Классный час народные праздники начальные классы

Внеклассное мероприятие «Русские национальные традиции»
классный час (3 класс) на тему

1. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме«Русские национальные традиции» с использованием презентации, различных форм работы с залом и дегустации блюд русской национальной кухни.
Методическая разработка может быть использована учителями различных дисциплин для проведения внеклассного мероприятия.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на традициях народной культуры, литературно-языковом и декоративно-прикладном наследии родного края. Поэтому, чтобы привить детям любовь к культуре своей малой родины, я представляю разработку внеклассного мероприятия по изучению традиций, обрядов и праздников для учащихся 1-4 классов « Фестиваль русских национальных традиций». И, конечно же, внеклассное мероприятие предполагает обращение к таким предметам как – народная музыка, хореография, плясовые жанры фольклора, традиционное рукоделие (подготовка костюмов, обучение тому, как правильно завязать лапти), где детям дается представление о разнообразных видах рукотворной народной игрушки в контексте круга народных праздников(самостоятельное изготовление куклы в русском национальном костюме). И многое другое.

3. Основная часть
Форма мероприятия: внеклассное мероприятие (классный час).

Метод проведения: игровой, наглядный.

Участники: учащиеся младших классов.

Оснащение: техническое обеспечение (мультимедийный проектор, ноутбук),презентация, национальные костюмы, музыкальные инструменты, посуда, кукла в русском национальном костюме, блюда русской национальной кухни (баранки, блины, мед, каравай), ( смотри презентация оформление стола).

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_zanyatiya.docx 33.99 КБ
prez_rus_trad_moya1.ppt 1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия «Русские национальные традиции»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме«Русские национальные традиции» с использованием презентации, различных форм работы с залом и дегустации блюд русской национальной кухни.
Методическая разработка может быть использована учителями различных дисциплин для проведения внеклассного мероприятия.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на традициях народной культуры, литературно-языковом и декоративно-прикладном наследии родного края. Поэтому, чтобы привить детям любовь к культуре своей малой родины, я представляю разработку внеклассного мероприятия по изучению традиций, обрядов и праздников для учащихся 1-4 классов « Фестиваль русских национальных традиций». И, конечно же, внеклассное мероприятие предполагает обращение к таким предметам как – народная музыка, хореография, плясовые жанры фольклора, традиционное рукоделие (подготовка костюмов, обучение тому, как правильно завязать лапти), где детям дается представление о разнообразных видах рукотворной народной игрушки в контексте круга народных праздников(самостоятельное изготовление куклы в русском национальном костюме). И многое другое.

3. Основная часть
Форма мероприятия: внеклассное мероприятие (классный час).

Метод проведения: игровой, наглядный.

Участники: учащиеся младших классов.

Оснащение: техническое обеспечение (мультимедийный проектор, ноутбук),презентация, национальные костюмы, музыкальные инструменты, посуда, кукла в русском национальном костюме, блюда русской национальной кухни (баранки, блины, мед, каравай), ( смотри презентация оформление стола).

План подготовки внеклассного мероприятия:

1. Написание сценария
2. Подбор участников.
3. Подготовка наглядности
4. Проведение репетиции
5. Подготовка объявлений
6. Оформление сцены.

Во время проведения мероприятия важно обеспечить не только четкое выполнение ответственных своих поручений, но и создать атмосферу совместной коллективной деятельности, общего участия и эмоционального переживания.

Цель : Познакомить учащихся с некоторыми традициями и обычаями русского народа, пробуждать интерес к русскому фольклору, старинным русским праздникам, песням.

  • Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к народному языку, традициям, обрядовой игре;
  • Продолжить формирование интереса учащихся к литературе, географии, народной искусству.
  • Развивать художественный вкус, интеллект, интуицию и интерес к традициям народной культуры
  • Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
  • Приобщить учащихся к миру народного быта, к миру народных традиций.
  • Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

Регулятивные: способствовать развитию волевых, эстетических, логических качеств учащихся при включение детей в игровую, эстетическую, интелектуальную деятельность.

  • Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в коллективе;
  • Обеспечение условий для формирования собственного отношения к народным и обыденным традициям.
  • Воспитание уважительного отношения к народному историческому прошлому;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие высокой творческой, интеллектуальной, физической активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.

– Ребята, национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других. Увы, многие мало знакомы с народной культурой. Кто может рассказать: как жили русские люди? Какие они соблюдали обряды и традиции? В какие игры играли? Какую одежду носили? Для того чтобы это узнать, надо обратиться к истокам народной культуры. А помогут нам в этом наши исследователи, которые подготовили интересные сообщения .

Россия, Россия — края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют родные просторы,

Раздольные русские песни поют. СЛ2

Сообщение 1 ученика. СЛ 3

Русские — самый многочисленный государствообразующий народ России . Составляет более 80 % населения, самый многочисленный народ на территории Европы. 75 % русских, проживающих в России считаются православными. Русский народ – поистине уникальный народ, который бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Русский народ продолжает верить в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу. СЛ4

Сообщение 2 ученика

Русский народ отличается от других народов богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники , которые он любит и отмечает. В праздниках , как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа. Русские национальные праздники такие же, как наша земля, как русский характер – широкие, светлые, раздольные, с неуёмным весельем и лёгкой грустинкой.

Сообщение 3 ученика. СЛ 5-6

Конечно же невозможно дать полное представление о русском народе не обратившись к их национальным костюмам. (выходят два мальчика и две девочки в национальных костюмах и демонстрируют их).Мужской костюм состоит из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан, обувью — сапоги или лапти. Основными элементами женского народного костюма являются рубаха, передник, сарафан или понёва, нагрудник, шушпан, кокошник.

