Календарный цикл русских народных праздников

О годовом календарном цикле русского народа и роли в нем праздничных дней.

Сложившийся в русской культуре народный календарь строго регламентировал годовое время, и люди, строя свою жизнь, ориентировались на него. Календарь организовывал всю полевую и домашнюю работу, именно он определял чередование будних и праздничных дней. Основой народного календаря служили святцы – церковный календарь, в котором каждый день был посвящен одному или нескольким христианским святым. В святцах указывалось время православных праздников, постов и мясоедов. Однако в сознании народа святцы получили дополнительную интерпретацию, поскольку отголоски языческого мировоззрения повлияли на восприятие христианской картины мира русскими людьми. Календари использовались как в устной форме, так и в виде печатных месяцесловов (лунников), куда входил список праздников и связанных с ними примет. Были и деревянные календари. На которых важные даты были помечены зарубками.

Церковные праздники являлись главными точками отсчета годового времени, при этом их официальные названия менялись на местный лад (к примеру, день святой Евдокии превратился в день Авдотьи Плющихи). Также важными ориентирами отсчета времени служили сезоны хозяйственных работ (начало пахоты, сева, жатвы и т.д.) и природные явления — обращалось внимание на наступление заморозков, прилет птиц, рост и расцвет растений и многое другое.

Год делился на четыре сезона, при этом весна и осень считались в народе временем переходным, это было межсезонье. Зиму встречали обычно в Рождественский пост, а начало весны приходилось в разных местностях России на разное время (Сретение, Благовещение или Трифонов день).

Ритм годовой жизни представлял собой чередование будней и праздников. Будни – это в первую очередь тяжелый физический труд, постоянная работа в поле, в доме, в мастерской, это заботы и усталость. В праздничные дни труд был под запретом («день свят – все дела спят»), и нарушители этого правила, по народным представлениям, понесут наказание (неурожай, пожар в доме, мор скота и так далее), а само время праздника считалось священным и было полно радости, общения и увеселений. Праздник разбавлял серую круговерть будней, это было событие, дающее возможность получить заслуженный отдых, поскольку в этот день можно было заниматься лишь самыми неотложными делами, такими как приготовление праздничного стола, уход за домашними животными и легкой работой, которая не считалась тяжелым трудом – сбор грибов и ягод, рыбалка, охота.

Читайте также:  Отмененный праздник 7 ноября

Улицы и дворы в праздничный день выглядели обновленными, а в домах царил полный порядок и красота: на стенах висели лубочные картинки и нарядно вышитые полотенца, на столе стояла праздничная посуда, а у икон теплились уютные огоньки лампадок. В праздник люди ходили друг к другу в гости на щедрое застолье, пели песни, плясали, устраивали гулянья. На улицах в праздничный день нарядно одетые мужчины и женщины раскланивались друг другу, старались быть как можно более вежливыми и вообще чувствовали себя более раскованно, чем в будни.

В народном обиходе праздников было немало – около 140-150 дней в году, включая воскресные дни, которые отмеряли будничное и праздничное время. При этом в народный календарь входили не только христианские праздники, но и такие, которые не значились в церковном календаре. Из установленных Церковью праздников по всей России отмечались Пасха («торжество всех торжеств»), Рождество Христово, Крещение, Троица, Петров день, Покров день и ряд других, а из внецерковных торжеств самые главные – Святки и Масленица.

Большие праздники продолжались обычно не менее трех-четырех дней, а некоторые из них длились целую неделю (Пасха, масленица).

Обряды были неотделимой частью многих праздников, большая часть из них была направлена на символические «встречи» и «проводы» наступающего или уходящего сезона. Символический язык встречи предполагал песенное или просто рифмованное приглашение, произносимое чаще всего детьми или молодежью, а также изготовление знакового предмета в зависимости вот времени года – это могли быть ритуальный хлеб, наряженное дерево, чучело, большой костер и т.п. Проводы – символическое изгнание – сопровождались соответствующими заклинаниями, песнями и ликвидацией знаковых предметов – их могли разорвать на части, сжечь, утопить, схоронить в земле. Содержание подобных обрядов было единым: в первую очередь они предназначались для того, чтобы в символической форме воздействовать на природные явления, чтобы в свое время выпал снег и наступила оттепель, прилетели птицы, поспел урожай, восстановилось плодородие земли после жатвы и многое другое, поскольку от сил природы в большой степени зависело благополучие крестьян.

