22 марта – Сороки. История праздника, традиции, приметы
Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.
История
Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал – и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.
Традиции
В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).
На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.
Впрочем, весна могла быть и обманчивой – утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.
У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.
Приметы
- На Сороки день с ночью мерится, равняется.
- Во что Сороки, во то и Петровки.
- Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
- Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
- Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
- Слышится гром – к голодному году.
- Теплый ветер сулит дождливое лето.
- Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
- Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.
Подготовлено на основе информации из свободных источников
Источник статьи: http://rubtsovskmv.ru/kalendar/22-marta-soroki-istoriya-prazdnika-tradicii-primety/2019/03/22/
Сороки (праздник)
Со́роки | |
Обрядовое печенье «Жаворонки» | |
Тип | народно-христианский |
---|---|
Иначе | Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в |
Также | Сорок мучеников (церк.) |
Значение | встреча Весны |
Отмечается | восточными и южными славянами |
Дата | 9 (22) марта |
Празднование | «закликают» Весну [1] |
Традиции | пекут «жаворонков» [2] , выбирается семейный засевальщик |
Связан с | весенним равноденствием |
Сороки на Викискладе |
Со́роки, Жа́воронки — день памяти Сорока мучеников севастийских в народно-христианской традиции славян [3] , приходящийся на 9 марта (22 марта). Название дня происходит от Сорока Севастийских мучеников. По народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется [4] .
Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику.
Содержание
Другие названия
Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики [5] , Тетёрочный день (каргопол.) [6] , Сорок мучеников; белор. Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў [7] , серб. Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан [8] [9] ; болг. Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца [10] .
Ещё один распространённый тип названия праздника — «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб. Младенци ) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев [11] .
Название «Сороки» произошло от 40 Севастийских мучеников, память которых совершается Православной церковью в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего [12] .
Традиции
Восточные славяне считали, что в этот день следует молиться перед Албазинской иконой Божией Матери: о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что Он дарует людям, при беременности, во время родов [13] .
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран [14] прилетают кулики и жаворонки и приносят с собой весну [15] . «9 марта — «кулик». В этот день «путящий» жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставили лепёшки и делали из них «куликов», подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.) [5] . В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия [16] и ищут себе места для гнездования. В Гомельской области первых птиц так и называли «выреями» [16] .
По народным поверьям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым [18] .
на Евдокию-капельницу, весенницу (1/14 марта), а затем на Герасима-грачевника (4/17 марта) пекли «грачиков» [6] . А на Сороки и на пятой неделе Великого поста (включающей «Мариино стояние» и чтение Акафиста Богородице), пекли «жаворонков» [2] (кое-где «куликов» [19] , «воробушков» [16] или «орешки» [20] ) из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускались дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Кроме жаворонков из пресного теста пеклись большие блины и хорошо подсушивались; их звали «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали [21] :
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду» [19] . С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать» [22] . Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!» [22] .
Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями — веснянками [23] .
После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был» [24] . В Воронежской губернии жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям [22] . Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж [19] .
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печёную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева [25] .
В Каширском районе Воронежской области блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье [20] .
Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:
Оригинал [26]
Ой ти, соловейку, ти, раннiй пташку,
Ой, чого так рано з вир’їчка вийшов?
Не сам вийшов, Дажбог мене вислав
З правої ручейки, i ключики видав:
З правої ручейки — лiто вiдмикати,
З лiвої ручейки — зиму замикати
Перевод с укр. [27]
Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,
Ой, что так рано с Вырия вышел?
Не сам вышел, Дажбог меня выслал
С правой рученьки, и ключик дал:
С правой рученьки — лето отмыкать,
С левой рученьки — зиму замыкать
На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков («орехов») — «сороки святые — колобаны золотые» [28] и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая [29] :
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах [13] .
На Переяславщине [uk] в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней — «чтобы мороз любисток не побил» [30] .
На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек [31] .
День памяти сорока мучеников севастийских, по благочестивому обычаю, празднуется как День всех православных мужчин [32] , по аналогии с Днём православных женщин, который празднуется в Неделю (в воскресенье) жён-мироносиц.
Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто — в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия [6] .
Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф Зинаида Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?» [33] .
В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Где твои куры несутся?» (полес. Дзе твои куры несуцца? ), на что надо было ответить: «Дома» [34] .
