- Масленица
- Содержание
- Другие названия праздника
- Происхождение обрядов празднования
- На Пёстрой неделе
- Малая масленица
- Мясное воскресенье
- Масленичная неделя
- Понедельник — встреча
- Вторник — заигрыши
- Среда — лакомка
- История появления праздника Масленица
- Как появился праздник?
- Появление праздника Масленица
- Как появилось название Масленица?
- Празднование Масленицы в эпоху Петра I
- Как празднуют Масленицу сегодня?
- Дни Узкой Масленицы
- Широкая Масленица
- Видео
Масленица
Масленица | |
«Масленица». П. Н. Грузинский, 1889. | |
Тип | народно-христианский |
---|---|
Иначе | Масленая неделя, Мясоед, Блинница |
Также | Сырная седмица(церк.) |
Значение | проводы зимы |
Отмечается | восточными славянами |
В период с | Мясного воскресенья |
По | Прощёное воскресенье |
В 2017 году |
|
В 2018 году |
|
В 2019 году |
|
Празднование | народные гулянья |
Традиции | печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы |
Связан с | Великим постом |
Масленица на Викискладе |
Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.
В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста [1] . Аналог карнавала в европейских странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные» [2] .
Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники, сырники и колодка.
По данным опроса, проведенного в феврале 2018 года ВЦИОМ, 88 % опрошенных россиян собирались в Масленичную неделю 2018 года есть блины, 83 % — просить прощения у родных и близких, 70 % — ходить в гости/принимать гостей [3] .
Содержание
Другие названия праздника
рус. Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя [4] , Мясопуст [5] , Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье [6] , Блинщина, Блинная неделя [7] , Поползуха, Объедуха [8] , Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица [9] , Кривая неделя [10] , Боярыня-масленица, Госпожа Масленица [11] , Молочная неделя [12] , Молочница [13] ; полес. Весна, Запускный тыждень, Запустный тыждень, Масленая колядуха, Масленая (неделя), Масленая полизуха, Масленица, Масленка, Масленый тыждень, Маслоед, Масная, Масница, Масный тыждень, Отпущальная, Прощальный тыждень, Пустый тыждень, Сыропная неделя [14] ; белор. Масленіца, Масленка, Масніца [15] ; укр. Ма́сниця, Пу́щення, Сиропу́ст [16] , Пироги, Колодка, Колодій, Заговини, Сирний тиждень [17] .
Происхождение обрядов празднования
По мнению Б. А. Рыбакова [18] в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у ряда народов, использующих солнечный календарь, является началом нового года.
В то же время Н. Дубровский [19] , замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власьего дня, когда у Власия «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Власа бери ковшом масло» (белор. На Аўласа бяры каўшом масла ) [20] . В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий» [21] .
Советский фольклорист В. Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [22] . Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [23] . Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном – об увеличении урожая или приплода» [24] . Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы») [25] , их гостевания [26] , катания с гор [27] и на упряжках [28] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [29] . Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [30] .
Со стимуляцией плодородия В. Я. Пропп связывает третью сторону Масленицы — поминальную. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы, обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1] . В. Я. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках, и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [31] [32] . Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [33] .
Служители церкви преследовали тех, кто праздновал Масленицу. Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил его время на 8 дней [34] . Со второй половины XVIII века русская православная церковь «адаптировала» Масленицу для своих целей и уже не запрещала прихожанам участвовать в общем праздновании, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов и строгий «регламент» молитв [35] .
Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [36] . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [36] .
По мнению современного фольклориста А. Б. Мороза, нет оснований утверждать, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [37] .
На Пёстрой неделе
Малая масленица
В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричали: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями [11] .
В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище [38] , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.
Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района) [39] .
И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Все недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят [40] . |
Мясное воскресенье
Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья» [41] . В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят» [39] . В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед масляной [42] .
Масленичная неделя
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье [43] . В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица [44] . В народе каждый день Масленицы имел своё название.
Понедельник — встреча
Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. В селе Камызино Красненского района Белгородской области всю неделю водили по селу корову в лаптях [45] .
В первый день Масленицы [46] в некоторых сёлах Витебской области совершается белорусский обряд (обрядовая игра) «Похороны Деда». Для совершения обряда в одном из сельских домов устанавливается гроб с соломенным чучелом деда, которое обладает фаллосом. Замужние женщины оплакивают чучело, как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносят на кладбище, где закапывают его в снегу, соломе, или поджигают [47] . Обряд внесён в список элементов нематериального историко-культурного наследия Белоруссии [46] .
