Когда престольный праздник воскресенского храма

Приход храма Воскресения Словущего в Марьинском Парке

Храм свт. Луки Войно-Ясенецкого

Храмовый праздник

13 сентября старый стиль/26 сентября новый стиль

Память Обновления храма

Воскресения Христова в Иерусалиме

(Воскресение словущее)

В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусали ме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Противники христианства не могли смириться с воскресением и вознесением на небо Господа нашего Иисуса Христа. Им надо было предать забвению те места, которые были связаны с Его памятью. Нечестивый царь римский Адриан воздвигнул на месте Иерусалима, разоренного Титом, город, он повелел засыпать гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса, так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, — ибо носил имя: Елий-Адриан, — и повелел, чтобы! никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил.

Читайте также:  Масленица народный праздник когда

Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену, вложил им в сердца желание обновить святой град Иерусалим, — на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (см. Иоан.2:19, 21; Мф.26:16; 27:40; Мрк.14:58; 15:29), создать прекрасный храм Божий и все святые места очистить от скверн бесовских и освятить. Для сего благочестивый царь послал матерь свою со множеством золота в Иерусалим и написал святейшему патриарху Макарию, чтобы тот приложил всё свое старание об устроении церкви. Святая Елена, по прибытии в Иерусалим, разорила в нем все капища, уничтожила идолов и весь город очистила от языческих скверн и освятила. Отыскала она честный крест Господень и гроб, разметавши землю и каменья, которыми он был засыпан, и соорудила в той местности церковь столь большую, что одним зданием ее ограждены были и место распятия, и место погребения Христова, ибо они находились недалеко одно от другого, как замечает евангелист Иоанн: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Иоан.19:41-42). И так одною церковью окружила она и Голгофу, и гроб Господень. Церковь эта названа «Мартирион», т.е. свидетельство, — свидетельство именно воскресения Христова, так как на том месте Христос умер и воскрес. Святая Елена построила и другие церкви: в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и на многих святых местах, и разнообразно и богато украсила их. Однако же церковь над гробом Господним была прекраснее и больше всех. Но окончания постройки ее сама царица Елена не увидала: возвратившись к сыну, она почила о Господе, когда церковь еще не была готова, ибо невозможно было в скором времени отстроить такое большое и дивное здание, и оно едва было закончено в десять лет.

Читайте также:  Напиши название праздников которым посвящены эти народные

Когда же церковь была устроена вполне, благочестивый царь повелел собраться епископам со всех стран в Иерусалим на освящение храма. И прибыло сюда великое множество архиереев: из Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта и других стран Африки и один епископ из Персии; собралось также бесчисленное множество народа со всей вселенной, так что не все могли поместиться в пределах Иерусалима. Храм Воскресения освящен был 13 сентября 335 года, в 30 год царствования Константина, когда обновлен был и весь Иерусалим. Собравшиеся на это торжество святые отцы, по примеру ветхозаветного постановления, определили навсегда праздновать день Обновления храма. Ибо как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище — Святое Святых от осквернения сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (1Макк.4:36-59), о чем и в Евангелии упоминается: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления» (Иоан.10!:22); так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.

Это обновление Святыни указывает и нам на путь обновления — как храмы Живого Бога, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового; очистим себя от застаревших в нас зол и станем совершать добрые дела, начавши ходить в новой, благочестивой жизни. Тогда, — подобно тому, как люди празднуют Обновление храма рукотворенного, — ангелы будут праздновать обновление нашего храма духовного!

Якоже вышния тверди благолепие,

и нижнюю споказал еси красоту святаго

селения славы Твоея Господи,

утверди сие во век века,

и приими наша в нем непрестанно приносимая тебе моления Богородицею,

Источник статьи: http://voskresenye-den.moseparh.ru/xramovyj-prazdnik/

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335)

Историческое содержание

26 сентября – Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Престольный праздник сегодня отмечается в храмах нескольких сел Нижегородской области: Воскресенское, Водоватово (Арзамасский район), Юрьево (Гагинский район) — и кафедральном соборе города Арзамаса.

В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.

Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.

Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.

Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.

Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.

