- Красная горка в 2021 году – 9 мая: соблазн язычеством или добрая встреча весны?
- Красная горка в 2021 году – 9 мая
- Два календаря – языческий и христианский
- Откуда взялась «Красная горка»?
- Можно ли православным праздновать «Красную горку»?
- Что такое «Красная горка»? Почему у праздника такое название?
- О «Красной горке» на Правмире:
- Фильмы о «Красной горке»:
- Что за праздник Красная горка, что можно делать в этот день?
- Что такое Красная горка: история, традиции и обычаи Фомина воскресенья
- Что за праздник такой: Красные горки – весенние святки
- Значение названия праздника
- Церковный вариант праздника: Красная горка в христианстве
- Антипасха
- Фомин день
- Радоницкая неделя: каждый день важен
- Замуж на Красные горки – древняя традиция
- Окликанье молодых: вьюнство
- Закликанье весны на Красные горки и массовое веселье
- Применение яиц на празднике
- Как празднуют сейчас Красную горку: предостережения, приметы и поминовение усопших
- Что можно делать, а чего нельзя в такой праздник
- Приметы, сопровождающие праздник
- Процедура поминок и топонимы в честь праздника
Красная горка в 2021 году – 9 мая: соблазн язычеством или добрая встреча весны?
Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье!
Красная горка в 2021 году – 9 мая
- Красная горка – время свадеб. Откуда пришел этот праздник?
- Православие и Красная горка
- Красная – значит «красивая»
Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, Происхождение Честных Древ Креста Господня – «Медового» (или «Первого»), Преображение – «Яблочного» (или «Второго»), а праздник в честь Нерукотворного образа Господня – «Орехового» (или «Третьего») «Спасов».
Два календаря – языческий и христианский
Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.
Церковь установила праздник Рождества Христова, чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело».
Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).
С «Красной горкой» чуть проще, чем со «Спасами», поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности.
Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего.
Откуда взялась «Красная горка»?
Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.
Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.
Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».
Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).
Можно ли православным праздновать «Красную горку»?
«И что теперь?» – спросите вы. «Не отмечать этот праздник, игнорировать его?» Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.
Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!
Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5; 15 – 17).
В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.
Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.
Что такое «Красная горка»? Почему у праздника такое название?
«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.
А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.
О «Красной горке» на Правмире:
Фильмы о «Красной горке»:
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/krasnaya-gorka-v-2021-godu/
Что за праздник Красная горка, что можно делать в этот день?
В этот день моют иконы водой, наговаривают на эту воду наговор и умывают лицо этой водой (наговор на богатство).
«В семи храмах есть семь столбов
и в одном только есть Подажь Боже
К той Подажь Боже есть истинное слово.
Положил Подаж Боже сам .
1 9 7 · Хороший ответ
Читаешь и волосы дыбом!Разговаривать на иконы на богатство. Бред!
Обязательно надо опохмелиться и не грустить. Преподнести стопочку запойному соседу, а после полудня начать здоровый образ жизни до следующей пасхи или хотя бы до Рождества Христова.
8 6 · Хороший ответ
2 9 · Хороший ответ
Христианский,языческий ли этот праздник-нет большого значения.Главное,не ссориться в этот день,радоваться приходу весны-хотя и сидим все на самоизоляции.Всем счастья и здоровья!
2 9 · Хороший ответ
Теперь понятно что за праздник. Ругаться не будем никогда.Спасибо.
Это языческий. Праздник. В библии о нем ничего не сказано.
Да, действительно среди учеников был Фома, который не верил в воскресение Иисуса, пока не увидел Его.
1 4 · Хороший ответ
Не нами придумано, нечего и злословить. Здоровья и счастья всем людям!
Этот праздник еще называют Проводы. Если на Пасху принято встречать дух усопших дома то на проводы идут провожать на кладбище. Некоторые подменяют многие понятия и на Пасху идут на кладбище устраивать пир и пляски с бурным продолжением уже дома или в кафе.
1 1 · Хороший ответ
У славян-язычников — это начало весны, у христиан — антипасха, повторение Пасхи. Радостный праздник, славим Христа воскресшего, радуемся, что рядом любимые,родные люди. Еще это Фомино воскресенье, когда Христос явился усомнившемуся в чуде явления Христа ученику Фоме (неверующему). Делайте добрые дела!
