Когда праздник андрея боголюбова

День памяти Андрея Боголюбского по православному календарю

Богата земля русская талантливыми, умными людьми, опередившими свой век в развитии и стремлении к благим установлениям на территории Киевской Руси и государства Российского. Множество духовных столпов православной веры, подвижники, мученики и праведники, осветившие своею жизнью по Заповедям Божьим тьму идолопоклонства, язычества, даровавшие нам свою благодатную помощь и заступление перед Господом Богом, молящиеся на небесах за свое земное отечество и чад православной церкви, доныне служат примером благочестия, праведности и несгибаемого характера перед лицом врагов Церкви.

Одним из таких великих людей своего времени является святой благоверный Андрей Боголюбский, день памяти которого приходится на 17 июля.

Родословная

В 12 веке в Киевской Руси у власти уже была династия Рюриковичей. Князь Андрей Боголюбский является прямым потомком князя Владимира Мономаха, его внуком. Отцом же будущего святого был Юрий Долгорукий, а матерью – дочь половецкого хана, княжна.

Начало пути

С юных лет князь Андрей Боголюбский, день памяти которого приходится на 17 июля, принимал участие в управлении Суздальским княжеством, помогая своему отцу решать сложные вопросы и проблемы мирным путем. После перехода Киевского княжества под власть его отца, князь Андрей отправляется в Вышгород на княжение, при этом участвует активно в боевых походах, храбро сражается с неприятелями.

Истоки идеи о новой государственности

В тот период времени в Киевской Руси власть передавалась из поколения в поколение по старшинству. Так, самый старший мужчина в роду правил Киевом, а его дети, братья и сыновья занимали иные княжества. Когда умирал старший человек в роду, его место занимал второй по старшинству член рода, а все остальные князья переезжали в другой город и правили там до тех пор, пока жив старший брат.

Читайте также:  Мы поздравляем с юбилеем чудесным праздником тебя

Такая система наследования княжеского престола назвалась лествичным правом. Она была очень неудобна в плане необходимости несколько раз в течение жизни менять место жительства. Но самое главное было даже не в этом. Отношение князей к людям, проживающим на территории, которой они управляли, строилось преимущественно на потребительской основе. Вне зависимости от того, как вел себя князь в той или иной вотчине, он знал, что со смертью старшего в роду вся система управления сместится, и он получит более богатые земли.

С ранней молодости князь видел распри, возникающие между родственниками в борьбе за власть в богатых княжествах, спорах за первоочередность наследования лучших земель.

Княжение во Владимиро-Суздальских землях

Большая часть жизни князя проходит во Владимиро-Суздальских землях. Он правит ими до перехода на Киевский престол.

Воплощение идеи новой государственности

В это время он выстраивает модель государственного управления, основанного на ответственности перед народом, любви и уважении к ближним, нищей братии и неимущим людям. Святой благоверный Андрей Боголюбский, день памяти которого приходится на 17 июля, отличался мудрым и справедливым правлением, развивал торговлю и государственные институты власти. После кончины отца занимает его место в Киеве в 1169-1175 гг.

Праведная жизнь

В период правления Киевским княжеством Андрею Боголюбскому пришлось столкнуться с открытой враждой родственников, желавших отнять у него богатые Киевские земли, поэтому он тайно покинул престольный град с образом Пресвятой Богородицы, подаренным его отцу, Юрию Долгорукому, Константинопольским патриархом. Этот образ хранился в Вышгороде, в родовом имении святой равноапостольной княгини российской Ольги.

Этому обстоятельству предшествовали удивительные события. Видя бесконечные распри между русскими князьями, Андрей Боголюбский (поминают 17 июля) усердно молился Пречистой Богородице. Несколько раз эту икону находили висящей в воздухе, приглашающей отправиться в путь. Князю Андрею больше других нравились северо-восточные земли Киевской Руси. Туда он и направил свой путь. Чудесным образом на средине дороги кони стали, не желая двигаться ни вперед, ни назад. После отслуженного молебна князю Андрею явилась Пресвятая Богородица, повелевшая на этом месте выстроить храм и монашескую обитель. Князь тут же отреагировал на повеление, заложил белокаменный храм и заказал иконописцам написать образ Пречистой Богородицы в том виде, в котором она явилась ему. Так появился образ Боголюбской Божией Матери. После явления Пресвятой Богородицы кони смогли продолжить свой путь и доставили князя во Владимир, который Андрей Боголюбский решил сделать северной столицей Руси.

