А. Ю. КАПСКАЯ Т. Л. МИРОНЧИК ПОДАРКИ ФЕЙ РАЗВИВАЮЩАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Творческий Центр РЕЧЬ
2 А. Ю. КАПСКАЯ Т. Л. МИРОНЧИК ПОДАРКИ ФЕЙ РАЗВИВАЮЩАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Творческий Центр РЕЧЬ Санкт-Петербург 2008
3 ББК88.8 К20 К20 Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, с. ISBN В книге представлена программа развития нравственной сферы дошкольников, описан рад развивающих упражнений и методик для диагностики и исследования личности дошкольников. Кроме того, приведен рад рекомендаций для воспитателей по взаимодействию с детьми и по использованию сказкотерапевтического подхода. Книга будет полезна для детских психологов и специалистов по дошкольному воспитанию. ББК 88.8 В оформлении обложки использована работа Анастасии Перваковой (Школа искусств «На Васильевском», преподаватель С. Д. Медведева) А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик, 2006 Издательство «Речь», 2006 П. В. Борозенец, обложка, 2006 ISBN А. Первакова, рисунок на обложку, 2006
4 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 5 ПРОГРАММА «ПОДАРКИ ФЕЙ». СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ 9 Методические рекомендации 10 Занятие 1. Знакомство 11 Занятие 2. Созвездие 13 Занятие 3. Путешествие на волшебную поляну (песочная терапия) 15 Занятие 4. Путешествие в сказочный лес 17 Занятие 5. Подарки феи 20 Занятие 6. Добрый мир 24 Занятие 7. Доброта 25 Занятие 8. Фея огня 27 Занятие 9. Нежность 29 Занятие 10. Вежливость 32 Занятие 11. Фея правды 35 Занятие 12. Фея чистоты 37 Занятие 13. Окружающий мир 40 Занятие 14. Дружба 44 Занятие 15. Дар любви 47 Занятие 16. Фея сказок 48 Занятие 17. В гостях у сказки 51 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА 55 Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания 55 Метод «Беседа» 55 Методика «Закончи историю» 57 Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания 58 Методика «Сюжетные картинки» 58 Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) 65 Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания 66 Методика «Сделаем вместе» 66 Методика «Подели игрушки» 70 Методика «Проигрышнаялотерея» 70 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 71
5 4 Оглавление Ритуалы вхождения в сказку 71 Игры для развития нравственной сферы 75 Арт-терапевтические методы в рамках сказкотерапии и дома 77 Игровые упражнения в рамках сказкотерапии 84 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 89 Формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми 89 Консультация для воспитателей Пословицы и поговорки Игры и упражнения Вопросы для дискуссии 94
6 ВВЕДЕНИЕ В мире много сказок, Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает Зло! М. Шаинский Вопрос о том, как детям удается (или не удается) развить у себя духовно-нравственные чувства, становится все более важным для нашего общества. Рост преступности, различные травмирующие людей социальные события заставляют общественность страны серьезно задуматься над вопросами морали. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям, и все их невозможно учесть. Эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рождения медлителен, основателен, все делает методически. Другой быстр, нетерпелив, вспыльчив такое поведение принято называть гиперактивным. Мириады влияний семья, детский сад, школа, средства массовой информации, улица, воздействуют на ребенка, и невозможно предсказать их результат заранее. Время от времени каждый ребенок говорит матери: «Ну, все ребята так делают». Один ребенок, сказав это, все же на практике придерживается тех же ценностей, что и его родители; другой же, может быть, из той же семьи, отвергнет большинство стандартов взрослых и будет ориентироваться только на сверстников. Ни особенности воспитания ребенка, ни преобладающие поведенческие стандарты общества не могут дать всей информации о нравственном развитии и поведении ребенка. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности. Нравственное развитие одна из центральных линий психического развития дошкольника. Нравственное развитие теснейшим образом
7 «Подарки феи». Развивающая сказкотерапии для дошкольников связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Оно невозможно, если ребенок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не способен управлять своими эмоциями. Нравственное развитие включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо» и «что такое плохо»). У них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки. Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать жадным, злым, добрым и т. д. По данным психологических исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор. Нравственное развитие дошкольника имеет, по данным Ж. Пиаже, Л. Кольберга и других исследователей, следующие возрастные особенности: Наличие интенции. Дети дошкольного возраста оценивают события в терминах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерение индивида, совершившего то или иное действие. 1) Относительность. Дети дошкольного возраста считают, что любое действие может быть однозначно оценено как хорошее или плохое. По мере взросления они оставляют этот категорический подход. 2) Независимость последствий. Дети дошкольного возраста обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него; дети более старшего возраста оценивают проступок по тому, насколько важное правило поведения было нарушено, и по тому, какой ущерб был нанесен. 3) Готовность дать сдачи. Многие дети младше 12 лет не могут поставить себя на место другого. Они действуют только в зависимости от своих чувств и потребностей и неспособны понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели. Однако некоторые достаточно рано проявляют готовность мириться и прощать. 4) Использование наказания для исправления и перевоспитания. Маленькие дети склонны считать, что залюбой проступок надо стро-
