- конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа» план-конспект урока по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
- Д ревние славяне называли Масленицу Комоедицей в честь Медвежьего бога.
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
- Разработка урока» Русские народные праздники и песни годового календарного круга»
- Просмотр содержимого документа «Разработка урока» Русские народные праздники и песни годового календарного круга»»
конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа»
план-конспект урока по музыке на тему
конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа». ФГОС ( по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryady_i_prazdniki_russkogo_naroda.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе
Учитель: Самсонова Наталья Владимировна.
Тема урока : Обряды и праздники русского народа.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Предметные: наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
умение оценивать произведения разных видов искусства;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные : размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные : проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
«Проводы зимы» ( р. н. п. Л.Зыкина)
р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК( компьютер), экран и проектор.
(вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать
-Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (Р,Н,П,)
— Вам понравилась песня?
— А настроение у вас изменилось? Почему?
-Как вы думаете — кто ее сочинил эту музыку композитор или народ ?
-Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях)
-Нас скоро ожидает праздник, а вот какой
— Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
Постановка цели и задач урока
-И тема нашего урока называется «Масленица» — долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.
-Подходит ли загадка к теме нашего урока?
-Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности
-А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?
— Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
— Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
— Есть такое выражение в народе — замаслить, значит задобрить.
— Кого ж надо было задобрить? ( зимушку)
— Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы?
Д ревние славяне называли Масленицу Комоедицей в честь Медвежьего бога.
-Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю,по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней
-А кто их придумывал? ( Народ ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
-Все дни масленой недели имеют свои названия:
Дни узкой масленицы : понедельник, вторник и среда
Понедельник — наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье — устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней
«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)
Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? (песней)
Вторник —торой день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
Учитель: А в какие игры играют на Масленицу?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
раз, два – не воронь
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
Чем мы во вторник занимались? (играли)
Вот среда подходит «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Какое главное угощение на празднике?
У: На что блины похожи? (на солнышко)
-Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!
— А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»
А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
-Дикцию (четкое произношение текста);
-Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)
У : Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.
Физ. Минутка на песню Блины
У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
« Не житье — бытье, а масленица»,
У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» ( так говорят о привольной хорошей жизни)
«На горках покататься, в блинах поваляться»
«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»
Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты.
И наступает время широкой масленицы.
— Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
— Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите — Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
— Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?
Д :– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
— А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента ? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
— А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …Баян
— Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне… частушка.
— Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
-Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок — Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый
— Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
-Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия) .
( трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
Частушки про Масленицу.
Вместе дружно мы живем
вам частушки пропоем
Нынче масленку встречаем
всех блинами угощаем
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
— А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
-Как мы четверг выразили? Частушкой звонкой
пятница – Тещины Вечерки . В этот праздничный день теща идет на блины к зятю. Пригласите и вы родных, покажите свое уважение и любовь;
суббота – Золовкины Посиделки . К молодой невестке приходят все родственники. Невестка должна накрыть стол с хорошим угощением, и не забыть о подарке золовке.
Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? ( сжигали чучело в костре.)
-Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения . А кто знает как называют в народе этот день ?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .
— Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия (подведение итогов урока)
— И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.
-Давайте отгадаем мои загадки :
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины) !
-Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
-Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
-А блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
— Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?
— И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Звучит песня «Масленица» -раздаю солнышки
— Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание.
Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали — Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить баранками
И пожелать здоровья всем!
Список используемой литературы
- УМК «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2018/03/26/konspekt-uroka-vo-2-klasse-po-teme-obryady-i-prazdniki-russkogo
Разработка урока» Русские народные праздники и песни годового календарного круга»
Работа представляет собой видеоряд, объединённый в слайдовую презентацию с текстовыми пояснениями для каждого файла. Если на вашем компьютере презентация не будет запускаться, то используйте отдельные видео файлы, которые прилагаются. https://yadi.sk/d/Ywe2AyoXrSNYN — это ссылка на скачивание файлов с Яндекс Диска
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока» Русские народные праздники и песни годового календарного круга»»
Управление культуры Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского»
« Русские народные праздники и песни годового календарного круга» Работа преподавателя теоретических дисциплин Звонниковой Натальи Эдвардовны
1. Пояснительная записка
Работа представляет собой видеоряд, объединённый в слайдовую презентацию с текстовыми пояснениями для каждого файла. Если на вашем компьютере презентация не будет запускаться, то используйте отдельные видео файлы, которые прилагаются. https://yadi.sk/d/Ywe2AyoXrSNYN это ссылка на скачивание файлов.
