- Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок ИЗО 4 класс Страна Восходящего солнца 2 урок методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Представлен интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_hudozhestvennoy_kultury_yaponii._risovanie_vetki_tsvetushchey_sakury.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ №21
Предмет: изобразительное искусство
Тип урока : комбинированный
Вид урока: творческая мастерская
Время проведения: апрель
Технологическая карта изучения темы
«Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»
«Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»
— познакомить учащихся с овладением техники «Алла прима» и отработать ее в изображении японского пейзажа;
— воспитывать уважение к традициям и культуре народов мира;
— развивать у учащихся художественный вкус, индивидуальные творческие способности;
— познакомить с отличительными особенностями искусства Японии;
— формировать рефлексивное отношение к учению и личностному смыслу учения;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе
техника «Алла прима», сакура
-аудиозапись «Безмолвная луна»;
— задания для работы в группе (Приложение 1);
— конверты с заданием (Приложение2);
— задание для работы в группе (Приложение3;
— алгоритм выполнения работы в технике Алла прима (Приложение 4);
— хокку (Приложение 5);
— листы форматом А-4, акварель, гуашь, простые карандаши
фронтальная, групповая, парная
I. Организационный момент
— Ребята, послушайте необычную музыку. ( Звучит аудиозапись «Безмолвная луна.»)
— В какой стране могли родиться эти звуки?
— Что вы представили?
— Сегодня на уроке мы побываем в необыкновенной стране. (СЛАЙД)
Мы отправимся в очень интересное путешествие в великую страну Японию. (СЛАЙД)
Далеко-далеко, там, где из-за горизонта встаёт каждое утро солнышко, посреди синего океана лежит чудесный остров. Почти в самом центре острова возвышается гора Фудзи, священное место для всех японцев, жителей Страны восходящего солнца.
-Что вы знаете о Японии?
— Ответьте на вопросы, работая в группе. (Приложение 1)
Повторим правила групповой работы.
Правила работы в группе.
1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай свое мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
Ответьте на вопросы:
1. В какой части света находится Япония?________________________
2. В каком океане находятся острова жителей Страны восходящего солнца? _____________________________
3. Назовите столицу Японии.___________________________
4. Название священной горы- действующего вулкана._____________
5. Традиционная национальная одежда японцев. _________________
6. Синоним (по- японски) слову воин._________________
7. Японские стихотворения._______________
-Чтобы продемонстрировать своё богатство японка одевала 12 кимоно из шёлка так, чтобы края каждого были видны на шее, запястьях и у ног.
— На ноги японцы одевают обувь- гэта- это национальная обувь на деревянной подошве- колодке в виде скамеечки, крепящиеся с помощью тесьмы, протянутой между пальцами. Войдя в дом, японцы снимают обувь.
— Самураи- в переводе означает «слуга» (служил, защищал феодалов). Но часто самурая называют «буси» («воин»). Каждый самурай имел 2 меча: большой и маленький. Маленький- служил для харакири. В далёкие времена, когда самураи защищали страну, владения, многие были ранены, но помощь врачебная оказывалась только самураям высшего ранга; остальные лечили себя сами.
II. Формулирование темы и целей урока
— Составьте предложение и назовите тему урока. (Приложение2)
Составь предложение- тему урока.
— Определите цели урока
III. Открытие нового знания
— Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир . Особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности, умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, традиции любований,– вот то, что отличает японцев от других наций.
Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат: всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое; всматриваться в малое – и видеть великое.
— Японские произведения поражают своей тонкостью и глубиной. (СЛАЙД) Они выражают грандиозность и величие природы. При этом пейзаж не передает черты определенной местности, но представляет обобщающий типичный образ японской природы. Человек не доминирует над природой, он – ее часть. Художники часто работают одной кистью, используют нежные оттенки.
-Своим национальным символом японцы избрали цветок сакуры – горной вишни. (СЛАЙД)
Она стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своей красотой и множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть совсем свежими.
