Календарно обрядовые праздники для дошкольниками

Сборник сценариев народных календарных праздников для воспитанников старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа) на тему

В основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения лежит знание собственных корней, своей истории, культуры, национальных традиций. Знакомство с народным фольклором дает нам возможность прикоснуться к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии.

В данном пособии представлены сценарии народных календарных праздников, обрядов, посиделок, игр адаптированных для воспитанников старшего дошкольного возраста. Все они написаны с учетом культурных традиций нашего народа.

Методические рекомендации по организации и проведению праздников, данные в сценариях, значительно облегчат работу педагогам.

Пособие предназначено музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Скачать:

Вложение Размер
_posobie_po_folkloruoblozhka_narod.doc 1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание материала: Предлагаю вам сценарий весеннего праздника для детей старшего возраста «Приключения ручейка». Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, так как подготовка к этому пр.

Цель: прививать любовь к русскому народному творчеству, культуре, быту и традициям русского народа; к русским народным календарным праздникам.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста.

Праздник для воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей направленный на воспитание эстетического восприятия природы, бережного отношение к ней.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома.

Данный материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и предназначен для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. .

КОНСПЕКТ праздника для воспитанников старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий«Юные знатоки ПДД&raquo.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/18/sbornik-stsenariev-narodnyh-kalendarnyh-prazdnikov-dlya

План мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Узнав о традициях праздниках русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры, и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.

Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика.

Скачать:

Вложение Размер
plan_meropriyatiy_po_oznakomleniyu_starshih_doshkolnikov_s_narodnymi_kalendarno.docx 19.47 КБ

Предварительный просмотр:

План мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками.

Выполнила воспитатель МБДОУ Д/С №18 «Колобок» Колпащикова Ангелина Александровна.

Название фольклорных праздников

Рассказ воспитателя о праздниках Медовый спас, Яблочный спас, Ореховый спас, Успение. Знакомство детей с народными приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками. Проведение русской народной игры «Кто с нами?».

Рассказ воспитателя о празднике Семёнов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха». Исполнение детьми песни «Комарочек».

«Осины или оснопожники»

На Руси всегда с почитанием относились ко всему, что происходит в природе — к ее явлениям — будь то дожди или заморозки, зной или холода. воспитывать интерес к народным традициям;

— прививать любовь к фольклору;

— развивать желание интересоваться происходящим в природе осенью.

Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и их обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила».

Рассказ воспитателя о празднике Кузьма-Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником. Проведение русско-народных игр «Кузнецы», «Подушечка».

Новый год у ворот

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках для родных, составления письма Деду Морозу, проведения конкурса лучшая новогодняя игрушка(вместе с родителями), составление рассказов на тему «Новогодние традиции нашей семьи».

Познакомиться с древнейшей обрядовой куклой, связанной с народным календарём и поклонению Солнцу. Освоить универсальную конструкцию куклы-мужчины, научиться передавать наиболее характерные признаки и атрибуты, раскрывающие сущность образа.

«Пришла коляда-отворяй ворота!»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год).

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ воспитателя об обычаи колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр «Бабка Ёжка», «Прялица», «Башманчик».

Знакомить детей с историческим прошлым России.

Совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей.

Воспитывать патриотические чувства.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Масленица идёт, блин да мёд несёт».

Сороки-птички весне поют заклички.

Рассказ воспитателя о масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» и «Гори, гори ясно». Коллективное изготовление чучела Масленицы. Театрализованное представление.

Познакомить с основными приметами прихода весны.

Объяснить понятия «день весеннего равноденствия», «Сороки», «жаворонки», «Вырия».

Создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях

приобщить к традициям народного фольклора.

Конкурс «пасхальное чудо»

Посещение «избы». Рассказ хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Ерыкалище», «Верба-вербочка», «Заря-заряница».

Представление кукольного театра «Петрушка и солдат». Исполнение песни «Солнышко»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба-вербока», «Солнышко-вёдрышко». Знакомство с пасхальными песнями.

Приобщение родителей, детей к православной культуре, к традициям народного творчества, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Развитие всех видов декоративно-прикладного творчества.