Читайте также:  Уважаемые мамы поздравляю вас с праздником

Праздники были очень значимы в жизни русского народа. Общее праздничное гулянье, сбор всех жителей деревни на молебен или крестный ход помогало сплотиться и сблизиться всем жителям. На праздник было принято встречаться с близкими и дальними родственниками и ходить друг к другу в гости, что обеспечивало поддержание семейно-родственных связей. Молодые люди в праздничные дни получали прекрасную возможность показать себя с лучшей стороны и найти пару для создания в будущем своей семьи. В большие праздники деревню посещали люди из других мест (торговцы, балаганщики, богомольцы и другие), они рассказывали местным жителям новости и события, происходящие в стране, а также от них можно было узнать о далеких городах и странах. Эти диковинные для обывателей рассказы способствовали духовной солидарности жителей, осознанию себя как части огромной страны России. И самое главное – праздник позволял людям как следует отдохнуть от тяжелой работы, отвлекал от каждодневных проблем, позволял в какой-то степени снять напряжение и разрешить назревающие в обществе конфликты.

На иллюстрации: «Крестный ход на водоосвящение в деревне» (1858), Трутнев, Иван Петрович.

Источник статьи: http://school.bakai.ru/history/o_godovom_kalendarnom_cikle_russkogo_naroda_i_roli_v_nem_prazdnichnyh_dnej

Народные праздники

Сельский праздник. М.Б. Кустодиев

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.

Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили в брак.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие.

К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.

Ближайшие народные праздники

Дата по старому стилю: 24 февраля. Иванов день — это, по церковному календарю, день обретения главы Иоанна Предтечи. Иоанн, известный также как Креститель, считается ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим его пришествие. Он жил в пус.

Дата по старому стилю: 25 февраля. Святой Тарасий, чья память отмечается в этот день, был патриархом Константинопольским в конце 8 – начале 9 веков. По преданию, он отличался исключительной добротой: был отцом нищих и сирот, утешителем скорбящих, защ.

Дата по старому стилю: 26 февраля. В этот день православная церковь отмечает память святителя Порфирия, архиепископа Газского, жившего в 5 веке.На Порфирия мудрые люди говорили: «Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя — обманет». Несмотря на при.

Дата по старому стилю: 27 февраля. В этот день вспоминают преподобного Прокопия Декаполита — исповедника, жившего в 8 веке.На Прокопа, как правило, наступала настоящая весна, снег таял, зимние дороги переставали существовать. В народе говорили: «.

Дата по старому стилю: 28 февраля. В этот день православная церковь чтит преподобного Василия Декаполита, исповедника.На Василия было принято приносить в дом сосновую ветку: она очищает воздух и дает здоровье всей семье. Из сосновой хвои и веток .

Дата по старому стилю: 1 марта. Святая Евдокия Илиопольская, память которой отмечается в этот день, — раннехристианская мученица. В молодости она отличалась красотой и, будучи блудницей, заработала огромное состояние. В христианство Евдокию обратил м.

Дата по старому стилю: 2 марта. В этот день отмечается память священномученика Феодота, епископа Киринейского, жившего в 4 веке. На Руси святого Феодота (Федота) прозвали Ветроносом, поскольку в его праздник нередки были сильные ветры. В народе с.

Дата по старому стилю: 3 марта. В этот день отмечается память мученика Евтропия Амасийского, жившего в 3-4 веках в Малой Азии и погибшего за веру от рук язычников.В народе имя святого зарифмовали в поговорку: «Евтропий путь торопит да снег топит».

Дата по старому стилю: 4 марта. Герасим Иорданский, память которого отмечается в этот день, — христианский монах, живший в 5 веке в Ликии. Он родился в богатой семье, но оставил мирские дела и стал отшельником. Будущий святой жил в египетской пустыне.

Дата по старому стилю: 5 марта. В этот день православная церковь отмечает память мученика Конона Градаря. Он жил в памфилийском городе Мандоне и занимался возделыванием огородов, отчего и получил свое прозвище.В день Конона было принято замачиват.

Дата по старому стилю: 6 марта. Константин — один из 42 мучеников, память которых отмечается в этот день. По преданию, все они были знатными жителями города Аммореи. Сарацины увели их в плен, истязаниями старались принудить их изменить вере, а затем.

Дата по старому стилю: 7 марта. В этот день отмечается память сразу двух святых, носивших одинаковые имена, — преподобного Павла Препростого, жившего в 4 веке, и святителя Павла Исповедника, епископа Прусиадского, жившего в 9 веке.На Руси считало.

Дата по старому стилю: 8 марта. Даты, связанные с солнечным циклом, у многих народов отмечались как праздничные. Не стал исключением и день весеннего равноденствия, выпадающий на 20 или 21 марта по новому стилю. Считалось, что именно с этого момента .

Дата по старому стилю: 9 марта. Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане .

Дата по старому стилю: 10 марта. В этот день чествуют сразу нескольких святых — отмечают память Коринфских мучеников и мучениц. Среди всех русский народ выбрал мученицу Василиссу и дату посвящал ей.В этот день хозяева занимались весенними заботам.

Дата по старому стилю: 11 марта. На эту дату приходится чествование архиепископа Евфимия II, жившего в 15 веке. Он родился в Новгороде, в семье священника Михея и Анны, которые долгое время не могли иметь детей и пообещали посвятить своего ребенка Бо.