6 · Хороший ответ
Красная горка это кладбище на горе. И в этот день есть традиция ходить проведать духи усопших родственников на кладбище. А затем шумно из поминать с символами продолжения жизни. Весны!
Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/leisure/chto_za_prazdnik_krasnaia_gorka_chto_bec944c4/
Что такое Красная горка: история, традиции и обычаи Фомина воскресенья
Во времена правления князя Владимира на смену язычеству пришло свежее христианство. Оно адаптировало календарно-традиционные обряды и ритуалы к собственному вневременному содержанию. Одним из таких дохристианских празднований является Красная горка, традиции и обычаи которой новая религия переиначила на свой лад. Давайте разберемся, в чем же состояла исконная суть этого дня и какой новый смысл ему дало христианство.
Что за праздник такой: Красные горки – весенние святки
Разбираясь, что такое Красная горка, стоит начать с того, что это весенний веселый праздник. В нем сплелась народная языческая традиция и более позднее христианство. Православие «привязало» его к первому воскресенью после светлого празднования Пасхи. Но изначально он отмечался через восемь дней после воскрешения и вознесения Христа на небеса. Для бытового удобства много сотен лет назад его постепенно «передвинули» на воскресенье. Весь православный мир тогда отмечает Фомин день или Антипасху, но об этом мы расскажем чуть позже.
Красная горка – это праздник, который не имеет точной даты в календаре. Пасха, к примеру, отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Искомый день будет отмечаться ровно через семь суток, то есть во второе воскресение от восшествия полной Луны. Таким образом, можно узнать эти даты на любой год, воспользовавшись лунным календарем.
Что означает Красная горка сегодня и как ее праздновали наши предки? Это веселый весенний праздник, с массовыми гуляниями, песнями, танцами. Тогда играли множество свадеб. Молодые люди ходили по дворам молодоженов и чествовали их, водили на подворьях хороводы и жгли символические костры. Считалось, что брак, заключенный в этот день будет крепким и счастливым, потому многие старались приурочить свадебное торжество к празднику. Христианство, не сумев сломить народный дух, просто переиначило его на свой лад, оставив глубинную суть той же. День Красной горки был, есть и остается днем любви, весны, ожидания будущего счастья, плодородия и благополучия.
Значение названия праздника
Нетрудно объяснить, что значит Красная горка, откуда пошло такое наименование и почему назвали именно так. В русской традиции «красный» – значит красивый. Так именовали долгожданную весну-красну, саму Пасху тоже кликали красным праздником, и даже симпатичных девушек тоже звали красна-девица. Существует множество иных обозначений торжества у разных славянских народов.
- Антипасха.
- Фомино воскресенье.
- Правадная нядзеля.
- Ляля.
- Томина неделя.
- Хамова нядзеля.
- Ярылавица.
Касательно горки секрета тоже нет. Все народные весенние празднества, а было их немало, раньше проводились на возвышенностях. Они успевали просохнуть первыми после схода снега. В некоторых регионах трудно разобраться, какой праздник – Красная горка. Ведь отмечать его могли в любой день начиная от Пасхи и заканчивая Юрьевым днем, что прославляется шестого мая (Конский праздник, Егорий Вешний, Отмыкание земли).
Церковный вариант праздника: Красная горка в христианстве
Православный календарь не дает объяснений, почему праздник называется Красная горка, потому что там он имеет совершенно иное наименование. Чаще всего его зовут Антипасхой или Фоминой неделей. Следует остановиться на этом более подробно.
Антипасха
Многим людям, незнакомым с традициями, что в особенности касается жителей больших городов, зачастую непонятно, почему Красная горка так называется. Является ли это противопоставлением христианскому празднику Воскресения Спасителя? Это слово пришло к нам «из греков» (с греческого языка), как говорили наши предки. В вольном народном переводе приставка «анти» будет означать не «против», а «вместо». На практике получается, что это попросту повторное празднование Пасхи на восьмой (седьмой) день, когда поминаются мертвые.
Пасхе предшествует Великий пост, когда не совершаются никакие крупные обряды. Тогда человеку должно заниматься духовным, а не плотским. Нужно как можно больше молиться, размышлять о спасении души, вспоминать свои грехи и искренне каяться в них. Только весной приходит время окончания поста. Тогда уже можно будет отмечать венчания в церкви, праздновать крещение младенцев и прочие торжества.