— Прочитайте статью и ответьте на вопрос: «Почему сакура так дорога японцам?» (Приложение3)
У каждого японца в сердце хранится свой образ сакуры. Для японских крестьян она — символ благополучия. Цветение сакуры дает им знак, что земля достаточно прогрелась, и можно начинать высаживать рис — он не только основной продукт питания, но и путь к изобилию и преуспеванию. Аристократы, любуясь цветением сакуры, размышляют о смысле жизни и ее быстротечности, задумываются о чистоте. Для самураев это дерево олицетворяет память о предках, о традиции привязывать к веткам дерева иероглифы, в которых возносится хвала богам, пробуждающейся природе и солнцу. Сакура для самураев — символ чистоты и стойкости. Японцы верят, что в дереве теплится душа. Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи.
— Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.
Наши нежные цветки
Ветерок чуть дышит,
Нашей сакуры цветки
IV. Практическая работа учащихся в группах
— Именно эту красоту дикой вишни мы с вами и постараемся сегодня запечатлеть в своих работах. И работы ваши будут выглядеть примерно вот так. (СЛАЙД)
— Весной в Японии проходит Ханами — праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.
— Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.
— Начинать рисовать нужно с самого большого цветка в середине: два больших лепестка, потом остальные и в центре кружок с тычинками.
-Над цветком — ещё парочку полураскрытых бутонов.
-Далее можно добавить сбоку и немного выше два цветка поменьше.
-Очередной этап — ветка, расположенная за цветами, короткие концы ветки дополняем бутонами цветов сакуры.
-На длинном конце веточки дорисовываем оставшиеся цветы сакуры . Наша ветка сакуры готова.
— Чтобы раскрасить рисунок , для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, поэтому если посмотреть на (особенно утром) на то легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость , мы выполним работу в технике Алла прима –живопись по сырому. (СЛАЙД)
Алла прима (от итальянского слова — «в один присест») — разновидность техники масляной живописи (также используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.
— Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима: (Приложение 4)
- Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
- Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур японского пейзажа.
- Начинаем накладывать цвета с неба, далее розовая дымка и солнце.
Даем немного фону подсохнуть, выбираем кисточку потоньше и начинаем работать над веткой сакуры.
Этапы рисования ветки сакуры:
- Наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка .
- Начинаем рисовать ветку. Сначала проводим плоской стороной кисти фон ветки.
- Затем оттеняем краской на тон темнее шероховатости коры вишни .
— Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.
Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы.
— О какой стране мы сегодня говорили?
— Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?
— Какое дерево является символом Японии?
— С помощью чего можно добиться туманности и размытости в картине?
-Прочитайте хокку, которое соответствуют вашему настроению ( Приложение 5).
Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь — вишневый цвет!
Кито
Туман весенний, для чего ты скрыл
Те вишни, что окончили цветенье
На склонах гор
Не блеск нам только мил,-
И увяданья миг достоин восхищенья!
Цураюки
Минула весенняя ночь.
Белый рассвет обернулся
Морем вишен в цвету
Басё
Цветы дикой вишни,
Разве не пышен их убор?
Из всех людей на свете
Нет ближе, чем братья родные
Мотоори Норинага
Цветы сакуры!
Куда так торопитесь?
Зачем распустились?
VII. Домашнее задание
— Сочинить хокку о сакуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1.
4 класс по программе БМ Неменского.
. Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков.
Технологическая карта урока изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России», программа Б.М. Неменского). Тема урок.
Технологическая карта урока ИЗО,4 класс,УМК Школа России.
Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме «Япония".
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Страна восходящего солнца.Рисование ветки цветущей сакуры».