На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/prazdnik-pamjat-obnovlenija-osvjashchenija-hrama-voskresenija-hristova-v-ierusalime-voskresenie-slovushchee-335

Когда престольный праздник воскресенского храма

28 августа, в двунадесятый праздник Успения Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, Божественную Литургию в нижнем приделе Воскресенского храма, по случаю престольного праздника, возглавил Митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко); игумен Богородице-Алексиевского монастыря Кирилл (Умрилов); настоятель храма иерей Дионисий Мелентьев и духовенство храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.

По окончании Литургии митрополит Ростислав поздравил духовенство и прихожан с двунадесятым праздником – «Богородичной Пасхой» и престольным днем и обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Проповедь митрополита Томского и Асиновского в престольный праздник Воскресенской церкви — праздник Успения Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии

В сегодняшнем евангельском повествовании говорится о двух женщинах, сестрах праведного Лазаря — Марфы и Марии, которые приняли Христа-Спасителя у себя в доме. Одна из них, Марфа, старалась угодить Христу внешним служением, заботясь об обильном угощении, о достойном внешнем приеме. В то время как Мария сидела у ног Спасителя и старалась не пропустить ни одного Его слова, которое сходило с Его уст. И когда Марфа пожаловалась Господу, и сказала: «Почему Мария слушает твои поучения и оставила меня одну служить по хозяйству?», то Спаситель, обращаясь к ней, сказал: «Марфа, Марфа ты заботишься о многом, но одно только на потребу, и Мария избрала благую часть, которая от нее не отнимется».

И вот после того, как евангелист Лука предложил нашему вниманию эту трогательную назидательную историю, мы слышим еще один эпизод сегодняшнего евангельского чтения, когда из народной толпы, которая всегда окружала Христа-Спасителя, послышался голос женщины, прославляющей не только самого Спасителя, сколько Его предшествование: «Блаженно чрево Тебя носившее и сосцы Тебя питавшие». Это было одно из первых прославлений Божией Матери.

И вот сегодня, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, и мы прославляем Царицу Небесную. Прославляем Её словами Архангела Гавриила, но не теми, которые Архангел принес с небес чистой и непорочной Деве в день благовещения. А теми, которые снова, вторично уже Архангел Гавриил принес Деве Марии накануне Её успения, когда, будучи посланным Богом, Он пришел к Деве Марии и снова сказал Ей: «Благодатная, обрадованная, радуйся, с тобою Господь, подаяй верою велию милость». И он возвестил Ей о том, что наступило время исшествия из этого мира Царицы Небесной.

Праздник Успения Божьей Матери особенно любим нашим благочестивым русским народом. И для этого есть причина. Во-первых, некоторые задаются вопросом: «А почему, собственно, Успение Божьей Матери, является праздничным днем»? Причем праздничным не только у нашего русского, православного народа, но и у других народов. До сих пор в странах Западной Европы и Латинской Америки День Успения Божьей Матери является выходным днем, национальным праздником, когда люди освобождены от работы для того, чтобы иметь возможность посетить Храм Божий. Так, выходным этот день является в Греции, на Кипре, в Италии, в Португалии и в других некоторых странах. Для этого тоже есть своя причина. Этот день, когда, казалось бы, Матерь Божья покинула землю, должны были бы мы плакать и скорбеть, как печалится человек, у которого скончались близкие родственники. Но Церковь радуется и веселится, и праздник устроила, потому что в этот день мы не потеряли Матерь Божью, не разлучились с Ней. Но Она в этот день, преставившись от земли на Небо, встала пред престолом Божиим, а, следовательно, стала ближе к каждому человеку на Земле. И как говорил преподобный Андрей Критский: «Когда Она на Земле жила, то Её окружала пусть и большая, но все-таки ограниченная группа людей, тот, кто жил в Иерусалиме. Но когда Она предстала пред Царем Небесным, перед Его престолом, то там Она стала близкой и доступной для всех, кто обитает на Земле, и близких и дальних, стала Матерью-заступницей и покровительницей всех христиан. Поэтому праздник Успения — это не праздник разлуки, а праздник близости к нам Божьей Матери».

