Исследовательская работа Сагаалган
Откуда произошло название народного праздника Сагаалган
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sagaalgan_npk.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»
«Сагаалган» — народный праздник
Выполнила: ученица 4-а кл.
Рук-ль: Бубеева Д.М.
1. Моя родина-республинка Бурятия ………………………… 4
2. История праздника «Сагаалган» …………………………… 4
3. Традиции празднования …………………………………… 4
3.1 Символ Нового года…………………………………
3.3 Обряд очищения « Гутор»
3.4 Обряд «Дугжууба»
3.5 Кого и как поздравлять первым?
3.6 Ритуал — обмен подарками
3.7 Обряд запуска «коней ветра удачи»
4 . Белая пища праздника ……………… ……………………… 7
Список использованной литературы ……………………….. 8
Каждый год, в феврале месяце, у нас в Бурятии отмечают праздник
«Сагаалган». И меня заинтересовала история возникновения этого праздника, обряды и традиции. Это очень интересный и красивый праздник. Все в это время поздравляют друг друга, дарят подарки. Он похож на Новый год. Но отмечают его не в конце декабря, а в феврале. У меня возникли вопросы. Почему справляют этот праздник в феврале? Почему его назвали праздник «Сагаалган»? Это и стало причиной для создания данной работы.
Цель работы – изучение темы «Народный праздник Бурятии — Сагаалган».
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть происхождение праздника.
2. Выявить особенности празднования этого праздника.
3. Показать значимость существования такого праздника.
Передо мной встала проблема: является ли «Сагаалган» таким же популярным и любимым праздником, как и Новый год. Почему именно этот праздник сохранился до наших дней и приобретает все большую популярность. Все ли семьи учеников нашего класса встречают этот праздник по всем традициям бурятского народа.
«Сагаалган» является символом дружбы, единения и согласия среди многонационального населения республики.
Глава 1. Моя родина — республика Бурятия
Наша республика Бурятия — многонациональная. В Бурятии проживают русские, буряты, а также более ста других национальностей. Мы все вместе встречаем Новый год, Рождество, на Масленицу печём блины, на Пасху красим яйца и готовим куличи. А ещё мы встречаем Сагаалган или Белый месяц. Что это за праздник и как его празднует народ Бурятии я и решила выяснить. Для этого прочитала книги, посвящённые этой теме. И вот что узнала!
Глава 2. История праздника
Бурятский национальный праздник «Сагаалган» получил статус народного праздника 24 января 1990 года.
Сагаалган — это Новый год по восточному календарю, традиционный праздник, который широко отмечается на территории Бурятии. Отмечают его все, от мала до велика. Откуда идет название Сагаалган?
Одна из версий названия праздника – «Сагаалха»-выражение «саг алхаха» переводится как «перешагнуть время». В старину буряты не справляли день рождения, а прибавляли себе год в возрасте с наступлением Белого месяца.
Но есть и другие версии происхождения названия. Конец зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища (сагаан эдеэн). Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой со словами — «сагаалагты». Возможно, отсюда происходит название Сагаалган, как праздник молочной пищи. Месяц же, в котором происходит Сагаалган, называется «сагаан hара» – белый месяц.
Гостеприимен мой народ бурятский
И гостю – он знаком иль не знаком,
Повсюду, где горит огонь очажный
Он преподносит чашу с молоком.
Глава 3. Традиции празднования
3.1 Символ Нового года
Накануне праздника совершался обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): раскрывались и вывешивались изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей ставились яства, зажигались лампады, «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы).
Большим почитанием в дни Нового года пользуются божества «Сагаан Убгэн» — Белый Старец – символ долголетия, семейного благополучия, счастья, богатства, мира и покоя.
В дацанах перед праздником начинаются хуралы (богослужения), посвящённые Сагаалгану. Перед Новым годом, желательно, чтобы люди совершили обряд «жэлэй заhал» – «поправка к году» или «коррекция года». «Жэл» – год для бурят означает не только временной отрезок, больше это понятие морального отношения к нему. Эти вопросы надо решать для успокоения души.
В последний день старого года «Бутуу удэр», проводится хурал в честь защитницы Балдан Лхамо, которая является покровительницей Учения Будды в странах северного буддизма. В канун праздника она нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение.
