урок по предмету Окружающий мир «Старинные весенние праздники»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
урок во 2 классе по предмету Окружающий мир «Старинные весенние праздники» А.А.Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2-starinnye_vesennie_prazdniki.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга
урок по предмету окружающий мир
тема: Старинные весенние праздники
учитель: Гукова Евгения Сергеевна
Формирование универсальных учебных действий как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
- Дать представления о правилах и закономерностях окружающего мира;
- Развивать основы логического мышления и пространственного воображения, использование полученного знания продуктивной и преобразующей деятельности;
- Развивать умения сотрудничать с товарищами при решении учебных проблем;
- Учить учиться планировать собственную учебную деятельность.
Дети входят в класс под звуки колокольного звона; встают у своих мест; приветствие; садятся. Музыка отключается.
Учитель: когда вы заходили в класс, что вы слышали? (Колокольный звон) Как по-другому называют? (благовест) Ребята, а когда звонят в колокола, где вы могли слышать колокольный звон? (в праздники, в храмах, церквях)
Какой недавно был самый большой, великий весенний старинный праздник? (Пасха — Воскресение Христово)
Ребята, а что вы знаете об этом празднике? (рассказы детей)
Давайте вспомним, что происходило в этот день (ходили в церковь . )
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока
«Старинные весенние праздники»
2. Чтение стихов детьми
Учитель: А сейчас я прошу вас внимательно прослушать стихи, подготовленные вашими друзьями.
Что значит внимательно?(вопросы)
Выходят дети в русских костюмах:
На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха — Бога воскресение,
Его второй день рождения.
Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
О чем эти стихи?
О каких фенологических признаках весны вы услышали в стихах?
(снят покров снегов, зеленее ближний лес, просыпается земля, одеваются поля)
Почему так происходит в природе? (температура воздуха повышается, потепление)
3. Дорогие ребята! 20 апреля мы отметили день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным весенним христианским праздником. В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы. И вот сейчас я предлагаю сыграть в игру, а называется она «Прятки», но это необычные прятки. Раньше на Пасху играли в эту игру. Кто-нибудь из взрослых выходил в сад с утра с подарками и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать. Я спрятала подарки со значением, кто из вас найдет, тот встает к доске. (Ребята ищут подарки)
Сейчас прочитайте на бумажках пункты плана нашего урока.
Наша задача построить ход урока, и не забывайте трудные моменты чередовать с отдыхом.
Какой труд будет достаточно сложным? (этнокалендарь, работа с учебником)
3.Работа с этнокалендарем.
4.Старинные праздничные игры.
5.Работа с учебником.
Давайте еще раз обозначим , о чем будем говорить на уроке?
4. Работа с этнокалендарем.
Учитель: Мы уже не первый раз обращаемся к этнокалендарю .
Ученик читает у доски текст.
Задай свои вопросы ребятам по календарю?
У кого есть вопросы по этнокалендарю? (Учащиеся задают свои вопросы)
5 . Старинные праздничные игры.
Мы говорили, что в старину люди в этот день устраивали гулянья, игры. Я заранее предложила детям нашего класса найти игры, в которые играли наши прабабушки и бабушки, узнать у них.
1 игра: «Катание яиц»
2 игра:»Раскрути яйцо»
3 игра «Боулинг по-русски»
(Дети выбирают игру) — 3 команды
Есть правило — все играют до команды «СТОП» (ценим время!) (продолжим играть после уроков, во внеурочной деятельности)
6. Работа с учебником с.98
Сейчас прочитаем статью учебника (чтение).
Что несут перед Пасхой в храм в последнее воскресенье? (Вербу) Как называется это воскресенье? (вербное)
Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных? (передает молодую силу, помогает людям)
Придумайте свои вопросы к тексту?
Мне очень приятно, что вы и ваши родители организовали такую замечательную выставку фотографий и поделок к празднику Пасха.
Что в основном изображено на этих фотографиях?
Обратите внимание на фотовыставку. Какими чувства вызывает наша выставка ? (радость, доброта, веселье)
Какие цвета преобладают?
(голубой — небо, желтый — солнце и тепло, зеленый — символизирует весну, красный — цвет радости жизни, золотой — ?)
8. Давайте опять заглянем в раздел нашего учебника с.99 «Заглянем в семейный альбом»
Что видите? (семейные фото — старинные и современные)
Семья — это главное.
Ученик нашего класса сделал ролик , как его семья встречает Пасху. Выступление ученика, показ ролика.
9. Вот мы подошли к нашему последнему пункту нашего плана. Прочитайте его. Интересно было? Что понравилось?
На столе вы видите две корзины. У вас цыплятки. Тем кому было интересно на уроке тот положит своего цыпленка в желтую корзину. А что было интересно? А кому было что-то непонятно, есть еще — вопросы — в розовую корзинку.
Скажите, вы бы хотели продолжить заниматься этим интересным сбором игр, поиском исторической информации о старинных праздниках . Если интересно, то мы продолжим работать над этой темой, проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?».
Образовательная- выявить опасные места для человека, соблюдать правила безопасности при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т.д.Развива.
Познакомить учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс.