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Рассказ воспитателя о народном празднике Лялин день. Инсценировка сказки о Ляле.

Исполнение русских народных песен «Ой ты, Груня, ты Груняша», «Ты заря ль моя вечерняя», «Из-под камешка», «Как по морю-морю синему». Проведение русской народной игры «Ляля».

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/07/plan-meropriyatiy-po-oznakomleniyu-starshih-doshkolnikov-s-narodnymi

Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
проект на тему

Скачать:

Вложение Размер
proekt_folklornye_prazdniki.docx 26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80» комбинированного вида

Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»

Выполнила: музыкальный руководитель

Новосадова Галина Николаевна,

первая квалификационная категория

г. Дзержинск, 2011 год

Тип проекта — творческий

По характеру контактов- коллективный

По продолжительности-1 год

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

В результате реализации проекта:

Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Родители станут активными участниками.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми .
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности;

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/12/04/proekt-kalendarno-obryadovye-prazdniki-v-detskom-sadu

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
opyt_raboty_napokaz.docx 69.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Наша страна – это огромная многонациональная страна. Думаю, что через ознакомление дошкольников с народными традициями, обрядами и праздниками, можно воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей. Поэтому главным направлением своей работы я выбрала тему: « Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками ».

Считаю, что актуальность темы заключается в том, что Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: знания детей о народных календарно-обрядовых праздниках .

Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ

Задачи по реализации цели:

1. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.

2. Знакомство с обычаями и традициями проведении календарно-обрядовых праздников, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения предков за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.

3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

Гипотеза исследования: знания старших дошкольников о народных календарно-обрядовых праздниках будут более полными и осознанными, если:

— организовать работу знакомства детей с календарно-обрядовыми праздниками в соответствии с требованиями ФГОС;

— создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к творческому самосовершенствованию, как со стороны детей, так и родителей.

— проводить работу с детьми на занятиях и вне их по знакомству детей с бытом, традициями и календарно-обрядовыми праздниками;

— усилить их эмоциональную насыщенность путем включения в систему педагогических воздействий различных видов искусств в комплексе (художественного, музыкального, изобразительного и т.д.);

— воспитывать у дошкольников гордость за свой народ, свою страну.

Направленность работы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное путешествие, где каждый шаг ставил новые вопросы и приносил новые открытия — в необычном странствии по бесконечно переменчивому миру с включением народных традиций, праздников, гуляний.

Работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками я проводила по следующей модели:

— изучение авторских программ, инноваций;

— планирование работы с детьми;

— знакомство дошкольников с русскими народными календарными праздниками;

— активное использование возможностей музыкального воспитания детей.

Работа с родителями осуществлялась через:

-изготовление костюмов и атрибутов к праздникам.

Совместная работа педагога и детей

Педагогика сотрудничества взрослых и детей;

Проведение занятий, организация театрализованных игр;

Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.

Формы работы с детьми по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками:

2. Занятия на основе метода интеграции.

3. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

6. Дидактические игры.

7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

8. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

9. Использование народных игр, в том числе хороводов.

Ресурсное обеспечение проекта

Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.

Подбор художественных народных произведений, песен, закличек, игр.

Подбор методической литературы.

Презентации по народно-обрядовыми праздниками.

Картотека сценариев праздников.

Этапы реализации работы

I этап (аналитический)

Проведение диагностики детей, анкетирование родителей.

II этап (организационный)

Составление перспективного плана работы с детьми, родителями; разработка сценариев праздников; подбор дидактического материала, литературы, игр; изготовление костюмов и атрибутов; создание календаря народных праздников.

III этап (практический)

Проведение, бесед, занятий, народных календарно-обрядовых праздников; индивидуальная работа с детьми и родителями.

IV этап (итоговый)

Проведение диагностического обследования детей, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование.

Анализ результатов работы с детьми

В начале учебного года с целью выявления уровня знаний о народно-обрядовых праздниках детей проводила диагностическую беседу с детьми. Результаты беседы оценивались по следующим критериям:

1. Знание названий народных праздников ;

2. Знание названий и назначение предметов русского народного быта (лучина, плуг, кокошник и др.);

3. Знание русских народных и музыкально-фольклорных игр, изучаемых в рамках ФГОС;

4. Знание русских народных песенок, потешек, закличек, изучаемых в рамках ФГОС;

5. Знание различных видов фольклора (пословицы, приметы, хороводы) и используют его;

6. Наличие представлений о женском и мужском русском костюме ;

7. Знание народных примет и умение их соотносить с увиденным в природе .