Урок « Русские народные праздники и песни годового календарного круга» по предмету « Слушание музыки» представляет собой итоговое занятие I-ой четверти с учениками 3-его года обучения в детской школе искусств (по программе Царёвой Н.А.). Также он может быть проведён в качестве внеклассного мероприятия с учащимися 3-4 х классов в общеобразовательной школе. К этому времени у учащихся начальных классов накапливается определённый « эстетический багаж»: они уже умеют слушать и учатся понимать серьёзную музыку, учат стихотворения, достаточно много читают и интересуются жизнью людей в прошлом, им знакомы многие картины русских художников о природе.
Основными целями данного урока являются:
заложить основы культуры слушания русских народных песен,
создать предпосылки для дальнейшего музыкального и личностного развития.
расширить представления детей о жизни через воздействие ярких и доступных их пониманию музыкальных произведений,
дополнить и усилить слуховые ассоциации зрительными картинами,
дать целостное представление о русских песнях и праздниках годового цикла.
Прохождение темы « Русские народные праздники и песни годового календарного круга» начинается с того, что ученики рисуют на большом альбомном листе год в виде круга, разделяя его на четыре разноцветных сектора по временам года и отмечая 12 месяцев. Затем, каждый ученик отмечает на своём круге праздники, которые он отмечает: семейные (дни рождения свой и своих близких), государственные ( День защиты детей, День Победы, День знаний, Новый год и другие). Спрашивая родителей, а так же бабушек и дедушек, дети добавляют праздники на свой круг. Постепенно круг пополняется, получает более полную градацию праздников государственных, православных и народных (трудовых — земледельческих). Таким образом, учащиеся приходят к пониманию годового круга как вехи, малого цикла в жизни русского человека, которому сопутствовали в каждый конкретный месяц и даже день свои праздники и песни.
Хочу добавить, что прохождение всего музыкального материала по теме рассчитано на 8 – 10 уроков. О каждом празднике я рассказываю подробно. На уроке мы слушаем с учениками несколько разных песен, наиболее понравившиеся – разучиваем, разыгрываем в действе (например: Колядки или Веснянки). Итоговый урок, который предлагается вашему вниманию не предполагает воспроизведения всего музыкального материала. Его задачи – вспомнить основные песни, праздники и картины русской жизни.
«Русские народные праздники и песни годового календарного круга».
Годовой календарный круг – это народный календарь, соединяющий в себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря. Это — годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни славянских народов России. Осень, зима, весна, лето – шли в своей круговой череде из года в год, из века в век времена года. И каждому времени года на Руси соответствовали свои праздники, обряды и песни.
Дожиночные ( Обжиночные) песни.
В XV — XVII веках Новый год на Руси праздновался 1 сентября. После сбора урожая, когда амбары были заполнены зерном, убраны на хранение овощи и фрукты, можно было праздновать и веселиться. Сейчас этот день совпадает со старинным праздником « Дожинки» или « Обжинки», который отмечают в деревнях России и Белоруссии 28 августа (по православному календарю – « Успение Пресвятой Богородицы»). Дожиночные песни – пелись во время работы жниц, которые дожинали последние участки неубранной нивы. Короткие, повторяющиеся фразы, узкий диапазон мелодии, минорный лад песни «Жнеи, мои жнеи» сопутствует однообразным трудовым движениям и усиливает настроение: большая усталость от тяжёлого труда.
Мелодии, звучащие на празднике по случаю окончания жатвы, иного характера. В них преобладает мажорный лад, подвижный темп, чередуются светлые и задорные девичьи, и удалые и мощные молодецкие интонации.
Традиции зимних праздников ( Заклички зимы, зимние посиделки, Рождество и колядование, рождественские гадания.
К середине октября в средней полосе России уже выпадал первый снег. (14 октября – праздник Покров). В деревнях после осенней распутицы ждали большого снега, установления санного пути. Песня этого времени – закличка «Зазимка – зима». Короткие повторяющиеся мотивы, ладовая неопределённость (всего 4 звука) говорят о её древних, языческих корнях. С ноября, длинными холодными вечерами начинались зимние посиделки – засидки. Они сопровождались пением песен, рассказом историй и сказок, игрой музыкантов — умельцев на балалайке или гармошке.
Девочки – подростки и девушки пряли пряжу, мечтая под мерное потрескивание лучины и жужжание прялки о женском счастье или переживали свои сердечные страдания. Об этом – песня « То не ветер ветку клонит». Она известна многим любителям русских песен. Широко льётся мелодия, восходящие скачки заполняются плавным поступенным движением. Спокойный ритмический рисунок сочетается с минорным ладом мелодии, придавая музыке характер неторопливой исповеди. Музыку этой песни сочинил известный русский композитор 19 века Александр Алябьев, но воспринимается она слушателями, как истинно народная.
