Календарно-обрядовые праздники
1. Цикл осенних праздников.
Осень это череда образных, ярких, привлекательных, запоминающихся детям праздничных календарных дней. Особенно богат ими сентябрь и содержание календарных дней связаны со сбором последних даров щедрого лета.
5 сентября — Луппа – брусничник
7 сентября — Тит грибной
17сентября – Луков день
21 сентября – Осенины праздник сбора урожая
28 сентября — Никита репорез.
И, конечно же в эти дни мы играем с детьми в игры, главными персонажами которых являются эти природные дары и отражаются работы связанные со сбором урожая.
Чем замечательны эти игры? Тем, что в их основе, как правило, лежит драматизация, игровое действие, ритмичные слова или песенка, простые, запоминающиеся совместно выполняемые действия.
«Капустка»
Нравится детям и следующая игра, в которую мы играем в эти осенние дни. Дети учатся в этой игре взаимодействовать, и вместе с тем она содержит глубокий смысл- эти игры воспроизводят полевые работы , ненавязчиво, исподволь дети запоминают их последовательность : посев, жатва, обработка хлебных злаков, и других культур.
23 сентября приходит любимый детьми праздник Петра и Павла рябинника, как мы его с детьми называем — «День рябинки».
В этот день мы, как правило, украшаем группу декоративными или живыми ветками рябины, угощаемся живой ягодой и вареньем из рябины, готовим для рябинки украшения т.к. детей очень привлекает красочный игровой обряд связанный с «Обряжанием рябинки». В играх сопровождающих обряд заключен символичный смысл величания рябинки как кормилицы зимующих птиц.
Начинаем мы игру с детьми с любования и величальных слов рябинке, украшения ее веточек лентами:
Ведущая:
С вечера мою рябину дождичком мочило,
С полуночи рябину ветром обдувает.
Ветер дует, солнце греет, а рябина все алеет.
Все:
Ты, рябинушка,
Раскудрявая.
Ты когда взошла?
Когда выросла?
Ведущая:
Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
(Все навязывают ленточки на ветки)
«Я с веночком хожу» («М.р.»№4 2007, стр.22)
28 сентября — Никита–гусепролет
10 октября — Арина- журавлиный лет
12 ноября — Синичкн день — «Не велика птичка- синичка, — и та свой праздник помнит.
В конце сентября, октябре и начале ноября как — бы цепочкой проходят дни, в которые проводятся игровые обряды прощания с перелетными птицами и встречи зимующих, поэтому мы играем с детьми в игры, главными персонажами которых, становятся птицы.
Чем хороши эти игры?! Они образны, динамичны, несут в себе яркие эмоции и несколько фантастичны т.к. образы птиц очеловечены — птицы в игре разговаривают и действуют как люди. Очень нравятся детям комичность ситуации, заложенный в сюжет игр.
«Воробей» («Муз.рук.» №4 2005, стр.72)
Завершают череду осеннего веселья два замечательных праздника
14 октября «Покров» В этот день ложится первый снег. Недаром говорится : «Покров осень на зиму поворачивает», с этого времени в деревнях начинались ярмарки.
14 ноября «Кузьминки» В это время зима уже вступает в свои права. С этого времени начинались посиделки. Почему так назван праздник? Он связан с образами кузнецов Кузьмы и Демьяна и Сварога – огненного божества покровителя – кузнецов и ремесленников , домашнего очага и семьи. Игры, в которые мы играем с детьми в этот период передают яркость и праздничность ярморочного веселья. Это и хорошо всем известные игры «Карусели» «Где был Ианушка?». А сегодня мы представим вам игру передающую имитацию купли продажи на ярмарке.
«Горшочки»
«Давай с тобой миленький» («Муз. рук. №5 2006, стр. 6)
2. Цикл зимних праздников.
Прошла осень вступает в свои права зимушка зима и ведет за собой череду зимних праздников.
Первый из них 7 декабря – Екатерина-санница. Всей деревней и стар и млад собирались посмотреть на гонки на тройках и поучаствовать в катаниях на санях
Следуя традиции и мы вместе с детьми с этого времени организуем зимние забавы – игры со снегом, катание на санках.
А знакомо ли вам выражение : «Мели – Емеля, твоя неделя?» Так вот после того как пройдет крещенская неделя с колядками с 21 января от Емели-перезимника нескончаемой вереницей шли зимние посиделки с рассказыванием сказок детям, веселыми играми, которые передают в своем содержании то, что девушки приходили на посиделки с рукоделием показывая свое мастерство. Это время недаром называлось «ярмаркой невест» девушкам оказывалось особое внимание и в играх молодые люди получали возможность полюбоваться и поцеловать ее а так — же продемонстрировать свою удаль.
