3 февраля – Максимов день. История праздника, традиции, приметы
Народный праздник «Максимов день» отмечается 3 февраля (по старому стилю – 21 января). В церковном календаре это день почтения памяти преподобного Максима Грека. Другие названия праздника: «Максим», «Максим-утешитель», «Максим-исповедник», «Максим Грек».
История праздника и традиции
Преподобный Максим жил в XIII-XIV веках. Он был сыном богатого греческого вельможи. После путешествий по другим странам и изучения многих наук и языков решил стать монахом. Когда великий князь Василий III пожелал разобраться с книгами и рукописями своей матушки, по его просьбе в Москву был отправлен монах Максим. Первыми его переводами на понятный славянам язык стали Псалтырь и Деяния Апостолов. Также он оставил много собственноручных трудов, одним из которых является автобиографическое произведение.
Максима в народе называли утешителем. Считалось, что он помогает людям в бедах; ему молились о заступничестве за вдов и сирот. Каждый человек в Максимов день должен был вспомнить добрым словом всех, кто когда-либо приходил ему на помощь, а по возможности отблагодарить их делом.
Обычно на Максима хозяйки выпекали пироги с начинками из мяса, яйца, грибов, рыбы. Пирогами угощали членов семьи, нищих и просто добрых людей. Было принято мириться с теми, с кем произошла ссора. Также старались 3 февраля сходить в церковь и помолиться о мире и помощи в сложной ситуации.
Если в этот день помолиться Максиму Греку за дорогого человека, то все в его жизни будет хорошо. Молитва Максиму Греку защитит от беды и дарит надежду на будущее. Часто этому святому молились девушки на выданье без приданого, сироты, обездоленные люди.
Также в этот день молились о благополучии семьи. Супруги выходили во двор, держась за руки, и вместе стряхивали с деревьев иней. При этом говорили: «Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу».
Говорили, что 3 февраля при наличии неразрешимой проблемы нужно пойти в лес, отыскать там березу и прислониться к ней, рассказать обо всем, что тревожит. Считалось, что по дороге назад верное решение обязательно найдется.
На Максима пытались предсказывать погоду и урожай. На этот счет существовало множество примет. Чистое небо предвещало мороз и плохой урожай. О морозе говорила и ясная заря. А если месяц ночью светил сквозь облака, то по народному поверью в наступившем году «будет доброе жито»..
Приметы
- Если в полночь на Максима через тучи видна Луна – к хорошему урожаю пшеницы.
- Яркая и ясная заря предвещает скорые морозы.
- Ясная погода 3 февраля предвестница затяжных морозов и ранней весны.
- Если небо будет ясным, то урожай будет плохим, а по осени амбары будут пустыми.
- Если в этот день супруги возьмутся за руки и стряхнут снег с дерева, которое растет в их дворе, то это сулит им процветание и счастье.
- Если на Максима запланированная встреча не состоялась, значит это к добру.
- На Максима если сотворишь доброе дело, то добро обязательно вернется.
- Родившиеся 3 февраля становятся хорошими семьянинами и хозяевами. Носить им следует лазурит или хризопраз.
Подготовлено на основе информации из открытых источников
Источник статьи: http://rubtsovskmv.ru/kalendar/3-fevralya-maksimov-den-istoriya-prazdnika-tradicii-primety/2020/02/03/
День преподобного Максима Грека
Во 2-й половине 15 века в известной семье греческого сановника Эммануили Триволиса родился сын, крещенный в православии Михаилом. Образованные и верующие люди дали ему хорошее философское образование. В десятилетнем возрасте мальчика послали в Европу, где он учился и путешествовал по Италии, Германии, Франции. Проведя много времени там, Михаил увлекся католицизмом и в монастыре святого Марка принял веру, служил монахом.
Жизнь его изменилась в 1504 году. Греческий проповедник привез во Флоренцию богослужебные рукописи, которые увлекли молодого монаха. Он уехал в Афон в монастырь, где много молился, читал священные писания, через год принял постриг в монахи Ватопедского монастыря, став православным. Он читал труды преподобного Максима Исповедника и при посвящении взял его имя.
Преподобный Максим, будучи богопослушным, 10 лет собирал монастырские милостыни, читал книги из монастырской библиотеки, писал труды, взывая к Богу.
Великий князь всея Руси Василий Московский пожелал перевести греко-славянские рукописи и обратился к греческой церкви прислать образованного человека, знавшего Писание. В 1518 году в Москву был послан Максим. В Кремле он был принят с почестями и определен в Чудовый монастырь. Не зная русского и старо-славянского языков, преподобный взялся за работу. В помощь ему были дадены Дмитрий Герасимов и Влас Игнатов. Будучи писцами и переводчиками, они взялись за работу. Первой работой стал библейский Псалтырь. Этот труд был высоко оценен князем и митрополитом Варлаамом. Максим подал прошение о возвращении в Грецию. Но оно был отклонено и преподобного оставили. Он и переводил другие писания и принялся с усердием изучать русский язык, через три года смог уже разговаривать и переводить писания.
