- Народные праздники (4 класс) план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ИЗО «Народные праздники» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные праздники (4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Урок реализован в 4-ом классе.
Направлен на создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_prazdniki_2.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
База практики: Трубчевская СОШ №1
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: ИЗО
Тема: Народные праздники
Тип урока: открытие новых знаний
Содержательная: пояснить роль праздника в народной жизни;
Деятельностная: создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси
- Систематизировать и расширить знания и представления учащихся о видах и традициях народных праздников на Руси
- Учить создавать коллективную тематическую композицию в смешанной технике (рисование, аппликация)
- Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
- Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Воспитывать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Развивать наблюдательность, внимание, речь, образное восприятие, умение анализировать зрительный ряд.
- Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;
- Развивать умение задавать вопросы относительно тематического поля урока;
- Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образами мировой и отечественной художественной культурой.
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой;
2. Формулировать собственное мнение и позицию;
3. Задавать вопросы.
- Развивать эстетическую чуткость и восприятие художественных произведений;
- Формировать умение самостоятельного планирование учебной деятельности.
Оборудование: основа панно с изображением деревенской улицы, бумага, ножницы, клей, детали (фигурки людей)
1.2 Эмоциональный настрой.
1.3 Проверка готовности.
- Этап актуализации и пробного учебного действия – 2 мин.
- Этап выявления места и причины затруднения – 3 мин.
- Этап построения проекта выхода из затруднения – 4 мин
4.1 Определение темы урока
4.2 Формулирование цели
- Этап реализация построенного проекта – 5 мин
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 25 мин.
6.1 Вводный инструктаж
6.2 Самостоятельная работа учащихся
6.3 Составление коллективного панно
7.Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин.
Этапы урока, их задачи
1. Этап мотивации
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Робертовна. Сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
1.3. Проверка готовности
— Ребята, все ли необходимое у вас лежит на столах? (цветная бумага, фломастеры ножницы, клей)
Настраиваются на работу, слушают учителя
Проверяют все ли лежит на столах.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
— Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке? (рисовали женский портрет, богатыря)
— С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлых уроках?
— Что важно передать в портрете? (выражение глаз, мимику и т.д.)
— На прошлом уроке вы также познакомились с внешним видом мужчины на Руси. (1 слайд)
— Праздничный это костюм или повседневный?
— А эти костюмы можно назвать праздничными? (2 слайд)
Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.
3. Этап выявления места и причины затруднения
Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Наш разговор не зря коснулся праздничных атрибутов в виде одежды, потому что сегодня вы будете не только вспоминать приметы праздника, но и изображать их на своих панно. Для большинства из нас праздник – это веселье и приятно проведённое время. Праздничный день связан с тем, что чаще всего в этот день люди надевают свои лучшие наряды, на стол ставят угощение, часто дарят друг другу подарки.
— Назовите ваши любимые праздники?
— А какие народные праздники вы знаете? (Праздник на Земле Бояна, праздник Ивана Купала, проводы зимы) – 3- 4слайд
— Самые древние праздники народные, или, как их ещё называют фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарём, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники» Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями.
— Наступала весна – люди пахали пашню, сеяли семена. Тогда обращались к природе с просьбой побыстрее прогнать зиму и ускорить приход весны. Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные – просили солнышко получше греть, а дождик – пашню поливать. Самыми древними на Руси являются праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха и др. (5-6 слайд)
— Ребята, чем отличается праздничный день от будней?
— Что происходит в праздничные дни?
Воспринимают информацию, слушают внимательно учителя.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
4.1.Определение темы урока.
-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— Может кто-то уже догадался, что мы будем сегодня делать? Как мы можем выразить на уроке изобразительного искусства своё отношение к народным праздникам?
— Сегодня я предлагаю поработать над созданием панно посвящённого народному празднику в смешанной технике. (изображение + аппликация)
— Как вы думаете, что такое панно?
(произведение декоративного назначения, предназначенное для украшения участка стены или потолка.)
— Чтобы уточнить цель сегодняшнего урока, посмотрите на иллюстрацию. ( 7 слайд )
-Это работа коллективная или индивидуальная?
-Что на ней выполнено в технике аппликации, а что нарисовано?
_ Действительно такую работу сложно выполнить индивидуально, поэтому я предлагаю работать в парах (по 4 человека)
— Пусть это будет общий для всех праздник – праздник урожая «Осенняя ярмарка»
(Педагог делит класс на подгруппы и уточняет, кто в каждой группе будет бригадиром)
Формулируют тему урока, цели, задачи.
5. Этап реализации построенного проекта
Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
5.1 Работа с учебником стр. 37
Словом, вам надо придумать такие детали, по которым было бы сразу видно: в деревне наступил праздник.