«Саночки»
«Челночок»
«Дрема» («М.р.»№6 2010, стр.37)
10 февраля наступает день под названием «Кудесы» он посвящен домовому. Ему в этот день ему как помощнику и хозяину дома дарили подарки и угощение. Хозяйка девять раз за день переодевалась. Приходили ряженые, в доме устраивались игры, в которых не назывались, но подразумевались Домовой и его подружка Кикимора. Кикиморе подкидывали вышивание и недоделанные кружева т.к. она очень любит рукодельничать.
«У Маланьи, у старушки» («М.р.»№6 2010, стр.29)
Масленица
Это один из любимых детьми праздник. Мир веселья и смеха с невиданной силой раскрывается в эти дни. Весь строй праздника, его сюжет и атрибуты призваны были помочь солнцу одержать верх над зимой. Сжигая масленицу призывали огонь растопить снега, съедая блины- символ солнца старались приблизить весну.
Вот и мы, как правило, проводим с детьми масленицу на улице. Праздник открывают дети, произнося скороговоркою приветствие Масленице:
Здравствуй, сударыня Масленица!
Дорогая наша Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок новенький, новомодненький, брови черные, наведенные.
Ой, а глазки у ней гречишные!
А бока у ней сахарные!
Закличка «Широкая Масленица» или «Пришла Масленица»
«Горелки»
После масленицы, считалось в народе, что весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали и встречали как самую дорогую гостью.
3.Цикл весенних праздников.
С 1 марта начинались Ярилкины игры символизирующие борьбу зимы и весны. Главным персонажем этих игр является солнце. Ярило-красно солнышко изображал юноша в колпаке , украшенном бубенцами, лентами и цветами с набеленным и нарумяненым лицом. Персонаж вам знаком? Он руководил плясками, играми.
14 марта по народному календарю проходила первая встреча весны «Весновка-свистунья». Для детей делали разные свистульки, чтобы они выбегали на возвышенные места с проталинами и играя в игры главными персонажами которых являются птицы , громким пересвистом свистулек приманивали весну. Кульминацией встречи весны является — 22 марта в день весеннего равноденствия, когда происходит вторая встреча весны – называемая в народе Сороки. В эти дни начинается прилет птиц. Детям рассказывали сказки про волшебных птиц печали –Алконоста и радости –Сирина. Утром детям вручали детям птичек из теста — «жаворонков» ими угощались, их дарили, по ним гадали, ими играли, прикрепив на длинные шесты.
«Солнышко».
«Летели две птички» («Муз.рук.» №4 2005, стр.71)
Закличка
Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай на синее море,
Ты найди ключи весенние,
Замкни зиму!
Отомкни лето!
«Летают – не летают»
После 30 марта, в народе названного- « Алексей с гор потоки» в апреле начинается таяние снега, и вскрываются реки. В это время мы с детьми играем в игры:
«Морская фигура», «Море волнуется», «Ручеек», «Кораблик» — когда мальчики, запуская самодельные кораблики, произносят игровой текст и следят, чей кораблик дальше уплывет.
В народном календаре есть еще один интересный день — считалось, что 16 апреля, водяной просыпается и выгоняет рыбу в озера, реки и моря , поэтому на берегах рек проводили игры, хлопали по воде руками — будили и задабривали его угощениями.
Мы хотим познакомить вас с мало известными играми которые мы используем в работе с детьми
Родничок (Игра для девочек)
«Водяной»
6 мая в народе празднуется день Георгия-победоносца. Его представляли витязем на белом коне в красном плаще, который дозором объезжает землю Русскую –где проедет – там все зеленеет и цветет. В это время освящали родники и начинали огородные работы и выгоняли скотину на выпас. В этот день утром дети обегали всю деревню с колокольчиками и получали в дар печенье в виде домашних животных. Пастухам оказывался особый почет.
Игра «Жаворонок» («М.р.»№4 2007, стр.23)
«Ручеек- журчалочка»
4.Цикл летних праздников.