8 Введение 7 го наказывать. Более старшие дети считают более уместными мягкие наказания, достаточные для восстановления попранных прав «жертвы» и для исправления «преступника». 5) Натуралистические взгляды на неудачу. Дети младше 8 лет склонны видеть в своих неудачах наказание со стороны Бога или другой всемогущей силы [13]. По мере взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая. Задачи нравственного развития детей и технологии его реализации специально не прописаны, хотя говорится о том, что само воспитание в концепции личностно-ориентированного подхода должно пониматься «как приобщение к миру человеческих ценностей». Необходимость создания разработки и апробирования программы «Подарки фей» была продиктована тем, что именно в дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания. Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный русский педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку». Работа с детьми по программе «Подарки фей» преследует цель постепенного усвоения детьми общественных норм, определяющих, что правильно и что неправильно, а также формирования моральных суждений и социально приемлемого поведения. Это поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный добрым, несобранный аккуратным. Для изучения в данной программе были выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны детям 6 7 лет. Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный. Содержанием диагностического этапа является исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития детей. Для диагностики когнитивного компонента нравственного сознания можно использовать метод «Беседа», методику «Закончи историю» и др. Для диагностики эмоционального компонента нравственного сознания можно использовать следующие методики:
9 8 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений» и другие. Чтобы изучить поведенческий компонент нравственного сознания используются следующие методики: «Сделаем вместе», «Подели игрушки», «Проигрышная лотерея» и другие. Содержанием формирующего этапа является проведение коррекционно-развивающих занятий нравственной направленности. Контрольный этап заключается в тестировании. После завершения всех трех этапов проводится итоговое собрание родителей, где обсуждаются результаты работы с детьми и даются рекомендации родителям и воспитателям по дальнейшему развитию нравственного сознания детей.
10 ПРОГРАММА «ПОДАРКИ ФЕЙ». СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЦЕЛИ 1) Формирование нравственного сознания. 2) Развитие нравственных переживаний и чувств. 3) Формирование нравственного поведения. ЗАДАЧИ 1) Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентации. 2) Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре. 3) Сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире. 4) Сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им. 5) Развить умение чувствовать и понимать другого. 6) Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого. 7) Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.
11 10 «Подарки фей *. Развивающая сказкотерапия для дошкольников МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Курс, состоящий из 17 коррекционных занятий, предназначен для детей 6 7 лет. Численность группы 6 8 человек. Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия минут. В основе коррекционно-развивающих занятий лежат такие технологии, как сказкотерапия и песочная терапия. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. Сказки затрагивают много типичных жизненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных детскому сознанию. Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также помогает ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. В процессе песочной терапии, разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Кроме того, песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Занятия данной программы включают в себя игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику (имитационные игры); метафорические этюды релаксации; свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т. п.; танцы, ритмику, телесные упражнения. Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. Психолог может перед началом занятия обсудить с детьми те или иные духовно-нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношений в играх на занятии, например: победивший не всегда тот, кто сильнее и быстрее; лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана; мячом можно сделать больно; нужно уступать более слабому и т. д. Необходимо обсуждать с детьми разные конфлик тные и спорные ситуации, возникающие во время занятия.
