Классный час «Народные традиции. Крещение Господне»
Цель: познакомить с православным праздником “Крещение Господне” и традициями русского народа
Ход классного часа
Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января.
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение.
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. На это Иисус ответил, что “надлежит нам исполнить всякую правду”, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”.
В праздник Богоявления вспоминают величайшее евангельское событие, когда при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11; Лк. 3, 21 — 22).
Поэтому праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время Крещения Бог показал, что Он есть Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя.
А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но и Бог.
Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней “был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал” (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.
Таинство Крещения сегодня относится к одному из Таинства Православной Церкви. Крещение можно назвать духовным рождением человека, его рождением для Церкви. Посредством Крещения он становится ее членом. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, ко Святому Причастию, в котором происходит соединение человека с Богом. Во время Таинства происходит либо троекратное погружение человека в воду, либо обливание крещаемого с произношением священником молитв.
Таинство Крещения может быть совершено и над ребенком, и над взрослым. На “новорожденного” христианина надевается освященный нательный крестик – его защита и знак принадлежности к Церкви Христовой.
Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое.
Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10.Назовём самые понятные вам:
1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д.
Крещенские традиции.
Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год): “В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей”.[2]
Накануне или в день Праздника Крещения Господня многие верующие отправляются к водоемам или заранее вырубленным при храмах прорубям. Искусственные проруби чаще всего имеют форму креста. Такие места крещенского освящения воды называются иорданями – в память о крещениях, совершаемых святым Иоанном Предтечей на берегах Иордана. Священник совершает чин освещения воды: произносит молитвы и троекратно погружает крест в воду. Все желающие могут троекратно погрузится в воду с молитвой: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, и этим действием освящаются душа и тело человека. В храмах в этот день служится специальный молебен по чину великого освящения воды, и каждый прихожанин может взять с собой бутылочку крещенской воды, которая послужит ему для укрепления духовного, душевного и телесного.
Православные христиане ежегодно 19 января отмечают праздник Крещение Господне, а 18 января – Крещенский Сочельник, канун Богоявления. Это главный день святочных гаданий.
Крещенский Сочельник также называют Голодной кутьей, голодным святвечером. В этот день готовят последнюю кутью рождественско-новогодних праздников. Голодной ее называли от того, что с этих пор до следующего дня, пока не освятят воду в водоемах, люди не ели. Остатки кутьи отдавали курам, а в отдельный горшок складывали на судьбу по 3 ложки блюд, которые стояли на столе в Крещенский Сочельник. Из этого горшка ел тот, кто последним на Крещение возвращался домой с речки. А поэтому, все кто шел освящать воду, старались как можно быстрее вернуться домой.
В древности крещенские морозы были очень сильными. Перед ужином в Крещенский Сочельник хозяин дома брал ложки кутьи, подходил к окну и приглашал мороз есть кутью. И приговаривал, раз мороз не идет в дом, пусть не идет и на урожай. Кроме этого, призвать мороз было особой забавой и для детворы, которая, припадая к окнам, на все лады приглашала его ужинать. А вот после Крещения морозы наступало ослабление морозов.
С 18 на 19 января, в полночь, вода в кранах, колодцах, реках становится святой. Ее можно набирать и она будет стоять годами. Воду, набранную в праздник Крещения, берегут для умывания, очищения и от болезней. Кроме этого все, у кого были сокровенные желания, старались помолиться о них 19 января к утру, когда небо откроется, считалось, что все, о чем попросить в это время – сбудется.
В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Кроме этого, они не полоскали в воде реки белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться.
Утром 19 января мужчины шли к реке и делали прорубь в форме креста. Ближе к обеду священник освящал воду, после чего ее набирали и пили, совершали купания. А женщины на Крещение обязательно, чтобы щеки были румяными, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались.
Приметы дня:
- Много снега – много хлеба.
- Утром снег – хороший урожай гречихи.
- Метель – пчелы роиться хорошо будут.
- Яркие звезды – будет хороший приплод скота, много гороха, ягод.
- Утром пасмурно, тепло, снег или иней – год хлебородный.
- Ясно, холодно – неурожай. Лето засушливое.
- Много собаки лают – много зверя, дичи будет.
