Конспекты урока по изо 4 класс народные праздники

Народные праздники (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Урок реализован в 4-ом классе.

Направлен на создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси.

Скачать:

Вложение Размер
narodnye_prazdniki_2.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

База практики: Трубчевская СОШ №1

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Народные праздники

Тип урока: открытие новых знаний

Содержательная: пояснить роль праздника в народной жизни;

Деятельностная: создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси

  1. Систематизировать и расширить знания и представления учащихся о видах и традициях народных праздников на Руси
  2. Учить создавать коллективную тематическую композицию в смешанной технике (рисование, аппликация)
  1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. Воспитывать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
  1. Развивать наблюдательность, внимание, речь, образное восприятие, умение анализировать зрительный ряд.
  2. Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;
  3. Развивать умение задавать вопросы относительно тематического поля урока;
  4. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образами мировой и отечественной художественной культурой.

1. Принимать и сохранять учебную задачу;

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

  1. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;
  2. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой;

2. Формулировать собственное мнение и позицию;

3. Задавать вопросы.

  1. Развивать эстетическую чуткость и восприятие художественных произведений;
  2. Формировать умение самостоятельного планирование учебной деятельности.

Оборудование: основа панно с изображением деревенской улицы, бумага, ножницы, клей, детали (фигурки людей)

1.2 Эмоциональный настрой.

1.3 Проверка готовности.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия – 2 мин.
  2. Этап выявления места и причины затруднения – 3 мин.
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения – 4 мин

4.1 Определение темы урока

4.2 Формулирование цели

  1. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 25 мин.

6.1 Вводный инструктаж

6.2 Самостоятельная работа учащихся

6.3 Составление коллективного панно

7.Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин.

Этапы урока, их задачи

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Робертовна. Сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

1.3. Проверка готовности

— Ребята, все ли необходимое у вас лежит на столах? (цветная бумага, фломастеры ножницы, клей)

Настраиваются на работу, слушают учителя

Проверяют все ли лежит на столах.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

— Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке? (рисовали женский портрет, богатыря)

— С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлых уроках?

— Что важно передать в портрете? (выражение глаз, мимику и т.д.)

— На прошлом уроке вы также познакомились с внешним видом мужчины на Руси. (1 слайд)

— Праздничный это костюм или повседневный?

— А эти костюмы можно назвать праздничными? (2 слайд)

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Наш разговор не зря коснулся праздничных атрибутов в виде одежды, потому что сегодня вы будете не только вспоминать приметы праздника, но и изображать их на своих панно. Для большинства из нас праздник – это веселье и приятно проведённое время. Праздничный день связан с тем, что чаще всего в этот день люди надевают свои лучшие наряды, на стол ставят угощение, часто дарят друг другу подарки.

— Назовите ваши любимые праздники?

— А какие народные праздники вы знаете? (Праздник на Земле Бояна, праздник Ивана Купала, проводы зимы) – 3- 4слайд

— Самые древние праздники народные, или, как их ещё называют фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарём, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники» Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями.

— Наступала весна – люди пахали пашню, сеяли семена. Тогда обращались к природе с просьбой побыстрее прогнать зиму и ускорить приход весны. Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные – просили солнышко получше греть, а дождик – пашню поливать. Самыми древними на Руси являются праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха и др. (5-6 слайд)

— Ребята, чем отличается праздничный день от будней?

— Что происходит в праздничные дни?

Воспринимают информацию, слушают внимательно учителя.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1.Определение темы урока.

-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Может кто-то уже догадался, что мы будем сегодня делать? Как мы можем выразить на уроке изобразительного искусства своё отношение к народным праздникам?

— Сегодня я предлагаю поработать над созданием панно посвящённого народному празднику в смешанной технике. (изображение + аппликация)

— Как вы думаете, что такое панно?

(произведение декоративного назначения, предназначенное для украшения участка стены или потолка.)

— Чтобы уточнить цель сегодняшнего урока, посмотрите на иллюстрацию. ( 7 слайд )

-Это работа коллективная или индивидуальная?

-Что на ней выполнено в технике аппликации, а что нарисовано?

_ Действительно такую работу сложно выполнить индивидуально, поэтому я предлагаю работать в парах (по 4 человека)

— Пусть это будет общий для всех праздник – праздник урожая «Осенняя ярмарка»

(Педагог делит класс на подгруппы и уточняет, кто в каждой группе будет бригадиром)

Формулируют тему урока, цели, задачи.

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1 Работа с учебником стр. 37

Словом, вам надо придумать такие детали, по которым было бы сразу видно: в деревне наступил праздник.