И вот, Божья Матерь засвидетельствовала эту свою близость к каждому христианину, в том числе и на нашей русской Земле. Почему и праздник Успения Её особенно любим был в нашем народе. Так, на заре христианства в нашей стране, вскоре после того, как Русь просветил в святом крещении Святой Равноапостольный князь Владимир, Ею на киевских горах возник один из первых, славных монастырей, основанных преподобным Антонием Печерским. Это Киево-Печерский монастырь, ставший впоследствии Лаврой. Монахи первоначально жили в пещерах, которые выкопаны были в горах на берегу Днепра. Но когда монастырь разрастался, то монахи не умещались уже в подземной тесной церкви, нужно было церковь строить большую. Денег не было, монахи жили очень-очень скромно. Не было хороших архитекторов — на Руси тогда еще и не умели строить величественных храмов. И преподобный Феодосий Печерский, который следил за угодьями Преподобного Антония, усердно молился Богу и Святой Богородице для того, чтобы Она сама решила вопрос со строительством Храма. И Матерь Божья откликнулась. В то время в Константинополе жили двенадцать выдающихся зодчих, архитекторов-строителей, и им однажды явилась сама Пресвятая Богородица и вручила им, во-первых, средства для строительства храма в Киеве. Во-вторых, вручила им Свой пояс, которым они должны будут размерить ту местность, ибо Матерь Божья указала и размеры этого Храма, который должны соответствовать размерам Ее пояса. И им же вручила Царица Небесная икону Успения Своего.

С этой иконой зодчие сели на корабль и поплыли в далекий для них тогда от Константинополя и где-то опасный Киев. Когда корабль уже отправился в путь, зодчие пришли в смятение: «Куда мы едем? К незнакомому народу, в незнакомую местность. Там говорят на другом, не на греческом языке, мы не сможем там общаться. Что нас ждет? Может быть нас ждут злые неприветливые люди»? И зодчие решили развернуть корабль и вернуться назад в Константинополь. Но в это время произошло чудо: корабль против течения поплыл в сторону Киева и, таким образом, зодчие прибыли в Киев, пришли к Преподобному Феодосию и сказали: «Сама Царица Небесная прислала нас к тебе, чтобы воздвигнуть Храм Божий». И был построен Храм, эта великая Успенская Церковь Печерская, главной святыней которой и стал образ Пресвятой Богородицы, который вручила зодчим сама Пресвятая Богородица. Когда зодчие построили Храм, то и сами приняли монашество в Киевской Лавре, и там скончали свои дни. И были потом погребены в пещере Киево-Печерской Лавры, где до сих пор почивают их нетленные мощи. И тот, кто, может быть, бывал в Киево-Печерской Лавре и посещал, так называемые, Ближние пещеры, тот видел там нишу, где лежат мощи двенадцати этих зодчих Великой Церкви — Церкви Успения Божьей Матери, которую они воздвигли на русской земле.

С тех пор пошла традиция главные Храмы русской земли посвящать Успению Пресвятой Богородицы. Так, Успенские Храмы воздвигнуты в Почаевской Лавре, в Московском Кремле. Главный Храм Московского Кремля и всей России — это Успенский Храм. Во Владимире, на Клязьме, который хоть и непродолжительное время, но был столицей русского государства, — и там также был построен Андреем Боголюбским Успенский Собор. Не исключением была и наша томская земля, где тоже было много Успенских Храмов. К сожалению, в годы богоборчества большинство из них были разрушены дерзкой рукой врагов. Но некоторые сохранились. Один из них тот, в котором мы сейчас молимся — это нижний придел Воскресенской Церкви, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Этот Храм напоминает нам о том, что Матерь Божья с нами. Матерь Божья покрывает нас и защищает, молится за нас, а значит, счастливы мы, ее чада, кто имеет такую ходатаицу и заступницу, молитвенницу на Небесах. Пусть покров Царицы Небесной всегда покрывает каждого из нас. Аминь.

Источник статьи: http://www.voskresenie-tomsk.ru/9-sobytiya/1033-prestolnyj-prazdnik-otmetili-v-nizhnem-pridele-voskresenskogo-khrama

Оцените статью