Вторник — заигрыши
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!» [48] .
Среда — лакомка
Другое название: рус. Лакомка [49] ; полес. Скоромная середа [14] .В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей [50] .
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
История появления праздника Масленица
Когда приближается русская Масленица, история праздника начинает интересовать большое количество людей. Неделя перед Великим постом ассоциируется в первую очередь с массовыми гуляниями, весельем и блинами. Однако древнерусская традиция наполнена более глубоким смыслом. Она имеет прямое отношение ко дню весеннего равноденствия. Древние славяне были язычниками и с опаской относились к этому природному явлению.
Как появился праздник?
Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. День весеннего равноденствия вызывал у праславян благоговейный ужас. На территориях их проживания в это время наблюдались резкие колебания погодных условий. То морозы ударят, то оттепель начинается. Люди говорили: «Весна с Зимой борются». В день весеннего равноденствия происходила главная битва Зимы с Весной. Чтобы Весна победила Зиму, язычники задабривали богов. Совершали различные ритуалы и готовили жертвенные блюда.
История возникновения Масленицы тесно связана с языческой древнеславянской Комоедицей. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после него. В те времена у славян самым почитаемым зверем был медведь. Его называли Комом и считали ипостасью языческого бога Велеса. С весенним пробуждением медведя после зимней спячки оживала природа и приходило тепло.
Прощаясь с Зимой, древние славяне славили Ярило – бога весеннего солнца. Чтобы поддержать молодое крепчающее солнце Ярило, праславяне пекли лепешки – круглые и желтые, как дневное светило. Первая лепешка доставалась Кому – медведю. В те времена и появилась поговорка: «Первый блин комам» (медведям).
Во время Комоедицы готовили разные блюда из бережно сохраненных к концу зимы продуктов.
На праздничном столе раньше преобладали вегетарианские блюда. Их готовили, чтобы задобрить медведя – любителя растительной пищи.
Пятую часть приготовленных блюд несли к Священному огню. Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену (Мару). Образ Марены отождествлялся со смертью и с сезонными обрядами гибели и возрождения природы.
Возле святилища рассыпали зерно, угощая птиц. Пернатые символизировали умерших предков. В день весеннего равноденствия живые и мертвые представители рода соединялись.
Во время празднования Комоедицы совершались ритуальные прыжки через Священный костер. Праславяне верили, что пламя способно изгонять злых духов. Водой, растаявшей на Священном костре, умывались. Она давала здоровье, силу и красоту.
На Комоедицу в древней Руси славили молодые супружеские пары. Холостяков «метили веревкой» и принуждали сделать выбор или откупиться праздничными блюдами.
В конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило.
Некоторые обряды Комоедицы соблюдают до сих пор во время празднования Масленицы.
Появление праздника Масленица
История Масленицы насчитывает несколько столетий. После крещения Руси языческие культы стали повсеместно искореняться. Однако вера предков не исчезла. Огромный пласт языческой культуры, носителем которой был народ, стал частью новой веры. Многие христианские праздники совпали по времени с языческими и позаимствовали их обрядность.
Православная церковь стала совершать богослужения перед Великим постом еще в IV веке. В VII столетии Масленица на Руси приобрела новый смысл. После победы над персами византийский царь Ираклий выполняет данное им Богу обещание не есть мяса перед Великим сорокадневным постом. С этого периода традиция отказываться от мясных блюд на Масленицу на Руси начинает укореняться.
Начиная с XVI века последнюю неделю перед Великим постом православная церковь признает праздничной и называет ее Сырной неделей. Другое ее название – Мясопуст. Во время Сырной недели полагалось начинать подготовку к воздержанию в пище, отказываясь от употребления мяса. Другие продукты животного происхождения (яйца, молоко и сыр) есть разрешалось. Праздничное воскресенье стало называться Прощеным. В этот день христиане должны были очистить душу, простить обидчиков и попросить прощения у тех, кого они обидели.
Празднование Масленицы на Руси после принятия христианства изменилось мало. Во время гуляний люди по-прежнему рядились в медвежьи шкуры, разжигали костры и делали лепешки. Когда научились готовить дрожжевое тесто, стали печь блины.