Дата по старому стилю: 12 марта. Феофан Исповедник — византийский монах, летописец, почитаемый православной церковью в лике преподобного. Биография Феофана известна из жития, написанного патриархом Мефодием в 9 веке, а также из его собственного произ.

Дата по старому стилю: 13 марта. Никифор — патриарх Константинопольский, чья память чтится в этот день, жил в 8-9 веках. Он почитается в лике святителя. Никифор был ревностным защитником икон, поэтому после воцарения на престоле императора иконоборца.

Дата по старому стилю: 14 марта. Святой Венедикт Нурсийский был родоначальником западного монашеского движения, автором одного из важнейших уставов латинской традиции. В православной традиции почитается как преподобный.На Руси было принято обихаж.

Дата по старому стилю: 15 марта. Праздник получил название в честь двух святых мучеников Александров, память которых отмечается в этот день вместе с памятью Агапия и еще пяти мучеников, пострадавших за веру в 4 веке.На Александра ждали прилета пе.

Дата по старому стилю: 16 марта. В этот день православная церковь чтит память мученика Савина Ермопольского, жившего в Египте в 3 веке. На Савина (Саввина) нужно было посвятить день телеге — осмотреть ее, укрепить колеса, приладить оглобли. В нар.

Дата по старому стилю: 17 марта. Алексий, человек Божий, жил в конце 4 — начале 5 веков. Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье; его родители были благочестивыми христианами, помогали обездоленным и нуждающимся. В ночь после свадьбы .

Дата по старому стилю: 18 марта. В этот день православная церковь отмечает память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, жившего в 4 веке.Свое прозвище Кирилл получил благодаря мартовской погоде и быстрому таянию снега. Выехав утром на с.

Дата по старому стилю: 19 марта. Праздник получил название в честь двух христианских святых — Хрисанфа и Дарии Римских, живших в 3 веке. Хрисанф происходил из семьи язычников, но, прочитав Новый Завет, решил стать христианином. Отец, желая отвратить .

Дата по старому стилю: 20 марта. Фотина Самаряныня (русский вариант имени — Светлана), память которой отмечается в этот день, — героиня известного библейского предания, та самая женщина, у которой Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова. Познак.

Дата по старому стилю: 21 марта. В этот день церковь чествует епископа Кирилла Катанского, жившего на Сицилии в 1-2 веках. Русский народ, как часто бывает, переиначил имя святителя на свой лад, вложив в него новый смысл. Говорили, что день Катаника —.

Дата по старому стилю: 22 марта. В этот день православная церковь чтит память священномученика Василия Анкирского, который жил в 4 веке.В народе Василий получил множество прозвищ, и все они связаны с наступлением теплых и солнечных дней. Уже вовс.

Дата по старому стилю: 23 марта. Никон Печерский, память которого отмечается в этот день, жил в 11 веке. С 1078 по 1088 годы он был игуменом Киево-Печерского монастыря, основал церковь и монастырь Пресвятой Богородицы. Прославился как ученый-летописе.

Дата по старому стилю: 24 марта. В этот день православная церковь чтит память святителя Артемия (Артемона), епископа Солунского. Он жил и проповедовал на заре христианства – в 1-2 веках.Погода к этому времени стояла уже теплая, снег таял, и те кр.

Дата по старому стилю: 25 марта. Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, установленный в память о дне, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Сына Божия. Праздник выпадает на Великий пост или на Светлую Сед.

Дата по старому стилю: 26 марта. Архангел Гавриил — один из ангелов, почитаемых не только в христианстве, но также в иудаизме и исламе. Его имя буквально означает «Всевышний — сила моя». Согласно христианской традиции, Гавриил открывает смертным тайн.

Дата по старому стилю: 27 марта. Матрона Солунская, память которой отмечается в этот день, жила в Салониках в 3-4 веках и была рабыней иудейки Павтилы. Хозяйка принуждала ее к отступничеству от христианства, но Матрона не желала отказываться от веры .

Дата по старому стилю: 28 марта. В этот день православная церковь чтит память преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского, жившего в 8 веке.Свое прозвище святой получил на Руси благодаря погоде, которая к его дню становилась совсем теплой.

Дата по старому стилю: 29 марта. В этот день на Руси чествовали самое любимое в народе дерево — берёзу. Её называли деревом жизни, здоровья и света. У русских людей с берёзой было связано множество поверий. Заболевшего ребенка, например, нужно бы.

Дата по старому стилю: 30 марта. В этот день православная церковь отмечает память Иоанна Лествичника — христианского богослова и философа, игумена Синайского монастыря, жившего в 6-7 веках. Иоанн является автором «Лествицы» (от старославянского «лест.

Дата по старому стилю: 31 марта Святой Ипатий, память которого почитается в этот день, был епископом города Гангры в Малой Азии. В 325 году он участвовал в Никейском соборе, на котором были установлены основные догматы христианства. Когда Ипатий в.

Источник статьи: http://www.calend.ru/narod/holidays/

Оцените статью