- «Феофан» значит «Богом явленный»
- К 120-летию со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского
- Феофанов день
- История
- Традиции и обряды
- Приметы
- Феофан Затворник
- Русская Православная Церковь
- Официальный сайт Московского Патриархата
- Главные новости
- В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
- Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского
- В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
- Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
- Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
- Архив
- 23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского
«Феофан» значит «Богом явленный»
К 120-летию со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского
По Промыслу Божиему святитель Феофан почил в праздник Богоявления, который он особо чтил в течение всей своей жизни. Имя Феофан в переводе с греческого означает «Богом явленный». И неслучайно видится связь этого имени с названием церковного праздника – Крещение, который иначе называют «Теофания» – Богоявление – или «Епифания» – явление. В честь Богоявления был освящен и храм в кельях святителя, где он в строгом затворе провел последние дни жизни, совершая литургию в сослужении только ангелов. Значение имени подчеркивается и в кондаке святителю:
«Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас».
В великий светлый день Богоявленья
Призвал Господь избранного раба
В небесные и вечные селенья,
Исполнил он свое предназначенье;
Окончилась великая борьба!
В праздник Богоявления святитель отслужил Божественную литургию, затем выпил утренний чай, к обеду долго не подавал условного знака. Келейник отец Евлампий заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его. В половине второго владыка подал условный знак к обеду, но за обедом ел мало. В половине пятого, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки и увидел его лежащим на кровати. Любящее сердце почуяло беду. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, левая рука святителя покойно лежала на груди, а правая была сложена для архиерейского благословения. На столике около кровати лежала открытая книжка «Душеполезного чтения».
Когда облачали почившего в погребальные одежды, присутствовавшие иноки стали свидетелями появившейся на его лице улыбки, и таким образом подтвердились слова, некогда написанные самим святителем: «В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам». Святитель Феофан скончался 79-летним старцем, не дожив четырех дней до своего 80-летия.
Три дня стоял гроб с телом покойного в церквице в кельях святителя и три дня в соборе – и тление не коснулось его. Попрощаться с вышенским подвижником шли многочисленные богомольцы: иные – 200, иные – 300 верст. В поэме С.О. Никулиной «Епископ Затворник – святой Феофан» об этом написано так:
Шли богомольцы к погребению…
Людей невиданный поток!
С тех пор для многих утешением
Стал этот райский уголок.
Для совершения чина погребения из Тамбова прибыл епископ Иероним. На следующий день после Божественной литургии было совершено погребение в Казанском соборе монастыря. Со временем на месте захоронения установили надгробие, которое было сделано на народные деньги и на котором было высечено изображение самых известных книг святителя – «Добротолюбия», «Толкования апостольских посланий», «Начертания христианского нравоучения».
Людям часто очень сложно по достоинству оценить своего современника. Должно пройти время, чтобы можно было рассмотреть его жизнь и труды в контексте истории. И лишь только о некоторых людях с уверенностью говорят, что они навсегда останутся в памяти потомков. Именно таким человеком был святитель Феофан, о котором в одном из некрологов было написано:
«Вышенская пустынь, куда удалился на покой преосвященный Феофан, сделалась источником высокого духовного просвещения – просвещения, которое неизмеримо выше того, какое дается высшими школами, потому что это просвещение исходило не только от ученого ума, но и от глубоко чувствующего сердца. Из этой пустыни, где смолк живой голос Феофана, по всей России стали распространяться книги и письма, в которых говорила сама духовная мудрость и любовь, говорила от глубины духовно просвещенного ума и от чистоты истинно христианского сердца. В его замечательной личности поразительно сочетались те элементы, которые делают в полном смысле православного человека: человека с такою цельностью нравственного бытия, при которой все противоречия, неразлучные с земною жизнью, уступают место дивной гармонии, и бренный, немощной и грешный человек становится существом, истинно воплощающим в себе образ и подобие Божие. О нем с правом можно сказать, что он действительно воплотил в себе весь смысл Православной Церкви, и потому-то каждое его слово находило такой живой отголосок в сердце православных людей и каждое его письмо проливало в сердца истинную сладость. Пройдут века, и люди забудут своих благодетелей, “гениальных людей”, способствовавших внешним успехам жизни, и все славные имена “великих людей” станут достоянием истории, но не забудут, пока будет теплиться в душе человека Божия искра, пока человек останется человеком, – не забудут тех, кто в бренном земном сосуде сумел отразить нетленную красоту нашего рода, кто умел увлекать и уносить души, умы и сердца людей в высшую духовную сферу, в область вечных стремлений, чьи дела носят печать истинной духовности, Небесного Царства…»
Почитание святителя было поистине всенародным. Еще не прославленного, его чтили верующие люди, просили его помощи, ставя его портрет в красный угол вместе с иконами угодников Божиих.
