Календарные праздники обряда марийцев

Проект «Марийские национальные праздники»

Скачать:

Вложение Размер
proekt.docx 28.67 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Визимьрская средняя общеобразовательная школа»

«КАЛЕНДАРЬ МАРИЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ»

Выполнила: ученица 5 «б» класса Григорьева Анастасия.

Руководитель: учитель ИКН Зурагаева Ю.К.

Мы живём в Республике Марий Эл, коренным населением которой является народ мари.

Марийцы — трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство — традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.

Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ — весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.

Цель нашей работы – рассмотреть праздники мари, связанные с народным земледельческим календарём.

В связи с данной целью поставили следующие задачи:

  1. изучить литературу о марийских праздниках;
  2. узнать, какие народные земледельческие праздники являются традиционными у марийцев;
  3. выяснить, отмечаются ли в настоящее время марийские земледельческие праздники или их некоторые элементы.

Считаем данную работу актуальной, так как в наше время идёт возрождение многих национальных традиций. Мари, чья история уходит в глубокую древность, прошёл суровый и сложный жизненный путь. Но, несмотря ни на какие трудности, он сумел сохранить и донести до наших дней свою самобытную национальную культуру.

Определив тему работы, мы приступили к поиску информации и столкнулись с тем, что литературы по данной теме немного. В основном мы опирались на традиционное марийское издание «Марла календарь» /на русском и марийском языках/. Также мы черпали информацию из книги «История и культура марийского народа», энциклопедии «Я познаю мир» («Праздники народов мира»).

Предмет моего исследования : культура и традиции марийского народа.

Объект исследования: марийские праздники.

Исследуя данную тему, надеюсь получить дополнительный материал о культуре, традициях, обычаях своего родного народа, как носителях народных знаний, передать изученный мной материал и оформленный в виде перекидного календаря моим сверстникам и заинтересовать их историей и культурой своего народа и сохранить ее.

Неотъемлемой частью общественного быта народа были календарно-трудовые, престольные (храмовые), местные деревенские праздники. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление о счастье, полноте существования, гармонии и творческой жизни.

Зимний цикл марийских календарных праздников.

1 января — У Ий Пайрем ( Новый год )

В новогодние праздники марийцы избавляются от плохого старого и мечтают о хорошем новом .

В зимнем цикле календарных праздников важное место занимали Святки ( Шортйол , Шартял, Шочъйол, Шорыкйол ). Шортйол марийцы проводили в период зимнего солнцестояния. Праздник завершал старый, начинал новый земледельческий год. В дни праздника проводились различные магические действия, моления, гадания, игры и ряженья, готовились обрядовые и праздничные блюда. Сложившись в большой комплекс праздничных обрядов, они были направлены на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличения будущего урожая, домашних животных.

Это праздник остается одним из любимых. Ряженые дети и взрослые ходят по домам, меняя свои голоса, разговаривают с хозяевами, справляются о здоровье, домашних делах. У всех ряженых корзинки или мешочки для угощений.

Прощаясь, желают успеха, богатства, здоровья.

12 февраля марийский праздник «Конга пайрем» («Праздник печки»)

12 февраля отмечается старинный марийский национальный праздник «Конга пайрем» («Праздник печки» ). Нет ничего удивительного в том , что у печки есть свой праздник . Но вряд ли его сейчас широко отмечают – ведь в современных деревнях далеко не в каждом доме есть печка.

Весенний цикл праздников.

Уярня (Масленица) (конец февраля начало марта)

Предки марийцев в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. В нем сочетались элементы зимней и весенней обрядности, что стало особенностью праздника. Стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил — первоначальная идея Масленицы, забыта в настоящее время. Праздник сегодня.

Жители нашего поселка до сих пор отмечают этот праздник: катаются с горок, пекут блинчики, сжигают масленицу, а также устраивают различные игры.

5 марта — день принятия герба и флага Республики Марий Эл

Кугече (Большая Среда Пасхи)

Традиционный марийский праздник Кугече – Великий день — традиционно отмечается в конце пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца. Праздник сегодня . Праздник не утратил своих особенностей и в настоящее время. Дети ходят по домам собирают крашеные яйца, произнося «Христос воскресе!» Отвечая «Воистину воскресе» взрослые подают яйца, куличи, сладости. Взрослые едут на всенощную службу в церковь. Освящают яйца, куличи.

Ага — пайрем (Праздник пашни)

Праздник пашни, праздник сохи. Это праздник завершения полевых работ, большой аграрный языческий праздник с жертвоприношениями.

Семык (Семик) — главный праздник марийцев.

Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье — в день Троицы.

Значение праздника. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.

14 июня — Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)

Праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников.

