Когда праздник иконы смоленской одигитрии

День Смоленской иконы Божией Матери: символизм праздника, когда будет в 2021 году

День Смоленской иконы Божией Матери отмечается православными верующими в честь почтения одноимённой религиозной святыни. В Киевской Руси чудотворную икону Девы Марии, названную «Одигитрией-Смоленской» люди знали с очень давних времён. Многим образ помогал исцеляться от болезней и исполнять разные желания. Как появилась удивительная икона, истории чудес, связанные с ней, в чём помогает, а также как отпраздновать день Смоленской иконы Богородицы и какого числа он будет в 2021 году – про это вы узнаете из следующего материала.

Какого числа день Смоленской иконы Божией Матери?

Отмечают праздник ежегодно 10 августа (по Новому стилю) либо 28 июля (по Старому стилю).

Исторические сведения

У Смоленской иконы Божьей Матери история возникновения вполне земная. По преданиям, святой образ был написан евангелистом Лукой, который создал при жизни несколько икон Девы Марии, одна из них и стала знаменитой. Якобы, изначальным местом нахождения образа был город Иерусалим, из которого чуть позже она переместилась в Константинополь. Изменения затронули и само название лика – первоначальный вариант был «Одигитрия», второй – «Путеводительница» и только потом появился современный вариант названия.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

По первой версии, считается, что случилось это тогда, когда Святая Мария является двум людям, лишённым зрения в городе Константинополь и наказывает им отправляться в Свой храм. Когда они выполняют приказание Богородицы, то моментально прозревают. Вторая же версия гласит, что название «Одигитрия-Смоленская» появилось из-за того, что лик сопровождал правителей Византии во время их боевых походов.

Читайте также:  Дорогие мои мужчины с праздником 23 февраля

Но этим всё не ограничивается – известны и иные теории, связанные с происхождением названия лика. Например, такая: в 1046 году с помощью рассматриваемой иконы Богородицы была благословлена на замужество дочка византийского правителя Константина Мономаха Анна. Её выдавали за Всеволода Ярославовича – черниговского князя и с тех пор лик Одигитрия почитался в качестве родового образа русских князей.

В 12 столетии Владимир Мономах – сын Анны и Всеволода, перевозит семейную реликвию в город Смоленск. Там икону поместили в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, произошло данное событие в мае 1101 года. Тогда-то святыню и начинают именовать Смоленской – от названия её местонахождения.

А в 1239 году проявляется чудотворная сила образа. Происходит это событие во время нападения на Киевскую Русь татаро-монгольского ига, вёл которое хан Батый. Когда орда подходит к Смоленску, намереваясь взять город, жители в ужасе начинают возносить молитвы Святой Деве Марии, обращаясь к иконе Одигитрии-Смоленской. И Богородица услышала их просьбы – спустилась с небес и заставила татаро-монголов бежать с позором, так и не войдя в город.

По сохранившейся до нас информации, с большим уважением и почтением относился к Смоленскому лику Богородицы Преподобный Сергий Радонежский. В своей келье он имел список с данной святыни. Образ впервые меняет место своего географического нахождения в 14 столетии, когда его перевозят в Москву. Нет точных сведений о том, кто отдал такое распоряжение – здесь снова мнение разделяется на пару версий.

Первая утверждает, что в 1404 году последнего правителя Смоленска изгнал из города литовский князь Витовт, тому пришлось бежать в Москву, туда он и забрал с собой чудотворную икону. В столице образ был помещён в Кремлёвском храме Благовещения (Благовещенский собор Московского Кремля).

Правда, в Москве Одигитрия-Смоленская надолго не задерживается – веком позднее, в 15 столетии люди просят князя Василия Тёмного возвратить святыню на её историческую родину – то есть в Смоленск. Для выполнения этой миссии в 1456 году в Москву приезжает епископ из Смоленска, который и получает княжеское позволение на совершение переезда иконы.