Память о святителе сохранялась и в советские годы. Поэтому не случайно, что на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию крещения Руси, который проходил в 1988 году в Троице-Сергиевой лавре, святитель Феофан был канонизирован. И теперь мы обращаемся к Вышенскому подвижнику как к великому святому, имеющему особое предстательство у Престола Божиего: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/67600.html
Феофанов день
Дата в 2021 году: | 25 марта , четверг |
Другие названия: | День Феофана; Феофан |
Церковное название: | Преподобного Феофана Исповедника, Сигрианского |
Значение: | Почтение памяти святого Феофана Сигрианского |
Традиции: | Подготовка к посевным работам; заговоры от сглаза и болезней; уход за лошадьми |
Народный праздник Феофанов день отмечается 25 марта 2021 года (дата по старому стилю – 12 марта). Верующие православной церкви этого числа почитают святого Феофана Сигрианского.
История
Святой Феофан жил в VIII-IX веках. Его родина – город Константинополь. В три года он лишился отца. Дальнейшей жизнью мальчика озаботился друг покойного – император Лев Исаврянин. Перед свадьбой, к которой его обязывало новое положение, он договорился с будущей женой о сохранении целомудрия. Уже тогда молодого человека влекло желание стать монахом.
После женитьбы Феофан встретил Григория Стратигия. Он принял от него монашеский постриг и благословение на возведение монастыря. Обитель построили на острове Калоним. Феофан посвящал себя молитвам и переписыванию книг. За это Господь даровал ему способность изгонять из человека болезни и бесов.
Позже Феофан построил монастырь в Сигрианской области и стал в нем игуменом. В 50-летнем возрасте он сильно заболел и до самой смерти не мог полностью излечиться от недуга. Когда к власти пришел Лев Армянин, возобновилась борьба с иконами. Феофана арестовали, а монастырь сожгли. В тюрьме он не прожил и месяца.
Традиции и обряды
В этот день нет каких-то особых традиций. Те, кто занимается льном или коноплей, рассыпают горсти семян для птиц. Считается, что это поможет вырастить хороший лен и собрать богатый урожай. Остальные продолжают проводить подготовку к посевным работам. Знахари проводят обряды и читают заговоры от многих болезней и дурного глаза.
В народе считается, что на Феофана полностью сходит снег и земля оттаивает. Поэтому принято выходить на улицу на рассвете и встречать весну.
В этот день лошадей водят к воде и поят из серебра. Считается, что если животное заболеет на Феофана, то хворь не отступит до осени. Поэтому хозяева за несколько дней до праздника с опаской присматриваются к лошадям. Они боятся увидеть первые признаки болезни. Улучшается и уход за ними, ведь лошадь в хозяйстве стоит на втором месте по значимости после коровы.
Приметы
Теплая, весенняя погода стоит весь день – лето будет дождливым.
Утренний туман – признак хорошего урожая льна и конопли.
Кони громко расфыркались – к дождю.
Если в этот день громко заржет лошадь – это к счастью.
Если кони фыркают в пути, значит, впереди неприятная встреча.
Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/feofanov-den
Феофан Затворник
русский богослов и проповедник, епископ
Феофан Затворник
Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился (10) 22 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии, в семье священнослужителя. Обучался в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Киевской духовной академии.
В 1841 году в Киеве принял постриг с именем Феофан, в том же году был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. После рукоположения служил инспектором в духовных учебных заведениях, был ректором в Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1850-х годах Феофан неоднократно посещал Палестину в составе русской духовной миссии, а также Константинополь в должности настоятеля посольской церкви (во время этих поездок происходит его углублённое изучение аскетической письменности православного Востока).
В июне 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена хиротония и наречение святителя Феофана в епископы Тамбовской епархии, затем последовало перемещение на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру.
В 1866 году епископ Феофан неожиданно подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии, которое было вскоре удовлетворено.
