Крещение праздник святой троицы

«Троическое явися поклонение»

Комментарий к тропарю праздника Святого Богоявления Господня

19 января Православная Церковь торжественно празднует Святое Богоявление и Крещение Господне – один из самых древних и важных христианских праздников. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий тропаря этого праздника.

Во времена первых христиан широким распространением пользовались торжества в честь Пасхи и Пятидесятницы, оставшиеся от Ветхого Завета и постепенно получившие новый смысл. Праздник же Крещения Господня появляется только в III веке. Его установление, как предполагает проф. М.Н. Скабалланович, могло быть связано с желанием Церкви отразить еретическое учение последователей Василида, которые уже праздновали Богоявление с искаженным смыслом. Согласно их учению, Христос стал Сыном Божиим именно со времени Крещения и Сошествия на Него Святого Духа. Чтобы дать правильное представление о Боге Иисусе Христе и защитить от ложного учения верующих, Православная Церковь сама начинает чтить этот праздник, предварительно вкладывая в него отличный от учения еретиков смысл [1] .

Как было сказано в предыдущем комментарии к тропарю Рождества Христова [2] , праздник Богоявления первоначально совмещал в себе две темы: воспоминание Рождения Христа от Девы, а также Его Крещение от Иоанна в Иордане. Начало же отдельного прославления Крещения и Рождества Христова восходит к концу IV века [3] .

Читайте также:  Красивые прически для девочки для праздника

Суть богослужебного текста Богоявления емко выражается в торжественном гимне праздника – тропаре. Интересно было бы его рассмотреть детальнее.

Так он звучит по-церковнославянски в настоящее время:

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе» [4] .

Приведем также и его греческий вариант:

«Ἐν Ἰορδάνῃ βαπτιζομένου σου Κύριε, ἡ τῆς Τριάδος ἐφανερώθη προσκύνησις τοῦ γὰρ Γεννήτορος ἡ φωνὴ προσεμαρτύρει σοι, ἀγαπητόν σε Υἱὸν ὀνομάζουσα καὶ τὸ Πνεῦμα ἐν εἴδει περιστερᾶς, ἐβεβαίου τοῦ λόγου τὸ ἀσφαλές. Ὁ ἐπιφανεὶς Χριστὲ ὁ Θεός, καὶ τὸν κόσμον φωτίσας δόξα σοι» [5] .

Немало существует переводов этого тропаря на русский язык. Мы покажем лишь некоторые из них.

Епископ Александр (Милеант):

«Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, началось поклонение Св. Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность слов (Отца). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе» [6] .

Протоиерей Владимир Успенский:

«Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение (прославление) Пресвятой Троице: ибо голос (Бога) Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух (явившийся) в виде голубя, подтверждал истинность (этого) слова (Бога Отца). – Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!» [7] .

Митрополит Иларион (Алфеев):

«Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, явилось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал справедливость этих слов. Явившийся и просветивший мир, Христос Бог, слава Тебе!» [8]

Погружение в воды Иордана

В церковнославянском тексте тропарь начинается с синтаксического оборота «дательный самостоятельный»: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». На русский язык этот оборот переводится придаточным предложением времени: «Когда Ты крестился в Иордане, Господи». Такая конструкция является калькой греческого причастного оборота genetivus absolutus. Ее употребление позволяет читателям погружаться во временное пространство, в данном случае – в воспоминание событий, связанных с Крещением Христа.

Когда-то испорченная человеческим грехом вода теперь стала источником жизни для людей

Не менее примечательно для этой фразы церковнославянское причастие «крещающуся», которое фиксирует греческое причастие «βαπτιζομένου», образованное от глагола «βαπτίζω» – «нырять, окунаться, погружаться» [9] .

Тема погружения людей в воду в Библии тесно связана с темой очищения, омовения и обновления. Люди, приходившие к Иоанну Крестителю, сходили в воды Иордана ветхими, а выходили – новыми, обновленными покаянием. Христос же, пришедший на Иордан, Сам обновил воду Своим Божеством, как некогда это сделал при творении мира, когда «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 3). И когда-то испорченная человеческим грехом вода теперь стала источником жизни для людей.