Проведенная диагностика показала следующие результаты:

высокий уровень – 10%;

средний уровень – 40%;

низкий уровень – 50%.

Анализ диагностики показал, что дошкольники недостаточно знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. Такой вывод и послужил началом работы по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками дошкольников.

Прежде, чем начинать работу с детьми, я составила календарь народных праздников:

6-7 января – Коляда;

Конец февраля — начало марта — Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния;

22 марта — Сороки (Встреча перелетных птиц);

Первое воскресенье после Пасхи — Красная горка;

22 мая – Ярило (Встреча с солнцем);

23- 24 июня — Иван Купала;

2 августа — Ильин день;

28 августа — Спожинки (Праздник окончания уборки хлебов);

14 сентября — Семен Летопроводец (Проводы лета, прославление даров осени).

Затем был составлен тематический план, по которому я в дальнейшем работала.

Условия для реализации работы

В работе используются различные методы и приемы:

1. Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).

2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).

5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

7. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Работа по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками имеет свои особенности.

В процессе проведения работы по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками во время занятий с детьми и вне их происходило постепенное знакомство со средствами выразительности создания сказочных образов прошлого; формирование желания и умений использовать полученные знания в собственной творческой деятельности. Изображение детьми различных образов на основе интеграции, по сравнению с созданием подобных образов только на основе восприятия действительности, обогащалось за счет использования интеграционных методов и приемов. Дошкольники опосредованно познавали разнообразие образов, их эмоциональный колорит через литературные и музыкальные произведения, осваивали разнообразный изобразительный материал, новые техники рисования, лепки, конструирования, аппликации.

В процессе знакомства с календарно-обрядовым праздником Масленица дети ненавязчиво запоминали очередность и название дней недели. Узнали они и о том, в какие зимние игры играли наши предки, как были гостеприимны, радовались гостям. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья» (показ презентации Масленица»»)

А узнав, что последний масленичный день называется «Прощенное воскресенье» усваивали уроки нравственности: ведь можно и нечаянно кого-то обидеть, значит, нужно обязательно попросить прощения, чтобы отношения с окружающими были добрыми.

Во всех приведенных примерах работы с детьми по знакомству с обрядовыми праздниками четко прослеживается интеграция различных областей развития дошкольников.

После показа презентации «Коляда- отворяй ворота» дети из соленого теста делали пряник Козлика и разрисовывали его. Провела развлечение для детей «Коляда-Отворяй ворота», а после этого ходили по саду колядовать. После показа презентации «Масленицы» дети вырезали куклу Масленицу и её разрисовывали.

После показа презентации «Пасхи» разрисовывали яйца, а после Пасхи играли в разные игры с яйцами.

После показа презентации «Вербное воскресенье» делали из бросового материала вербочку.

Чтобы работа с родителями была более эффективной проводила беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы. В уголке для родителей помещались статьи, стихи, приметы по теме, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Стали традиционными беседы за круглым столом (например, «Поют ли ваши дети русские народные песни?» «Как мы отмечаем Рождество Христово», «Пасху» или какой-либо другой календарно-обрядовый праздник. Обсуждение важности сохранения народных традиций); прямой телефон; консультации и сообщения в уголке для родителей. При проведении с родителями бесед и консультаций постоянно делался акцент на то, что знание истории поколений крайне важно для формирования личности ребенка. Главное, чтобы знание традиций и их соблюдение, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

Должна отметить, что результаты диагностики все эти годы в конце учебного года мало отличались. В этом году результаты были такими:

высокий уровень – 50%;

средний уровень – 50%;

низкий уровень – 0%.

Анализ диагностики показал, что дошкольники очень даже неплохо знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась: знакомство детей, с русской народной культурой, через участие в народных календарных праздниках, будет способствует формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/11/13/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-znakomstvo-detey

Читайте также:  Праздники англии проект 9 класс
Оцените статью