В 1872 году святитель Феофан ушел в затвор. Кроме трудов, он вел огромную переписку с людьми. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них.
Феофан Затворник Вышенский скончался (6) 18 января 1894 года в Вышенской пустыни Рязанской губернии.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. Русская Православная церковь чтит его память по новому стилю: 23 января — рождение, 19 января — преставление и 29 июня — перенесение мощей.
Источник статьи: http://www.calend.ru/persons/776/
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл удостоил председателя Правительства РФ М.В. Мишустина ордена благоверного князя Даниила Московского
В Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II
Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу с Днем защитника Отечества
Архив
23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского
«Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского.
В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя — Феофан — происходит от греческого слова «теофания», то есть «Богоявление» — «Богоявлению тезоименитый». Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы.
Родился Феофан, в миру — Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем — в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучил аскетические творения Отцов Церкви, что очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни.
1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств — таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни.
Для повышения уровня духовного образования епископом было открыто множество церковно-приходских школ, святитель поощрял и священников, которые открывали школы при храмах, и мещан, которые жертвовали средства на строительство школ и церквей. При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы — как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1-го июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости» с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске. Заботился святитель и о благоустройстве храмов — «древнейших и наилучших училищ духовного просвещения».
Почти каждое богослужение владыки сопровождалось проповедью, а проповедником он был изумительным. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. Архипастырь побуждал к проповеди и священников, ревностных поощряя, а нерадивых наказывая. Так, в «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1861 г. имеется следующее его распоряжение: «Священника Светлова, без уважительных причин не говорившего ни одного поучения в течении целого полугодия, оштрафовать на вдов и сирот духовного звания на 6 рублей серебром и пропечатать не говорившего поучения в Ведомостях ко сведению епархии».
По воспоминаниям очевидцев, святитель Феофан, служа в Тамбове, вел очень простой образ жизни. Носил он подрясник и рясу из недорогой черной материи, пища его была самой невзыскательной. Вкушал он очень немного, практически никогда не ужинал. Почти весь его день проходил в молитве.
Простота и приветливость привлекали к нему людей, и с каждым из них, невзирая на лица, владыка обращался с примерным терпением и благодушием. Когда в 1860 г. Тамбовскую губернию постигла страшная засуха, преосвященный Феофан поддерживал паству не только словом, но и делом. Из своих личных средств он оказывал значительную материальную помощь пострадавшим от пожаров, а свою квартиру и все свободные помещения архиерейского подворья он предоставил в полное распоряжение погорельцам.
13-го августа 1861 г., при непосредственном участии епископа Феофана, состоялось открытие мощей св. Тихона Задонского, которого владыка издавна очень почитал.
Однако, недолго довелось тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя. В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение удовлетворено, и святитель наконец-то получает то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание — полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое «внутреннее делание».
Уйдя в затвор, святитель Феофан ежедневно совершал Литургию в своей небольшой церковке, проводил время в духовных и телесных подвигах, непрестанной молитве, тщательном самонаблюдении, в напряженном чтении и богомыслии, и, наконец, в писательских трудах.
Весь свой величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был использован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьянина. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан отвечал на каждое, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово, идущее прямо к сердцу. Он обладал редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.
Хотя эти письма были адресованы конкретному человеку, в них есть то, что замечательно подходит каждому христианину.
Особое внимание в своих письмах святитель Феофан уделял молитве, считая ее царицей духовной жизни, точка опоры которой — смирение. «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе», — писал святитель
О пребывании в монастыре святитель Феофан писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Эти слова сбылись, именно на Царство Божие он «променял» свою скромную монашескую келью. Когда 6-го января 1894 г., в праздник Крещения Господня, Преосвященный Феофан скончался и его стали облачать в святительские одежды, на его лице явственно для всех просияла улыбка.
Узнав о том, что скончался всеми почитаемый святитель, в Вышенскую обитель хлынули толпы людей разных сословий, общественного положения, всех возрастов и профессий. В день погребения их число достигло нескольких десятков тысяч.
Ныне мощи святителя Феофана находятся в храме св. Сергия Радонежского в селе Эмануиловка Шацкого района Рязанской области, в двух километрах от бывшей Вышенской пустыни.
Источник статьи: http://www.patriarchia.ru/db/text/186904.html