Когда праздник джеоргуыба 2020

23.11.2020 Джеоргуыба

Джеоргуыба – день святого Георгия или, как его называют осетины, Уастырджи (Уаскерги). Празднуется ежегодно в ноябре и длится в течение недели, поэтому праздник иногда в шутку называют осетинскими олимпийскими играми.

Начинаются празднования с понедельника, а в воскресенье перед началом праздника, по традиции каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное (быка, овцу). Этот предпраздничный день называют «галэргэвдэн».

Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился, и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи.

За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.

В пантеоне осетинских божеств святой Георгий – единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи – небеса. Перед богом «Хуыцау» он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров. К нему обращались в самых разных обстоятельствах жизни; он насылал болезни на провинившихся людей; его именем проклинали, благословляли друг друга.

В городе Дегара (бывшее село Христиановское) в 1992 году случилось чудо. Здесь несколько человек утверждали, что видели святого Георгия. Старец на белом коне спустился с небес и приземлился на крыше одного из домов, побыл какое-то время и улетел.

Читайте также:  Поролоновое шоу детский праздник

Этому чуду поверила вся Осетия, и с того момента рядом с домом, на крыше которого якобы побывал святой Георгий, построили святилище и возвели очередной памятник небесному покровителю республики.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» – «Покровитель мужчин», но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастырджи, а благополучие мужей – это залог мира и процветания в семье.

В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» – месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».

Эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуыба не принято употреблять вообще.

Источник статьи: http://xn--80ajpkfwc8f.xn--p1ai/calendar/dzheorguyba.html

Когда праздник джеоргуыба 2020

Югосетпотребнадзор призвал жителей республики воздержаться от проведения массовых застолий и отметить праздник в кругу семьи

Уастырджи — особо чтимый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств. В осетинском религиозном календаре немало праздников. Один из самых любимых и почитаемых — праздник в честь Уастырджи, известный также под названием Джиуæргуыба.

Праздник в честь Уастырджи наступает спустя двенадцать недель после Майрæмыкуадзæн (Успение Пресвятой Богородицы) и всегда приходится на ноябрь. Начинается Джиуæргуыба всегда в воскресенье и продолжается одну-две недели. В горной полосе Северной и Южной Осетии не найдется населенного пункта, где бы не было святилища в честь Уастырджи.

Среди них самые популярные — Реком и Ныхасы Уастырджи (Алагирское ущелье), Дзгвисы дзуар (Куртатинское ущелье), Джеры дзуар (ущелье реки Малая Лиахва), Къуаисайы Уастырджи (Кударское ущелье). Местами святилища Уастырджи носят название характерной особенности местности, названия селения (Комы дзуар, Цъалайы дзуар, Зары Уастырджи и т. д.). Разнятся друг от друга культовые места и своим внешним видом: где-то это церкви, где-то каменные постройки (на сухой кладке), кучи камней, одинокое дерево, роща и т. д.

Праздник Джеоргуыба длится целую неделю. Каждый считающий себя осетином в течение этого времени должен накрыть стол для гостей. На столе должно быть обязательно три пирога. Старейший произносит все положенные слова восхваления Всевышнему и Святому Уастырджи в виде расширенного тоста: «Чтобы на всем земном шаре были мир и благоденствие, пусть люди уважают друг друга, а наши младшие будут счастливы».

В Южной Осетии из посвященных Уастырджи святилищ самым известным является Джеры дзуар, куда в течение почти двух месяцев (с начала сентября по начало ноября) стекаются паломники! Уастырджи — главный персонаж в пантеоне осетинских божеств. В верованиях осетин он представляется покровителем мужчин, воинов, путников, защитником людей честных, бичом воров, плутов, клятвопреступников, убийц.

Он же является главным патроном человека во время его посмертного и самого опасного путешествия в загробный мир. Устное народное творчество наделило этого святого универсальными полномочиями. Он предстает перед земледельцем в образе погонщика волов, перед пастухом — в образе чабана, а перед юношей брачного возраста — в образе главы свадебной процессии.

