Когда праздник среднего рода

8 — 9 сентября (старый стиль) отмечается день Рода и Рожаниц

Трудно себе представить, но если бы можно было вернуться в наше прошлое, тысячелетия на два, каким бы дерзким, глупым и невежественным нам представились современные суждения о Божественных Силах и Божественных Образах тех далеких и славных времен…

Божественные Образы, питающие Души наших предков, делали их сильными и красивыми, суровыми и добрыми, искренними и любящими… Любящими Мать Сыру Землю.

Сегодня, на территории Руси, мало кто понимает (ведает) Божественное и образы Богов тех времен, вытеснила красивая церковная утварь, модные, зачастую чисто формальные исповеди и глубокие раскаяния грешников… Храмы – собирателями денег, а церковная братия бывает так далека от того, что проповедует, с точностью до наоборот…

Когда в учебниках истории или иных научных трудах по философии, религиоведению заходит речь о Богах которым поклонялись древние славяне, то тут же внимание читателя акцентируется на негативе, что это мол «языческие Боги»! В том смысле, что они «для христиан» неправильные Боги и в лучшем случае к ним нужно относится как мифическим, сказочным персонажам!

В Основной Пантеон Славянских Богов входили: Белобог, Велес , Даждьбог, Додола, Дый, Жива, Заря, Коляда, Лада, Леля, Маржана, Мокошь, Переплут,Перун, Поревит, Поренут, Радегаст, Род, Рожаницы, Руевит, Сварог, Сварожич, Святовит, Симаргл Стрибог, Триглав, Троян, Хорс, Чернобог, Чур, Ярило, Яровит.

Но, все эти славянские Боги небыли равнозначными для древних славян. Существует версия, что для укрепления своей власти, так почитаемый ныне русской православной церковью, киевский князь Владимир Святославович, он же Владимир Святой, провел так называемую религиозную реформу в ходе, которой, он выделил из выше упоминавшихся славянских Богов, шесть самых «главных»:

Читайте также:  Сценарий праздника непослушания с михалкова

Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Мокошь.

В 6488 (980) году князь Владимир воздвиг им в г. Киеве центральный «Пантеон» — капище. В котором и установил изображения (кумиры) шести этих славянских Богов.

(Это место в Киеве сохранилось досих пор и называется «Владимирская горка»).

Однако вернемся собственно к теме … И так, Пантеон славянских Богов или Божественные Образы, которые достались нам от предков:

Род
Источник жизни, бытия живых существ во Вселенной» — вот как о нём удивительно поэтично и образно повествуется в «Книге Коляды».

Бог Сущий и Бог Всевышний! Родитель и Нарожденный! Бог Истинный, Всемогущий! Святой и Неизреченный! Эта песнь о Тебе — Родитель! До рождения Света Белого тьмой кромешною был окутан Мир. Был во тьме лишь Род — Прародитель наш. Род — Родник Вселенной, отец Богов.

Был вначале Род заключён в яйце, был он семенем непророщеным, был он почкою нераскрывшейся, но конец пришёл заточению, Род родил Любовь — Ладу-матушку. Род разрушил темницу силою любви, и тогда любовью мир наполнился. И родил он Царство Небесное, а под ним создал Поднебесное. Отделил Океан — море синее от небесных вод твердью каменной. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.

На картине Он восседает на небесном Троне. Одной рукой Он перелистывает Книгу Жизни Бытия, а другой — благословляет на Бытие, даёт энергию жизни.

Все народы знают самого первого бога — это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много.
В «Книге Велеса» записано: «Бог — един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».
Все, что существует, — лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Вышнего, если проще — Вышень.
Именно Вышень создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын — Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

В древнейшей хтонической бездне, ипостасью Рода является Ящер.

Сын Вышня разделил мир на три части: верхний, средний и нижний.

Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь.

Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь.

Нижний — мир прошлого. Туда уходили предки. Это — Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки, мёртвых, называли «навьими» людьми.

Род родил Сварога — великого Бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других Богов и Богинь. Сейчас же важно понять, что Вышнь, Род, Сварог и все последующие Боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они — проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других.

Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино — Боги и природа. И люди, которые называли себя внуками, но никак не рабами Богов. То есть люди и Боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Христианские свидетельства о Роде.