Рождество — один из самых значимых зимних праздников на Руси. Огромно многообразие песен этого времени — колядки, авсеньки, таусеньки, щедровки, виноградья, величальные, подблюдные. Колядовать – значило в ночь накануне Рождества (в Сочельник), ходить по домам соседей и петь песни – колядки. Ходили дети и молодёжь, обязательно со звездой и колокольчиком, обрядившись в маски и костюмы (медведя, козы, птиц и др.). Придя к соседям, ряженые славили хозяев, желали им здоровья и богатства, а те в ответ должны были одарить пришедших орехами, конфетами или мелкими деньгами. Многие песни такого праздника сопровождались припевом со словами «коляда». От Рождества до Крещения (с 7-го по 19-е января) – время девичьих гаданий. Гадали на петухе, воске, зеркале, блюде. Поэтому гадальные песни называют ещё подблюдными. Вот одна из них:
Уж я золото хороню, да хороню, Моё золото пропало, чисто серебро пропало, Чисто серебро хороню, хороню. Пал перстень в калину — малину, чёрную смородину. Я и у батюшки в терему, в терему, Очутился перстень у дворянина да у молодого Я и у матушки в высоком, в высоком! На правой ручке, на малом мизинце.
С 1800 года по указу Петра 1 Новый год на Руси стали отмечать как в Европе, в ночь с 31-го декабря на 1-е января. А песни в народе пелись те же, только слово « коляда» заменялось на «авсень» или « таусень», что говорило о их принадлежности Новогоднему празднику.
3 Проводы зимы. Масленица.
Масленицу, один из передвижных праздников, почитали на Руси особо. Ведь означала она окончание долгой и суровой зимы. Широкая масленица – настоящий русский карнавал со своим сценарием, играми, забавами и щедрым угощением, уходящий своими корнями в языческое прошлое Руси. Праздновалась масленица целую неделю. В первый день мастерились горки, делалось чучело масленицы, дети сжигали собранное по домам ненужное тряпьё и пели: « Гори-гори ясно, чтобы не погасло». Второй день – «заигрыши»: катания на горках, качелях, девушки угощали парней блинами. В среду шли на блины к тёще. Четверг был днём всеобщего гуляния – «разгуляй». В этот день катались на тройках лошадей, устраивались театральные постановки, кулачные бои, взятия снежной крепости, ярмарки. В пятницу и субботу блинами угощали молодые – зятья и невестки. В субботу вечером сжигали чучело масленицы. Воскресенье было днём, когда люди просили друг у друга прощенье. Назывался это день -«прощёное воскресенье». В масленичных песнях сохраняется та же последовательность, что и в праздновании: сначала масленицу зовут, потом величают, просят остаться, оплакивают её уход и, наконец, гонят со двора. Один из лучших примеров в русской классической музыке –сцена «Проводы масленицы» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
4. Весенние заклички. Пастушьи наигрыши. Егорьевские песни.
В первые весенние дни в деревнях проводился ритуал встречи весны. Женщины и дети выходили на самое высокое место («красную горку») и пели — гукали песни-веснянки. В руках дети держали на палочках испечённых из теста жаворонков, поднимая их в такт с пением. Часть фигурок крошили и рассыпали на поле, привлекая птиц. Этими песнями люди старались скорей «накликать» приход настоящей, тёплой весны. С её приходом начиналась подготовка к полевым работам.
Засидевшаяся за зиму в избах молодёжь, собиралась в свободное время в излюбленном месте, обычно у околицы деревни. Наступало время весенних хороводов. Пора готовиться и к первому выпасу скотины на пастбище, на молодую травку. Происходило это не ранее праздника — Егорьева дня (День Георгия Победоносца – 6 мая). « Батюшка — Егорий, спаси нашу скотинку»,- просили крестьяне.
Очень востребованным и уважаемым человеком на селе был пастух – не каждому мог хозяин доверить пасти свою кормилицу – коровушку. Вместе с взрослыми пастухами пасли стадо молодые подпаски. Игра на самодельных духовых инструментах (дудочках, свирели, жалейках, трубах, изготовленных из тростника, бересты, рогов), скрашивала долгие часы работы на выпасе, не давала сморить сну и сгоняла стадо ко времени сбора домой. Такой наигрыш так и называется – сгонный.
5. Летние праздники и хороводы (Троица. Гряная неделя. Иван Купала).