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/01/25/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-v-4-klasse-po-teme-obraz
Урок ИЗО 4 класс Страна Восходящего солнца 2 урок
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского «Изобразительное искусство»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.86 КБ |
19207_yaponiya.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Страна восходящего солнца (окончание темы)
Цели: продолжить тему предыдущего урока; углубить знания о традициях культуры Востока; создать панно; использовать образы построек; познакомить с обычаями праздников Японии; создать образ праздника в коллективной работе; познакомить с терминами «сакура», «пагода», «хризантема».
Вид деятельности: рисование
Планируемые результаты: школьники повторят знания о восточных традициях; познакомятся с праздничными церемониями; закрепят практику коллективной работы.
Оборудование: принадлежности для аппликации.
Ключевые слова и понятия: чайная церемония, праздник цветения вишни, иероглифы.
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала
— Давайте вспомним название темы III четверти этого года .(Каждый народ-художник)
— Дайте пояснение названия этой темы.
— Как называется страна, к изучению традиций и обычаев которой вы приступили на прошлом уроке?
— В какой стороне света каждое утро восходит солнце?
— Как иногда называют Японию из-за того, что она расположена на востоке?
— В чем еще заключаются особенности географического место происхождения Японии?
— Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?
— Как называется национальная одежда японок?
— Из каких деталей состоит кимоно?
на этой картине?
III. Беседа по теме урока
На прошлом уроке вы рассматривали картину слайд 2, где изображены четыре японские девушки на отдыхе.
— Какие детали природы, изображенные художником на заднем плане, также могут подтвердить, что перед нами Япония? (Низкорослые искривленные деревья, водоем.)
Япония — страна, которая находится в Восточной Азии, для пейзажей этого края привычными являются многочисленные невысокие холмы — сопки. Вот и на этой картине художник изобразил их. Еще одной особенностью этой страны являются частые землетрясения. Япония — островная страна, т. е. ее части находят
на островах и со всех сторон омываются океаном, нередко из-за морских штормов на Японию обрушиваются мощные волны — цунами, которые сотрясают острова и будят вулканы. Тогда люди с ужасом чувствуют, как земля трясется под ногами, и терпеливо ждут, когда окончится эта катастрофа.
Из-за этого дома издавна строились очень низкими, одноэтажными, чтобы их не разрушило во время землетрясения. Вот и на этой картине справа на втором плане вы видите такой дом. Рассмотрите его внимательно и ответьте на ряд вопросов.
— Отличается ли японский дом от русской избы?
— В чем именно заключаются внешние различия этих построек?
— Почему японский дом не похож на русскую избу?
— Какие детали русской избы отсутствуют в японском доме? (Окна, труба на крыше.)
В Японии довольно теплый климат, поэтому там большую часть года дома не нужно отапливать. И традиционных для русского дома печей там не строят. Пищу японцы готовят на небольшом огне — очаге.
Нередко стены японских домиков возводили просто из прочной бумаги, и такой дом долго служил своим хозяевам. Вот и на этом рисунке вы видите дом, в котором стенами служат бумажные стенки-ширмы. Эти ширмы можно отодвигать целиком, поэтому в восточном домике не надо делать окна.
В этой части света часто идут обильные, сильные дожди, поэтому крышу в доме сооружали прочную, чтобы она могла противостоять ливням.
Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева, у которых массивные крыши, но зато относительно слабые стены. Каменных зданий там довольно долго не возводили. Японские строители всегда должны были считаться с опасностью возникновения землетрясения, а первыми во время подземных толчков начинали рушиться именно здания из камня.
Все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Во-первых, как вы теперь уже знаете, из-за частых землетрясений. А во-вторых, из-за того, что дерево нередко позволяло соединить, слить воедино творение рук человека, т. е. его дом, и творение природы — окружающий ландшафт. Например, растущее дерево нередко становилось частью стены японского домика, его опорным столбом. Или дерево росло прямо в хижине бедняка, который по-своему использовал ветки его кроны — в качестве части мебели.