12 Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 11 Каждый психолог или педагог по своему усмотрению может использовать игры и упражнения данной программы в процессе духовно-нравственного воспитания, может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение. ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО Цели Знакомство с детьми, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», принятие детьми друг друга, отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения. Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Знакомство. Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить: «Добрый день, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), Добрый день, Маша. (называются имена детей по кругу), Добрый день, Татьяна Леонидовна и Алла Юрьевна, Добрый день, солнце (все поднимают руки, затем опускают), Добрый день, небо (аналогичные движения руками), Добрый день всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!» 3. Упражнение «Мое имя». Психолог задает вопросы; дети по кругу отвечают. Тебе нравится твое имя? Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее понравившийся ему вариант. 4. Упражнение «Угадай, кого не стало». Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его. 5. Упражнение «Узнай по голосу». Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
13 12 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников 6. Правила поведения в группе: Помни о благодарности говори «волшебные слова». Помогай друзьям; делись с ними. Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее. Не срывай злость на других. Не ссорься по пустякам. Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам. При споре договаривайся самостоятельно. Умеешь сам помоги товарищу. 7. Игра «Волшебная звезда». «Я хочу вам рассказать одну историю. Она про те времена, когда звезд на небе еще не было. Эта история про Звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она ни старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет?» Вответнасвой вопрос она услышала слова мудрого старца: «Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» «Я согласна», ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение. Попробуйте отгадать где? (Ответ: в каждом из нас.) Поэтому я хотела бы, чтобы вы подошли сюда и образовали одну большую звезду. Встаньте в круг. Сделайте круг таким тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень теплая, потому что она готова дарить свой свет, согревая сиянием своей доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собственный свет, но каждый из вас также принимает свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, теплый свет, источаемый вашей собственной звездой. Атеперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу (дети передвигаются очень маленькими шажками под музыку). А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке».
14 Программа «Подарки фей», Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 13 Психолог разрезает яблоко пополам и просит детей найти звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Детям предлагается принять от Звездочки и Мудрого старца подарок в виде яблока. Звучит музыка. 8. Заключительный этап. Дети передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствует тот, кто держит клубок, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего. 9. Ритуал выхода из сказки. ЗАНЯТИЕ 2. СОЗВЕЗДИЕ Цели Создание условий для сплочения коллектива; предоставление детям возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки. Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Упражнение «Здравствуй, это я». «Вы знаете, что такое рукопожатие? Этот жест между людьми был введен давным-давно, еще в рыцарские времена и указывал на то, что рыцарь безоружен иоткрытдля общения с партнером. Сейчас этотжест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом. Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием друг с другом. Только сделаем это необычно. Сейчас, на счет «три» мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки». 3. Упражнение «Имя». Психолог: «Для начала давайте вспомним, как кого зовут. На счет «раз-два-три» вы громко называете свое имя. Поняли? Атеперь на счет «раз-два-три» скажите шепотом свое имя. Услышали что-нибудь? А сейчас я буду называть буквы алфавита, и те, у кого имя начинается на эту букву, поднимают руку. Назовите себя.
15 14 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды. Поднимите руку те, кто любит смотреть на звездное небо. Поднимите руку те, кто знает, под каким созвездием он родился». На фоне спокойной музыки психолог говорит: «Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали. Мечтали о будущем, о вечном, о прекрасном. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды». Психолог показывает детям лист ватмана, на котором изображено ночное небо. «У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту. Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове «звезда». Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно заключается? Каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит, каждый из нас звезда?» 4. Упражнение «Моя звезда». Психолог раздает каждому ребенку по звездочке. Детям необходимо украсить ее по своему желанию. Затем дети по кругу рассказывают, где она находится. Высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки? Хорошо ли вашей звездочке там? 5. Упражнение «Созвездия». «Каждый из нас звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединиться в группы из нескольких звезд. Сейчас вы начнете двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда вы должны объединиться по три звездочки». 6. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто. ». «Продолжим знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала это буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте те, у кого есть сестра», и все те, у кого есть сестра, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остался без места, продолжает игру». 7. Упражнение «Звездное небо». «Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.
