Когда будет зул буддийский праздник

Духовный путь от Тибета до России, освящённый огнями тысячи лампад

Традиционные буддисты России — последователи тибетского буддизма, в частности, школы Гелуг готовятся к важнейшему празднику декабря Зула хурал. Три дня в начале месяца — 9, 10, 11 числа во многих дацанах страны, в том числе и представляющих Буддийскую Традиционную Сангху России, будут проводить торжественные хуралы и зажигать 1008 зула в память о духовном Учителе и его личном примере — Чже Цонкапе.

Первый день праздничного торжества, 9 декабря, будет посвящён прочтению ламами отдельных священных текстов — Сутр из Ганжура на дневном хурале ГАНЖУР, несмотря на то, что по средам в обычное время Дацан Гунзэчойнэй закрыт. Через обращение к этому каноническому собранию мудрости (Учения) Будды Шакьямуни буддисты выражают своё почтение прародителю буддизма нынешней, четвёртой кальпы (мирового периода в соответствии с буддийскими космогоническими и космологическими представлениями о мироустройстве).

Основной день праздника в этом году выпадает на следующий четверг, 10 декабря, в соответствии с буддийским календарём именно тогда наступят 25-е лунные сутки 10-го лунного месяца, в которые традиционно проводится великий хурал ЗУЛА. Он будет состоять из трёх частей: начнётся в утренние часы, затем пройдёт во время дневного хурала, а вечером завершится необычайно красивым, наполненным священным смыслом, ритуалом с зажиганием 1008 зула.

Зула, так называют масляную лампаду, представляет собой латунную чашечку с фитилём. Её наполняют топлёным маслом, чтобы в светильнике долго поддерживался огонь горящим, освещая тем самым не только пространство храма или жилища с домашним алтарём, но и в символическом плане — духовный путь человека к Дхарме, путь практики к свободе от сансарических обременений.

Читайте также:  Сценарий корпоративов праздников для взрослых

«Праздник тысячи лампад», так ещё называют Зула хурал, связан с памятной датой и знаменательным историческим событием, напрямую относящимся к тибетской школе Гелуг, последователем которой, в том числе, является и Дацан Гунзэчойнэй. Северные буддисты в Тибете, Монголии, России в этот день вспоминают духовные и общественные достижения выдающегося тибетского философа, деятеля, реформатора, учёного и основателя той самой буддийской школы Чже Цзонхавы (Цонкапы — в ином звучании). А завершение им земной жизни уходом в Паринирвану в 1419 году является и вдохновляющим примером для всех верующих. Традицию зажигать светильники в память о великом Учителе, почитаемом наравне с Буддой, начали год спустя — в 1420 году ученики Цонкапы, и с тех пор она поддерживалась не одним поколением буддистов до настоящего времени.

Заметим, что у ламской общины Дацана Гунзэчойнэй к Зула хуралу особое отношение. Досточтимый настоятель нашего Дацана Буда Бадмаев много лет своей духовной жизни посвятил изучению фундаментального труда по буддизму Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» (Ламрим-ченмо). В нём детально и пошагово описываются методы осознанного развития вплоть до достижения полного Пробуждения в соответствии с учением Будды Шакьямуни. В 2019 году Будой Бальжиевичем совместно с семьи Рерихов в Петербурге был организован курс лекций по философии буддизма с опорой на этот известный трактат, который продолжился и в 2020-м, но с перерывами и в разном формате проведения в связи с коронавирусной ситуацией в городе. Такой цикл занятий по темам «Этап развития малой (низшей) личности» и «Этап развития средней личности» был задуман в связи с 600-летием годовщины ухода в Паринирвану Цонкапы, которое буддийский мир отмечал в прошлом году.

Читайте также:  Календарь праздников 2021 года мира

Ещё день 10 декабря отмечен красным цветом в календаре на 2020 год в Республике Калмыкия как День национального праздника «Зул». В калмыцкий Новый год принято зажигать множество светильников и зула — отсюда и название праздника. Дацан Гунзэчойнэй и Сангха Региона сорадуются этому событию и передают свои самые благие пожелания большого счастья буддистской общине Калмыкии и её народу в целом!

Дже Цзонхава (Лама Чодпа). Буддийская танка, работа Николая Дудко, 2007−2008 гг.
127,5×86 см, полотно, минеральные краски, золото, парча, шёлк.

Заключительный, третий день Зула хурала полностью будет посвящён традиционному молебну САХЮУСАН с обращением в молитвах к помощникам и защитникам всех последователей буддизма и покровителям прихожан Петербургского Дацана (как считают ламы и миряне) — ГОМБО, ЛХАМО, ЖАМСАРАНУ.

Итак, расписание торжественных хуралов в Дацане Гунзэчойнэй:

5 декабря (суббота), в 15:00 — ХУРАЛ ЦЕДО, посвящённый Будде Амитаюсу («Будда бесконечной жизни»). В преддверии Зула хурала, ламы Дацана проведут особый молебен, направленный на продление жизни и устранение препятствий. Во время Цедо, объединённого с плановым хуралом Банзарагша, будут читать «Сутры долголетия» и возжигать лампады.