Этот конспект составлен по требованиям ФГОС.
Урок постороен в форме игры — спектакля. Информация наглядна и доступна.
План-конспект урока по предмету «Окружающий мир» для 1 класса, тема урока «Птицы осенью» подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе «Начальная школа XXI века» с использование.
Заседания клуба позволяют органично интегрировать знания из разных областей, создавать новые идеи и применять их на практике. Обучающиеся учатся добывать информацию, извлекать из неё необходимые.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/10/12/urok-po-predmetu-okruzhayushchiy-mir-starinnye
Классный час «Весенние праздники и обряды» ( 2-4 класс)
Подойдёт и взрослым и детям
Учитель : Романчак Е.Н.
Тема: «Весенние праздники и обряды»
познакомить учащихся с основными праздниками, традициями и обычаями русского народа;
формирование духовно-нравственной культуры учащихся;
развивать творческие способности учащихся, интерес к познанию русской культуры, традиций, умение составить и защитить проект;
воспитывать интерес к истории и народному творчеству, бережное отношение к традициям русского народа.
Тип классного часа: защита проектов.
Оборудование: репродукции картин, предметы быта, русская народная одежда (мужская и женская), рушники, кулинарная выпечка — жаворонки, пасхальные яйца из бумаги, корзинки.
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и целей.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Поэтому цель классного часа познакомиться с основными праздниками, традициями и обычаями русского народа.
3. Вводная беседа, постановка проблемы.
Учитель: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения7
4. Прогнозирование решения проблемы.
– Для подтверждения или опровержения этой гипотезы нам с вами необходимо на уроке подобрать доказательства.
– К концу урока мы должны ответить на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?
5. Решение проблемы.
(Для проведения кл.часа ученикам предлагается групповая деятельность. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа).
Учитель: История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.
Домашним заданием вам было подготовить групповые проекты по темам: «Масленица», « Сороки», «Вербное воскресенье», «Пасха», которые сейчас необходимо представить. Приглашаются учащиеся 1 группы ( 4 уч.) для защиты проекта «Масленица».
Любимый праздник русского народа — Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы, прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили, друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску.
Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это праздник проводов зимы и встречи весны
Издавна любили на Руси Масленицу – праздник веселый, озорной. В это время прощались с зимой, сжигали чучело Зимы и прославляли Весну. Этот праздник символизировал надежды людей на урожайный и плодородный год, поэтому Масленица всегда была очень сытной.
Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения.
Понедельник — «встреча».
Вторник — «заигрыш».
Среда — «лакомка», «разгул», «перелом».
Четверг-«разгуляй-четверток», «широкий».
Пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки».
Суббота — «золовкины посиделки», «проводы».
Воскресенье — «прощеный день».
В центре праздника находилась Масленица – фигура, кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, обували на ноги лапти, катали на санях, пели песни. В народе именовалась она как долгожданная и дорогая гостья – «честная, широкая, веселая; боярыня Масленица, госпожа Масленица». На катаниях Масленицу сопровождала ряженая молодежь. Веселье продолжалось целую неделю, которая была переполнена праздничными хлопотами и приготовлениями. В Масленичную неделю не ели мясо, поэтому она и называется мясопустная.
В дни Масленицы устраивались катания на санях, с ледяных гор, игры и затеи до отказа заполняли все дни; устраивались прямо на улицах гулянья с песнями, круговыми плясками, ряжеными. В старину в этих народных гуляньях не принимали участие только старики да младенцы. Масленицу и в наше время отмечают по всей России.
2 группа ( 3уч.) Защита проекта «Сороки»
22 марта на Руси издавна отмечали день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна.
По традиции, к началу этого праздника, отмечаемого в день весеннего равноденствия, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птички должны были быть аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Что же делали с этими птичками? Забирались на крыши домов, подбрасывали их вверх и пели песни-веснянки. Дети залезали на стога прошлогодней соломы, выкладывали там всех печёных птичек, плясали и припевали:
– Весна, весна, на чём пришла?
– На сошеньке, на бороночке!
Кулики, жаворонки, слетайтесь в одонки.
В некоторых деревнях вешали печёных жаворонков на колья, нанизывали на вилы и поднимали их вверх. Так зазывали весну! Соскучились по ней за долгую студеную зиму.
(Учащиеся угощают испеченными «жаворонками» с сюрпризами)
3 группа (5 уч.) . Защита проекта «Вербное воскресенье».
Ученик 1 . С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба считалась особенно целебной, наделенной чудодейственной силой.
В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине, чтобы не болела.
Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, тоже сохранившимися с Вербного воскресенья, и приговаривали; «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, приговаривая: «Верба-хлест, бей до слез!» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».
Ученик 2 . На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары или ярмарки. На ярмарках можно было не только купить товар, но и увидеть выступления цыган и бродячих артистов.
Выходят дети, переодетые в коробейников, с коробами, корзинами и зазывают покупателей.
1-й коробейник
У нашего Якова — товару всякого!
Нитки, катушки, селедочные кадушки,
Красивые платочки, мелкие гвоздочки!
Посуда наша — для щей и каши.