Викторина “Крещение Господне”
1. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, так как:
a) Господь явил Себя как Пресвятую Троицу
б) Христос показал Свою человеческую и Божественную сущность
с) Оба ответы верны
2.“Глас вопиющего в пустыне” означает:
a) Голос кричащего
б) Голос глашатая, вестника
с) Голос одинокого в пустыне
3. Господь Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в возрасте:
4. Святой Дух явился во время Крещения Господня в виде:
5. Иоанн Предтеча не хотел крестить Господа потому, что:
а) Считал, что недостоин
б) Иисус сказал ему, что не время для этого
с) Сам принял крещение от Господа
Я с Крещением поздравить
Так хочу скорей тебя,
С миром всем желаю ладить,
Жить, тепло в душе храня!
Будь всегда таким же добрым,
Будь здоровым! Сильным будь!
Пусть в твоей душе огромной
Никогда не ступит грусть!
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/632609
Урок внеклассного мероприятия в 5 классе «Раз в крещенский вечерок. »
классный час (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное устному народному творчеству, традиционным обычаям и обрядам святочного периода.
Цель : формировать представление о культуре народного творчества, познакомить со святочными обрядами и обычаями, с обрядовой поэзией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 5 классе «Раз в крещенский вечерок…»
-Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, посвященный устному народному творчеству, традиционным обычаям и обрядам святочного периода.
Тема нашего урока: «Раз в крещенский вечерок…»
Учитель читает отрывок из стхотворения В.Жуковского «Раз в крещенский вечерок…»
— Ребята, вы узнали эти строки? Откуда они и кто их написал?
Наш урок мы начали с чтения завораживающих строк В.А.Жуковского. И это недаром. Мы живем в интересное и сложное время, на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем или переоцениваем. Вам, ребята, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной.Но чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо знать не только настоящее. Но и прошлое. В этом вам помогали и будут помогать уроки литературы. И особое место отводится фольклору. Фольклор всегда был тем живительным источником, который обогащал литературу. Ярким подтвеждением этого служит баллада В.Жуковского «Светлана».
И сегодня на уроке вы продолжите формировать свое представление о культуре народнного творчества, познакомитесь со святочными обрядами и обычаями, с обрядовой поэзией, понятие о красоте и выразительности произведений устного народного творчества, примите участие в играх и хороводе.
2.Проверка домашнего задания.
-Вы получили задание собрать и изучить к этому уроку фольклорный материал различных жанров, прочитать 1-ую строфу баллады Жуковского «Светлана», узнать о русских праздничных обычаях святочного периода.
-Укажите, какие жанры фольклора вам известны?
Да, поистине талантлив наш народ. А народное творчество-это начало всех начал, народная память, связывающая прошлое с настоящим и будущим. А теперь вернемся к строкам баллады.
-О каком народном христианском празднике и каких обрядах здесь упоминается? (о Крещении)
-А кто знает, что это за праздник и когда его празднуют?
Знаменитая строфа «Светланы» представляет собой кладезь тем и образов народной поэзии. Например, в ней перечислены несколько видов святочных гаданий. Какие? И если можете, объясните их смысл.
1 «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…»- куда носком башмачок упадет, в той стороне и жених.
2 «…под окном слушали…»-под чужим окном можно услышать разговор, предвещавший судьбу.
3 «…кормили счетным курицу зерном…»-чье по счету зерно склюет-той и замуж идти в том же порядке.
4 «…ярый воск топили…»-по контурам застывающего на воде воска мозно увидеть что-то, предвещающее будущее.
5 «…в чашу с чистою водой клали перстень золотой,серьги изумрудны…»-пели песни на разные темы, под пение вынимали из блюда вещи гадающих. О чем пели, то должно сбыться.
-А что значит гадание «снег пололи…»? Это давно забытое гадание. Девушки набирали в подол снега и старались просеять его на землю, приговаривая : «Полю, полю снежок. Где мой женишок? В той стороне собаки залай!»
— А вы хотите погадать?Обязательно погадаем, но чуть позже.
-Издавна зимой люди праздновали не только Крещение, но и Рождество. Что вы знаете о Рождестве?
Рождество в России всегда праздновали радостно и весело. А начиналось празднование в ночь перед Рождеством, в Сочельник.