Череду летних праздников открывает «Троица». В народе эта неделя на троицу называется русальной или зелеными святками. Зеленью и цветами украшали и дома и дворы. Символом праздника является береза. Праздник в основном девичий. Девушки шли в лес делали себе венки, «завивали» березку, украшали ее лентами, своими украшениями , косынками. Под березами накрывались угощения , среди которых обязательно была яичница. Проводился обряд кумления — заключения дружбы между девушками , и гадания на венках. К концу девичьих посиделок появлялись юноши начинались хороводы, и проводилась игры
Самые популярные мы с вами и проведем.
«Селезень» («Муз. рук.» №5, 2007, стр.51)
Считалось, что в этот период на берега рек выходят русалочки, играют, качаются на ветвях деревьев, заманивают приходящих на берег. Отсюда и игры суть которых не испугаться , перехитрить и с шумом и весельем проводить русалочек, одарить их пряжей , тканью или новой рубахой.
Русалка
7 июля день Ивана Купала Праздник цветов, почитания воды и огня. Купальская неделя совпадает по времени с днем летнего солнцестояния. Жгли костры и прыгали через очистительный огонь. Купались в росе и воде, обливали водой всякого встречного — это отголосок магического ритуала вызывания дождя, так нужного летом. Собирали лекарственные травы. Водили хороводы, гадали на венках — опуская их в воду. Играли в такие игры как «Горелки», «Заря-заряница», «Колечко».
Одним из символов Купальских дней является соломенная куколка «Кострома»- прообраз богини Живы покровительницы ткачих и подруги Ярило-солнца.
В августе приходят чередой
14 августа Медовый спас. Собирали мед и лесные ягоды ходили друг к другу в гости, пробовали первый новый мед
19 августа Яблочный спас собирали яблоки и фрукты, которые освещали в храмах
28 августа Ореховый (хлебный) спас приступали к полной уборке урожая огородных и садовых культур. В этот период мы проводим с детьми игры связанные с летними развлечениями в лугах и на лесных полянках, а так-же связанные со сбором урожая.
«Кострома» («Муз.рук.» №5, 2007, стр.52)
«Бабочки и ласточки»
Начавшись с осенних праздников когда-то начинавших народный календарный год, наше путешествие в мир обрядов и связанных с ними игр заканчивается, тем самым замыкая годичный круг солнечного календаря. Таким образом мы с вами погрузились сегодня в народный игровой фольклор в котором тесно переплелись красота обычаев и игровой материал на основе которого можно формировать у детей целостную картину окружающего мира.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/618377
ПРОЕКТ «ЖАВОРОНУШКИ» (Календарно-обрядовые праздники в детском саду основа физического и духовного здоровья детей)
Введение
Знакомство с русским народным календарем ‑ один из важнейших путей приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия и истоков.
Народный календарь охватывает весь годовой круг и различные события в жизни человека. Это своеобразный свод практически необходимых знаний и обычаев, накопленных многими поколениями, который складывался как календарь земледельческой крестьянской культуры. Русский народный календарь дает нам «картину мира», как ее представляли наши предки. Он вобрал в себя различные стороны мироустройства, ежегодного обновления природы и включенности в нее человека.
Последние десятилетия интерес к народному календарю, к народному творчеству не был активным и массовым. Далеко не многие работающие с детьми обращались к народной педагогике. Архаично! Несовременно!
А ведь опыт лучших педагогов- мастеров доказывает обратное! Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить ее основы ‑ а это определяет их физическое и духовное здоровье.
Актуальность
В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми ‑ наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои!
Традиционная культура народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складывались мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Повседневная жизнь отсеивает все, что противоречит складу национального характера и здравому смыслу.
В глубинах народного бытия рождались неписанные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее.
Музыкальная, танцевальная, пластическая, интонационная, трудовая культура каждого народа ‑ это не музейное, а живое творческое явление, которое должно включаться в современную жизнь подрастающих поколений.
Русский народный календарь донес до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты массовой культурой.
Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русское древнейшее народное творчество (прибаутки, песни, пословицы, сказки и т.д.) не только открывают звуковые красоты родного слова, расширяют словарный запас ребенка, но и координируют движения.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Народно-обрядовое действо, включающее в себя музыку, танец, пение, подвижные народные игры ‑ все благотворно влияет на психофизический статус ребенка.
Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев ‑ формирование правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость.
Народные праздники в детском саду помогают детям чувствовать себя частицей своего народа, узнать об обычаях и традициях.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, через календарно-обрядовые праздники.
Встречи и проводы времен года ‑ новогодние праздники с елкой, проводы русской зимы, праздник березки, чествование урожая, встреча Рождества, посиделки на Покров, Пасхальные игры ‑ содержание праздников в детском саду.