16 Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 15 Как вы себя чувствуете после этого? Нравится ли вам расположение звезд? Хотелось бы вам что-нибудь изменить? Если изменить больше ничего не хочется, давайте приклеим звездочки на лист». Дети приклеивают звездочки на листе ватмана. «А теперь давайте соединим наши звездочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием. (участники придумывают название созвездия). Сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие «. ». 8. Заключительный этап. Психолог зажигает свечу, звучит медленная мелодия, участники в течение некоторого времени смотрят на пламя свечи. 9. Ритуал выхода из сказки. ЗАНЯТИЕ 3. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ПОЛЯНУ (Песочная терапия) Цели Сплочение детей; создание атмосферы группового доверия и принятия; формирование навыков позитивной коммуникации; снятие психоэмоционального напряжения. Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Игра «Путешествие на волшебную поляну» (песочная терапия). Психолог «превращает» детей в Волшебников и говорит: «Вы Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы найти страну, в которой еще никто нежил. Там вы создадите цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых бы вы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома все, что будет вам нужно для создания сказочной страны». «Давайте послушаем, о чем говорится в сказке. Итак, где-то далеко-далеко, может быть, и очень близко, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим ее вместе. Есть там реки
17 16 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников (дети в песочнице создают реки, разделяя песочный лист на несколько частей), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы). Посмотрите, как быстро у нас появилась сказочная страна на месте пустыни. Мы создали ее своими руками. Мы творцы этой страны. В этой сказочной стране на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время предлагается поставить свой домик в любое место песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком). Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками. Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?» Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом, который в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников построить коммуникации между территориями. «Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали. Взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса. А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могут видеться друг с другом, когда им захочется. Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы. » По окончании сеанса участники сами разбирают песочную картину, таким образом закрепляя опыт, приобретенный ими на символическо-бессознательном уровне. 3. Изотерапия. Рассадив детей за большим столом, психолог предлагает детям нарисовать тот персонаж или место в волшебной «песочной» стране, которые им больше всего запомнились. 4. Релаксационное упражнение «Танец рук». Психолог включает тихую музыку, просит детей закрыть глаза, расслабиться и представить, что их руки стали волшебными и могут превратиться в птичьи крылья, ветви дерева, порыв ветра, капли дождя или стебли трав. Под музыку дети должны позволить своим рукам «танцевать так, как они хотят». Психолог предупреждает детей, что они должны пол-
18 Программа «Подарки фей». Сказкотерапии для формирования нравственной сферы 17 ностью расслабиться и наблюдать за движениями своих рук как бы со стороны. Затем дети рассказывают, что они чувствовали во время танца своих рук. 5. Заключительный этап. Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей рассказать, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо. Дети, передавая мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение. 6. Ритуал выхода из сказки. ЗАНЯТИЕ 4. ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС Цели Отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом; проработка мотива взаимопомощи и ответственности. Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. За минуту до начала занятия включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки. Психолог говорит детям: «Ребята, сейчас мы с вами пойдем в волшебную сказочную страну. Вы слышите эти звуки сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза). А теперь. (шепотом) пошли. » 2. Упражнение «Волшебный цветок». «В этой волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая мудрая фея. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Если подойти к этому цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваясь до него) и закрыть глаза, то можно превратиться
19 18 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников в кого угодно. Сейчас мы можем тихонечко подойти к Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и превратиться в тех существ, которых вы задумали». «Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных существ, в которых задумали превратиться. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться, как тот герой, в которого вы превратились. Теперь давайте знакомиться». «Сказочные существа» садятся на пол в кружок и психолог расспрашивает их, кто они такие (что любит тот персонаж, в которого они превратились, какой у него характер, как он ходит, летает, прыгает и прочее). 3. Переход к сказке. Психолог берет куклу-марионетку Феи и говорит: «Я вижу, что в мою сказку пришли сегодня удивительные существа: добрые, смелые, готовые помочь друг другу, которые наверняка умеют внимательно слушать и наблюдать за тем, что происходит вокруг них. Таких существ я с радостью приглашаю в свой Сказочный лес. Но знаете ли вы, что прогулка по сказочному лесу может быть не только приятной, интересной, но и опасной? Значит, не растеряетесь в Волшебном лесу? Тогда идите. Но помните, что в Сказочном лесу все добрые существа помогают друг другу. И еще: будьте внимательны ведь в сказке иногда все изменяется очень быстро. » Дети вместе с феей и выходят на «лесную дорожку». Психолог расстилает на полу зеленую ткань, включает аудиозапись с птичьими голосами и говорит: «И вот мы вошли в Волшебный лес. Слышите, как переговариваются друг с другом птицы?» 4. Упражнение «Звуки природы». Дети в течение некоторого времени слушают запись птичьих голосов. «Как выдумаете, о чем они говорят? Посмотрите у нас под ногами волшебная лесная дорожка». 5. Упражнение «Лесные дорожки». «Помните, в сказке все может быстро изменяться? Вот и эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке (дети, сняв обувь, изображают, как они идут по мягкой травке), а сейчас мы с вами идем по песку. Он становится все горячее и горячее. Ой! Он просто обжигает ноги. А вот волна накатилась на песок и скрыла его мы с вами идем по теплой воде. и вот мы вышли на лесную тропинку, мы идем по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам. ».