Уастырджи — мужское божество. Женщины не имеют права называть его своим именем и потому употребляют другие названия — «Лæгты дзуар» (покровитель мужчин) или «Галты-дзуар» (святой быков).

Он же наделен чертами солнечного божества. О степени культа Уастырджи можно судить по тому, что его имя нередко произносится рядом с именем бога («Хуыцау æмæ дæ Уастырджийы хорзæх уæд» — «Будь благословен Богом и Уастырджи»). Постоянными эпитетами Уастырджи были золотой («сызгъæрин»), золотокрылый («сызгъæринбазырджын»), доблестный («хъæбатыр») и т. д.
С молитвы об Уастырджи начинается и завершается осетинский традиционный стол.
Имя Уастырджи окружено легендами. В честь Уастырджи народом сложено немало песен, в которых прославляется этот святой.

Дни празднования Уастырджи падают на осень не случайно. К этому времени завершается уборка урожая и осетины могут уже спокойно распоряжаться плодами своего труда. Эти дни испокон веков считались днями свадеб. Две недели, следующие за началом праздника, посвящались исключительно сватовству и свадьбам, ибо брачные узы, заключенные в этот период приобретали особую прочность.

Уастырджи у осетин наделен многими функциями, но самой главной из них является покровительство воинам и путникам. Он так же, как и аланский бог войны, наделялся способностью обеспечивать удачу в военных предприятиях, безопасность в походах и т. д. Где бы ни застали осетина дни Уастырджи — дома или за пределами Осетии, — он непременно должен помолиться святому.

В храмах Южной осетии в воскресенье проходят праздничные службы.

Югосетпотребнадзор призвал жителей республики с пониманием отнестись к ограничительным мерам, введенным в республике из-за сложной эпидемиологической ситуации из-за коронавируса и воздержаться от проведения массовых застолий в этот праздник.

«Мы настоятельно просим наших сограждан воздержаться от проведения массовых застолий. Если мы отметим этот день в кругу семьи, то не создадим предпосылки для ухудшения эпидемиологической обстановки в республике большими застольями в 100-200 человек, как у нас принято. Мы сегодня имеем дело с очень коварным вирусом, и только совместными усилиями нам удастся его победить», — подчеркнула глава ведомства Марина Кочиева.

Напомним, что оперативным штабом по противодействию распространения коронавируса до 15 декабря: запрещено проведение свадеб и иных торжеств, приостановлено функционирование отдельных объектов и др.

Источник статьи: http://www.nykhas.ru/886759/dzheorguyba-2020-v-usloviyakh-pandemii-v-ose/

Югосетпотребнадзор призвал жителей республики воздержаться от проведения массовых застолий и отметить праздник в кругу семьи

Уастырджи — особо чтимый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств. В осетинском религиозном календаре немало праздников. Один из самых любимых и почитаемых — праздник в честь Уастырджи, известный также под названием Джиуæргуыба.

Праздник в честь Уастырджи наступает спустя двенадцать недель после Майрæмыкуадзæн (Успение Пресвятой Богородицы) и всегда приходится на ноябрь. Начинается Джиуæргуыба всегда в воскресенье и продолжается одну-две недели. В горной полосе Северной и Южной Осетии не найдется населенного пункта, где бы не было святилища в честь Уастырджи.

Среди них самые популярные — Реком и Ныхасы Уастырджи (Алагирское ущелье), Дзгвисы дзуар (Куртатинское ущелье), Джеры дзуар (ущелье реки Малая Лиахва), Къуаисайы Уастырджи (Кударское ущелье). Местами святилища Уастырджи носят название характерной особенности местности, названия селения (Комы дзуар, Цъалайы дзуар, Зары Уастырджи и т. д.). Разнятся друг от друга культовые места и своим внешним видом: где-то это церкви, где-то каменные постройки (на сухой кладке), кучи камней, одинокое дерево, роща и т. д.