— Ребята, откройте учебник на стр. 37, рассмотрите фрагмент картины Б. Кустодиева «Сенокос».

— Чем заняты люди, изображённые на этой картине?

— Как одеты люди, которые заняты уборкой сена?

— А теперь, посмотрите на картину на стр. 40 «Праздник в деревне» и сравните одежду людей. Отличается ли повседневная одежда от праздничной?

— Как вы думаете, что означает слово «ярмарка»? (большой торг, рынок, базар)

— Чем на такой ярмарке будут торговать в первую очередь? (дарами осени – овощами и фруктами)

— Но, кроме торговли, на ярмарке обязательно устраивают развлечения, почти как во время празднования Масленицы. Это могут быть аттракционы – качели и карусели.

— Помимо овощей и фруктов, на ярмарках могут продавать воздушные шары и цветы, игрушки и сласти.

Воспринимают зрительный ряд, анализируют.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

6.1 Вводный инструктаж стр. 69

— Напомню последовательность коллективной работы над панно.

— Сначала вместе с бригадирами вы обсуждаете, какие детали необходимо выполнить каждому, чтобы создать совместное панно.

— Потом каждый из вас выбирает, какие детали он будет выполнять. Затем идёт индивидуальная работа – выполнение этих деталей каждым из вас отдельно.

— Наконец, совместно вы наклеиваете свои поделки на общее панно и дорисовываете карандашами или фломастерами нужные детали.

— Итак, какие элементы могут располагаться на панно? (фигурки нарядно одетых людей, осенние деревья, торговые ряды, качели др.)

Значит, всему этому можно найти место на ваших панно.

— Все элементы, которые выполнит микрогруппа, располагаем на основе – лист картона. А затем мы объединим ваши работы в одну композицию.

6.2 Сам. работа учащихся

-Бригадиры, прошу вас собрать бригады на первое совещание для того, чтобы выяснить общие моменты оформления панно – кто какую деталь будет выполнять. Далее каждый из вас начинает заниматься индивидуальной работой, выполняя свои детали.

— Определились? А теперь, давайте отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

— Садитесь. Приступайте к работе.

Целевые обходы учителя

-Контроль организации рабочего места.

-Контроль изобразительной грамотности выполнения приемов работы.

-Контроль за соблюдением правил культуры труда.

-Оказание инструктивной, дозированной помощи

учащимся, испытывающим затруднения.

6.3 Составление коллективного панно

— Ребята, а теперь давайте объединим ваши работы.

— Бригадир каждой микрогруппы поочерёдно выходит к доске и прикрепляет проделанную работу на ватман.

Повторяют за учителем физминутку.

Каждый выбирает, какую деталь будет выполнять, объединяют работу в единое целое

Самоконтроль, физминутка, практическая работа.

7. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Какова тема нашего урока?

— Назовите виды работы которыми вы занимались сегодня на уроке? (аппликация, рисование)

— Какое произведение изобразительного искусства вы создавали?

— Что такое панно?

— Где его можно увидеть?

— Достигли ли мы цели?

— Урок окончен, уберите свои рабочие места.

Оценивают работу на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок «Русские народные праздники» для учителей изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского.

Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями. Форма: праздничная программа Возраст: уч.

Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником «Сороки».

Сценарий русского народного праздника «Масленица» 2 класс.

Сценарий русского народного праздника «Масленица» 2 класс.

Сценарий праздника Масленица дополненный и переработанный.

Данная разработка раскрывает одну из важных традиций русского народа. Повышает интерес к русским праздникам и повышает патриотический дух подрастающего поколения.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/11/22/konspekt-uroka-po-izo

ИЗО «Народные праздники»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

К нам сюда скорее просим,

Подходить честной народ!

Дружно праздники встречайте!

Скачать:

Вложение Размер
izo_4_klass_nashi_prazdniki.docx 27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рахова Елена Васильевна,

учитель начальных классов

Урок изобразительного искусства, 4 класс, УМК «Школа России»

Изобразительное искусство в 4 классе

по программе Б.М.Неменского

Учитель МБОУ «СОШ №21» Нижнекамского муниципального района

Рахова Елена Васильевна, I категории, пед.стаж – 29 лет

Тема урока: «Наши праздники»

Тип урока: комбинированный

  • Познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями предков;
  • Творчеством Б. Кустодиева.

Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки, умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, эстетической оценке произведений художника Б.Кустодиева.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных костюмах фигурок людей.

Зрительный ряд: репродукции картин художника Б.Кустодиева, иллюстрации с народными костюмами.