Сочетание архитектуры с пейзажем, как считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала. Чаще всего таким материалом является дерево. Очень своеобразно использовали дерево при возведении японских храмов. Такие храмы на Востоке называют «пагода».
Пагода — восточный храм. Поставьте в этом слове ударение на первом слоге
Что же собой представляет японского храм — пагода.
Японские храмы и монастыри старались возводить так, чтобы они почти сливались с окружающей природой, становясь ее частью, — с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кронштейнов, зубчатыми крышами.
— Каким словом называются восточные храмы?
— Расскажите о внешнем виде пагод.
— Рассмотрите роспись ширмы «Японские дома».
А во дворах домов японцы часто устраивали необычные сады. Мы привыкли к тому, что в русских традициях сад в первую очередь используется для зеленых насаждений, цветов, в большом городе садик или сквер устраивают, чтобы люди могли подышать свежим воздухом. А в Японии создают необычные сады — сады камней, куда приносят разнообразные камни, укладывают их в виде орнаментов или живописными горками. Считается, что в саду камней можно любоваться природой и размышлять о жизни.
— На что настраивается мыслями человек, который побывал
Еще один японский тип архитектуры представляют чайные домики, в которые японцы приглашали гостей, чтобы попить там особым образом заваренный чай, полюбоваться природой, погулять в садике и поговорить во время прогулки. Причем такой разговор должен быть обязательно на приятную тему.
I V. Познавательная информация
Перед тем как вы приступите к работе, вам необходимо узнать побольше о самом знаменитом японском празднике. Каждую весну японцы по традиции празднуют дни цветения сакуры. Как правило, это происходит в последнюю неделю марта и первую неделю апреля — в зависимости от начала цветения. В эти дни по всей стране действительно расцветают маленькие вишневые деревья, и города, в которых высажены целые парки таких деревьев, превращаются в цветущие сады, а множество людей любуются ими. В выходные дни и каждый вечер по будням парки переполнены людьми, которые восхищаются окружающей их красотой.
Но не только парки, где высажены разные сорта вишневых деревьев, привлекают людей. Сакурой можно любоваться и с водоемов — с прогулочных лодок. Поскольку почти все города Японии расположены так, что в них имеются водоемы, то их парки могут похвастаться километровыми набережными, усаженными бело-розовой сакурой и зелеными соснами. В таких парках высаживают по нескольку тысяч вишневых деревьев, поэтому в аллеях, где они растут и расцветают весной, их цветущие кроны образуют настоящие туннели. По вечерам, когда на города спускаются сумерки, специально устраивают иллюминацию, их кроны подсвечивают. Наверное, зрелище действительно получается очень красивым.
Закройте на минуту глаза, вообразите себе целые сады цветущих вишневых деревьев.
V. Пояснение к самостоятельному заданию
На прошлом уроке мы выполнили рисунок японской красавицы в традиционной одежде кимоно, на этом уроке я предлагаю вам добавить в свою композицию традиционный японский дом и изображение японского сада с деревьями сакуры. Подумайте, что вы хотите изобразить.
— Что это будет за сад — городской большой парк или скромный садик возле дома?
— Что вы изобразите на своем рисунке — аллею вишневых деревьев в парке или отдельно стоящие деревья?
— Надо ли при этом заранее прорисовать стволы деревьев?
— Как вы покажете общий вид парка? Например, его можно показать с набережной, а рядом — водоем и лодки с людьми, которые любуются цветущими вишнями.
— Что вы изобразите, если захотите показать сакуру во дворе дома? Может быть, часть японского домика?
— Если вы захотите показать отдельно стоящее нарядное дерево, то каждое из его цветочков можно вырезать и наклеить отдельно. Тогда получится эффект живого дерева.
— Каким цветом вы будете изображать кроны цветущих вишневых деревьев? (Белым с розовым оттенком.)
VI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
На следующий урок принесите принадлежности для рисования.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/07/02/urok-izo-4-klass-strana-voshodyashchego-solntsa-2