3.3 Обряд очищения-Гутор
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи.
3.4 Обряд Дугжууба
Существует древний ритуал очищения – Дугжууба , во время которого уходит всё плохое и неприятное.
Обряд «Дугжууба» -это обряд устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. В старину, накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в дацан и складывали их в течение дня в будущий костёр. После молебна лама освящал костёр, зажигал его, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.
Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба» или ещё по-другому он называется «Соор залаха».
3.5 Кого и как поздравлять?
Праздник длится целый месяц. Кого и как поздравлять первым? Сагаалган — это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года. Особое значение имеет — какой человек навестил ваш дом первым в день наступления Нового года. Лучше всего, если это будет человек со счастливой судьбой. Это древняя традиция, которая имеет глубокий мистический смысл. По тому, какой человек пришёл к тебе в дом, определяют, каким будет год. В Бурятии, в первый день праздника, дети сначала поздравляют главу семейства, который желает им счастья и долголетия. Затем навещают старших в роду: дядю, тетю, брата или сестру.
3.6 Ритуал – обмен подарками
Необходимым ритуалом в Сагаалган считался обмен подарками. Качество и ценность их не имеют значения, лишь бы это был материальный предмет: молочные продукты, хадаг (женщинам вместо хадага преподносили платок), пачка сахара или печенья конфеты, просто деньги.
Существует веками отработанный ритуал вручения подарка. Даритель должен держать в руках хадаг (длинный шёлковый шарф голубого цвета). Поверх хадага на ладонь правой руки или на соединённые ладони ставился подарок. Даритель и получатель должны быть обязательно в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Людям, родившимся в год с тем же циклическим знаком, что и наступающий год, вручают изготовленную из войлока или дерева небольшую фигурку соответствующего животного, которая должна храниться в течение года.
3.7 Обряд запуска «Коней ветра удачи»
В дни Нового года совершается обряд запуска «Коней ветра удач» (hии мориин). «Конь ветра удачи» — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «Коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «Конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней.
Глава 4 . Белая пища праздника
Большого искусства достигали хозяйки в канун Сагаалгана, когда молочная пища являлась не просто угощением, а символом благополучия в наступающем году. Почетным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, готовились буузы (позы), пельмени, саламат, варился бухлер. Хозяйки готовили уураг (молозиво), айран (творог), тараг (простоквашу), айраг (кислое квашеное молоко), ормэ (сушеные пенки), саламат и множество других блюд. Традиционно праздничная молочная водка подавалась только тем, кому уже исполнилось полвека.
Дома мы с мамой тоже лепим позы к празднику, готовим праздничный стол.
В процессе работы над научно-исследовательским проектом я выяснила, что Сагаалган — это Новый год по восточному календарю, традиционный праздник, который широко отмечается на территории Бурятии.
Я провела опрос среди своих одноклассников, справляют ли в их семьях праздник Белого месяца, соблюдая национальные традиции. И, выяснила, что все в своих семьях отмечают этот праздник. Большинство ребят моего класса ходят с родителями в дацаны, другие просто готовят национальные блюда (позы), а многие посещают народные гуляния. И все ребята знают об этом празднике.
Я думаю, что обязательно надо помнить традиции своего народа.
Мой проект можно использовать для изучения обычаев и традиций бурятского народа, по материалам работы можно проводить классные часы, уроки, посвященные «Сагаалгану».
Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год М., изд- во Наука 1985г.
Белый месяц. Празднование Нового года у монголов. Доржи Банзаров. г.Улан-Удэ 1971г.
Буряты. Традиции и культура. Улан-Удэ, 1992г.
Е.Б. Батоцыренова АН СССР СО БФ Бурятский бытовой орнамент г.Улан-Удэ 1974г.
Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год М., изд-во Наука 1985г.
Тумахани А. В. Бурятское народное искусство г.Улан-Удэ 1970г.
Г. Заятуев, Ш. Чимитдоржиев Сагаалган. г.Улан-Удэ 1989г. (Буряад унэн)
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/22/issledovatelskaya-rabota-sagaalgan
Исследовательская работа.Происхождение,традиции праздника Сагаалган.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»
1 Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, переоценка всех духовно-нравственных ориентиров, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Наблюдается активное возрастание духовно-нравственных ценностей народных традиций, обычаев, обрядов и праздничных ритуалов. Все это требует исследования и научного обобщения. Этим обстоятельством, в первую очередь, обуславливается актуальность исследуемой проблемы.