Из всех праздников летнего времени наибольшим размахом выделяется Троица, отмечаемая на 50-тый день после Пасхи. В России это время цветения молодой растительности, конец июня. По традиции, к этому дню берёзки украшали лентами. Растущим рядом берёзкам влюблённые связывали верхушки (обряд Кумления). Ветвями берёзы украшали помещения внутри избы, в церкви, из веток делали венки. Во время празднования Троицы водили хороводы, делали и дарили куклы-обереги в трёх юбках, люди ходили друг к другу в гости и щедро угощали. Весенние и летние хороводы проходили на Руси как игровое действо – одна из форм народного театра. Один из самых известных Троицких хороводов – песня « Во поле берёза стояла».
Приняв Христианство, русский народ сохранил в своих традициях многие языческие представления, которые отразились в народных праздниках. Один из них – Русальная или Гряная неделя, которая шла сразу после Троицы. Она считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: вынос Троицкой берёзки, «Проводы русалки», «Вождения коня». В песне Брянской области « На гряной неделе» слышны те же магические гуканья, что и в веснянках, которые говорят о древних, языческих корнях этих песнопений. День Ивана Купалы (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Он отмечается 24 июня (7 июля по новому стилю) и совпадает с праздником Рождения Иоанна Предтечи.
День и особенно ночь накануне праздника наполнены магическими ритуалами. Днём девушки плели венки, собирали целебные травы, водили хороводы с пением купальских песен. Вечером молодые прыгали через костёр парами. Считалось, что огонь обладает могучей очищающей силой. Вечером под пение купальских песен венки опускали в реку, гадая на замужество. Ночью купались в водоёмах, ходили по лесу в поисках цветка папоротника, который должен был одарить нашедшего его большой магической силой, утром омывались росой. Купальские песни — лирического характера и любовного содержания, или в виде шутливых припевок-перебранок между парнями и девушками. В другое время исполнять такие песни было не принято.
6. Лето, июльские хороводы, начало жатвы..
Июль — « макушка» лета. В народе его называют по-разному: липень, серпень, ягодник, грозовик. В июле, идут самые обильные дожди с грозами, проходит сенокосная страда, поспевают ягоды, цветёт липа, начинается первый сбор мёда. В июле созревают колосовые и начинается жатва.
Дерево липа играло огромную роль в жизни русского крестьянина. Липовый цвет был неизменным лекарством от простуды, липовый мёд – лечебным продуктом, едой и лакомством на столе. А из липового лыка (внутренней части коры молодых липок) плелись лапти – единственный и незаменимый « демисезонный» вид обуви русского человека на протяжении многих веков. К слову сказать, взрослый мужчина снашивал липовые лапти за одну неделю. Сколько же пар обуви подарила за века русская красавица липа.
Не зря воспевалось это дерево в народных песнях .А под липою, у околицы деревни, водили хороводы девушки и парни, назначались свидания. В опере Н.А. Римского — Корсакова « Снегурочка» звучит русская хороводная песня « Как под липою» :«Как под липою бел шатёр, во том шатре девица, во том шатре красная….»
Жатва – самое трудное и напряжённое время в жизни русских крестьян. В народе говорится: « летний день год кормит». От собранного урожая зависело, сытной ли будет жизнь весь последующий год, весело ли будут отмечаться праздники и какие песни будут на них звучать. Но это – уже тема нового годового круга и следующего урока.
Царёва Н. «Слушание музыки» Методическое пособие. Издательство « Росмэн», Москва, 2002 год.
Царёва Н. « Уроки госпожи мелодии», Учебное пособие по предмету «Слушание музыки» 1-3 классы ДШИ. Издательство « Росмэн», Москва, 2002 год.
Царёва Н., Лисянская Е., Марек О. « Предмет « Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ». Программа, методические рекомендации, поурочные планы. Издательство « Пресс — соло», Москва, 1998год.
Васина – Гроссман В. « Первая книжка о музыке». Издательство « Музыка», 1988год.
Вендрова Т., Пигаева И. « Воспитание музыкой». Издательство « Просвещение», Москва, 1991 год.
Кабалевский Д. « Про трёх китов и многое другое». Издательство «Детская литература», Москва, 1972 год.
Клёнов А. « Там, где музыка живёт». Издательство « Педагогика», Москва, 1985 год.
Медушевский В., Огановская О., Энциклопедический словарь юного музыканта. Издательство « Педагогика», Москва, 1985 год.
Рыцарева. М. « Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей». Издательство « Музыка», Москва, 1994 год.
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-russkiie-narodnyie-prazdniki-i-piesni-ghodovogho-kaliendarnogho-krugha.html