Праздник Джеоргуыба длится целую неделю. Каждый считающий себя осетином в течение этого времени должен накрыть стол для гостей. На столе должно быть обязательно три пирога. Старейший произносит все положенные слова восхваления Всевышнему и Святому Уастырджи в виде расширенного тоста: «Чтобы на всем земном шаре были мир и благоденствие, пусть люди уважают друг друга, а наши младшие будут счастливы».

В Южной Осетии из посвященных Уастырджи святилищ самым известным является Джеры дзуар, куда в течение почти двух месяцев (с начала сентября по начало ноября) стекаются паломники! Уастырджи — главный персонаж в пантеоне осетинских божеств. В верованиях осетин он представляется покровителем мужчин, воинов, путников, защитником людей честных, бичом воров, плутов, клятвопреступников, убийц.

Он же является главным патроном человека во время его посмертного и самого опасного путешествия в загробный мир. Устное народное творчество наделило этого святого универсальными полномочиями. Он предстает перед земледельцем в образе погонщика волов, перед пастухом — в образе чабана, а перед юношей брачного возраста — в образе главы свадебной процессии.

Уастырджи — мужское божество. Женщины не имеют права называть его своим именем и потому употребляют другие названия — «Лæгты дзуар» (покровитель мужчин) или «Галты-дзуар» (святой быков).

Он же наделен чертами солнечного божества. О степени культа Уастырджи можно судить по тому, что его имя нередко произносится рядом с именем бога («Хуыцау æмæ дæ Уастырджийы хорзæх уæд» — «Будь благословен Богом и Уастырджи»). Постоянными эпитетами Уастырджи были золотой («сызгъæрин»), золотокрылый («сызгъæринбазырджын»), доблестный («хъæбатыр») и т. д.
С молитвы об Уастырджи начинается и завершается осетинский традиционный стол.
Имя Уастырджи окружено легендами. В честь Уастырджи народом сложено немало песен, в которых прославляется этот святой.

Дни празднования Уастырджи падают на осень не случайно. К этому времени завершается уборка урожая и осетины могут уже спокойно распоряжаться плодами своего труда. Эти дни испокон веков считались днями свадеб. Две недели, следующие за началом праздника, посвящались исключительно сватовству и свадьбам, ибо брачные узы, заключенные в этот период приобретали особую прочность.

Уастырджи у осетин наделен многими функциями, но самой главной из них является покровительство воинам и путникам. Он так же, как и аланский бог войны, наделялся способностью обеспечивать удачу в военных предприятиях, безопасность в походах и т. д. Где бы ни застали осетина дни Уастырджи — дома или за пределами Осетии, — он непременно должен помолиться святому.

В храмах Южной осетии в воскресенье проходят праздничные службы.

Югосетпотребнадзор призвал жителей республики с пониманием отнестись к ограничительным мерам, введенным в республике из-за сложной эпидемиологической ситуации из-за коронавируса и воздержаться от проведения массовых застолий в этот праздник.

«Мы настоятельно просим наших сограждан воздержаться от проведения массовых застолий. Если мы отметим этот день в кругу семьи, то не создадим предпосылки для ухудшения эпидемиологической обстановки в республике большими застольями в 100-200 человек, как у нас принято. Мы сегодня имеем дело с очень коварным вирусом, и только совместными усилиями нам удастся его победить», — подчеркнула глава ведомства Марина Кочиева.

Напомним, что оперативным штабом по противодействию распространения коронавируса до 15 декабря: запрещено проведение свадеб и иных торжеств, приостановлено функционирование отдельных объектов и др.
ИА Рес

Источник статьи: http://www.nykhas.ru/886795/dzheorguyba-2020-v-usloviyakh-pandemii-v-ose-2/

В Северной Осетии начался национальный праздник Джеоргуыба, который продлится неделю

ВЛАДИКАВКАЗ, 18 ноября. /ТАСС/. Национальный праздник Джеоргуыба начался в понедельник в Северной Осетии, он продлится неделю, сообщается на сайте главы и правительства республики.