Святой благоверный Андрей Боголюбский (день памяти 17 июля) унаследовал от деда Владимира Мономаха глубокую сосредоточенность в молитве и духовной жизни, любовь и прилежание к церковным службам, привычку постоянно сверять свою жизнь со Священным Писанием, во всяком деле с молитвой обращаться к Господу Богу и заступничеству святых. Отличающийся с юности особым устремлением к праведной жизни, он был милостивым правителем. В те времена разрозненные княжества в южных землях Руси часто страдали от нападений орд кочевников, разорявших деревни, сметавших всё на своем пути, от разгулов княжеских дружин, которые грабили и притесняли крестьян. Поэтому всё больше измученных, голодных людей, лишенных крова, одежды, еды и питья, тянулось в более спокойные земли. Князь Андрей Боголюбский принимал всех с любовью и радостью, наделял землями, был щедр на милостыню. Благодаря богатым пожертвованиям монастырям, церквям и неимущим людям Андрей Боголюбский, день памяти которого Православная Церковь отмечает 17 июля, снискал их любовь, уважение и преданность. На период правления князя приходится установление доныне горячо любимого и почитаемого простым народом церковного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы.

Особо трудился князь над просвещением в православной вере русского народа, обращал в православие иноверцев – булгар, стремился разрушить укоренившиеся в народе языческие традиции. Его трудами были открыты новые православные школы, развивалось иконописное мастерство. День памяти Андрея Боголюбского — повод вспомнить о развитии православия на Владимиро-Суздальских землях, которое сплачивало народ и постепенно все глубже входило в быт населения. Так, северо-восточные земли Киевской Руси превратились в центр духовного просвещения и нового государственного строя. День памяти Андрея Боголюбского — здесь особо почитаемый праздник.

Основатель русских городов

На месте чудесного явления Пресвятой Богородицы на пути во Владимир князь основал город, называемый Боголюбово. Кроме него, князем было основано еще несколько городов: Дмитров, Конятин и Кострома.

Строительство церквей и соборов

Всего за время правления Андрея Боголюбского по его распоряжению было воздвигнуто более 30 храмов. Одним из них является грандиозный Успенский собор во Владимире, в котором хранится чудотворный образ Богородицы, названный Владимирским. До настоящего времени он считается великой святыней всего русского народа, так долго, тщательно с любовью собираемого князем в одно великое государство, сплоченное православной верой. День памяти Андрея Боголюбского чтят и в храме на Золотых воротах, и в церкви Спаса во Владимире, которые тоже были основаны им.

Кончина князя

После казни близкого родственника жены Андрея Боголюбского, ее братья, желая отомстить, вступили в заговор со слугами княжеского двора. Всего собралось 16 человек. В день предполагаемого убийства один из княжеских слуг тайно вынес из покоев князя меч, постоянно хранившийся там. Напившись вина для храбрости, вечером того же дня заговорщики ворвались в палаты князя, перебили всю охрану и, выбив дверь в покои правителя, набросились на него безоружного с мечами и копьями, стали резать и колоть его. После недолгого сопротивления обессиленный и израненный князь упал на пол. Убийцы решили, что он мертв, и поспешили покинуть княжеские палаты, но князь был еще жив. Он начал звать на помощь охрану. Услышав крики и стоны, заговорщики вернулись и закончили своё черное дело. Тело князя вытащили из покоев и бросили в огород. Только на следующий день преданный слуга князя Косьма отыскал бездыханное тело и, прикрыв ковром, отнес в притвор Успенского собора.

В день похорон проститься с ним пришло несметное число горько плакавших крестьян и простого люда, которому успел чем-либо помочь благочестивый князь.

День памяти Андрея Боголюбского приходится на 4 июля по старому стилю и 17 по новому. В этот день, по преданию, проходили похороны князя.

Совпадение исторических событий

Так прожил свою безгрешную богоугодную жизнь святой благоверный Андрей Боголюбский. Когда день памяти этого святого, легко запомнить. Он совпадает с празднованием памяти святых Царственных страстотерпцев – семьи последнего русского государя из династии Романовых – Николая II. Здесь прослеживаются две исторические параллели:

  • оба они придерживались истинно христианской жизни, доверяя себя, свою семью и страну воле Господа Бога;
  • оба стремились к созданию могущественного государства, управление которым строится на ответственности первого лица государства (князя, государя) перед всем народом и Господом Богом;
  • оба снискали любовь и уважение тех, чьи жизненные устои, ценности совпадали с их личными;
  • оба стали жертвой заговора людей завистливых, недовольных распространением влияния, могуществом и силой их власти, богатством Владимиро-Суздальского княжества и Российской империи;
  • в обоих случаях святые подвижники приняли мученическую кончину: от рук большевиков последний российский император Николай Александрович и от рук родственников жены и домашних слуг Андрей Боголюбский; когда день памяти того и другого святого совпадает, так это 17 июля по новому стилю и 4 июля по старому.