9 декабря (среда), в 15:00 — в первый день праздника состоится ХУРАЛ ГАНЖУР, посвящённый Будде Шакьямуни.

10 декабря (четверг), в 10:00, 15:00, 17:00 — основной день праздника. Будет проводиться ЗУЛА ХУРАЛ в трёх частях, посвящённый Чже Цзонхаве (Цонкапе), с зажиганием 1008 лампад.

11 декабря (пятница), в 10:00 и 15:00 заключительный праздничный день и два ХУРАЛА ГОМБО, ЛХАМО, ЖАМСАРАН с обращением к этим защитникам и помощникам — Сахюусанам.

Все желающие могут оставить записки на торжественные хуралы, указав в них себя и своих близких, непосредственно в Дацане Гунзэчойнэй (в алтарном зале).

Также можно отправить через сайт Дацана при помощи специального сервиса в разделе «Заказать молебен», перейдя по ссылке.
Будут доступны для оформления на сайте ограниченное время!

Все прошения ламы прочитают во время молебнов.

Традиционно, в эти три дня Зула хурала верующие считают благоприятным совершать различные благодетельные поступки, делать подношения Трём Драгоценностям, дацанам и монастырям.

Сделать пожертвование Дацану Гунзэчойнэй можно в храме, оставив ваше подношение в специальных ящиках в алтарном зале, или через сайт, воспользовавшись здесь.

Социальная дистанция, средства защиты (маска, перчатки) обязательны при нахождении на территории и внутри зданий храмового комплекса Дацана Гунзэчойнэй.

Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (фотограф Иван Андреев), из альбома Николая Дудко «Буддийское искусство ТАНКА» — Улан-Удэ: НоваПринт, 2014 г.

Источник статьи: http://dazanspb.ru/news/duhovnyj-put-ot-tibeta-do-rossii-osvyawyonnyj-ognyami-tysyachi-lampad/

9, 10 и 11 декабря пройдет Праздник Тысячи лампад — Зула хурал

9, 10 и 11 декабря 2020 года в дацанах Буддийской традиционной Сангхи России состоится один из великих буддийских праздников — Зула хурал, Праздник Тысячи лампад.

Зула хурал – один из самых значительных праздников школы Гелуг. Основной день этого молебна всегда приходится на 25 лунные сутки десятого лунного месяца – именно в этот день в 1419 году ушел в Паринирвану основоположник школы Гелуг (т.н. школы Добродетели) – буддийский философ и реформатор Дже Цзонхава (или Цонкапа). Он широко известен буддистам как автор книг «Ламрим» («Большое руководство по этапам пути к Пробуждению») и «Нагрим» («Большое руководство по этапам пути тантры»), таким образом Цзонхава соединил в школе Гелуг сутру и тантру, сделав их как бы двумя равными крыльями этой линии буддизма. Цзонхава также является автором всей системы монастырского образования, именно он ввел строгую монастырскую дисциплину, что до сих пор служит основой школы Гелуг. Впоследствии линия Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ буддизма. С середины XVII в. она утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае. Буддийская традиционная Сангха России является также приверженцем этой школы.

Впервые Зула хурал стали отмечать через год после ухода Богдо Цзонхавы в Паринирвану, т.е. в 1420 г., тогда его ученики в память об Учителе начали возжигать лампадки (зула) в знак того, чтобы его путь озарился светом. Считается, что масло в лампадах равно океану, а зажженный огонь, подносимый всем Буддам, Бодхисаттвам и хранителям, освещает мир трех тысяч мирозданий, устраняя страдания и рассеивая мрак. Поднося зула – мы подносим свет. Подношение света кармически воздействует на создание условий для рассеивания мрака неведения и развития мудрости. В этот день также принято возжигать зула или свечи дома перед алтарем. Цзонхаве посвящена великая молитва «Мигзэм», ставшая мантрой.

Стоит отметить еще одну особенность этого хурала. Он проходит поздней осенью или в начале зимы, когда идет забой скота. Всем скотоводам и тем, кто поедает мясо, являющееся традиционной пищей и средством для выживания в суровом климате Бурятии и других регионов, возжигая лампадки и начитывая мантру «Мигзэм» во время Зула хурала, можно совершать раскаивание и посвящение заслуг ради тех животных, которые были забиты на мясо. Этим мы можем смягчить свою кармическую долю.

Расписание хуралов в дни праздника:

  • В первый день праздника, среду, 9 декабря, с 9:00 ламы Иволгинского дацана прочитают отдельные сутры из «Ганжура».
  • Основным считается второй день праздника, в этом году он приходится на четверг, 10 декабря, с 9 до 11 ч. и с 14 до 16 ч. ламы прочитают Зонхавын Дончод – Тысяча подношений Чже Цзонхаве. С 17:00 до 17:45 пройдет подношение 108 зула и ритуал призывания благосостояния «Даллага». С 19:00 до 22:00–22:30 – Зонхавын Дэйчод.
  • 11 декабря, в пятницу, с 9:00 ламы будут читать молебен, посвященный защитникам – сахюусанам Гомбо, Гонгар, Лхамо и Жамсарану.