20 Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 19 Пока дети увлечены ходьбой по «живой» лесной тропинке, незаметно для них психолог кладет на дорожку игрушку «раненого» ворона. Дети замечают ее и останавливаются. Психолог говорит: «Давайте подойдем и спросим, что случилось». Ворон тихим голосом отвечает: «Я Ворон Воронович. Подстрелил меня злой колдун стрелой заговоренной. Стрелу то я клювом вытащил, а рана осталась. Нет сил лететь дальше. Пить. ». Дети оглядываются в поисках источника воды и замечают «родник» (стульчик под голубой тканью). 6. Упражнение «Чаша». Дети подходят к «роднику», складывают лодочкой руки и набирают в них воду. «Чтобы волшебная вода не выливалась, нужно сделать общую чашку. Встаньте в кружок, протяните ручки вперед, сложите их лодочкой и сделайте общую чашу из ваших рук. А теперь наберите в нее воды и тихонечко, так, чтобы не повредить чашу, отнесите ворону воду». Дети, неся общую чашу, должны сдерживать свое желание побыстрее добежать до ворона и напоить его. «Если кто-то будет торопиться первым напоить ворона, чаша сломается, и придется снова идти к «роднику». а раненый ворон все это время будет ждать. » Ворон благодарит детей и просит принести ему молока птицы Рух, чтобы заживить рану. Для этого нужно запомнить волшебное заклинание, которое дети должны сказать все вместе, иначе оно силу не имеет. «Птица Рух, птица Рух, ранен твой любимый друг». Ведущий незаметно убирает родник и снова кладет на пол «лесную дорожку». 7. Упражнение «Дорога к птице Рух». Дети осторожно идут по лесной дорожке, на пяточках, на носочках, на внешней стороне стопы, ступают полной стопой. Затем они идут по болоту, с трудом вытаскивая из болота ноги, выходят на лесную опушку, садятся отдохнуть. 8. Релаксационное упражнение «Отдых». Дети ложатся на «травку» и отдыхают. Но долго отдыхать нельзя ворон ждет. Надо идти дальше через дремучий лес. Дети вместе с психологом входят в лес, руками раздвигают ветки, перелезают через воображаемые буреломы. Но вот лес кончился, и показалось большое озеро. Психолог убирает с пола «лесную дорожку» и кладет на пол голубую ткань. Дети переправляются через озеро, показывая, как они умеют плавать. Наконец они подошли к дому птицы Рух (стол, накрытый розовой тканью). Дети вместе с психологом подходят поближе, произносят слова
21 20 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников заклинания и рассказывают птице Рух о том, что произошло с ее другом вороном. Птица Рух выносит молоко и говорит, что молоко понесет тот, кто первым отгадает загадку: «Отважное сердце, острый клюв, на помощь летит, когда его ждут». Получив молоко, ребята прощаются с птицей Рух и отправляются в обратный путь. Ворон выпил молоко и его раны зажили. Ворон: «Спасибо вам, добрые существа. Если бы не вы, я бы погиб здесь. Когда вам будет нужна моя помощь зовите, я прилечу. Атеперь прощайте». 9. Ритуал выхода из сказки. Фея спрашивает ребят о том, что произошло с ними в ее волшебном лесу. Дети рассказывают о своих приключениях. Фея: «Я не ошиблась в вас. После таких приключений вы стали сильнее и умнее. Но теперь вам пора домой. Подойдите к цветку, протяните над ним руки и превращайтесь в самих себя. Счастливого пути!» Дети превращаются в самих себя. Волшебный цветок гаснет. Ребята потихоньку выходят из сказочной комнаты. ЗАНЯТИЕ 5. ПОДАРКИ ФЕИ Цели Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе; формирование мотиваций деятельности и активных личностных установок, связанных с развитием нравственных качеств; расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях; снятие эмоционально-психического напряжения. Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Упражнение «Пожелание». Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания. Затем психолог начинает рассказывать сказку «Подарки феи», которая будет сквозной для этого занятия. «Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая
22 Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 21 вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше». 3. Тренинг эмоций «Злюка». Детям предлагается изобразить с помощью мимики и пантомимики «злюку». Ребенок сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со злостью и недовольством. Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена. «А младшая дочка была вся в покойного отца добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще и красавица, каких мало». 4. Упражнение «Кляксы». Детям предлагаются цветные кляксы: светлые, яркие и темные, грязные. Задача детей увидеть и вырезать изображение, напоминающее злого или доброго персонажа, героя. «Мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утрадо ночи. Кроме всех прочихдел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды». 5. Этюд «Кувшин с водой». Детям предлагается показать, как девочка набирает из источника воду в кувшин, ставит его на плечо и несет «тяжелый кувшин» домой. «Как-то раз, когдадевушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться. Пейте на здоровье, тетушка, сказала добрая девушка. Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобнее было пить. Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке: Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!» 6. Упражнение «Подарок». Детям предлагается по кругу подарить воображаемый подарок друг ДРУГУ-
23 22 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников «Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее зато, что она замешкалась у источника. Простите, матушка, сказала бедная девушка. Я нынче и вправду запоздала. Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза. Смотрите-ка! сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга. Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.) Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст». 7. Упражнение «Украшения». «Ребята, как выдумаете, что можно сделать из жемчуга и алмазов?» Детям предлагается выбрать по три геометрические фигуры и совместно сделать «бусы» на разложенной на полу веревочке (психолог обращает внимание детей на правила поведения во время совместной деятельности). «Ну, если так, сказала мать, надо мне послать к источнику и старшую дочку. А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться. Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! отвечала злючка. А я хочу, чтобы ты пошла! прикрикнула на нее мать. И сию же минуту, без разговоров! Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме». 8. Тренинг эмоций «Упрямая девочка». Дети по очереди изображают упрямого ребенка, который топает ногой и кричит: «Не хочу!», «Не пойду!». «Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.) Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? сказала девушка дерзко. Ну конечно, только для этого!
24 Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 23 Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите. Однако вы не очень-то любезны, сказала спокойно фея. Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!» 9. Телесно-ориентированное упражнение. Детям предлагается по сигналу психолога «превратиться» в змею или жабу (ползать либо прыгать). Один хлопок в змею; два хлопка в жабу. «Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу: Это ты, доченька? Ну как? А вот так, матушка! буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог. Ах, боже мой! вскрикнула мать. Да что же это такое? Откуда. А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится она у меня. И она кинулась на младшую дочку с кулаками. Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу». 10. Релаксационное упражнение «Звуки природы». Дети в течение 2 3 минут слушают аудиозапись со звуками природы. «Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны. Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем-то горько плачет. Ах, сударь, ответила красавица, матушка прогнала меня из дому! Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала всю историю. Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданного, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней». 11. Заключительный этап. Психолог беседует с детьми о подарках феи, акцентирует внимание на том, что доброта вознаграждается, а злоба, недовольство наказываются. «И теперь на каждом занятии мы будем знакомиться с теми качествами личности, которые достойны подарка феи». 12. Ритуал выхода из сказки.