Цель исследования: выявление сути традиций, обрядов и обычаев праздника «Сагаалган».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— исследовать историю происхождения праздника;
— проанализировать традиции народного празднования;
— аргументировать необходимость популяризации праздника «Сагаалган» как одного из условий формирования духовно-нравственной культуры личности;
Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме, историко — этнографические очерки по истории, культуре и быту бурят, анализ и систематизация, для изучения темы исследования были организованы встречи и беседы с родственниками и сверстниками, проведен опрос.
Объект исследования: духовно-нравственная культура бурят
Предмет исследования: народный праздник «Сагаалган» в контексте его традиций и инноваций.
Практическая значимость этой работы состоит в том, что может служить источником изучения праздников бурят, основой для разработок программ возрождения традиций народных праздников, использоваться в качестве информационно-познавательного материала.
2 Основная часть
Праздник Белого месяца имеет древние корни. Но было время, когда на него был наложен запрет. В послереволюционные десятилетия, в годы социалистического строительства и культурной революции, развернулась острая борьба с религией и церковью. В Бурят-Монголии (так раньше называлась наша республика) вместе с религией и церковью были объявлены реакционными, антисоветскими многие духовно-культурные ценности, народные традиции и обычаи, праздники, в том числе и Сагаалган, который признавался чисто религиозным праздником и которому не должно быть места в новом обществе. В 20-30-х годах Сагаалган был просто запрещен, а те, кто праздновал его, преследовались. В послевоенные годы традиции празднования вновь ожили и постепенно восстановились, приобретя новое содержание и формы. История показывает, что подлинно народные ценности и традиции, народные праздники, несмотря ни на какие запреты, не исчезают, не отмирают. Поэтому бурятский народ с большим одобрением встретил Указ Президиума Верховного Совета Бурятии от 24 января 1990 г. «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника». А это значит: возрождается наша нравственность и духовность, оживают народные традиции и обычаи, которые некогда были утрачены. И мы должны осознать необходимость сохранения нашего духовного наследия.
Сейчас мы все ощущаем, как уничтожается духовно-нравственная основа человека.
А ведь это происходит и от того, что мы высокомерно отвергаем былые традиции Сагаалгана.
История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в XIII веке по приказу хана Хубилая, внука Чингис-хана. После образования в XIII веке империи монголов последние вошли в соприкосновение с более культурными народами. Особенно большое влияние оказали на монголов китайцы. Под их влиянием в Монголии был введен лунный календарь, который в старину был распространен во многих государствах Азии. По этому календарю Новый год приходится на 1-е число первого весеннего месяца. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современными общепринятыми календарями, рассчитанными на период годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится на разные числа февраля по солнечному календарю.
Февраль у скотоводов Монголии и южных районов Бурятии – это время массового приема приплода у скота, время изобилия молочной пищи. Молочный продукт (сагаан эдеэн) – это пища скотоводов. Когда гостю предлагают отведать её, то буряты говорят: «Сагаалагты». Возможно, отсюда происходит название «сагаалган». «Сагаалган» — буквально означает «отведать белое кушанье». Месяц же, в котором происходит Сагаалган называется «сагаан сара» — белый месяц.
Традиция празднования Сагаалгана свято почиталась и почитается бурятами. Люди желают в этот праздник друг другу здоровья, благополучия в доме, счастья и добра. Сагаалган – семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют близких и дальних родственников. В этот день положено есть до «полноты в желудке» «бутуурэтрэй эдеэлхэ», чтобы в новом году жизнь была сытой, счастливой. Обязательно угощение молочными продуктами.
Белый цвет испокон веков буряты считали «хорошим» цветом, приносящим счастье, добро, удачу и всё «светлое» (счастливое). В Сагаалган все должно быть белым: начиная с белых шелковых хадаков и других белого цвета подарков, подносимых друг другу в «белый месяц», и заканчивая только «белыми», чистыми, добрыми помыслами в душе, исключающими «черные», недобрые мысли, зло и плохие намерения. Поэтому в Сагаалган целый лунный месяц говорили друг другу добрые слова и самые лучшие благопожелания, особенно детям. Уделяя им повышенное внимание, желали им поскорее вырасти «большими — большими белыми» парнями или девушками, при этом указывали на высокий потолок или другой высокий предмет.