В связи с продолжающими мерами по самоизоляции из-за пандемией нового коронавируса, пожалуйста, берегите себя и близких, носите маски, обрабатывайте руки антисептиком и соблюдайте социальную дистанцию.

Внимание! Общего поклонения Пандито Хамбо Ламе Этигэлову не будет.

Источник статьи: http://ivolgdatsan.ru/news/299/

Зул — калмыцкий Новый Год

Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады, отсюда и название праздника — Зул (Фото: byheaven, depositphotos.com)

Ежегодно в декабре в Калмыкии отмечается национальный праздник Зул. Этот древний праздник, название которого в переводе с калмыцкого языка означает «лампада», получил официальный статус в октябре 2004 года, когда Законом Республики вошёл в перечень национальных праздников Калмыкии. Для жителей Республики Калмыкия Зул является нерабочим праздничным днём. Дата празднования не имеет конкретной даты, по калмыцкому календарю Зул приходится на 25 число месяца Коровы.

Зул, часто именуемый калмыцким Новым Годом, в действительности не является абсолютным аналогом Нового Года в европейском представлении. Свои истоки он берёт в древности, когда обозначал рождение Вселенной. Позднее его стали приурочивать к кончине одного из тибетских лам: Чже Цонкапы. Духовная суть праздника сводится, как и многое в буддизме, к достижению гармонии с внешним миром, а также внутренней гармонии.

Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады. Отсюда и название праздника.

Новым Годом праздник именуют в связи с тем, что, по традиции, калмыки не имели своего «Дня рождения». Зато ежегодно, отмечая Зул, прибавляли один год к своему возрасту. Получался общенациональный День Рождения, который объединял народ. С этого же дня калмыки ведут начало и новому календарному году.

Празднование, по традициям калмыков, начинается уже с утра, когда хозяйки в домах зажигают лампаду, накрывают праздничный стол, который должен быть похожим на переполненную чашу. Есть в традиционной калмыцкой кухне и такие блюда, которые обязательно должны присутствовать на праздничном столе. Среди них: пшеничные пирожки (борцоки), пельмени с бараниной, сладости и калмыцкий чай. Это направлено на то, чтобы изобилие в доме никогда не пропадало. Люди, одетые в нарядные праздничные одежды, ходят в гости к друзьям и знакомым, угощают и поздравляют друг друга.

Памятуя о неразрывной связи планеты и жизни людей с космосом, вечерние семейные новогодние обряды символически связаны с этой темой. Зажжение лампад, вылепленных из теста, а также следующее за сжиганием в них травинок ковыля или иных фитилей, разделение лампады между членами семьи заканчивается тем, что разделённая лампада съедается всей семьёй.

Все обрядовые действия направлены на поклонение Солнцу, силам природы, теплу, исходящему от огня и отгоняющему холод, на продление жизни и благополучия. В прошлом, зажжённые лампады поднимались на специальном шесте над каждой кибиткой или юртой.

Традиция отмечать Зул и прибавлять к своему возрасту один год каждому члену семьи несколько расходится с более древней традицией, когда в Зул прибавляли год к своему возрасту только женщины, отмечая День рождения Вселенной. Мужчины же становились на год старше через 3-5 дней в первый день месяца Барса, когда отмечался другой праздник: Жилин Эзн (Хозяин Года), символизировавший собой прекращение вселенского хаоса и оформление Вселенной в том порядке, какой она имеет по настоящее время. Так что две древние традиции калмыцкого народа в определённый момент слились воедино, будучи изначально взаимосвязаны.

В современной Калмыкии праздник проходит не только в семьях. В Буддийских храмах проводятся молебны и совершаются подношения. В столице Республике Элисте проходят праздничные мероприятия, где обязательно центром программы становятся песни, танцы и номера, основанные на традиционном наследии Калмыкии.

Взаимоуважение, доброжелательность и забота о родных и близких лежат в основе калмыцкого Нового Года.

Другие праздники в разделе «Буддийские праздники»

Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3452/

Зула Хурал — «Праздник тысячи лампад» (День ухода в нирвану Богдо Цзонхавы)

Реформатор и философ Лама Цзонхава

Зула Хурал («Праздник тысячи лампад») — важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357-1419), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула Хурал проходит в течение трёх дней.

Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных сочинения — «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) — полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Последователями реформ ламы Цзонхавы отмечены четыре главных деяния, связанные с основанием школы Гелуг:

1. Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтрейи как знак тысячелетнего существования новой школы.

2. Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.

3. Учреждение праздника Монлам чхенмо, которое способствовало единению верующих и новой школы.

4. Строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрейя, и возведение в этом монастыре магической диаграммы — мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Богдо Цзонхавой школа Гелуг («школа добродетели» — тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва («победитель» — тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины 17 века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.

Другие праздники в разделе «Буддийские праздники»

Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1137/

Оцените статью