Заключение

Вся жизнь князя Андрея Боголюбского была исполнена любви к Богу и людям, милосердия и сострадательности к ближним, полна устремления объединить земли Киевской Руси под руководством одного государя, развить и укрепить государственность.

Андрей Боголюбский (поминают 17 июля по православному календарю) удостоен прославления Православной Церковью как святой, чья жизнь была чиста и праведна перед лицом Господа Бога, поэтому и назван он Боголюбским.

Источник статьи: http://fb.ru/article/176661/den-pamyati-andreya-bogolyubskogo-po-pravoslavnomu-kalendaryu

Андрей Боголюбский

великий князь Владимиро–Суздальский (1157-1174)

Андрей Боголюбский, великий князь Владимиро–Суздальский

Этот знаменитый и умелый воин, заносчивый и властный правитель не был популярен в народе, но отличался глубокой религиозностью и благочестием, установив на Руси Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Время правления князя отмечено расцветом архитектуры северо-западной Руси. Именно Андрей Боголюбский сделал столицей своих владений Владимир, ранее «город-спутник» Ростова Великого. При нём новый стольный град быстро возвысился и стал одним из важнейших русских городов.

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны Анны, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо.

Именно ему Владимиро-Суздальский край обязан своим ранним возвышением. В молодости Андрей был помощником отца в борьбе за киевское княжение против Изяслава (племянника Юрия) и проявил воинскую доблесть и храбрость. Однако, он был не воинственного духа и в 1155 году ушел в Суздальские земли, устав от междуусобиц.

В 1157 году, после смерти Юрия, ростово-суздальская знать призвала Андрея на княжение. Он повел решительную борьбу за централизацию власти, сделав своей столицей Владимир-на-Клязьме, подчиненный город Ростова Великого. Андрей Юрьевич ходил в походы на камских болгар, на Киев и Новгород и стремился ограничить традиционные права местных бояр и князей.

Андрей мечтал превратить Владимир во вторую столицу Руси, мощнее Киева, и даже попытался учредить независимую от Киева церковную митрополию, однако получил решительный отказ от Константинопольского Патриарха.

При князе Андрее на Руси были установлены новые церковные праздники, Спаса и Покрова, а также перенесена из Вышгорода в новый стольный град окруженная великим почитанием Владимирская икона Божьей Матери. По преданию, на месте, где остановился конь, везший эту икону, и было основано Боголюбово, давшее прозвище великому князю.

Перемещая центр русского православия на новые земли, князь Андрей открыл и новую главу в истории русского искусства, создав условия для формирования особой владимиро-суздальской художественной школы. Из памятников его времени лучше всего сохранились во Владимире Золотые ворота (1158-1164) и величественный Успенский собор, заложенный в 1158 году, а также знаменитая церковь Покрова на Нерли неподалеку от Боголюбова (1165). Традиционная ориентация на Византию зримо обогатилась здесь влияниями западной архитектуры.

В ночь на (29 июня) 6 июля 1174 года (по другим данным — в ночь на 30 июня по старому стилю) в селе Боголюбове под Владимиром-на-Клязьме великий князь Андрей Боголюбский был убит боярами–заговорщиками.

Как гласит предание, убийцы-заговорщики — боярское семейство Кучковичей и их сообщник из княжеской челяди — ключник Анбал для храбрости напились хмельной медовухи. Нападение на отдыхавшего князя было совершено прямо в его покоях. Убийцы оказались не слишком умелыми и встретили сопротивление своей жертвы, у изголовья которого всегда висел меч Св. князя Бориса. Участь князя Андрея решила лишь численность врагов, отрубивших ему левую руку.

Похоронен князь был в Успенском соборе во Владимире. Канонизирован Русской Православной церковью около 1751 года в лике благоверного, его память чтится 17 июля по новому стилю.

Источник статьи: http://www.calend.ru/persons/2581/

Андрей Налива

Дата в 2021 году 17 июля 2021 года, Суббота
Церковное название: Благоверный князь Андрей Боголюбский, преподобный иконописец Андрей Рублев, святитель архиепископ Анжрей Критский
Значение: В этот день чтят память Андрея Рублева, Критского и Боголюбского
Другие названия: Налив озимых, Андрей, День Андрея Наливы, Налив
Традиции: Есть блюда из овса и кормить им животных, чистить поля, заготавливать сено, призывать дождь

Андрей Налива ежегодно отмечается 17 июля на территории Российской Федерации. Это православный церковный праздник. В этот день происходит почтение памяти святых Андрея Рублева, Андрея Критского и Андрея Боголюбского. Народ дал название празднику из-за того, что в этот день наливаются однолетние культуры, требующие перезимовки для своего созревания.