Что означает праздник Красная горка для христиан? Это время свадеб и гуляний, возможность развлечься и хорошенько отдохнуть перед севом, а затем и страдой. Как раз наступает возможность набраться решимости и попросить у Бога, чтобы работа давалась легче. Самое раннее упоминание об этом празднике датируется триста восьмидесятым годом в антиохийских «Апостольских постановлениях». «Паломничество Эгерии» в четырехсотом году рассказывает о богослужении в Иерусалиме. Правила такого обряда считаются в «Святом городе» (Иерусалим) «двунадесятым», что значит – главными или основными, хотя праздник Красная горка (Антипасха) к таким формально не причислен.
Фомин день
Разбираясь, что это за праздник Красная горка, нельзя забывать о втором христианском варианте – Фоминой неделе. Слово неделя используется тут не в качестве семидневного календарного периода, а в качестве дополнительного определения дня воскресенья (старослов., укр.: неділя). Когда впервые после распятия Христос явился свои ученикам-апостолам, то Фомы (Близнеца) с ними не было. Услышав об этом событии, он усомнился в правдивости рассказов своих товарищей. Из-за этого в Евангелии мужчина получил прозвище Неверующего, с которым пришлось пройти всю библейскую историю.
Только спустя неделю Христос сам явился для Фомы персонально. Но и тогда апостол отказывался уверовать в происходящее. Рациональное мышление подсказывало ему, что мертвые не могут возвращаться с того света, а он сам видел, как Спаситель был похоронен в пещере. В последующее воскресенье после Пасхи, как раз, когда празднуется Красная горка, Иисус снова пришел к Фоме, предложив потрогать его ранения и увечья. Только после этого скептически настроенный парень поверил и согласился, что перед ним именно тот, кто был его учителем. После этого ежегодно стал прославляться Фомин день.
После вышеозначенных событий каждое последующее воскресенье после Пасхи автоматически становится Малой Пасхой. Тогда появляется последняя возможность для каждого постичь чудо воскрешения Спасителя из мертвых и уверовать в него. В древности каждую неделю богослужения в этот день проводили так же радостно, как и в саму Пасху, сопровождая все это взаимными приветствиями. На праздник Красная горка в церкви закрываются так называемые Царские врата. Перед этим служится последняя Литургия.
Радоницкая неделя: каждый день важен
Установив, как и когда на Руси праздновали Красную горку, можно выяснить множество занимательных, интересных вещей. У восточнославянских племен в глубокой древности именно этим днем открывалась Радоницкая неделя – период массовых народных гуляний, сватовства, сговоров, свадеб и молодежных весенних развлечений. Большинство из них были посвящены плодородию. Так как речь идет о семи днях празднования, не помешает расписать, что и когда следует отмечать согласно народной традиции.
Чрезвычайно важно, какого числа праздновалась Красная горка, так как со свадьбами на юге России и Украине связанна особая примета. Это событие ни в коем случае нельзя было назначать на май после Радоницы. Иначе супруги должны были бы «маяться» (беспокоиться, нервничать, терпеть неприятности) всю жизнь.
- Воскресенье – Красная горка. Традиция предписывает праздновать с играми и гуляньями молодежи на горках, где раньше всего сошел снег. В некоторых областях сперва поминают покойников. Ведь у Бога нет живых и умерших, перед его лицом все равны. Дети бегали в этот день по дворам, славословили «ярь и зеленачку», а девушки пели красивые тягучие песни – веснянки. Это был один из самых излюбленных праздников крестьянства до революции семнадцатого года.
- Понедельник и вторник – Радование покойников. На второй день массовые гуляния продолжались за околицами сёл, а на третий, во вторник, люди семействами отправлялись на кладбища, чтобы убрать на могилах своих родных и близких. В этот день было принято красить яйца и отдавать их бедным. По возвращении было уместно пускаться в пляс людям среднего и пожилого возраста.
- Среда и четверг – Громницы, Сухая неделя. Тогда чествовали девушек, которые на Радуницу стали невестами, зачастую совершались рукобитницы (свадебные договоры), когда родители устраивали свадьбы детей, назначали даты и приглашали гостей. В некоторых областях было принято в этот день окатывать девушек водой из корыт, чанов и ведер в честь Матери — Сырой Земля. Кто девушку окатил, тот и обязан был на ней жениться.
- Пятница – Проводная неделя. В этот день принято было умерить веселье и подумать о духовном, помолиться богам и самой Матери-Природе. В этот день также «окликали» дождь, то есть просили послать первый весенний ливень с громами и молниями.