Литературный ряд: русский фольклор, И. Токматова “Ярмарка”

Оборудование: для учителя: репродукции, методические таблицы, наброски людей в движении, таблицы для словарной работы;

для учащихся: большой лист бумаги, альбомный лист, акварель, гуашь, ножницы, клей-карандаш.

Названия праздников (на доске): Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание
  3. Введение в тему
  4. Объяснение последовательности работы
  5. Самостоятельная работа
  6. Рефлексия

К нам сюда скорее просим,

Подходить честной народ!

Дружно праздники встречайте!

-Назовите тему урока?(…)

-Что такое праздник?(…)

-Как вы понимаете выражение «праздничное настроение»?(…)

-Какова цель нашего урока?(…)

-Какие праздники вы знаете и любите?(…) Эти праздники мы отмечаем в наши дни. А кто назовет праздники, справляемые вашими прабабушками и прадедушками?(…)

на доске: Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.

-Наша страна многонациональна. У каждого народа есть свои праздники.

Праздником народ считал важное событие в своей жизни, например: смена времен года, завершение полевых работ. Праздники раскрывают душу человека, его характер.

-Русский народ провожал зиму, встречал весну. Какой это праздник?(…)

-Какая главная традиция этого праздника?(…) Сжигают чучело-символ зимы.

-Татарский народ отмечает завершение посевных работ праздником …(…)

-Народные праздники были всегда веселые, наполненные песнями, танцами, хороводами, играми, ярмарками. [Ярмарка] – табл.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья.

-Что такое ярмарка?

В словаре : ярмарка – ежегодный рынок, повторяющаяся распродажа товара.

-На праздники обычно люди одевали свои лучшие наряды. Рассмотрите народные костюмы.

Русские народные костюмы

Татарские народные костюмы

-Что общего в этих нарядах?(…)(Узоры)

-Как можно их по другому назвать?(…)(Орнамент)

[Орнамент] – табл. – Прочитаем по слогам, проговорим с ударением.

-Любой народный костюм украшается орнаментом. Орнамент является оберегом.

[Оберег] – табл. – Подумайте, какой здесь корень? Подберите однокоренные слова.

В словаре: Оберег – «защитник» — магический предмет, функцией которого является защита его обладателя.

-Орнаменты хозяйки вышивали для защиты от недобрых духов.

-Посмотрите на репродукции картин русского художника Б. Кустодиева

-Что вы видите здесь?(…)

-Как бы вы назвали эти картины?(…)Почему?(…)

-Художник назвал их «Масленица», «Ярмарка». Прикрепите названия под картинами. Что хотел показать в картинах художник?(…)

(веселье, радость, хорошее настроение)

-Какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, восторг, праздничность?(…)

(яркими красками, нарядами, веселыми лицами, движениями людей)

Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая
Плясовая, жаркая
Глянешь – налево
Лавки с товаром.
Глянешь – направо
Веселье – даром.

  1. Объяснение последовательности работы

-Вспомните, когда вы были в последний раз на народном празднике?(…)

-Какой это был праздник?(…) Что вы там видели?(…)

-Давайте нарисуем свою картину на тему «Наши праздники» на этом листе».

-Возможно ли коллективно создать сюжет по данной теме?(…)

-Как это сделать?(…)

-Работа будет коллективная. Выберете одного ученика – он будет рисовать пейзаж.

-А что же будут делать остальные?(…)

(Рисовать фигуры людей, вырезать, наклеивать)

-Ваша задача – нарисовать людей для нашей картины, придавая им движение, улыбку. Фигуры людей мы уже рисовали, если подзабыли, то нам поможет игра и наброски.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Танцующая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Поющая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Фигура борца замри!

— Какие позы вам больше всего понравились, нарисуйте их. Людей одевайте в народные костюмы

  1. Нарисовать человека в движении.
  2. Оформить костюм орнаментом.
  3. Вырезать фигуру.
  4. Наклеить на картинку.

Индивидуальная помощь учителя.

-Что вы нарисовали?(…)(Праздник)

-Какое настроение вызывает праздник?(…)(Радость)

-Какое у вас настроение?(…)

-Как вы себя чувствовали на уроке?(…)

-Оцените свою работу через «смайлы», выберете свое настроение и приклейте в углу картины.

-Молодцы! Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы.

Сценарии праздников: «Осень, Осень, в гости просим!» «Здравствуй, праздник новогодний!» .

В сценарии представлен вспомогательный материал для проведения праздника в 1 классе » Прощай,Азбука!».

Сенмейные праздники в традициях народов.

Семейные праздники в традициях народов.

Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( «Основы религиозных культур и светской этики».

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/10/04/izo-narodnye-prazdniki

Читайте также:  Настоящий праздник для женщины
Оцените статью