— Ребята, откройте учебник на стр. 37, рассмотрите фрагмент картины Б. Кустодиева «Сенокос».
— Чем заняты люди, изображённые на этой картине?
— Как одеты люди, которые заняты уборкой сена?
— А теперь, посмотрите на картину на стр. 40 «Праздник в деревне» и сравните одежду людей. Отличается ли повседневная одежда от праздничной?
— Как вы думаете, что означает слово «ярмарка»? (большой торг, рынок, базар)
— Чем на такой ярмарке будут торговать в первую очередь? (дарами осени – овощами и фруктами)
— Но, кроме торговли, на ярмарке обязательно устраивают развлечения, почти как во время празднования Масленицы. Это могут быть аттракционы – качели и карусели.
— Помимо овощей и фруктов, на ярмарках могут продавать воздушные шары и цветы, игрушки и сласти.
Воспринимают зрительный ряд, анализируют.
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
6.1 Вводный инструктаж стр. 69
— Напомню последовательность коллективной работы над панно.
— Сначала вместе с бригадирами вы обсуждаете, какие детали необходимо выполнить каждому, чтобы создать совместное панно.
— Потом каждый из вас выбирает, какие детали он будет выполнять. Затем идёт индивидуальная работа – выполнение этих деталей каждым из вас отдельно.
— Наконец, совместно вы наклеиваете свои поделки на общее панно и дорисовываете карандашами или фломастерами нужные детали.
— Итак, какие элементы могут располагаться на панно? (фигурки нарядно одетых людей, осенние деревья, торговые ряды, качели др.)
Значит, всему этому можно найти место на ваших панно.
— Все элементы, которые выполнит микрогруппа, располагаем на основе – лист картона. А затем мы объединим ваши работы в одну композицию.
6.2 Сам. работа учащихся
-Бригадиры, прошу вас собрать бригады на первое совещание для того, чтобы выяснить общие моменты оформления панно – кто какую деталь будет выполнять. Далее каждый из вас начинает заниматься индивидуальной работой, выполняя свои детали.
— Определились? А теперь, давайте отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
— Садитесь. Приступайте к работе.
Целевые обходы учителя
-Контроль организации рабочего места.
-Контроль изобразительной грамотности выполнения приемов работы.
-Контроль за соблюдением правил культуры труда.
-Оказание инструктивной, дозированной помощи
учащимся, испытывающим затруднения.
6.3 Составление коллективного панно
— Ребята, а теперь давайте объединим ваши работы.
— Бригадир каждой микрогруппы поочерёдно выходит к доске и прикрепляет проделанную работу на ватман.
Повторяют за учителем физминутку.
Каждый выбирает, какую деталь будет выполнять, объединяют работу в единое целое
Самоконтроль, физминутка, практическая работа.
7. Этап рефлексии учебной деятельности
Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
— Какова тема нашего урока?
— Назовите виды работы которыми вы занимались сегодня на уроке? (аппликация, рисование)
— Какое произведение изобразительного искусства вы создавали?
— Что такое панно?
— Где его можно увидеть?
— Достигли ли мы цели?
— Урок окончен, уберите свои рабочие места.
Оценивают работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок «Русские народные праздники» для учителей изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского.
Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями. Форма: праздничная программа Возраст: уч.
Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником «Сороки».
Сценарий русского народного праздника «Масленица» 2 класс.
Сценарий русского народного праздника «Масленица» 2 класс.
Сценарий праздника Масленица дополненный и переработанный.
Данная разработка раскрывает одну из важных традиций русского народа. Повышает интерес к русским праздникам и повышает патриотический дух подрастающего поколения.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/11/22/konspekt-uroka-po-izo
ИЗО «Народные праздники»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
К нам сюда скорее просим,
Подходить честной народ!
Дружно праздники встречайте!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_klass_nashi_prazdniki.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рахова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
Урок изобразительного искусства, 4 класс, УМК «Школа России»
Изобразительное искусство в 4 классе
по программе Б.М.Неменского
Учитель МБОУ «СОШ №21» Нижнекамского муниципального района
Рахова Елена Васильевна, I категории, пед.стаж – 29 лет
Тема урока: «Наши праздники»
Тип урока: комбинированный
- Познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями предков;
- Творчеством Б. Кустодиева.
Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки, умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, эстетической оценке произведений художника Б.Кустодиева.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных костюмах фигурок людей.
Зрительный ряд: репродукции картин художника Б.Кустодиева, иллюстрации с народными костюмами.
