадающий прямиком в рай попадет, если ломались, то, как в поговорке — «грехи не пустят».
Хлебные лесенки использовали и при гадании на будущий урожай. Приходили в поле и подбрасывали вверх. Обязательно читали наговор: «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски, чтоб рожь выросла такой же высокой». Или громко кричали: «Рожка, рожка, схвати Христа за ножки!»
Через неделю после Вознесенья – Троица. На Троицу обычно поминали ушедших. В богатых домах специально пекли хлеб для бедных. И в 16-17 веках соли в него не добавляли. Отмечали, что не из экономии, а «по чину». Нищий на Руси воспринимался как посредник между миром живых и мертвых. И считалось, что поминальная еда, которая предназначена как бы умершим предкам, не должна быть соленой.
Святой хлеб – вторая половина лета и осень
Лето с середины июля и август — это время уборки урожая. Августовский Успенский пост заканчивали разговеньем хлебом. Успенье считался днем жатвы. День этот называют – дожинки.
На этот праздник проводили обряд завивания бороды. Хлебные колосья в поле завязывались особым способом, под них могли закопать свежеиспеченный хлеб. Считалось, что это магическое действие возвращает земле силы, отданные на урожай. Дальше сноп-дожитник украшали лентами и уносили на хозяйский двор, где уже праздновали уборку урожая с песнями и обильной трапезой.
На Покров играли свадьбы и пекли особые свадебные караваи. Этому хлебу придавали особое обрядовое значение. Молодых встречали и потчевали караваем. Народная примета, кто больше кусок отломит – тот и будет хозяином в доме всем известна. Круглый нарядный хлеб был украшением стола и символом счастья и богатства.
Но не только готовый хлеб почитался. На Параскеву Пятницу девушки специально приносили в храм зерно. Считалось, что освященные хлебные зернышки будут в доме помощниками и защитниками.
Хлеб в нашей праздничной традиции и сегодня почитаем. Конечно, мы уже не носим освящать зернышки. Но при создании современных праздников народные обряды и ритуалы отлично вписываются в сценарную канву, придают действию колорит и игровую активность. Мы проводили и Сороки с жаворонками, играли со снопом-пожинальником на Дне работника сельского хозяйства, катали хлеб-карачун на Солнцевороте. И это было весело, празднично и мудро.
Для написания статьи использована книга Л. Лаврентьевой «Календарь русской традиционной еды».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cb6040ceb4c5d00b3cb3b99/hlebnye-prazdnichnye-tradicii-5ed1339958b27c1441b046fc