До революции у бурят не принято было запоминать или записывать дату рождения человека. Было установлено, что человеку в Сагаалган прибавляется один год. Таким образом, это был коллективный именинный день для всех бурят Забайкалья. В день Сагаалгана необходимо поздравить своих родственников: родителей, бабушек, дедушек и преподнести им подарки. Существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год.
В дни Сагаалгана чрезвычайно порицались всем населением пьянки, драки, ссоры. Между всеми людьми поддерживались добрые отношения. Это имело большое воспитательное значение и превращало Сагаалган в необыкновенный праздник — праздник очищения от скверны, плохих намерений и поступков, в праздник примирения, прощения обид. Грехом считается в эти дни ругаться, сквернословить и драться.
В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальные дни праздника.
Сутки перед Сагаалганом по-бурятски называют «бутуу удэр» — закрытый, глухой или, переводя по смыслу, темный.
Само понятие «бутуу удэр» как тридцатого, завершающего дня последнего зимнего месяца, называемого по-монгольски «лавай» часто воспринимают как символ старого года, уходящего в «темноту» времени. Это стык старого и нового.
Традиция проводов старого года называется «бутуулэхэ». Люди спешили, прежде всего, рассчитаться с долгами, важно было помириться с тем, с кем случился разлад или ссора. Еще за месяц наводили порядок в доме и в ограде, выгребали весь мусор, затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения.
Хозяйки готовили кушанья. Начинали с чая, который сначала преподносили к огню и богам, а потом хозяйка наливала хозяину дома, а затем остальным домочадцам.
Накануне Нового года совершался обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): раскрывались и вывешивались изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей ставились яства, зажигались «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы).
В дацанах накануне Нового года начинаются хуралы (богослужения), посвященные Сагаалгану. Посещение их – добровольное дело каждого человека.
На следующий день проводился обряд «Дугжууба», во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба» или ещё по-другому он называется «Соор залаха». «Соор» — название необычного треугольника пирамидального сооружения, украшенного языками пламени.
Необходимым ритуалом Сагаалгана считался обмен подарками. Качество и ценность их не имеет значения, лишь бы это был материальный предмет: молочные продукты, хадаг (длинный шелковый шарф голубого цвета), сахар, печенье, конфеты, просто деньги.
Как Новый год в январе не мыслим без Деда Мороза, так и Сагаалган не мыслим без устрашающей защитницы — Небесной Богини Балдан Лхамо и мудрейшего Белого старца.
По легенде, в новогоднюю ночь небесная богиня спускается на Землю и обходит ее, посылая благословления верующим. В этот день желательно находиться дома, в кругу семьи. Также проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня.
Культ этой богини является одним из самых распространенных в буддизме. Верующие обращаются к ней с просьбой о защите, совершая утреннее подношение чаем (сэржэм). Проведение обряда — посвящение Балдан Лхамо перед наступлением Сагаалгана напоминает о том, что с приходом Нового года наступает новое рождение, природа просыпается для новой созидательной жизни.
Белый старец (Сагаан Убгэн) входит в разряд «Хозяев Земли» и является их главным ханом. Сагаан Убгэн почитается как покровитель здоровья, долголетия, богатства, счастья и семейного благополучия. Он приносит мир и покой, равновесие во всех делах. Он изображается добродушным лысым старцем с белой бородой. Его атрибуты персиковое дерево, олень, посох, книга судеб — символы долголетия. В верхнем углу слева, в облаках, изображается Будда долгой жизни.
В эти дни особую традицию приобретает вывешивание «хий морина» — белого флажка с изображением «крылатого коня», и пусть над нашими головами всегда развивается он – символ жизни. Изображение «коня ветров», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая божеств. Его изображение символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам. Ритуальный флажок состоит из следующих частей: языки, изображение драгоценного коня, обрамление, ленты для вывешивания, текст.
В течение последующих дней в дацанах читаются Большой Монлам – богослужения, посвященные чудесам, которые совершил Будда. В эти дни можно посетить ламу – астролога «зурхайши», узнать об особенностях года для себя.