Неотъемлемой частью русской национальной культуры был танец, который также именовался пляской. Известны женские хороводы, мужские танцы вприсядку. Плясали во время праздников, часто в сопровождении балалайки, гармони, а также других русских народных инструментов. ( сопровождается игрой на балалайке и губной гармошке, две пары ребят исполняют танец).

Сообщение 4 ученика.

С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие. Как и кухни других стран, русская кухня на протяжении своей истории вобрала в себя большое количество различных кулинарных традиций соседних народов. Большую роль играла посуда, в которой подавались блюда. Такая посуда выполнена из дерева и имела свое цветовое решение. Посмотрите, стол накрыт в стиле русских традиций.

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры.

. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)

Девочка1. Здравствуйте, гости дорогие,

гости званные да желанные.

Рады видеть вас всех у нас на празднике.

Ждет вас здесь угощенье знатное

и времяпровождение приятное.

Парень.1. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня грустить да печалиться?

Девушка.2. Рады принимать вас у себя в гостях! Ждет вас праздник веселый, праздник радостный.

Парень.2 Ото всех дверей,

Девушка1 . Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!

По обычаям российским

— Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

С добрым словом,

Вместе. И, конечно, с хлебом – с солью. (На рушнике подносят каравай)

Девочка 2. Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

(Кушайте, гости дорогие.) СЛ 10-11

Мальчик 1. Мы гостей встречаем…

Первым делом угощаем…

Приглашаем к самоварам…

С чаем, с чаем, с чаем.

И в накладку, и в прикуску

Пейте чай, друзья, по-русски.

Мальчик 2. В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось: «питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусно». (Угощают гостей чаем из самовара).

Мальчик 1. На Руси с давних пор
Головной носят убор.

Платки для женщин-украшенье,
Носят их они с уменьем.

Сегодня мы вспомним самый древний женский головной убор- платок.

Девочка 1. На Руси внимание , проявление любви -выражались подарком головного платка. Существовали платки для дома, на работу, праздничные –у таких всегда особенно был украшен угол спадающий на спину, т.к. он был хорошо виден , когда женщины стояли в церкви.

Самые знаменитые Павловские платки , которые делаются в подмосковном городе Павловский Посад . Расписывались такие платки крупными цветами .

Россия у великих поэтов ,ассоциируется с женщиной в платке. (Девочки показывают красоту платков, различные их узоры).

Ведущий. На Руси широко распространены частушки — местные короткие песенки. Частушки в разных местах называют по разному: «подгорная», «цыганочка», «русская», «попевками». Частушки исполняются на гуляньях под гармошку или балалайку. СЛ 12 (Дети исполняют частушки).

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Частушки поют мальчики.

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Сапоги мои лежат.

У меня коса большая,

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я руссу косу.

Пусть завидует народ.

Вновь поёт девочка.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

СЛ.13 Что ещё отличает праздники русского народа ? Ну, конечно же, русская тройка и захватывающая дух езда! Безудержное веселье, сытые нарядные кони, с украшенными лентами гривами! Всё в праздничные дни должно было быть самым лучшим!

Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ. (игра с залом зрительным, за правильный ответ дают угощение).

  • Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  • Четыре братца под одной крышей живут (стол)
  • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  • Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
  • Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Ребенок: Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские! (демонстрация деревянных ложек разных размеров, формы ).

-Да,да! Оказывается ложка служит не только предметом для приема пищи, но это еще и замечательный музыкальный инструмент. Послушайте как играют на ложках наши мальчики.

Ребенок 1. По русской традиции чай – лучшее завершение любого праздника.
Напекли мы для гостей

Много разных сладостей.

Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно: — С сухарями!

— С бубликами вкусными,

— С сушками, ватрушками

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём!

Ребенок 2. СЛ 14-15Какой же славный стол накрыт!

И самовар давно кипит!

Чего же на этом столе не хватает?

Блинов! Веселья без них не бывает.

Разве может русский стол обойтись без блинов?

Ах, блины да соленые, да сладкие, да масленые!

Сколько ж их на свете есть —

Ребенок 4. А ведь, и правда, блины — одно из самых древних изделий русской кухни, известное еще с языческих времен — с IX в. Наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце. Если блины на столе, значит, само светило благословит начинание. Называлось тогда это замечательное блюдо «млин» от слова «молоть», т. е. изделие из намеленного зерна.

Инсценировка русской народной песни «Блины».

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Девочка 1: Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Девочка 2: Как Марфуша для Петра

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Все: Подходите, подходите!

Нас добрым словом вспоминайте!

  1. Баранова О.Г., Т.А. Зимина. Русский праздник. Санкт-Петербург, 2002. — 667с.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуал. М.: Мир, 2000. — 432 с.
  4. Ладыгина Т.Б. Стихи к зимним детским праздникам. Сфера.,2012
  5. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. — М., ВЛАДОС, 2000. — 623 с.
  6. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – М.: Сов. Россия, 1990.
  7. Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. IV –V. – М.: Русская книга, 1999.
  8. Цветова Н. Энциклопедия любимых праздников. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2010 .
  9. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. – Спб, 2008.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание — это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона».

Рассказать воспитанникам о традициях народов и их национальной кухне.

Из опыта работы.

Национальная культура — душа народа.Национальные ценности в духовной сфере — огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравств.

Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- .

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/12/12/vneklassnoe-meropriyatie-russkie-natsionalnye

Читайте также:  Оформление детских праздников франшиза
Оцените статью