История праздника

О жизни Рублева нет точной информации, сведений крайне мало. Родился святой в Московском княжестве в 1340-1370 годах. Родители были ремесленниками. Местом жительства Андрея стала Троицкая обитель. Позже Святой решил сменить его на Андрониковой монастырь, где принял монашеский постриг.

Большой ценностью обладают иконы святого. Для Сергея Чудотворца она написал свой шедевр «Троицу». каждая его икона считается чудотворной.

Смерть Рублева датируется октябрем 1428 года. Тогда он выполнял работу над фреской Спасского собора. Его похоронили возле колокольни Андрониковского монастыря.

Андрей Критский родился в шестьсот шестидесятом году в Дамаске. Его родители были христиане. На территории Дамаска он прожил до тринадцати лет. Семь лет святой был немым и начал разговаривать тогда, когда стал изучать Слово Божие.

Когда Андрею было 14 лет, он поступил на службу при монастыре преподобного Саввы Освященного. Так как святой вел строгую жизнь монаха, то заслужил уважения. Святой вел борьбу с еретическими учениями. После Критского отправили архидиаконом в церковь Святой Софии.

Святой умер в 740 году во время возвращения из Константинополя. Похоронили Андрея Критского на территории церкви Святой Анастасии, которую позднее освятили его именем.

День рождения Андрея Боголюбского датируется июнем 1157 года. Его отцом был князь Долгорукий. При правлении Андрея Владимиро-Суздальское княжество процветало и достигло небывалых успехов. Святой был мудрым князем и отважным воином. Андрея прозвали Боголюбским за его неистовую любовь и веру в Господа Бога и Божью Матерь.

До самой юности святой жил на севере Руси. Он желал основать независимое ни от кого княжество в районе Московско-Суздальских земель. В 1155 году, не оповещая никого, Андрей отправился в Суздаль вместе с иконой Божией Матери, привезенной из Греции. На пути отряд разбил лагерь и остановился на ночлег. Во сне к святому явилась Божия Матерь и дала наказ разместить святыню во Владимире, а в том месте, где остановились путники, основать монастырь. После этой ночи был заложен город Боголюбов. Именно там был построен Боголюбский монастырь. Его смерть датируется 1174 годом. В 1702 году его причислили к лику святых.

Традиции и обряды

На праздник проводились обряды по призыву дождей. Весь день было принято заниматься трудом от восхода солнца до заката. Крестьяне расчищали овсяное поле, делали заготовки из сена. Люди давали лошадям овес, который предварительно обдавали кипятком, чтобы избежать болезней животных.

На стол подавалась подсоленная каша из овса. В нее добавлялись шкварки от сала и жареный лук. Также было принято употреблять в пищу овсяный хлеб, печенья, булки.

На Руси овес получил свою популярность за целебные и питательные свойства. Самым витаминизированным и укрепляющим здоровье считался овсяный кисель. Он подавался на стол круглый год, но на Андрея Наливу был обязателен. Его не пили, а ели ложкой. Он помогал в борьбе с заболеваниями ЖКТ, истощением.

Чтобы девушка поскорее вышла замуж, ей требовалось сварить овсяный кисель, полностью его съесть и облизать тарелку.

Приметы

  • Считалось, что какая погода будет на Наливу, такую же стоит ожидать и одиннадцатого августа.
  • Если 17 июля замечено большое количество ос, то нужно готовиться к морозной зиме.
  • Последующие дни будет стоять благоприятная погода, если тучи кучкуются.
  • Стоит ожидать град, если постоянно слышаться звуки грома.
  • О наступлении ранней осени свидетельствовали пожелтевшие листья.
  • Когда 17 июля шел дождь, от которого прятались куры, то люди считали, что пасмурная погода продержится еще долгое время.
  • Множество ягод свидетельствовало о приходе холодной зимы.
  • Если на небе внезапно исчезли все стрижи, то жди несчастье.
  • Преимущественно зеленая радуга свидетельствовала о ливнях.

До праздника «‎Андрей Налива» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Андрей Налива»

Источник статьи: http://365calend.ru/holidays/andrej-naliva.html

Оцените статью