25 24 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников ЗАНЯТИЕ 6. ДОБРЫЙ МИР Цели Обобщение представлений детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; стимулирование потребности совершать добрые поступки; формирование умения передавать эмоциональное состояние в рисунке; формирование позитивного образа своего «Я». Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Упражнение «Мой хороший попугай». Упражнение способствует развитию эмпатии, умения работать в группе. Дети стоят в кругу. Затем психолог говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т. д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать другому ребенку. 3. Упражнение «Фея доброты». Дети встают в круг и вытягивают перед собой руки. Психолог незаметно кладет в ладошки одного из детей колечко и громко говорит: «Кто сегодня всех добрей, выходи ко мне скорей». Тот, у кого колечко, должен выбежать в центр круга. Этот человек становится феей доброты. Фея доброты дотрагивается до кого-либо из детей колечком и говорит о нем что-то доброе. Тот, до кого дотронулась фея, должен сказать что-нибудь доброе о своем соседе, который, в свою очередь, говорит что-то доброе следующему по кругу человеку и т. д. Последний человек в круге вместе с феей повторяет все доброе, что дети сказали друг о друге. 4. Упражнение «Найди добрые руки». Детям завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти кдругим детям и найти с закрытыми глазами добрые руки и в ответ тоже подарить руками доброту. После этого
26 Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 25 дети снимают повязки и делятся своими впечатлениями. 5. Упражнение «Когда приходит доброта». Психолог просит детей представить, что фея доброты подарила им ларец с дарами доброты. Затем дети перечисляют, что может быть добрым. Например, добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд, доброе слово, добрая душа, доброе сердце, добрый день ит. д. «Чтобы помочь фее оживить дары, нужно сделать следующее: посмотреть друг на друга добрыми глазами; улыбнуться друг другу доброй улыбкой; подарить друг другу добрый взгляд; сказать друг другу доброе слово; рассказать о добром дне». 6. Упражнение «Добрый мир». Каждому ребенку психолог раздает карточки с разными картинками. Например: самолет, поезд, дом, лес, река, солнце, цветок и т. д. Дети должны придумать и рассказать сказку о добром самолете (поезде, доме, реке и т. д.) 7. Рисование по сказке. 8. Заключительный этап. Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями. 9. Ритуал выхода из сказки. ЗАНЯТИЕ 7. ДОБРОТА Цели Закрепление представлений детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; актуализация стремления совершать добрые поступки; обучение передаче эмоционального состояния человека с помощью мимики, речи, рисунка; формирование позитивного образа «Я». Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку.
27 26 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников 2. Упражнение «Волшебные шарики». Упражнение способствует снятию эмоционального напряжения. Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошку стеклянный шарик «болик» и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения. Волшебная сила доброты, которую вам дали волшебные шарики, поможет вам в путешествии по лесу. 3. Упражнение «Прогулка в лес». Психолог приглашает детей прогуляться по воображаемому лесу. Дети повторяютдвижения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. 4. Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник». Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать «камнями», а другим «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, опираясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями. По окончании упражнения психолог спрашивает, какие были «камни» удобные или неудобные, твердые или мягкие? 5. Упражнение «Добрые тучки». Дети встают в круг. Все они маленькие серые тучки, а один из них ветерок. Ветерок по очереди дотрагивается до тучек и каждая рассказывает им, кого и при каких обстоятельствах она напоила дождиком. Например: «Я напоила человека, заблудившегося в пустыне; я напоила розу, хозяйка которой заболела и не смогла ее поливать». 7. Упражнение «Кто первый прыгнет в круг». С помощью веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга. Психолог говорит: «Когда услышите слово «доброта», быстро прыгайте в круг». Психолог произносит разные слова. Дети ждут, когда он скажет слово, которое служит сигналом для прыжка. После нескольких проигрываний слово-сигнал меняется.
