Конспекты праздника масленица для детского сада

Конспект праздника на тему: «Масленица».

Татьяна Карелина
Конспект праздника на тему: «Масленица».

Конспект праздника на тему: «Масленица».

ЦЕЛЬ: Формирование у детей культуры здоровьесбережения и здорового образа жизни через народную игру.ЗАДАЧИ:

1. Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

2. Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички, перевалки.

3. Развивать ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание, умение сопоставлять размер предметов.

4. Продолжать учить бегать на носочках, с ускорением; передвигаться в хороводе, змейкой, со сменой направления движения; учить использовать элементы народных танцев в играх.

5. Формировать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать.

6. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

7. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку.

8. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.

1. Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички, перевалки).

2. Знакомство с русскими народными играми.

Музыкальный материал: «А мы на масленицу…», (Блины (+) ЗАДОРИНКА, «Барыня»,песня :»Гори, гори, ясно.»: песня «Мы давно блинов не ели.»

• Строительный материал для «ледовых» башен.

• Чучело Масленицы, блины.

Ход праздника:

Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на масленицу веселую!

И тихони, и проказники будут все у нас на празднике. Собираются сюда гости желанные, скоморохи забавные.

И начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.

Хоровод «А мы на масленицу +…»

Гостей давно мы ждем- поджидаем,

Масленицу без вас не начинаем.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

ХОЗЯЮШКА: Масленица приходится на конец февраля и длится целую неделю. Давайте вспомним, что мы знаем о масленице.

1. Что провожает? (Зиму).

2. А что встречает Масленица? (Весну).

3. Что является символом Масленицы? (Блины, чучело, ярмарки, гулянья).

4. На что блины похожи, с чем их сравнивают? (Блины – символ солнца такой же круглый и золотистый, а солнце – символ возрождающейся жизни — придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти).

5. Какие пословицы о Масленице вам известны? .

• Не житье-бытье, а Масленица.

• Без блинов — не Масленица, Без пирогов — не именины.

• Блин добр не один.

• Первый блин — комом, второй — с маслом, а третий — с квасом.

Выезд масленицы. (кукла на санях) (продолжение музыки «А мы на масленице»)

Колокольцы бьются бойко,

Рвутся в небо голоса,

Мчится, словно птица, тройка –

Русской удали краса!

ХОЗЯЮШКА: Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

Эстафета «Построй башню». (мелодия «пляска»)

ХОЗЯЮШКА: Вторник — заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.

«Игровая» мелодия «Масленица плясовая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

ХОЗЯЮШКА: Среда — лакомка. В этот день зятья — папы — приходят на блины к тещам — маминым мамам.

ХОЗЯЮШКА: А какая ярмарка без шуток – прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить.

Хоровод. (Движения: сначала идем парами по кругу, на раз — прижаться щечками – идем, на 2 — кружимся, на 3 — поменялись друг с другом, и т. д., но в конце на 4 — обнялись) музыка для хоровода (Блины (+) ЗАДОРИНКА)

ХОЗЯЮШКА: Четверг — разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

Чтоб веселье не угасло,

Чтобы вам не заскучать,

Приглашаем всех участье

В состязаниях принять!

«Горелки»Песня :Гори, гори…: приглушать на слова игры.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка.Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Глянь на небо, птички летят,

Диги- Дон, Диги – Дон

Вылетай скорее вон!

После заключительных слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним в пару впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила: горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

«Кто дальше бросит блин». Мелодия «Прощай масленица –«

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

ХОЗЯЮШКА: Пятница — тещины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.

ХОЗЯЮШКА: Русские люди блины на Масленицу ели, в удали соревновались, да не только в молодецкой…

ХОЗЯЮШКА :А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?

Дети повторяют скороговорки.

«Масленица – семикова племянница».

«Какова Маланья, таковы у нее и оладьи».

«Евсей, Евсей, муку просей».

«Иван – болван молоко болтал, болтал, да не выболтал»

ХОЗЯЮШКА:. Суббота — золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день закидывают снегом чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой.

«Карусель». (музыка «А мы на масленицу +»)

(Дети под музыку держась за блины (обручи) идут под музыку, затем меняют направление, затем левой рукой машем Масленице, затем руку кладем на плечо соседу, потом на пояс. Положили блины, и проходим под ворота держа друг друга за руку.)

ХОЗЯЮШКА:. Последний день Масленицы — прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.

Хоровод: («Прощай масленица+»)

Для вас готово угощенье,

Всем на удивленье!

ХОЗЯЮШКА: Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

А за праздник Всем скажем…

Исполняется песня «Мы давно блинов не ели…»

Дети уходят в группу пить чай с блинами.

Фотоматериал можно посмотреть пройдя по ссылке!

Масленица в детском саду МАСЛЕНИЦА От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: Все заботы бросьте, Приходите в гости, Прямо к нашему крыльцу К нам на Масленицу.

Здравствуй — широкая масленица В нашем детском саду мы каждый год празднуем праздник масленица, инструктор по физической культуре готовит спортивные соревнования, музыкальный.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-prazdnika-na-temu-maslenica.html

Конспект занятия «Масленица» в старшей группе

Ирина Сидоренко
Конспект занятия «Масленица» в старшей группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района Ленинградской области

Конспект занятия

Масленица

Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна

Область: Познавательное развитие знакомство с окружающим миром.

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И. Суриков «Взятие снежного городка», Н. Кустодиев «Масленица»,

Б. Кустодиев «Масляничное гуляние», К. Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С. Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:

Как вставала я ранёшенько,

Пришла к нам Масленица,

Принесла блинов да маслица!

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение: Если хозяева подавали мало,дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! —

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Во вторник — заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины.Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги.А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети,обращаясь к солнышку:

С весной красною вернись!

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек.

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-maslenica_bdiu3.ppt | 4843 Кб

«Масленица». Конспект развлечения на основе русского фольклора в старшей группе МБДОУ Д/С №93 «Улыбка» Воспитатель: Кириллова Г. Т. Высшая квалификационная категория г. Владимир Ведущий: Всех гостей и детей поздравляет.

Конспект интегрированного занятия «Кукла «Масленица» в подготовительной группе Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии Задачи: • познакомить обучающихся с русскими обрядами.

Конспект интегрированного занятия-развлечения для старшей группы «Масленица» Цель: — Познакомить детей с народным праздником Масленица. — Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. — Развивать глазомер,.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Масленица» Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с живописью в старшей группе. Ознакомление с картиной Кутдинова «Масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52 «Солнечная полянка» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по теме «Масленица» Масленица Цель: Приобщение детей к русским традициям через знакомство с праздником «Масленица». Задачи: 1. Знакомить с русским народным.

Конспект занятия в старшей группе «Масленица» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Тополёк» г. Джанкоя Республики Крым Конспект занятия в старшей группе.

Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая» Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая» Тема: «Масленица широкая» Тип проекта: познавательно — творческий, краткосрочный.

Сценарий праздника в старшей группе «Масленица» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Тополёк» г. Джанкоя Республики Крым Конспект занятия в старшей группе.

Сценарий праздника в старшей дошкольной группе «Масленица в детском саду» Сценарий праздника «МАСЛЕНИЦЫ» в старшей дошкольной группе. Место проведения: площадка. Оформление: солнышко, шары, метла, две гимнастические.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-maslenica-v-starshei-grupe.html

Читайте также:  Какие праздники у британии
Оцените статью