Здесь нельзя не упомянуть ещё один интересный момент: когда икона была увезена из Московии, крёстный ход сопровождал её ещё на протяжении двух верст. В 1524 году в память о возвращении Смоленской-Одигитрии на месте, где москвичи окончательно попрощались со смолянами, была основана женская монастырская обитель. Назвали её «Новодевичьим монастырём» и там поместили копию, сделанную с чудотворного лика Одигитрии-Смоленской, а ещё установили праздновать праздник в честь иконы и совершать крёстный ход. По некоторым сведениям, довелось Смоленскому образу посетить столицу России ещё раз – в 1666 году икона была привезена в Москву архиепископом Смоленским Варсонофием. Но на этот раз цель визита заключалась в обновлении потускневшего от времени образа.

Дальнейшая история перемещений иконы касается уже 19 столетия. Так в 1812 году, когда идёт Отечественная война, лик вывозит из Смоленска епископ Ириней Фальковский и отправляет в Москву. Святыня помещается в храм святого Василия Неокесарийского (Тверская-Ямская улица), а впоследствии переносится в Успенский Кремлёвский собор.

До наших дней дошли сведения, рассказывающие, что в дату Бородинской битвы (26 августа или 7 сентября по разным стилям) владыкой Августином совместно с епископами из Грузии Пафнутием и Ионой Смоленским образ Богородицы с крёстным ходом был пронесён вокруг Китай-города, Белого города и Кремля.

После поражения и изгнания Наполеоновой армии с территории России, образ возвращают в город Смоленск. Там он и находится до самого начала Великой Отечественной войны. С 1941 года история теряет следы старинной реликвии. Смоленская икона Божьей Матери исчезла и её сегодняшнее местонахождение неизвестно (если, конечно, образ вообще сохранился до наших дней). Скорее всего, что его, аналогично многим христианским святыням, немцы забрали в Германию.

Многие святыни, вывезенные из России, бесследно канули в лету, а некоторые – оказались в частных коллекциях. В любом случае воспоминания про Смоленский лик Богородицы, его удивительные чудеса навсегда останутся в памяти. Кроме того, есть много списков данного образа, о которых подробнее поговорим дальше.

Списки образа «Смоленская-Одигитрия»

Ещё в довоенные годы по всей России начали изготавливать списки с чудотворной святыни. По рассказам очевидцем, некоторые копии тоже способны совершать чудеса, оказывать влияние на жизнь конкретного человека и даже целого города. Каждый из новых образов прославился своим собственным уникальным названием, именуются они так:

  • иконой Богородицы Смоленской-Новгородской (другое её название «Холерная»;
  • иконой Богородицы Смоленской-Устюженской;
  • иконой Богородицы Смоленской-Седмиезерной;
  • иконой Богородицы Смоленской-Сергиевской;
  • иконой Богородицы Смоленской-Костромской;
  • иконой Богородицы Смоленской-Суерской (Ялуторовской);
  • иконой Богородицы Смоленской-Шуйской.

Традиции и запреты праздника

В последний месяц лета на Руси нередко шли дожди с грозами, люди боялись пострадать от молнии, поэтому 10 августа, если была плохая погода, то не работали. Чтобы почтить память Смоленского образа Богородицы, совершали крёстный ход. Когда же общественный молебен завершался, крестьянам разрешалось взять образы к себе домой и освятить ими свой дом и двор. В конце всегда начинался праздничный обед.

Также 10 августа по традиции чествовались кузнецы, ведь их труд очень ценился в народе. Эти люди управляли огнём и железом, изготавливали инструменты для обработки земли и, соответственно, отвечали за хороший урожай. По поверьям, считалось, что кузнецы способны властвовать над злыми сущностями.

И сегодня самое важное действие, которое должны совершить православные верующие – сходить в церковь на службу, искренне помолиться Богу, попросить прощения своих грехов, поставить свечу о здравии родных и близких. Молятся у образа Божьей Матери.

Интересно! По народным поверьям, 10 августа нельзя ничем меняться, иначе обменянный предмет не будет служить долго, быстро испортится.

Сохранились также приметы, связанные с погодой. Чтобы определить погодные условия на несколько дней вперёд, крестьяне в праздник рано утром подходили к водоёму и наблюдали за ним:

  • туман находится близко к воде – ждать хорошей погоды;
  • туман поднимается наверх – начнётся дождь.