Одним из важнейших элементов Сагаалгана является ритуал «Золгохо» или ритуал поздравления с праздником Белого месяца. Эти поздравления индивидуальны и идут в строго в определенной последовательности, младшие поздравляют старших, которые желают детям счастья и долголетия.
Поздравляющий начинает ритуал со слова «Золгое», тем самым обращая на себя внимание старшего, которому обращено поздравление, говоря о начале ритуала. Тот в свою очередь, протягивает поздравителю руки на уровне груди и от груди на расстоянии 30-40 см. После этого поздравитель подходит лицом старшему, под его руки подставляет свои. А старший, в свою очередь, на протянутые к нему руки, возлагает свои, ладонями вниз, показывая свою открытость. Одновременно младший подставляет обе щеки к щекам старшего («практикуется не везде»). «Золгохо» выражает идею преемственности поколений: младший всегда опора и поддержка старших, младший всегда готов воспринять опыт, знания и мастерство старших.
После проведения ритуала — поздравления все родственники и гости садятся за праздничный стол, угощают друг друга традиционными блюдами, которые готовят накануне, т.е. «Бутуу удэр». Каждый гость должен высказать приличное пожелание хозяину (юрөөл). Перед уходом родственников и гостей хозяева дома обязательно каждому дарят подарок (Сагаан сарын бэлэг).
Особое внимание уделялось в дни Сагаалгана угощению. Праздничная пища готовилась как для людей, так и для богов.
Кухня Сагаалгана – это, прежде всего, ритуальная пища, ей придавалось магическое значение – способность содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота. Она включала блюда, довольно редкие для повседневной жизни, делался акцент на самом желаемом.
Церемония «Табаг» — тарелка. На большой по диаметру тарелке сооружалась пирамида из бообо, которые готовятся из теста, как хворост, изюма, конфет и печенья. Пирамида состоит из нечетных слоев 3-5-7-9. Каждый слой имеет символическое значение в следующей последовательности: 1 слой — означает «жаргалан» (счастье), 2 слой -«зоболон» (страдание), 3 слой -вновь «жаргалан». Пирамида из трех слоев сооружается для молодых (30 лет), из пяти — для родителей, которым 50 и больше лет, пирамида из семи слоев посвящается дедушкам и бабушкам, 9 слой посвящен 9 духам, 9 небесным божествам — хранителям.
Для праздничного стола припасали хорошее мясо. Как дар бурхану, накануне Сагаалгана варились лучшие куски, позже они ставились на стол дорогим гостям как далган — освященная пища, отведать которую считалось почетным.
В современных условиях народные праздники, в частности бурятский Новый год по лунному календарю — «Сагаалган», утратил некоторые свои функции, связанные с организацией труда, быта, жизни и одновременно приобрел новые, которые привлекают человека возможностями познания национальной культуры, что и является мотивом, побуждающим к участию в празднике. Здесь прослеживается тенденция: чем активнее человек участвует в празднике, тем большее место в системе его ценностей занимают традиции, тем глубже он ощущает потребность приобщения к национальной культуре. Чем больше человек осознает необходимость сохранения своих корней, тем большее место в его ориентациях занимают духовно-нравственные ценности, заложенные в народных праздниках.
Праздники поддерживают живую связь времен, сохраняют народную память, а потому имеют большое значение для воспитания гражданственности и патриотизма. Через ежегодный круг празднуемых событий у детей формируется система духовных ценностей и жизненных приоритетов. Все учащиеся принимают живое участие в подготовке и проведении праздника.
3 Заключение
Да, отмечают Сагаалган в наши дни и у нас в селе и в моей семье: радость, доставляемая этим праздником, стала именно всенародной. Ведь известно, что Бурятия – республика многонациональная, поэтому у нас в школе сложилась добрая традиция проводить праздник «Сагаалган», и все мы, с радостью, независимо от национальности, отмечаем этот праздник. Многие мои сверстники не знают своего родного языка, но одно остается бесспорным: мы, правда с некоторым опозданием, но все же стали обращать внимание на свои исторические корни. Даже то, что из глубины веков к нам пришел Сагаалган на вполне законных основаниях, уже говорит о многом.