Род — Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети…», упомянут в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.

Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода — это одна из мировых религий. Христианскому автору не было никакого смысла возвеличивать «языческую» веру и, тем не менее, он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях.

Конечно, он безбожно путал имена богов, но все же понимал, что Род — одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли. В том же XII веке было написано и «Слово Исайи Пророка», где автор сравнивает Рода и двух его рожаниц с финикийским богом Ваалом, «сидящим на небе». Чем больше он ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род — не невзрачный идол, а древний повелитель небес.

Летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году писал: «Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» .

Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.
Даже после крещения Руси, спустя сотни лет, славяне продолжали ежегодно 8 сентября устраивать пиры в честь великого бога Рода. Да это и понятно: никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства своего!
В XVI веке, русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему — Род».

Роду сопутствуют рожаницы. В «Вопросах Кирика находим», памятнике словесности XII века: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», как-то связаные с судьбой. Кто такие рожаницы? И почему их две?
Видимо потому, что в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает ее мрачная сестра — Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик — под счастливой.
Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, хотя ни разу в источниках их так не именуют. Яcно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ» , и люди еще в 13 веке «готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания» «А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам», «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола».
В шестнадцатом веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»
Праздник рожаниц отмечали на следующий день после осеннего пира в честь Рода — 9 сентября. В это время, когда летняя страда позади и урожай собран, можно пить и есть вволю, не страшась грядущих невзгод — холода и голода. Позже католическая церковь приурочила к началу сентября праздник Рождества Богородицы, когда происходит «благословение хлебов».
Второй праздник Рода и рожаниц отмечали после 25 декабря.
В начале времен мир пребывал во тьме. Но Вышень явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род — Родитель всего сущего. Род родил Любовь — Ладу-матушку и силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир.

Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый — из груди Его.
Звезды частые — из очей Его.
Зори ясные — из бровей Его.
Ночи темные — да из дум Его.
Ветры буйные — из дыхания..
«Книга Коляды»

Солнце Красное от лица Божьего,
Млад-светел месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божьих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних.
«Голубиная книга»

Когда разделили Пурушу,
Брахманом стали его уста…
Луна родилась из мысли,
Из глаз возникло Солнце,
Из головы возникло небо…
«Ригведа», X, 90

Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше — тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом.

Требы Роду до сих пор, хотя многие и неосознанно, приносят в виде крашеных яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярное божество.

Источник статьи: http://v-istok.ru/nashi-istoki/8-9-sentyabrya-staryj-stil-otmechaetsya-den-roda-i-rozhanic/

День Бога Рода — 24 апреля, славянский праздник Родоница

Много слов в русском языке и языках других славянских народностей связано с корнем «род» или «рож» (рожаница). Родина, родник, родословная, родына (семья по-украински), народ, родиа (молния), плодородие, урожденный, родственник, рождение, урожай – вот некоторые из них. Слова всем известны, они связаны с Богом Родом и Рожаницами, от которых все изначально начало быть. Слово «род» в понимании современных людей – это некое поколение людей, принадлежащих одной родовой ветви, исходящей от одного предка. Поэтому есть род людей со своими родственными связями и есть Бог Род – основа славянского пантеона богов и Творец всего сущего, исток, зарод.

Общее описание праздника Рода

Праздник этот зовется – Родоница, по-современному уже Радоница, Радуница. Можно встретить и такие названия – Радовница, Радунец, Радошница. Но все они несколько искажены, так как их корень соответствует «рад» — «радостному». Тогда как сам праздник светлым и радостным нельзя назвать. Печаль для славян не столько от страха смерти или иных страхов, сколько от того, что рядом с ними в живых нет дорогого сердцу родича.

На русском севере называют этот праздник по старинке – Родоница, увязывают название с Богом Родом, празднуют 24 апреля.

Узнайте больше
о Боге Роде:

Книги издательства «Северная сказка» — ни одна книга не обходится без Бога Творца

Незадолго до наступления Родоницы готовят пироги, студень, мясо, кашу, яичницу. Идут на могилы родственников, вспоминают и угощают Дедов. На Севере на Родоницу ходят или ездят к обетным Крестам.