Употребляя блины, люди верили, что съедают кусочек солнца и получают божье благословение, как в древние времена. Позднее праздничным символом стали считаться и ватрушки.
Сохранилась традиция поджигания праздничного костра от солнечного луча. Его ловили при помощи линзы и направляли на кучку сухого хвороста. Зажженный от солнца огонь наделялся древними людьми божественной силой. Он передавал им энергию дневного светила.
Как появилось название Масленица?
Название Масленица древний праздник получил в народе. Сырную неделю стали так именовать, потому что в течение 7 дней разрешалось есть сливочное масло.
В народе любили Масленицу и складывали о ней легенды. В одной из них рассказывалось о девочке, которую крестьянин случайно встретил в лесу, когда собирал хворост. Считая, что она заблудилась, мужчина подошел к ней и спросил, как ее зовут и кто ее родители. Малышка ответила, что зовут ее Масленица, а отец ее – Мороз. Тогда крестьянин попросил девочку ослабить морозы. Масленица пообещала помочь, а также просила передать жителям деревни, чтобы те готовили кушанья и ждали ее с хорошими новостями.
В деревню Масленица вернулась бойкой пышнотелой бабой-хохотушкой с румяными щеками и озорными глазами. После ее прихода морозы отступили, выглянуло солнышко и прогрело землю. Радостный народ устроил пиршество в честь дочери Мороза. Они пели, танцевали и веселились, провожая зиму и встречая весну. По имени дочери Мороза назвали праздник Масленицей.
Легенда о Масленице навеяла собирателю русского народного фольклора Александру Афанасьеву образ Снегурочки, ставшей символом другого народного праздника.
Празднование Масленицы в эпоху Петра I
История Масленицы содержит много любопытных фактов. Царь Петр I любил развлекаться с размахом. Он с удовольствием посещал народные гуляния и принимал активное участие в молодецких забавах наравне с простыми людьми. Чиновник австрийского посольства Корб удивлялся, что во время Масленицы у русских людей пропадает всякое уважение к властям.
Однако задавал тон безудержному своеволию сам молодой царь. Он весело глумился над авторитетами и церковными служителями. С благословения Петра I только что отстроенный Лефортов дворец был «освящен» на Масленицу во имя бога Вакха (бога вина и веселья) шутовским патриархом Никитой Зотовым.
Позднее царь поразил воображение своих соотечественников необычной процессией, которая проехалась по всей Москве. Масленичный поезд состоял из саней, на которые были установлены корабли русского флота.
Во времена Петра I в праздновании Масленицы появились элементы карнавала. Царь всю юность провел в западных странах Европы и восхищался европейской культурой. Желая устраивать дома такие же веселые гуляния, он издал установление о праздновании Масленицы по образцу иноземных карнавалов.
Во времена Петра I на празднике Масляницы появились балаганы. В 1700 году царь приказал возвести в Китай-городе «комедийную хоромину». Через 2 года в ней было дано первое публичное представление. С тех пор на Руси праздновали Масленицу, сооружая театры.
Балаганы на Масленицу строились одновременно с качелями, каруселями и ледовыми горками. Они располагались в одну, две или три линии. На видном месте возводили большие богатые театры, позади них устраивали балаганы поменьше и победнее. Стены делали из дерева, а крышу покрывали куском грубого холста по аналогии с шапито. Внутреннее убранство театра зависело от достатка его владельца.
Русской Масленицы история претерпела много изменений на протяжении веков. Петр I ввел в практику масленичные фейерверки. «Огненный забавы», или «огненные потехи», стали одним из обязательных атрибутов праздника наряду с чучелом, костром и блинами до конца XVII века. С наступлением нового столетия фейерверки в масленичных гуляниях перестали использовать.
Как празднуют Масленицу сегодня?
Современная Масленица практически полностью утратила свое первоначальное значение. Многие люди воспринимают масленичные обряды как веселую забаву. Это повод порадоваться окончанию зимы и насладиться вкусными праздничными блюдами.
Празднование начинается накануне Сырной недели, в воскресенье. Оно называется Мясным. В этот день ходят к друзьям и родственникам, приглашая их на Масленицу в гости. В Мясное воскресенье угощают мясными блюдами. В этот день надо съесть все имеющиеся в доме мясные продукты.
Накануне Сырной недели тесть зовет в гости зятя, чтобы «доесть барана».