28 Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы Упражнение «Добрые волшебники». Все дети добрые волшебники. Каждый из них должен подарить людям какой-либо добрый подарок. Психолог просит детей нарисовать свой добрый подарок. По рисункам друг друга дети угадывают, какие добрые дары принесли людям волшебники. Из рисунков детей делается выставка «Добрые дары». 9. Заключительный этап. Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание было сегодня самым приятным. Дети, передавая мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение. 10. Ритуал выхода из сказки. ЗАНЯТИЕ 8. ФЕЯ ОГНЯ Цели Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами; развитие умения заботиться о других; воспитание чувства ритма; развитие координации движений. Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Упражнение «Давайте поздороваемся». Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два плечиками, если три раза спинками. 3. Сказка «Фея огня». Психолог зажигает свечу и рассказывает детям сказку про Фею огня: «В одном городе стояла лютая зима, и люди умирали от холода. Ночью огненная фея прилетала к ним в дом и зажигала своим огнем камины и печи. Она целовала замерзшие щеки детей, и они становились румяными, а затем зажигала в сердцах людей огонь надежды». 4. Телесно-ориентированное упражнение «Танец Феи огня». Под музыку (спокойную, быструю) дети танцуют, изображая огненную фею.
29 28 «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников 5. Этюд «Спаси птенца». Психолог говорит о том, что в нашей помощи, нашем тепле нуждаются многие животные и предлагает спасти маленького птенца: «Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. Атеперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите его к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!» 6. Упражнение «Солнечные зайчики». Дети встают в круг. Все они «солнечные зайчики». Один ребенок «солнышко». «Солнышко» по очереди дотрагивается до «солнечных зайчиков» своими лучиками, и каждый «зайчик» говорит ему какое-то ласковое слово. После того как «солнышко» дотронется до всех «зайчиков», оно вспоминает все хорошее, что сказали о нем «зайчики». Игра проигрывается до тех пор, пока «солнышками» не побывают все дети. Самое внимательное «солнышко» то, которое вспомнит добрые слова всех «зайчиков». Психолог записывает на ватмане или доске все добрые слова, сказанные «зайчиками». 7. Игра «Цветные мысли». Детям раздаются карточки (черного и желтого цвета). «Сейчас я буду называть мысли, а вы должны будете отгадать, плохие они или хорошие. Если мысль «плохая» поднимите черную карточку; если «хорошая» желтую». Победители получают призы (переводные картинки). Ведущий называет: «я не умею; мне хорошо и спокойно; я боюсь; у меня не получается; я люблю себя и других; у меня нет причины плакать; никто меня не любит; я бодрый и энергичный; ха! Это все ерунда, это горе не беда!». 8. Упражнение «Солнечный лучик». Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит: «Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик: коснулся глаз откройте глаза; коснулся лба пошевелите бровями; коснулся носа наморщите нос; коснулся губ пошевелите губами; коснулся подбородка подвигайте челюстью; коснулся плеч приподнимите и опустите плечи;
30 Программа «Подарки фей». Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 29 коснулся рук потрясите руками; коснулся ног лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся вставайте, ребята». 9. Рисование «Планета Солнышек». Каждый ребенок рисует свое солнышко, затем дети вырезают солнышки и наклеивают на один большой лист, договариваясь, кто где хочет поместить свое солнышко. 10. Заключительный этап. Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание было сегодня самым интересным. Дети, передавая мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение. 11. Ритуал выхода из сказки. ЗАНЯТИЕ 9. НЕЖНОСТЬ Цели Активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания; тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать; активизация лучших черт ребенка, чувствительности, восприимчивости к окружающему миру; снятие эмоционального и телесного напряжения. Ход занятия 1. Ритуал входа в сказку. 2. Упражнение «Фея нежности». Дети встают в круг. Один из них «фея Нежности». Этот ребенок по очереди дотрагивается до каждого ребенка в круге, и они говорят ему какое-либо ласковое слово. Например: милый, дорогой, солнышко, лучик, светик, зайчик, девчушка, малыш и т. д. Затем «Фея нежности» просит повторить каждого слова, которые он запомнил. Тот ребенок, который смог запомнить больше слов, получает награду из волшебного ларца феи Нежности. Психолог начинает рассказывать «Сказку о нежных Теплышках». «Давным-давно в одной стране жили вместе два очень счастливых человека муж Тим и жена Магги. И были у них сын Йонуказ и дочь Люция.
Источник статьи: http://docplayer.ru/41135210-A-yu-kapskaya-t-l-mironchik-podarki-fey-razvivayushchaya-skazkoterapiya-dlya-detey-tvorcheskiy-centr-rech.html