Не бьется, не ломается,
Порче никакой не подвергается!
2-й коробейник . А вот яблоки ранет — у кого своих нет!
Подходи, бедный, подходи, богатый,
Подходи, тонкий, подходи, пузатый!
Пряники печатные, конфеты сахарные!
Как куснешь, так уснешь,
Как вскочешь, еще захочешь!
3-й коробейник
Кому пирожки, горячие пирожки?
С пылу, с жару, гривенник за пару!
Нажарила, напекла Акулина для Петра,
4-й коробейник
У нас без обману, материал без изъяну!
Шелк, атлас, канифас,
Весь девичий припас1
Выходят девочка с мальчиком
Девочка
Ты, Назар, ты, Назар,
Поди-ка на базар,
Купи мне сарафан
Ни долог, ни короток,
Ни в лес ходить,
Ни зайцев ловить.
Мальчик подходит к коробейникам, покупает сарафан, подносит его к девочке. Она прикладывает его к себе.
Такой сарафан всегда пригодится.
4 группа ( 5 уч.). Защита проекта «Пасха».
После долгого изнурительного поста праздновали Пасху — церковный праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. Праздник праздников — Пасха. Праздник Христова Воскресения — один из древнейших христианских праздников.
Все знакомы с традициями и обычаями празднования Пасхи в современное время, но мало кто знает, как праздновали Христово Воскресенье на Руси .
На канун Страстной недели (самая строгая неделя поста) приходилось Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В храмах освящали веточки вербы как напоминание о пальмовых ветвях, которыми устилали путь Христа в столицу иудеи. Каждый человек приносил в дом несколько веточек и бережно складывал за образа до следующего года.
Большинство народных обрядов совершалось в Чистый (Великий) Четверг.
С Чистого Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, пряники и мелкие мучные изделия вроде печенья с изображением крестиков, барашков, петушков и курочек, голубков и жаворонков, красили и расписывали яйца .
Главным в этот день было привести себя в порядок: умыться (желательно в холодной воде), так как вода смывает все болезни и недуги, придает телу красоту и силу.
Пасха на Руси — самое радостное и торжественное празднество, которое с нетерпением ждут все православные верующие. И неудивительно, что событию этому сопутствует множество обычаев, идущих из глубины времен.
(Учащиеся демонстрируют русский обычай одаривания пасхальными яйцами).
Испокон веков принято в светлое Христово Воскресенье одаривать родных, близких и просто знакомых крашеными яйцами, угощать пасхами да куличами, спрашивая при этом: «Христос воскресе?». В ответ непременно раздается: «Воистину воскресе!»
(Учащиеся обмениваются пасхальными яйцами, сделанными с бумаги и расписанными гуашью)
Как и с любым праздником на Руси, с Пасхой связывали различные приметы и поверия. Четверг перед Пасхой называется Великим или Чистым Четвергом. В этот день готовили так называемую «четверговую соль». Все члены семьи должны по горстке соли ссыпать в один пакет. Эту соль убирали и хранили. Считалось, что она лечебная. Из такой соли делали обереги для семьи, дома, домашних животных, огорода, и т.д.
Еще в Великий Четверг считали три раза все деньги, которые есть, чтоб весь год деньги «водились». В Чистый Четверг убирались, стирали. Начиная с четверга и до Пасхи, из дома ничего нельзя было отдавать.
При выпечке пасхальных куличей загадывали на каждую пасху, которую ставили в печь, на каждого члена семьи. Если у кого пасха провалилась — к тяжелой болезни, а то и к смерти. Если же пасха получилась ровная, не подгоревшая — к здоровью. Вся подготовка к празднику должна быть закончена до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умывались водой, приготовленной с Чистого Четверга. В нее клали серебряную колечко, ложку, или монетку. Умывались, чтобы быть здоровыми, красивыми и богатыми .
Во время Пасхи беспрерывно звонили церковные колокола. По давней традиции любой желающий — от ребенка до старца — имел возможность забраться на колокольню и лично огласить округу колокольным звоном, поделившись, таким образом, с другими пасхальной радостью. Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», — выздоравливает даже тяжело больной человек. Аминь».
6.Закрепление полученных знаний.
Викторина.
Какой праздник называют «Сороки» ?
Какой праздник называется праздником Христова Воскресения ?
В какой день готовили «четверговую соль»?
На какой праздник пекут куличи?
Какой день Масленицы назывался «встреча» ?
На какой праздник сжигали чучело?
На какой праздник пекут блины?
На какой праздник люди бьют друг друга веточками и не обижаются?
7. Практическая работа.
Учитель: Используя репродукции картин, определите, какие праздники на них запечатлены.
8 . Подведение итогов классного часа.
-Что воспитывают в людях народные традиции? ( Ответы детей).
Вот и подходит к концу наш классный час. Сегодня мы с вами вспомнили нашу старину, познакомились с праздниками, традициями и обычаями русского народа. Мы увидели, что русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и передать потомкам.
(Преподаватель отмечает хорошую работу групп, благодарит их за труд).
Источник статьи: http://infourok.ru/klassniy-chas-vesennie-prazdniki-i-obryadi-2049611.html