Праздник сегодня. В нашем поселке этот праздник не отмечается. Но некоторые жители ездят на этот праздник в Йошкар-Олу. На празднике можно увидеть представителей горных, луговых. восточных марийцев, увидеть особенности нарядов, танцев разных регионов. Где проживают марийцы.

9-12 июля – ритуальный обрядовый праздник Сурем (Очищение)

Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями — изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных труба х .

2 августа Угинде (Праздник урожая)

Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника — поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.

Этот праздник не отмечается как раньше, но старшее поколение до сих пор почитает его, ведь «хлеб — всему голова». Свежеиспечённый хлеб – главное блюдо на праздничном столе. И на каждый праздничный стол первым ставят хлеб, желая, никогда не быть обделенным от него. В нашей школе такой праздник отмечается выставкой «Чудо овощ», а в детском саду утренник «Праздник урожая».

5 октября — Туня кумалтыш.

Проведение — священная Роща «Ош Куэр», деревня Нурсола Куженерского района Республики Марий Эл. Всемарийское моление Тyня Кумалтыш проводится в священных рощах, куда приходят карты и их помощники из числа членов общины.

12 октября — Турек Суртан кугызын кумалтышыже..

Проведение – поселок Мари-Турек Республики Марий Эл.

Молитвы своему легендарному предку — заступнику марийского народа Туреку (Туру), прах которого, по преданию, покоится под святым курганом, вознесли язычники — маритурекцы.

12 октября — Мер кумалтыш

Место проведения — священная роща Тумерото, город Йошкар-Ола. Мер Кумалтыш – это моление союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов — мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.

12 октября — Тисте кумалтыш

Тисте кумалтыш – общинное моление марийцев. Место проведения : священная Роща «Шинурото», Куженерский район Республики Марий Эл.

19 октября — Немда кундем кумалтыш

Место проведения Немда кундем кумалтыш — Новоторъяльский район Республики Марий Эл

19 ноября — Ял кумалтыш.

Место проведения – деревня Туня Уржумского района Кировской области.

Моление ял кумалтыш проводится раз в год до или после летних полевых работ.

4 ноября – День марийской государственности

Праздник установлен в честь образования Марийской автономной области (1921) и имеет государственный статус. Впервые праздничное торжество состоялось 1 марта 1921 года.

У пучымыш (Праздник новой каши)

У пучымыш проводится до православного Михайлова дня (21 ноября), в некоторых местах — в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других — в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.

10 декабря — Марий Тиште Кече ( Праздник марийской письменности )

10 декабря 1775 года императорская Академия наук Санкт — Петербурга издала первую марийскую грамматику «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка» . Ее автором считают казанского архиепископа Вениамина Пуцек — Григоровича . Учитывая историческую значимость издания первой грамматики марийского языка , с 10 декабря 1998 года в Республике Марий Эл отмечается День марийской письменности — Марий Тиште Кече .

У каждого народа есть свои традиционные праздники. Изучив марийские праздники, знакомясь с традициями и обычаями родной деревни, можно утверждать, что корни многих марийских праздников уходят глубоко в язычество марийского народа. Язычество марийского народа — это целый необозримый мир. Ко всему прочему, этот мир жив и по сей день. Приверженцев язычества называют «чимарий», что означает «чистый мари» или «настоящий мари». Почему «чистый мари»?- Мари, сохранивший изначальную веру, не примкнувший к другой. Марийский народ во все времена поклонялся силам природы, ощущал себя ее частицей, осознавал, что он не царь природы, которому позволено губить ее как угодно.

Сохранив, чтя культуру, традиции родного края, мы сохраним нашу нацию, наш народ.

Собранный материал поможет моим друзьям глубже познакомиться с традициями, обычаями марийского народа и не утратить его богатство.

1. Календарные праздники и обряды марийцев. Йошкар-Ола, 2003.

2. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. С. 200-214.

3. Калинина О.А. Марийские праздники. — Йошкар-Ола,2006.-51 с.

  1. История и культура марийского народа/ Под ред. А.А.Андриянова, О.М.Герасимова,-Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1994 г.
  2. История и культура марийского народа: Хрестоматия для учащихся 5,6 класса / Под ред. Г.И.Соловьева. — Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1993

Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/24/proekt-mariyskie-natsionalnye-prazdniki

Марийские народные праздники

Марийские народные праздники

Мы живем в интересное и сложное время. Когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно.

С древних времен большую роль в жизни народа имели обрядовые праздники. И они делали и делают нашу жизнь насыщеннее и интереснее.

Одним из таких праздников считается Новый год. Празднование Ново­го года у древних народов обычно совпадало с началом возрождение приро­ды и было приурочено к марту месяцу. А затем по указу великого князя Ио­анна III этот день был приурочен к 1 сентябрю. В этот день каждый, будь то простолюдин или знатный боярин мог искать у государя правды и милости. А Петр Великий коренным образом изменил способ празднования Нового года. Барабанный бой на площади возвестил народ о том, что празднование Нового года будет считаться с 1 января от Рождества Христова. И чтоб ук­рашал народ свои дома ветками деревьев ели, сосны, можжевельника. Жела­ли друг другу счастья, добра, благополучия.