- Суббота – Вьюшник, Вьюнец. В этот день молодежь собиралась, и толпой ходила по дворам будущих новобрачных или недавних молодоженов, распевая «вьюнишки», величальные песни.
На этом празднование заканчивалось обычным воскресным отдыхом или новыми свадьбами, о которых составлялись договоры в Громницы. Всю неделю было принято дарить подарки и просто приятные мелочи членам семьи, далеким и близким родственникам.
Замуж на Красные горки – древняя традиция
История праздника Красная горка олицетворяет истинную природу любви, зарождения новых чувств и надежд. Ее корни и традиции глубоко повязли в язычестве. Этот праздник изначально чествовал «солнечных» богов: Хорса и Ярилу. Они правили в период с зимнего до летнего солнцестояния. Первый представлялся в виде «мальца» (мальчика-подростка), а второй был молодым и крепким мужчиной.
Завершение процесса взросления и становления праздновали через неделю после Пасхи. В этом и есть суть праздника Красной горки. Потому в этот день было принято играть свадьбы. Ведь женитьба свидетельствует о зрелости, готовности мужчины взять на себя ответственность за семью. Считалось, что брак, заключенный на Красную горку, будет счастливым, так как природа с этого момента начинает пробуждаться, помогать людям, плодоносить. Это время было как раз подходящим для начала новой жизни, уже семейной. В деревнях свадебные пиры и гуляния совмещались. Веселье становилось массовым, с угощением, плясками, красивыми трогательными песнями.
Окликанье молодых: вьюнство
Популярным обрядом на Радоницу было хождение незамужних девиц по окрестным дворам. Особенно широко распространено это было в Среднем Поволжье: Владимирской, Костромской, Самарской и Симбирской губерниях. Там этот обычай имел множество разнообразных названий.
Накануне праздника, в субботу, молодые парни собирались группами по пять – двадцать человек. «Хвалились» (назывались) они окликальщиками и должны были обязательно быть парадно одеты. Парни ходили по дворам, окликая всех молодоженов, которые заключили брак в течение года до этого. Они пели песни, плясали, громко вызывая хозяев выйти на улицу. Когда же те появлялись, то должны были вынести гостям пиво и угощение.
Практически все песни, приуроченные к обряду, говорят о молодой жене, что плачет по матери с отцом, хотя ее развлекает муж. Звучат в них утешения: «Придет батюшка и со матушкою, придет милый брат со невестушкою, придет милый зять со милой сестрой, придет дедушка и со бабушкой…». Вечером было принято ходить родителям в гости к взрослым детям.
Закликанье весны на Красные горки и массовое веселье
На Радоницу или Фомин день проводилось «кликание» весны. Олицетворял время возрождения природы кулик или жаворонок. Потому в обряде часто использовалась выструганная из дерева птица на длинной жерди. Пеклись к этому дню жаворонки из теста и большие караваи, украшенные стилистическими изображениями пернатых. Дети и девушки в этот день пели веснянки – специальные обрядовые песни заклинательного характера. В них много раз повторялись одни и те же слова с призывом весны, тепла.
На Севере России зачастую молодежь выбирала «хороводницу» со звонким и красивым голосом. Умывшись поутру ключевой водой и благославившись, девушка должна была пропеть специальное закликание. Люди вторили ей, повторяя каждое слово. После этого главная певунья заводила хоровод, увлекая в пляс всех присутствующих. После обряда можно было приниматься за угощение. В качестве лакомств готовили караваи и булки, красили яйца, все это подавалось с медом, пивом и вином. При желании и в наши дни можно повторить подобные игрища, возродив тем самым традиции родного народа.
Применение яиц на празднике
В язычестве яичко олицетворяло строение мира, его целостность, нерушимость и прочность. С приходом христианства ничего не изменилось, но смысл у каждого обряда был несколько «подправлен». Вместо красного и синего «пасхальных» цветов, использовался зеленый и желтый. Они считались поминальными, то есть траурными.
Приехав на праздник Красной горки в деревни нашей страны, можно увидеть, что люди раскладывают на могилках цветные яички, караваи и конфеты. В некоторых областях принято катать яйца в виде креста, закапывать их прямо в могилы, но в большинстве случаев еду отдают бедным. Такой ритуал позволяет в этот праздничный период никому, даже нищим, не остаться без угощения.