Сырная неделя делится на 2 периода. Понедельник, вторник и среда называются Узкой Масленицей. В эти дни люди начинают празднование Масленницы, но работать не прекращают. Идет бойкая торговля, сооружаются ледяные горки, снежные крепости, качели и карусели. Люди готовят праздничные блюда и занимаются домашними делами.
С наступлением четверга начинается Широкая Масленица. С этого дня все работы прекращаются и начинается безудержное веселье.
Каждый день Сырной недели имеет свое название и смысл.
Дни Узкой Масленицы
Первый день праздника называется днем Встречи. С этого дня хозяйки начинают выпекать блины. Приготовление теста для блинов также является частью праздничного ритуала. В дни Масленицы в России традиционно выпекают блины из дрожжевого теста.
Вечером в Мясное воскресенье, когда появляются первые звезды, самая старшая женщина в семье идет к реке (озеру, пруду или колодцу) и смотрит в воду. Глядя на отражение месяца в воде, она просит его заглянуть в ее окно и дунуть на опару. Утром женщины готовят блины. Самый первый испеченный блин отдают малоимущим и просят помянуть усопших.
В этот же день готовится чучело из соломы. Материал и одежду собирают все жители деревни. Каждый старается внести свой вклад в создание чучела. Его возят по деревне на санях, затем устанавливают на шесте в центральной части на самом высоком месте.
В понедельник родственники ходят друг к другу в гости, угощаются блинами и планируют, как и где они будут проводить праздники.
Второй день носит название Заигрыши. Во вторник люди посещают ярмарки, покупают праздничные наряды, лакомства и свистульки в виде птиц для детей. Свистом малыши зазывают домой перелетных пернатых.
На площадях происходят театральные представления, соревнования, катания на санях и с ледяных горок. Во вторник устраивают смотрины невест. Если сватовство состоится, договариваются о свадьбе после Великого поста.
На третий день начинается Лакомка. В среду принято накрывать пышные столы и лакомиться праздничными блюдами от души.
На Лакомку теща приглашает в свой дом зятя и потчует его блинами и медовыми пряниками. Если родственники находятся в ссоре, в этот день им следует помириться.
Широкая Масленица
На четвертый день начинается Разгул. С этого дня люди посвящают все свое время только гуляниям. Они катаются на горках, качелях и каруселях. Запрягают тройки лошадей с бубенцами в расписные сани и катаются по деревне. Молодые парни по пояс голые устраивают кулачные бои, берут штурмом снежные крепости и прыгают через костры. Молодые супруги, поженившиеся год назад, должны целоваться, катаясь с ледяных горок. По домам ходят ряженые в медвежьих шкурах или в тулупах, вывернутых наизнанку. Их угощают праздничными блюдами и блинами.
В пятницу теща ходит к зятю в гости на Тещины вечорки. Накануне она передает дочери все необходимые продукты и готовые блюда, чтобы можно было накрыть праздничный стол.
Суббота называется Золовкины посиделки. Молодые невестки зовут в гости сестер мужа с семьями. Незамужние девушки встречаются со своими подругами и устраивают посиделки. Засватанная барышня дарит в субботу подарки всем своим родственникам.
Древнерусский праздник заканчивается Прощеным воскресеньем. В этот день веселье стихает. Люди просят друг у друга прощения и целуются. Соломенное чучело укладывают на сани и садят рядом с ним красивую девушку. Сани везут трое молодых парней через всю деревню на ее окраину. Тут чучело устанавливают на шест и разводят под ним огонь. В горящий огонь бросают блины и другие праздничные продукты. Оставшийся от костра пепел развеивают над полями, чтобы был хороший урожай.
В воскресенье люди идут на кладбище и просят прощения у своих умерших родственников. Они оставляют на могиле блины.
В Прощеное воскресенье принято садиться за обеденный стол 7 раз. Во время последнего приема пищи за столом обязательно должна собраться семья в полном составе.
Оставшаяся после ужина еда не убирается со стола, а посуда не моется. Стол с посудой накрывают скатертью, затем овечьей шкурой. Ночью с воскресенья на понедельник дом посещают души умерших родственников и угощаются праздничными блюдами. Чтобы не мешать им, надо обязательно заснуть до полуночи.
Видео
Источник статьи: http://www.maslenisa.ru/o-maslenitse/istoriya-poyavleniya-prazdnika-maslenitsa.html