- Какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году — история и традиции праздника
- Когда и какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году
- Из истории праздничного дня
- Обряды и традиции на Рождество Богородицы
- Приметы праздника
- Кого и как поздравлять в этот день
- 21 сентября 2020: Рождество Богородицы
- Что такое Рождество Богородицы
- Когда празднуется Рождество Богородицы
- Что можно есть на Рождество Богородицы
- События Рождества Пресвятой Богородицы
- История празднования Рождества Богородицы
- Икона Рождества Богородицы
- Богослужение Рождества Богородицы
- Тропарь Рождества Богородицы
- Кондак Рождества Богородицы
- Молитва первая на Рождество Богородицы
- Молитва вторая на Рождество Богородицы
- Молитва третья на Рождество Богородицы
- Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы
- Дом Иоакима и Анны
- Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
Какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году — история и традиции праздника
В православии особо чтимые двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные. Во второй половине сентября верующие празднуют большое торжество, связанное с рождением Матери Божьей. Это Богородичный праздник, пышно отмечаемый в храмах торжественными богослужениями и обязательными песнопениями.
Тем, кто соблюдает традиции и обряды, важно знать, на какой день приходится праздник. Это позволит спланировать дела, не забыть поздравить близких, понаблюдать за погодными явлениями и приметами.
Когда и какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году
Большой праздник относится к двунадесятым, входит в число самых почитаемых торжеств в православии. В списке из двенадцати памятных дат присутствуют как непереходящие (с фиксированной датой), так и переходящие праздники. Рождество Матери Божьей – событие с фиксированным числом, приходится по новому стилю на 21 сентября.
По правилам старого летоисчисления Рождение Девы Марии отмечается 8 сентября, но так как у нас в ходу григорианский календарь, то православные отмечают торжество 21 сентября.
Для многих храмов в России Рождество Богородицы – престольный праздник. Это означает, что сооружение освящено в честь этого события, поэтому прихожане традиционно справляют торжество масштабно, с проведением крестного хода, окроплением святой водой домов, хозяйственных построек, полей, лугов. Среди храмов с престольным праздником Рождества Матери Божьей – церкви в Каргополе, Тюмени, Самаре, Керчи, Калининграде. Отмечают торжество монастырские обители: Рождества Богородицы в Боголюбово (Владимирская область), Туле, Ростове (Ярославская область), пустыни в Барятино (Калужская область), Лукьянцево (Владимирская область).
Из истории праздничного дня
Двунадесятые Богородичные празднества связаны с событиями земного бытия Девы Марии. Рождество – один из таких дней, при этом о самом событии в Новом Завете не говорится. Предание о рождении приводится в Протоевангелии Иакова (II век).
Статус праздника приобрело примерно во второй половине V века. Но широко отмечаться в Византии стало лишь с VII века (данные из письменных источников). В католичестве празднество стало официальным примерно с XIII века. В трудах патриарха Константинополя Прокла, а также в богослужебной книге папы Римского Геласия приводится информация о праздновании Рождества Девы Марии в Византии и в Ватикане.
В Церковном Предании даны сведения о родителях Марии – благочестивых Анне и Иоакиме, проживавших в Иерусалиме. Их семейная жизнь проходила в трудах, смирении, и омрачалась лишь одним – отсутствием детей. Но, несмотря на преклонные годы, серьезное общественное порицание, супруги не теряли веры в то, что дети будут.
Было даже принято решение об удалении Иоакима в пустыню – для молитв, для просьб высшим силам о даровании потомства. И в один день одновременно супругам произошло явление ангела, принесшего добрую весть. Иоакиму и Анне было сообщено, что Господь услышал их молитвенные обращения, у супругов будет ребенок. При этом ангел возвестил о том, что про потомство благоверных будут говорить во всем мире. Через положенный срок у праведников родилась дочь, нареченная Марией. Благодарные родители дали обет посвятить свою доченьку Богу, передав ее для служения в храм Иерусалима.