Существовало гадание, при котором сырое яйцо спускали с горы, стараясь, чтобы оно катилось ровно. Если оно достигало подножия целым, значит, его хозяина на целый год ждут благополучие и успех. Те, чьи “игрушки” разбились, могли повторить процедуру.
Как празднуют сейчас Красную горку: предостережения, приметы и поминовение усопших
Начиная с революции семнадцатого года, традиции и обряды постепенно теряли свою актуальность. Но искоренить в народе этот праздник не смогло ни христианство, ни коммунизм. Каждый год люди отправляются на кладбище, чтобы помянуть утраченных близких. Но этот день предназначен не только для поминовения: он посвящен весне и возрождению природы, пробуждению от зимнего сна, надеждам на будущее плодородие и благосостояние. Потому в последние годы активно продвигаются разнообразные этнические фестивали, слеты и народные гуляния, проведенные через неделю после православной Пасхи.
Что можно делать, а чего нельзя в такой праздник
Можно
Привлечь удачу, радость и благоденствие в свой дом, можно выполняя простые народные правила.
- В первое воскресенье после Пасхи по обычаю поминаются умершие. Потому каждый должен был посетить могилы предков, отнести им угощения и вино.
- Молодые парни в этот день сватались. Если ранее (на Масленицу) совершить сговор не удалось, а Красная горка упущена, приходилось до осени или следующего года.
- Праздновать свадьбу в Фомин день – идеальное решение. По всем приметам, такой брак должен стать крепким и счастливым.
- В воскресенье следует вымыть все иконы в доме, а водой произвести омовение. Причем старший в доме (дедушка, бабушка) омывал младших по старшинству.
- Можно приглашать гостей и самим отправляться к родственникам. К столу лучше всего приготовить пирожки в виде птиц и караваи, украшенные их изображениями.
Нельзя
Чтобы избежать изменений в судьбе в худшую сторону, следует знать, что запрещено делать в этот праздник.
- Не рекомендуется работать, а тем более рыться в земле. Это праздник ее возрождения, не нужно беспокоить ее в такой момент.
- Ссориться ни в коем случае нельзя, так как по приметам потом будет трудно (невозможно) помириться до Троицы.
- В этот праздник не стоит оставаться дома в одиночестве. Следует надеть самый красивый и яркий наряд и отправиться в людное место.
- Согласно правилам, супругам на Красную горку нельзя гулять или праздновать отдельно. Тем самым они могли накликать раздор, ссоры, разлуку.
- Не рекомендуется говорить с кем-то про обряд омовения вообще. По легенде, это поможет злому глазу наложить проклятие (сглаз).
Приметы, сопровождающие праздник
- Хорошим знаком считалось, если кто-либо ронял монетки в колодец, реку или озеро. Это значило, что главное стремление сердца сбудется.
- Если на праздник стоит сухая и ясная погода, значит, в страду будет хороший урожай.
- «Нецелованные» девки надолго остаются не просватанными.
- Нельзя плакать, скорбеть или скучать. Считалось, будто это может повлиять на настроение на целый год наперед.
Процедура поминок и топонимы в честь праздника
На праздник подразумевается посещение могил, потому целесообразно убрать их заранее. Оптимально выбрать для такой работы среду, четверг или пятницу, так как в воскресенье копаться в земле нельзя. Если кто-то умирал в этот день, хоронить покойника раньше, чем через три дня, было запрещено. Праздник приравнивается к «престольным» хотя и не является таковым, тогда погребальные обряды не проводятся. Готовится особая еда, которая предназначалась не для тела, а для душ. Употреблять ее необходимо прямо на кладбище, как бы обедая вместе с предками.
- Специальный бездрожжевой хлеб.
- Коливо.
- Кутья.
- Постные блины.
После посещения кладбища в парадных нарядах, народ мог тут же отправляться на гулянье или в гости.
В честь праздника названо множество деревень, сёл, городов и других объектов по всей России. В других славянских странах тоже встречаются подобные названия, ведь живущие там группы народов имеют одно происхождение. К примеру, существует село с таким названием в Нуримановском районе Башкортостана, есть деревни Красная горка в Володарском, Истринском районах, а также неподалеку от города Каменск-Уральского.
Источник статьи: http://perstni.com/magazine/prazdniki/chto-takoe-krasnaya-gorka-istoriya-tradiczii-i-obychai-fomina-voskresenya.html