Мы можем вполне обоснованно сделать вывод, что празднично — обрядовая культура народа, к которой относим «Сагаалган», является одним из факторов в духовно – нравственном воспитании человека.
Поэтому, необходимо знать и соблюдать традиции и обычаи своего народа, его национальные праздники.
Хочу завершить свою статью стихотворением нашего земляка, педагога А. Соболева:
Праздник чистоты, надежды,
Обновления, добра
Ты приходишь, как и прежде,
С белой пищею с утра.
И незримо вяжешь нити
Между милыми людьми.
Жизнь – ее лишь берегите,
И любовь продлит вам дни.
А все трудности, невзгоды,
Зависть, злобу и нытье
Смоют мартовские воды,
Только ахнешь: ё-моё!
4 Список использованной литературы
1. Базаров Б.В., Голубчикова Ю.Н. «Историко-культурный атлас Бурятии», М — 2001г. — с.61-62
2. Банзаров Д.Б. «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов», У-У – 1971г.- с.47
3. Ванникова С.П. «Сагаалган — живая традиция», У-У.: Ориент Скай — 2008г.
4. Намсараев С.Д. «История Бурятии XX век», У-У — 1993 г.- с. 87
5. Токарев С. Л. «Мифы народов мира», М — 1996 г.
6. Цыбиков Г. «Цагаалган», У-У -1991 г.- с.81
7. Культура народов Сибири: традиции и современность. – Улан-Удэ, 2002. – С. 49-56.
8. В.Д Бабуева «Материальная и духовная культура бурят» 2004г. Улаан-Удэ
9. Интернет – ресурсы
Беседа с моей прабабушкой
Она поделилась своими воспоминаниями о праздновании Сагаалгана в старину. Во времена моего детства Сагаалган не праздновался так широко, как сейчас. Но, тем не менее, праздник не ушел в небытие. К Сагаалгану в семьях начинали готовиться заранее, наводили порядок в доме, готовили праздничные угощения: белую и мясную пищу. И, несмотря на строгий запрет, наши родители и все жители села старались встретить праздник по обычаям.
Праздничные молебны (сахюусан) проходили негласно каждый год по очереди в разных семьях. На праздничный молебен съезжались жители из нескольких сел. В то время все духовные служители терпели гонения, многие были репрессированы и те, несколько лам, которые остались в селах, брали на себя смелость сохранять и распространять духовные ценности. Таким образом, люди старались сохранить свою духовную культуру, традиции и обычаи.
К счастью, в данное время, изменившееся к лучшему, отношение государства к религии позволило людям вновь обрести веру.
На сегодня традиции и обычаи не все соблюдают. Раньше большое внимание уделяли приготовлению белой пищи, почетным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка.
Совершался символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов, например, ломали кость барана и извлекали из нее мозг, открывали непочатую бутылку молочной водки. Эта примета древнего мистического действа — ломать старое, чтобы дать дорогу новому — сохранилась до наших дней. Спиртное в этот вечер не употребляли. А обильное застолье также имело символическое значение.
В дни Сагаалгана проводились игры, они были очень разнообразны, например, шагай харбаан (стрельба в лодыжки), шагай шγγрэн (хватать лодыжки), hээр шаха (сломать кость кулаком), шатар (шахматы), дулун (домино), уугур (лото) и так далее. В дни Сагаалгана можно услышать звук ритуальной трубы (γхэр бγреэ), состязание в пении (дуу буляалдан), увидеть зажигательный танец – ехор.
Опрос моих родственников и сверстников
1. Что означает праздник Сагаалган?
2. Почему его называют «Белый месяц»?
3. Что вы знаете о его происхождении?
4 . Каковы его традиции?
5. Какого числа наступает Сагаалган в 2014 году
В опросе приняло участие 46 человек. На первый вопрос ответили все 46 человек, на второй – 40 чел., что составляет 73,33%, на третий – 4(13,33%), на четвертый – 10 (33,33%), на пятый – 6. Данные показывают, что на вопрос «Что означает праздник Сагаалган?» ответили все участники опроса. Как мы видим, на третий-четвертый вопрос ответили всего несколько человек. Это значит, что на сегодня забываются традиции и обычаи празднования Сагаалгана.
Источник статьи: http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-proishozhdenie-tradicii-prazdnika-sagaalgan-4981099.html