Следующий праздник — это Масленица. Встречая весну в марте месяце, совершается изгнание Смерти или Зимы. Масленица — это катательные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, это балаганы, ряженые, кулачьи бои и прочие развлечения. Каждый день масленой недели имеет и свое название: Понедельник — встреча (строили снежную гору); Вторник — заигрыш, среда — лакомка, Четверг — разгул (кулачные бои, гадания), Пятница — тещины вечеринки, Суббота — золовкины посиделки: воскресенье — прово­ды.

Праздник кугече — пасха. Пасха считалась самым большим праздником. На пасху пекли куличи, красили яйца, ходили на кладбище. Считали, что ес­ли кулич удался, в семье будет все хорошо. Также в этот день в каждом доме происходит поминовение усопших, посещение кладбищ. В некоторых рай­онах у церквей зажигали костры. Существовал обычай — дрова для этих кост­ров красть. На пасху обязательно водили хороводы, пели, плясали, играли в игры.

Сорта — кече , первые поминки. Этот праздник празднуют в апреле ме­сяце — происходит поминовение усопших, но без больших церемоний. В этот день, день поминок, варит пиво, пекут блины, ватрушки, варит кашу, поку­пают вино, приглашают родных, соседей и по захождению солнца, начинают церемонию — поминовения усопших.

Одним из важнейших праздников мари является семи’к — се’мык — день поминовения родителей. Поминовение это совершается совокупностью 2-3-4 или 5 семей, объединенных одной родовой фамилией. Пекут блины, ставят свечи, читают молитвы.

Также семик считается одним из лучших весенних праздников. В этот день дома бирают березками, усыпают травой, ведут хороводы, играют.

Троица — один из главных христианских праздников. Так как Троицын день приходится в летний месяца, то к нему приурочены многие языческие чальною, русальною. Думают, что в Троицын день русалки падают, с деревьев. В русалок превращаются дети умершие без крещения. В Троицын день девушки спрашивали у кукушки долго ли им еще быть в домик отца. В этот день также устраивается народное гулянье с качелями, играми, гаданиями.

Ага-пайрем — праздник пашни. Бывает весной, когда наступает пора посева в полях и сопровождается общественным жертвоприношением из продуктов сельского хозяйства — пиво, мед, ватрушки, сырники, яйца и пр. Сопровождается молитвами о здравии счастливого сева и благословения посева, устраиваются общие развлечения и игры. Общее жертвоприношение и молитвы происходят на особом предназначенном для этого месте в поле или в специальной роще.

Иванов день празднуется 23 июня в ночь на 23, в ночь на Ивана Купалу. Добыв из дерева живой огонь, при пении особых купальных песен, зажигают в эту ночь костры и совершают разные гадания. Ивановская ночь, по народному поверью, считается страшной ночью, полно чародейных явлений. Бабы-яги, колдуны, ведьмы летят на Лысую гору и советуются, как бы причинить зло людям. В эту ночь по поверью расцветает папоротник — символ власти. Но все это только поверья и сказки.

Другой религиозный праздник Петров день — день Петра и Павла. Отмечается 12 июля. Этот день всегда справляли широко, весело и многолюдно. Начинается он с ярмарки, где продавали все, начиная со скота до драгоценностей. Также в Петров день совершали жертвоприношение богам, в некоторых марийских городах ходили на кладбище и поминали умерших.

Ильин день самый радостный всенародный христианский праздник день Жнива. Илья — пророк, именовали «грозным». Он означает пожар, смерть разрушение. Для предвещания гнева в этот день приносили различные жертвы. В этот день запрещалось работать. Уже накануне умолкают шутки, смех, разговоры. В Ильин день обычно бывали ритуальные кулачные бои и другие виды мужской борьбы.

Марийский праздник Шорыкйол. По преданию марийцев всех виновных людей за те грехи, преступления, что сотворил в течение года, в Доме шорыкйола наказывали. Старик Васли кугыза и старуха Васли кува в маске ходят по деревне со своими солдатами в масках, ходят по домам и показывают хозяевам их недостатки. Обычай шорыкйольского суда был введен первым марийским царем Тюкак Шуром. С его именем связаны и такие обычаи как отдавать невест на 3 ночи правителю и ему же дарить первого своего ребенка. Невест сопровождал палач — савым под звуки волынки и барана. А через 3 дня жен возвращали мужьям.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/79/430/56010.php

Читайте также:  Сценарий праздника здоровья для учащихся
Оцените статью