Рождество Богородицы – особенный день, отмечаемый во второй половине сентября. Это время последних теплых деньков, первых холодов, предвещающих скорый приход зимы. И пусть торжество не так масштабно, как Рождество Христа в январе, но оно так же почитаемо и свято. Рождение девочки, которая своим появлением учит православных христиан скромности, светлой радости и тишине души.
Обряды и традиции на Рождество Богородицы
В двунадесятый праздник тесно переплелись христианские правила и языческие верования. Славяне традиционно в эти дни отмечали Осенины, знаменующие завершение сбора урожая. Славили Землю-Матушку, благодарили за дары, за плодородие, за защиту и покровительство.
Богородица в православии издавна воспринималась как защитница, поэтому славянские воззрения о благодарении Земли-кормилицы воспринимались как само собой разумеющееся. Поэтому в традициях торжества мирно соседствуют языческие обряды и христианские догматы. И хотя официальная церковь не одобряет многие древние ритуалы с оберегами, гаданиями, в народе они живут.
С утра многие женщины спешили к рекам или озерам, чтобы умыться, угостить пришедших с округи молодых и пожилых знакомых караваем или вкусным киселем. Кисель традиционно варили овсяный, потчевали с приговорами и прибаутками. Остатки хлеба не выбрасывали, приносили домой, скармливали скотине. По поверьям, это приносило в дом достаток, хранило домашний скот от болезней и сглаза.
Обязательное правило – посещение храма. Многие отправлялись в церковь накануне, стояли всенощную. В службы праздника входят:
- стихеры;
- каноны Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, патриарха Германа;
- тропарь.
Другие названия праздника – Спожинки, Малая Пречистая, Оспожники.
В церквях усердно молились, славили Матерь Божью, обращались с просьбами о защите, помощи, милосердии. После службы ставили перед иконой Богоматери свечу, благодарили за помощь, молили о здоровье родных, детей.
Сельскохозяйственные работы откладывали на другие дни. Праздник хоть и не отмечали с размахом, но старались заранее приготовить вкусные блюда, угощения для нищих. Не принято было приглашать в гости, так как считалось само собой разумеющимся посещать молодоженов, родственников. Подарков не дарили, обходились угощениями.
Традиционно раздавали милостыню, привечали всех, кто заходил в дом. Грехом считалось не поделиться едой с нищими, нуждающимися. Щедрое угощение привлекало в дом достаток и благополучие, согласие и лад в семейной жизни. Если же хозяева скуповаты, то не стоит ждать потомства, материального благополучия.
Для хозяюшек, приготовивших вкусные и богатые угощения, гости по традиции оставляли платок. Это означало, что застолье понравилось. Если же кушаний на столе было мало, или блюда были невкусные, оставляли кнут. Намёк простой: хозяин должен научить супругу готовить.
Родители посещали семьи замужних и женатых детей, приносили небольшие подарки внукам. По традиции обязательно навещали молодоженов, но и пары, прожившие вместе несколько лет, также не обходили стороной. Вели за столом степенные беседы, расспрашивали об урожае, хозяйстве, домашней скотине. Из поколения в поколение в таких беседах передавали опыт, делились советами, рассказывали, как сделать лучше.
Так как Богородичные торжества – семейные, то с ответными визитами к родителям приходили семейные пары детей. Приносили с собой освященные в церкви хлебцы нового урожая, дарили родне. Хлебцы хранили под образами, давали больным, считая, что сдоба обладает целительной силой. Молодые женщины подвязывались тесьмой или поясом с вышитыми буквами «Б» и «Р» (в честь Рождества Богородицы). Украшения защищали от недоброго взгляда, темных сил. Развязался кушак – рядом завистники и надо быть осторожной. Если же тесьма или пояс держались крепко, значит – рядом только добрые родные люди, не желающие зла.
На Осенины жгли старые одежды, добывали новый огонь в избах. Детей на пороге обливали освященной водицей, оберегая от сглаза и болезней. Во многих регионах было принято накрывать общие столы (устраивать складчину), варить к празднику пиво, готовить студень. Если урожай был богат, застолья собирали до самого Покрова (14 октября). При этом не забывали в будни про работу, хотя основные дела были завершены. В приходах, где праздник считался престольным, к этим дням приурочивали ярмарки и осенние торги.