-А еще как этот вечер назывался?(Каляда)
В этот день православные не едят до самого вечера: ждут на небе первой звездочки, той, которая, как вы знаете из библейских рассказов, привела волхвов к младенцу Иисусу. А уже тогда и начинается пир на весь мир и продолжается 12 священных дней до крещения Христа.
-Как в народе эти дни называют? (Святки)
-Какие же события происходят в святочные недели?
Да, Святки- очень веселое время. С древних времен на Святках переплелисьязыческие обычаи с христианскими обрядами. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с такими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями. Например, из дома в дом ходили певцы и славили Христа. Как называется обычай? Да, в честь языческого бога пиршеств Каляды. Каждая семья ожидала колядующих, приготавливала для них угощения и с удовольствием выслушивала колядки.
1) Входит младшая группа фольклорного ансамбля и начинает петь колядки . Учащиеся кидают в мешок колядующих угощения.
Под ногами снег скрипучий,
Иней ветки обметал,
Нынче ясный день, прекрасный,
День рождения Христа.
В церковь сходят папа с мамой,
Я ж шубейку отряхну
И пойду колядовати-
Все дома я обойду.
Пусть мороз трескучий давит-
Я его не побоюсь:
Благословить, Христа славить
Под окошком попрошусь.
А пойдем-ка по дорожке
Да к соседям с Колядой
За подарками гурьбой.
А послушайте Колядки,
Нас поздравьте, обнимите
И гостинцы подарите.
3) Входит старшая группа фольклорного ансамбля с рождественской песней.
Это было давно.Это было давно. Много веков назад.
Он на землю пришел Отцом в предназначенный час.
Это было давно. Это было давно. Но века не играют роль.
Он прходит опять к тем, кто всегда ждет Его.
Приди, Иисус, сойди с небес. Родись, Иисус, в моем сердце.
Твой ангел пусть в святую ночь споет об этом песню.
4) Исполнение учащимися частушек.
Хорошо колядки пелись,
Только что за поседелки
Без русской частушки.
5) Колядующие проводят гадания, исполняя подблюдные песни.
Хлебу да соли долог век, Слава!
Барышне нашей долог век, Слава!
Кому мы спели, тому добро, Слава!
Кому вынется, скоро сбудется, Слава!
Скоро сбудется, не минуется, Слава!
Летел соловей через житенку.Несет соловей жита горсточку.
Ладо, ладу! Кому мы поем, тому честь воздаем!( к богатству и счастью)
Стоят санки у лисенки, хотят санки уехати. Ладу, ладу,
Кому мы поем, тому честь воздаем. ( к дороге)
Дети под музыку передают «курящуюся» лучину.Музыка прекращается и держащий лучину «мается»: исполняет песню, вспоминает поговорку, загадку, считалку, скороговорку, святочные приметы и т.д.
Колядующие и учащиеся ведут хоровод, исполняя хороводную песню «Золотые купола».
Вот и подходят к концу наши посиделки. Я благодарю присутствующих здесь гостей, колядующих, вас, ребята. Думаю, что вы многому научились на уроке, многое узнали. Мы еще не раз обратимся к теме фольклора, к русским народным праздникам и обрядам. В конце февраля будут праздновать проводы зимы.
-А кто знает, как еще этот праздник называется? (Масленица)
А подготовке к нему поможет выставка, которая здесь расположена ( рисунки, творческие альбомы учащихся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно -методический материал представлен в виде консультации для методического объединения «Школа молодого педагога» для педагогов школы VIII вида.
Данный фото материал можно использовать для урока или внеклассного мероприятия по теме «Декабристы в Сибири".
Презентация к уроку, внеклассному мероприятию, посвященному Дню прав человека.
Цель конкурса: 1.1.Развитие творческой индивидуальности педагогических работников,самосовершенствование педагогического опыта.1.2. Внедрение в практику информационных технологий.1.3. Распространение п.
Материалы для работы на уроках английского языка и во внеурочное время.
Данный урок — внеклассное мероприятие, цель которого — повторение и усовершенствование знаний учащихся о вежливости, формирование привычки употреблять слова вежливости.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/06/22/urok-vneklassnogo-meropriyatiya-v-5-klasse-raz-v