Переломным в жизни отца Максима станет 1524 год, его арестовали и отправили в Симонов монастырь. Там он был до апрелевского суда 1525 года. Ему обвинили в связи с турками, несогласие с великим князем сослать жену в монастырь по причине бесплодия и ошибки, допущенные при переводе. Митрополит Даниил, сменивший Варлаама, был противником Максима. Он провел в заточении 6 лет в келье, отстраненный от церкви. Затхлый запах, и плохие условия сильно подорвали здоровье отца Максима. Но здесь произошло явление Ангела, ободрившее страдальца. И он, вдохновленный, написал углем на стене своего заточения канон, посвященного этому. Затем снова был суд, который облегчил условия заточения. Отца Максима перевели в Тверской монастырь под надзор епископа, который оказался чутким человеком, разрешил Максиму писать и читать книги, ходить в церковь. Епископ самолично просил у князя улучшить условия узника, почитая Максима.
Несмотря на прошения самого преподобного, Патриарха Константинопольского Дионисия и Патриарха Иоакима, Максим получил свободу лишь в 1551 году. Его направили в Троицко-Сергиевскую лавру, где он встречался с князем Иоанном Грозным и предсказал ему будущее. Здесь он и умер в 1556 году 21 января по-старому стилю ( 3 февраля ). У стен лавры захоронили его мощи. На могиле позже были построены красивые гробница и небольшая часовня. Там происходили чудеса, люди молились и излечивались. Через 35 лет после своей смерти его причислили церковью к местным святым. В 1998 году Максим был причислен к лику святых всей православной Церкви.
Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/pravoslavnye-prazdniki/den-prepodobnogo-maksima-greka
День памяти преподобного Максима Грека
День памяти преподобного Максима Грека отмечается православными верующими 3 февраля. Религиозный публицист, писатель и переводчик, преподобный Максим Грек был сыном богатого греческого сановника в городе Арте, Албания. Юноша получил блестящее образование, много путешествовал, изучал языки и науки в странах Европы, побывав в Париже, Флоренции.
Вернувшись на родину, Максим прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами. В это время великий князь Московский Василий Иоаннович пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека.
Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом.
Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного.
Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься от вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну».
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим.
Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа».
Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Святой преставился 3 февраля 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.
Именины:
Илья, Максим, Иван, Евгений, Агния, Анастасия, Анна.
Источник статьи: http://rus.team/holidays/den-pamyati-prepodobnogo-maksima-greka
Православная Жизнь
Преподобный Максим Грек (XV–XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители.
Преподобный Максим Грек
Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505–1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось.
Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну. »
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа. » Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.
Молитвы
Тропарь преподобному Максиму Греку, глас 8
Заре́ю Ду́ха облиста́емь,/ вити́йствующих богому́дренно сподо́бился еси́ разуме́ния,/ неве́дением омраче́нная сердца́ челове́ков све́том благоче́стия просвеща́я,/ пресве́тел яви́лся еси́ правосла́вия свети́льник, Макси́ме преподо́бне,/ отону́дуже ре́вности ра́ди Всеви́дящаго,/ оте́чества чужд и стра́нен, Росси́йския страны́ был еси́ пресе́льник,/ страда́ния темни́ц и заточе́ния от самодержа́внаго претерпе́в,/ десни́цею Вы́шняго венча́ешися и чудоде́йствуеши пресла́вная./ И о нас хода́тай бу́ди непрело́жен,// чту́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Кондак преподобному Максиму Греку, глас 8
Богодухнове́нным Писа́нием и богосло́вия пропове́данием/ неве́рствующих суему́дрие обличи́л еси́, всебога́те,/ па́че же в Правосла́вии исправля́я, на стезю́ и́стиннаго позна́ния наста́вил еси́,/ я́коже свире́ль богогла́сная, услажда́я слы́шащих ра́зумы,/ непреста́нно весели́ши, Макси́ме досточу́дне./ Сего́ ра́ди мо́лим тя: моли́ Христа́ Бо́га/ грехо́в оставле́ние низпосла́ти// ве́рою пою́щим всесвято́е твое́ успе́ние, Макси́ме, о́тче наш.
Молитва преподобному Максиму Греку
Преподобне отче Максиме! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/3-fevralya-den-pamyati-prepodobnogo-maksima-greka-0