Молодежь с этого периода постепенно перебиралась с улицы в избы, завершая время хороводов и гуляний возле рек, озер. Наступали холодные и дождливые дни, поэтому посиделки проводили в домах. Дозволяли сидеть с «огнем», зажигая свечи, а чаще всего – простую лучину. День становился все короче, вечера – длиннее и темнее.
Осенины – время, когда земледельческие работы завершены, поэтому многие крестьяне готовились отправиться на заработки. В течение пяти дней празднества взрослые устраивали «засидки» — небольшие посиделки мастеровых, где за столом обсуждались планы, будущая работа зимой.
Приметы праздника
Торжество неслучайно по народным поверьям называли Малой Пречистой. К этому дню старались убрать с грядок и полей овощи и зерновые, приготовить (очистить) пашни и огороды к зиме. Завершали уборку лука («луковая» неделя), работали на пасеке, готовя пчелиные ульи к долгой зимовке.
Обязательно примечали погоду:
- много звезд на небе в канун торжества – ждать скорых холодов;
- сильный туман с утра в Рождество Матери Божьей – к дождливой осени;
- утром ясно и прохладно – дождей в ближайшее время не будет;
- птицы летают низко – к морозной зиме;
- на праздник идет сильный дождь – ждать дождей еще сорок дней;
- в дождь на небе появилась радуга – осень будет теплой и ясной.
Молились Богородице, просили о зачатии, о здоровье и благополучии детей и родных людей, о скором исцелении от болезней. Обязательно славили Матерь Христа, возносили молитвы о даровании сил для прохождения трудного пути, о защите, о милости. Благодарили за помощь, за выздоровление, просили не оставлять в трудный час. Принято было молиться не только в храме, но и дома, перед образами, особенно тем, кто в силу различных обстоятельств не может посетить службу в церкви.
Кого и как поздравлять в этот день
Издавна в православной традиции принято поздравлять в этот праздник родню, а также женщин любого возраста. Торжество, посвященное Богородице, стало особым днем прославления Матери Божьей, ее силы, милосердия, кротости и святости.
Поэтому поздравляют молодоженов, семейные пары, ждущие пополнения. Замужние и женатые дети поздравляют родителей, приносят угощения или ждут на застолье в собственном доме. Дарят небольшие гостинцы (чаще всего лакомства), обходясь устными поздравлениями, пожеланиями достатка, добра, согласия и здоровья. Уместно преподнести в подарок икону с ликом Богородицы, что обычно делали для особо дорогих и уважаемых людей.
Светлый и благодатный праздник Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы открывает цикл знаменательных дат нового церковного года. Отмечаемое в сентябре, торжество знаменует «начало спасения» и традиционно связывается с верой в покровительство и защиту, даруемую всем православным Матерью Божьей.
Источник статьи: http://bloghozyajki.ru/rozhdestvo-presvyatoj-bogorodicy
21 сентября 2020: Рождество Богородицы
21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.
Что такое Рождество Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.
Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.
Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).
Когда празднуется Рождество Богородицы
Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.
Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
Что можно есть на Рождество Богородицы
В 2020 году праздник выпадает на понедельник, ограничений в еде нет.
События Рождества Пресвятой Богородицы
В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.
Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.
После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.
История празднования Рождества Богородицы
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Икона Рождества Богородицы
Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).
Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).
Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.
С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.
До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.
Богослужение Рождества Богородицы
В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V—VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).
Тропарь Рождества Богородицы
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак Рождества Богородицы
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Величание Рождества Богородицы:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Молитва первая на Рождество Богородицы
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва вторая на Рождество Богородицы
Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья на Рождество Богородицы
О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.
Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всякий праздник Матери Божией — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля — наша простая, родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.
Когда мы от Бога получаем милость — ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это — ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.
И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.
И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.
Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая — а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.
С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.
Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы
Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.
Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.
Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.
Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.
Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.
Дом Иоакима и Анны
Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.
Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.
Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово.
Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).
После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм — в честь Иверской иконы Божией Матери.
Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.
В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
Источник статьи: http://foma.ru/20-sentyabrya-2013-rozhdestvo-bogorodiczyi.html