У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!» (сербохорв. Да си здрав како дрен ) [9] [35] [ страница не указана 779 дней ] . В этот день молодые, прожившие совместно менее года (сербохорв. младенци ), в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям [36] .
По представлениям жителей Карпато-Балканского региона, в этот день пробуждаются змеи и насекомые; у болгар сохранилось предание, что в этот день прилетают аисты, у македонцев — ласточки [11] .
В Софийском округе Болгарии в день Сорока мучеников дети выходят за село с маленькими хлебцами и скатывают их с пригорка со словами: «Откатывайся, зима, прикатывайся, весна» [37] .
Источник статьи: http://wiki2.net/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
22 марта отмечаем «Жаворонки»
Сегодня, 21 марта 2019 года – знаковый день для всех любителей астрономии, день весеннего равноденствия. В Северном полушарии наступила астрономическая весна! Правда, согласно подсчетам ученых, из-за несовершенства нашего календаря момент наступления равноденствия – дата непостоянная: это может быть и 19, и 20, и 21 марта. Самые ранние даты равноденствий приходятся на високосные годы, а самые поздние — на годы перед високосными.
Но наши предки не беспокоились об астрономической безупречности и отмечали наступление весны всегда 22 марта, придумав для этого особый праздник – Сороки или Жаворонки.
Почему Сороки?
В православном календаре на 22 марта по новому (и 9 марта по старому) стилю выпадал День памяти сорока мучеников севастийских. Неизвестными путями в народном сознании соединилось число христианских воинов, замученных однополчанами-римлянами в Турции (сорок) и название повсеместно распространенной птицы (сорока). Так праздник возвращения перелетных птиц получил имя птицы оседлой.
Интересный факт. Сорока – самая умная из птиц, утверждают ученые. У них существуют сложные социальные ритуалы, включая выражение печали и это единственная птица, способная узнавать себя в зеркале. Другие животные уважают интеллектуальную мощь сороки: если она стрекочет, сообщая о замеченных в лесу охотниках, то ее сигнал воспринимают не только остальные птицы, но и млекопетающие, в том числе и крупные хищники, даже медведи!
Почему Жаворонки?
А вот жаворонков действительно можно считать вестниками весны: они возвращаются с зимовки одними из первых, когда в полях еще лежит снег, и даже нет насекомых, которыми можно поживиться. Так что прилет жаворонков – это верная примате, что весна близко!
Интересный факт. Наши жаворонки (а распространены они очень широко, завезены даже в Новую Зеландию!) зимуют недалеко, на юге Европы. Интересно, что возвращаются к нам они по раздельности: первыми прилетают самцы, они находят первые проталины и греются на них маленькими стайками. Самки прибывают «с курорта» только спустя пару недель, и принимаются за поиск места для гнездования и строительство гнезда. Ну а самцы… самцы поют свои знаменитые песни в честь прекрасных дам!
По представлениям наших предков, на зимовку перелетные птицы улетали не на Средиземноморское побережье, или, к примеру, в Египет, а непосредственно в рай. Ну а из рая, само собой, возвращались сытыми, веселыми, и с теплой погодой на крылышках. А кому же не хочется наступления тепла? Поэтому перелетных птиц ждали, и даже по мере сил старались приблизить их прилет.
Традиции встречи весны: заклички и выпечка
Как же празднуются Сороки-Жаворонки? Есть две народные традиции, прочно связанные с этим днем.
” Первая традиция – это выпечка «жаворонков» — особых лепешек или булочек из пресного теста в виде птичек с хохолками.
Кстати, в разных губерниях пекли разных птиц: и куликов, и воробушков, и грачиков. Но вот поступали с ними одинаково: несколько штук усаживали на подоконник (пусть зовут «из рая» своих пернатых собратьев!), а остальных раздавали детям.
Малыши бегали с ними по округе, насаживали на шесты, подвешивали на веревочках к самым высоким векам деревьев: если прилетели «птички» из теста, то непременно подманятся и живые, вместе с теплом и солнышком!
” Существовали даже особые песни-заклички, или веснянки, приглашающие весну — это вторая традиция. Дети распевали их во время своих прогулок со съедобными жаворонками.
Источник статьи: http://sibmama.ru/zhavoronki-2018.htm