Необходимо приобщать детей к народному творчеству, накапливать и обогащать опыт в воспитании дошкольников на основе народной культуры, календарно-обрядовых праздников, поэтому мной был разработан проект «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: необходимости решать задачи нравственного эмоционального, духовного, физического развития детей дошкольного возраста с помощью фольклорных народных праздников и обрядов с учетом современных традиций.
Проект предполагает систематическую работу, игровую основу, творческое развитие действия каждого праздника, развлечения, юмор, шутки, пляски, широкую амплитуду настроений, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизни наших детей.
Календарно-обрядовые праздники в детском саду ‑ необходимое средство духовного становления личности, ее творческого потенциала.
Цель проекта
Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи проекта
1.Формировать представления детей о народных календарно-обрядовых праздниках русского народа.
2. Формировать устойчивый интерес к фольклору.
3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах деятельности.
4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом народных инструментов.
5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
6. Расширять диапазон детского голоса, формировать умение петь в народной манере.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта «Жаворонушки» по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Назначение проекта
Проект «Жаворонушки» рассчитан на детей 6-7 лет.
Разработчики проекта
Проект разработан музыкальным руководителем МБДОУ «д.с №16 «Рябинушка»» Воронковой Г.А.
Участники проекта
В реализации проекта участвовали дети подготовительной группы «Почемучки», воспитатель – Игнатьева Надежда Никодаевна, родители, музыкальный руководитель – Воронкова Галина Анатольевна.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что к концу 2014-2015 учебного года у детей будет сформирована система знаний в традициях русского народа и умений исполнять и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал.
Дети проявят активный интерес к занятиям фольклором. У них будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности.
Педагоги и родители приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, музыкальных инструментов, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми.
Сроки реализации проекта
1. Подготовительный этап -‑август- сентябрь 2014 года.
2. Основной этап ‑ сентябрь 2014 года — май 2015 года.
3. Заключительный этап – май-июнь 2015 года.
Обобщение результатов работы
Анализ деятельности
Ресурсы проекта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имеющиеся | Необходимые, дополнительные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с детьми | ||||||||||||||||||||||
1. | Циклы занятий с элементами фольклора | Еженедельно | ||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||
3. | ОСЕНЬ. Беседы об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр | |||||||||||||||||||||
7. | ВЕСНА. «Прощай, Масленица» ‑ беседа о празднике Масленицы, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание закличек, прибауток, игр, песен. Организация и проведение праздника на свежем воздухе. Изготовление куклы – Масленица | |||||||||||||||||||||
8. | «Вербное воскресенье». Рассказ о праздновании вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Заря-заряница» | |||||||||||||||||||||
9. | Сказка «Пасхальный колобок». Разучивание пасхальных песен, раскрашивание пасхальных яиц, знакомство с обрядами, играми, поверьями |
Диагностика | ||
К концу учебного года | май 2015 г. | |
1. | Дети должны выучить 12-15 русских народных песен, закличек, прибауток | май 2015 г. |
2. | Ценностно ориентироваться в календарно-обрядовых праздниках России. | май 2015 г. |
3. | Знать названия, внешний вид, тембр и способы звукоизвлечения русских народных инструментов, народные промыслы,русскую игрушку (глиняную, соломенную, тряпичную, деревянную) | май 2015 г. |
Анализ результатов работы по проекту
В ходе реализации проекта «Жаворонушки» (календарно-обрядовые праздники в детском саду) достигнуты определённые результаты:
При сравнении результатов диагностики с сентября 2014 года по май 2015 года заметны изменения. Дети подготовительной группы «Почемучки» не ограничиваются лишь разучиванием фольклорного материала, занятия носят творческий характер. Дошкольники самостоятельно придумывают, создают свои приёмы исполнения народных песен, движений, игр, действ, фантазируют, самостоятельно выбирают русские народные инструменты для сопровождения песен, хороводов, импровизируют.
Дети восприняли и верится, что, осознали фольклор как культуру, дающую возможность найти своё место в окружающей действительности, научились ориентироваться в неё, выстаивая целостную картину мира.
Диагностика
детей подготовительной группы «Почемучки»
по осуществлению проекта «Жаворонушки»
(календарно-обрядовые праздники
в детском саду)
Показатели диагностики | ||
Высокий (оптимальный) | Средний (достаточный) | Низкий (недостаточный) |
1. Ребёнок в полном объёме освоил азбуку культуры слушания и исполнения народной музыки |