«Отдавая дань нашим славным, многовековым традициям, этот праздник призван подтвердить нерасторжимую связь между поколениями, важность сохранения главных духовных ценностей, составляющих национальное достояние осетинского народа. Символично, что дни празднования Джеоргуыба уже давно и прочно закрепились в череде высокодуховных торжеств, отмечаемых всеми жителями нашей республики разных национальностей», — приводятся на сайте слова из поздравительной речи главы региона Вячеслава Битарова.

Праздник Джеоргуыба в честь самого почитаемого божества осетинского пантеона — Уастырджи — который называется также «Уастырджийы бонта» (Дни Уастырджи), длится неделю. В течение этого времени запрещается употреблять в пищу свинину, мясо птицы и яйца. Божество считается покровителем мужчин, путников, защитником слабых и обездоленных. Праздник отмечается и в Северной, и в Южной Осетии независимо от национальности.

Накануне праздника закалывается жертвенное животное, в зависимости от размаха празднования это может быть бык или баран. В первый понедельник праздник принято отмечать в кругу семьи.

В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где нет святилища в честь Уастырджи. В посвященных ему легендах он рисуется всадником на белом коне и в белой бурке. Он наделен чертами солнечного божества и каждый осетин перед долгой поездкой или же в трудную минуту заручается поддержкой Уастырджи с помощью молитвы.

Источник статьи: http://tass.ru/kultura/7141407

филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

В это воскресенье в Осетии начинается праздник Джеоргуба. Покровителя мужчин и путников, защитника слабых и обездоленных принято чествовать широко и с размахом. Это самый большой осетинский праздник. По традиции в течение недели люди ходят друг к другу в гости. Желают благополучия и изобилия. В этом году пандемия вносит коррективы, но обычаев не отменяет. Представители органов власти и высшего совета осетин призывают проводить праздник как можно скромнее, без больших застолий.

Дружные жильцы дома на улице Цоколаева каждый год вместе широко отмечали Джеоргуыба. Праздновали как одна семья. В этом году решили не собираться за общим столом. Слишком велик риск заразиться коронавирусом. Отмечать каждая семья будет в своем кругу с небольшим числом гостей.

Константин Туаев: «Отмечать праздник надо, но в домашних условиях, с семьей. Мне кажется, каждый из вас поймет и никто никого не осудит в этом отношении — почему ты меня не позвал или почему я не смог пойти к кому-то».

Осетины не привыкли проводить общенародные праздники без соседей и близких, но так велят обстоятельства. Представители старшего поколения, умудренные опытом, рекомендуют придерживаться правил временных ограничений, чтобы в следующий раз встретить Джеоргуыба как полагается.

Казбек Фриев, представитель Общественной палаты РСО-А: «Конечно, всем хочется собрать двор, соседей, большие куывды делать. Но в связи с тем, что такая ситуация, я считаю, это нецелесообразно. Всегда можно три пирога, три ребра дома приготовить и помолиться».

Больницы, и без того перегруженные пациентами, могут не выдержать потока пациентов, если в праздничную неделю не будут соблюдаться предписания. Высший совет осетин «Стыр Ныхас» обратился к жителям республики с просьбой воздержаться от массового празднования.

Руслан Кучиев, председатель международного общественного движения «Высший совет осетин»: «У нас, по-моему, меньше предохраняются и меньше уделяют внимания соблюдению норм. На праздничной неделе это особенно важно. Боюсь, что праздничные столы, подготовка могут принести нам какой-то вред».

Как говорят представители старшего поколения, отойдя от привычных устоев один раз, мы не нарушим традиций. Наоборот, забота о себе, здоровье ближнего — это показатель ответственного отношения к своим землякам.

Источник статьи: http://alaniatv.ru/severnaya-osetiya-gotovitsya-k-prazdnovaniyu-dzheorguyba/

Оцените статью