А следующие действия находятся под запретом:

  • запрещено ссориться, конфликтовать, обижаться и, тем более, драться;
  • нельзя критиковать других людей, обманывать;
  • нельзя жадничать;
  • недопустимо заниматься богохульствованием;
  • нельзя находиться в состоянии уныния, грустить, иметь дурные мысли в голове;
  • девушки не должны в этот день заниматься рукоделием;
  • но убирать в доме, готовить еду и выполнять работы в саду и огороде можно, подобные действия не считаются греховными.

О чём молятся Смоленской Божьей Матери?

Образ Богородицы, называемый Смоленской-Одигитрией, выполняет следующие функции:

  • покровительствует путешественникам, отводя от них различные неприятности, несчастные случаи;
  • защищает и избавляет от серьёзных недугов;
  • оберегает человека и его жилище от недругов, воров;
  • всю историю христианской веры к Смоленской Богородице люди обращались, когда на земли Русские приходили страшные массовые эпидемии.

Как уже упоминалось ранее, изначальная версия святыни была утрачена во время Великой Отечественной войны. Вместо неё в Успенский собор в городе Смоленск поместили другую древнюю реликвию, созданную в начале 17 столетия, которая раньше находилась в храме над Днепровскими воротами (Смоленский кремль).

Источник статьи: http://tayniymir.com/pravoslavnyj-kalendar-2021/den-smolenskoj-ikony.html

Смоленская икона Богородицы

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери, именуемой Одигитрия, совершается 10 августа (28 июля ст. ст.). Перед Смоленской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.

Содержание

Смоленская икона Божьей Матери. История

Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну (ок. 1030/35 —1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.

Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье (1371-1453 гг.), которая являлась супругой московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425 гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.

В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е — 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.

Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 10 августа (28 июля ст. ст.).

Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы

Тропарь, глас 4.

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.

Кондаки, глас 6.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Библиотека Русской веры
Канон Пресвятой Богородице «Одигитрии» →

Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография

Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой рукой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

Смоленская икона Богородицы. Дионисий, 1482 год Смоленская икона Богоматери. Византия (?). Конец XIV в. Москва, ГТГ Смоленская икона Богоматери. XV в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва Смоленская икона Богоматери. Конец XV — начало XVI вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва Смоленская икона Богоматери. Первая половина — середина XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва Смоленская икона Богоматери. Тверь. Ок. 1523–1526 гг. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва Смоленская икона Богоматери. XVI в. Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Москва. Фреска на восточной стене Смоленская икона Богоматери. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль Смоленская икона Богоматери. Начало XVII в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск Смоленская икона Богоматери. 1564 г. Происходит из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Отличительной особенностью ярославской Одигитрии является изображение в верхних углах иконы двух ангелов в облачных кругах, несущих орудия Страстей. Эти орудия — крест, трость и копие — напоминают о грядущих муках Христа, усиливая трагичность и без того скорбных ликов. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль Смоленская икона Богоматери. Савин Истома. Строгановская школа. Конец XVI в. Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва Смоленская икона Богоматери. Конец XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси

В честь Смоленской иконы Божьей Матери в 1524 году был основан монастырь в Москве, ныне известный как Новодевичий. Обитель основана великим князем Василием III (1479-1533 гг.) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования монастырь служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Закрыта церковь в 1930-е гг. Вновь открыта в 1991 г.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Кушалино

В честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в Москве. В 1624-1626 гг. патриархом Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь. Монастырь был больничным и домовым у патриарха. В это время были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в Москве. В 1709 г. монастырь был упразднен, иноки переведены в Новинский монастырь, а храм стал приходским. Храм был закрыт после 1917 г. Колокольня разрушена в 1930 гг. Реставрация храма началась в 1984 г. Богослужение возобновлено в 1992 г., восстановлена колокольня. Святыней храма является икона преподобного Феодора Студита.

Храм во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Москве

Источник статьи: http://ruvera.ru/smolenskaya_bogorodica

Оцените статью