Литературный ряд: русский фольклор, И. Токматова “Ярмарка”
Оборудование: для учителя: репродукции, методические таблицы, наброски людей в движении, таблицы для словарной работы;
для учащихся: большой лист бумаги, альбомный лист, акварель, гуашь, ножницы, клей-карандаш.
Названия праздников (на доске): Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.
- Организационный момент
- Целеполагание
- Введение в тему
- Объяснение последовательности работы
- Самостоятельная работа
- Рефлексия
К нам сюда скорее просим,
Подходить честной народ!
Дружно праздники встречайте!
-Назовите тему урока?(…)
-Что такое праздник?(…)
-Как вы понимаете выражение «праздничное настроение»?(…)
-Какова цель нашего урока?(…)
-Какие праздники вы знаете и любите?(…) Эти праздники мы отмечаем в наши дни. А кто назовет праздники, справляемые вашими прабабушками и прадедушками?(…)
на доске: Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.
-Наша страна многонациональна. У каждого народа есть свои праздники.
Праздником народ считал важное событие в своей жизни, например: смена времен года, завершение полевых работ. Праздники раскрывают душу человека, его характер.
-Русский народ провожал зиму, встречал весну. Какой это праздник?(…)
-Какая главная традиция этого праздника?(…) Сжигают чучело-символ зимы.
-Татарский народ отмечает завершение посевных работ праздником …(…)
-Народные праздники были всегда веселые, наполненные песнями, танцами, хороводами, играми, ярмарками. [Ярмарка] – табл.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья.
-Что такое ярмарка?
В словаре : ярмарка – ежегодный рынок, повторяющаяся распродажа товара.
-На праздники обычно люди одевали свои лучшие наряды. Рассмотрите народные костюмы.
Русские народные костюмы
Татарские народные костюмы
-Что общего в этих нарядах?(…)(Узоры)
-Как можно их по другому назвать?(…)(Орнамент)
[Орнамент] – табл. – Прочитаем по слогам, проговорим с ударением.
-Любой народный костюм украшается орнаментом. Орнамент является оберегом.
[Оберег] – табл. – Подумайте, какой здесь корень? Подберите однокоренные слова.
В словаре: Оберег – «защитник» — магический предмет, функцией которого является защита его обладателя.
-Орнаменты хозяйки вышивали для защиты от недобрых духов.
-Посмотрите на репродукции картин русского художника Б. Кустодиева
-Что вы видите здесь?(…)
-Как бы вы назвали эти картины?(…)Почему?(…)
-Художник назвал их «Масленица», «Ярмарка». Прикрепите названия под картинами. Что хотел показать в картинах художник?(…)
(веселье, радость, хорошее настроение)
-Какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, восторг, праздничность?(…)
(яркими красками, нарядами, веселыми лицами, движениями людей)
Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая
Плясовая, жаркая
Глянешь – налево
Лавки с товаром.
Глянешь – направо
Веселье – даром.
- Объяснение последовательности работы
-Вспомните, когда вы были в последний раз на народном празднике?(…)
-Какой это был праздник?(…) Что вы там видели?(…)
-Давайте нарисуем свою картину на тему «Наши праздники» на этом листе».
-Возможно ли коллективно создать сюжет по данной теме?(…)
-Как это сделать?(…)
-Работа будет коллективная. Выберете одного ученика – он будет рисовать пейзаж.
-А что же будут делать остальные?(…)
(Рисовать фигуры людей, вырезать, наклеивать)
-Ваша задача – нарисовать людей для нашей картины, придавая им движение, улыбку. Фигуры людей мы уже рисовали, если подзабыли, то нам поможет игра и наброски.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Танцующая фигура замри!
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Поющая фигура замри!
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Фигура борца замри!
— Какие позы вам больше всего понравились, нарисуйте их. Людей одевайте в народные костюмы
- Нарисовать человека в движении.
- Оформить костюм орнаментом.
- Вырезать фигуру.
- Наклеить на картинку.
Индивидуальная помощь учителя.
-Что вы нарисовали?(…)(Праздник)
-Какое настроение вызывает праздник?(…)(Радость)
-Какое у вас настроение?(…)
-Как вы себя чувствовали на уроке?(…)
-Оцените свою работу через «смайлы», выберете свое настроение и приклейте в углу картины.
-Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы.
Сценарии праздников: «Осень, Осень, в гости просим!» «Здравствуй, праздник новогодний!» .
В сценарии представлен вспомогательный материал для проведения праздника в 1 классе » Прощай,Азбука!».
Сенмейные праздники в традициях народов.
Семейные праздники в традициях народов.
Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( «Основы религиозных культур и светской этики».
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/10/04/izo-narodnye-prazdniki