Раньше на Севере было в обычаях хоронить умерших неподалеку от жилого дома, где проживала семья. Поэтому далеко нести подношение предкам не приходилось. У кого было в традициях хоронить родственников за чертой поселения, тогда несли угощенья предкам туда. В любой местности, где живут славяне, также было принято кормить Мать Землю яйцами и мёдом. Делалось это в честь поминовения дедов.

После этого обряда уже накрывали на стол, выставлялись столовые принадлежности по числу всех живых и мертвых, кого хотели пригласить, с кем хотелось поговорить. Да делались заклички Дедов – приглашение хранителей родов или тех умерших, кого приглашали за стол.

Гой Святы Деды, кличем-зовём вас!
А паче сородич почивший
(назвать имена умерших, которых поминаете)
Ходите до нас за наш стол,
Есть здесь всё, что Землёй рождено.
Чем богаты мы, всё есть, всё на этом столе!
Просим вас летите к нам!

Дата праздника Рода Родоницы

День Рода, день Родоницы – 24 апреля 2020.

Это второй день после начала Вешних Дедов (или Навьей Седьмицы, Навьей недели), которые начинаются с 23 апреля и оканчиваются 30 апреля. Если дата Пасхи по современному календарю выпадает на конец апреля или начало мая, тогда есть большая доля вероятности, что старославянский праздник Родоница совпадет с современным православным обычаем – «родительским днем».

Чем отличается славянская Радоница от христианской?

Из-за той путаницы, что происходила неоднократно при вводе новых календарей, может случиться так, что Вешний Ярило, Весеннее Равноденствие, либо Красная Горка – веселые праздники выпадают на День Поминовения Предков. По мнению славян-родноверов такое недопустимо, чтобы веселые праздники и гулянья были в один день с горьким плачем и печалью, когда вспоминать нужно ушедших в Мир Нави родичей. Вот почему славяне, чтущие древнейшие традиции своих праотцев, выделяют для грустного поминания умершей своей родни особенный день.

Как отмечать день Радоницы?

В Вешние Деды славяне праздновали торжество жизни, единение с Родом и чествовали память Предков. Это событие сопровождает ряд традиций:

  • В Радоницу принято всей семьей (кроме нерожавших женщин) отправляться на места родовых захоронений – погосты, или к обетному кресту возле дома. Так замыкался родовой круг между Дедами и внуками.
  • Готовится обрядовое угощение для Душ Предков – кутья, кисель и блины. За общим столом отводятся отдельные места и посуда для поминаемых представителей Рода. Так же у славян было принято ставить угощение у открытого окна, так как именно через него по преданию в дом возвращались Души.
  • По той же причине в Радоницу запирали все двери в доме, а окна оставляли настежь открытыми. В некоторых регионах было принято вывешивать из окна белое полотенце в качестве дорожки, по которой должны прийти Души Предков.
  • В отдельных селениях для Предков готовили баню – носили воду, оставляли веники и банные принадлежности, но сами мыться не ходили.

В завершении недели Радоницы славяне провожали Дедов обратно в мир Нави. По традиции читали защитные заговоры, проводили обряды, где женщины проклинали смерть, а мужчины отгоняли ее ножом.

Связь с Предками

Говорят, что в мае нельзя гулять свадьбы, а то «всю жизнь маяться будешь» или так еще в народе говорится: «Жениться в мае – всю жизнь маяться». Не стоит в этом месяце справлять свадебные обряды, потому что в мае по старинке все вспоминают ушедших родственников, умерших предков. Когда наступает Навья Седьмица, все вспоминают силу рода своего. Радуются жизни, тому, что предки всегда рядом, незримо их особенно можно ощущать в день поминовения. Особое значение придают тому, что Род наш славянский един, а предки семей стали хранителями родов, посему и достойны почитания.

Сегодня в тех местах, где люди живут в тесноте, например, в больших городах, не у всех есть возможность посетить места захоронения своих родовичей, ушедших в Навь. Но это не главное, как считают хранители ведических знаний славян. Важно в такой день вспомнить добрым словом ушедших родственников, близких, дальних, а также основателей родов, если помнятся и они. Еще лучше будет, если накроете богатый стол для дедов, пригласите их и посидите с ними в тишине, поговорив по-родственному. Так и сохранится память о дедах и предках, так можно и внукам эту традицию передавать.

Источник статьи: http://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/den-roda/

Оцените статью