Первое явление Троицы

Вместе с тем событие Крещения Господня содержит в себе два явления. С одной стороны, Иоанн Креститель представляет народу Спасителя Агнца, «Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), с другой – Сама Троица впервые в истории человечества являет Себя народу так ярко и с такой очевидностью.

О последнем нам говорит церковнославянский глагол совершенного вида, аорист, «явися» – перевод греческого глагола φαίνω, который многозначен: это и «светиться», и «являть, показывать», и «обнаруживаться с очевидностью» и «представляться» [10] .

До этого момента в Ветхом Завете Господь Себя как Троицу если и показывает, то только через скрытые образы и символы. Так, Аврааму являются три Путника, к которым Патриарх обращается в единственном числе – «Владыка» (Быт. 18, 3); так, в первых словах Библии мы встречаем указание на множественность лиц Бога: например, «в начале сотворил Бог (евр. ‘еl-o-heem’ Боги) небо и землю» (Быт. 1, 1), или когда Бог Сам о Себе говорит во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Подобными знаками Писание лишь смутно дает понять, что Бог не один в Самом Себе.

Явное же откровение Бога как Троицы впервые происходит в момент Крещения Иисуса Христа. Именно поэтому праздник, вспоминающий это событие, именуется Богоявление.

Родитель Бог Отец

Кроме известия о явлении Святой Троицы, гимн воспевает Лица в отдельности и показывает их отношения друг к другу. Сперва освещается тема отеческого отношения Бога Отца к воплотившемуся Иисусу Христу. Бог Отец, Который является в виде «гласа», то есть голоса, вечно рождает Сына: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). По цитате из Евангелия становится ясным, что основой для отношений является Божественная любовь.

Словом же «Родителев» не только раскрывается таинство вечного Рождения Сына от Отца, но еще и обнаруживается свойство Отца быть безначальным. В земном измерении «отец» может быть одновременно и «сыном», но не так дело обстоит в отношении Божественного. Бог Отец не имеет Своего источника возникновения. Он всегда есть и ни от кого не происходит. Бог Сын также всегда есть, но имеет своим нетварным производителем, то есть Родителем, Отца.

Греческое же существительное γεννητής («Родитель» – в церковнославянском) вмещает в себя три этих понятия: «родитель, источник, производитель» [11] .

Дух Святой как голубь

Если Сын Божий нам открывается как Агнец (Ин. 1, 29), ассоциирующийся с пасхальным жертвенным животным (Исх. 12, 3–11), то Дух Святой, как замечается в тропаре, является в телесном виде – как голубь (Лк. 3, 22).

Образ голубя имеет символическое значение – чистоты, невинности и надежды. Его, так же, как и агнца, по закону Моисееву, приносили в жертву Богу (Исх. 14–17). А Сошествие Святого Духа в виде голубя на Христа указывает на Его спасительную миссию, характеризующуюся жертвенностью, чистотой и невинностью.

Сошествие Святого Духа в виде голубя на Христа указывает на Его спасительную миссию

Церковнославянский глагол «извествоваше» в данном контексте имеет такие значения, как «доподлинно удостоверять, уверять», а также «убеждать» [12] . Очевидно, здесь присутствует отсылка к Евангелию: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16, 13).

И в тропаре говорится: Дух Святой удостоверяет нас в истинности слов, сказанных Отцом.

Мир просветивший Христос

В заключение гимна автор достодолжно воздает Христу славу – как мир просветившему: «мир просвещей, слава Тебе».

Мы знаем, что «весь мир лежит во зле», то есть во тьме (1Ин. 5, 19), но, как в той песне, «если есть тьма – должен быть свет», этим светом является Христос Бог наш, сказавший: «Я свет миру» (Ин. 8, 12), и пришедший, как уже в другом гимне, «к просвещению язычников» (Лк. 2, 32).

Весь тропарь описывает радостное для всего человечества событие: Бог открыл Себя народу, а самое главное – пришел его спасти. Поэтому «явившийся Христе Боже, слава Тебе!»

19 января 2021 г.

[1] Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 2004. С. 127–128.

[2] Маршева Л., Гольдман А., диакон «Слава в вышних Богу». Комментарий к тропарю праздника Рождества Христова // https://pravoslavie.ru/136591.html.

[3] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. II. М., 2012. С. 465.

[4] Тропарион. М., 2000. C. 28.

[7] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом на русский язык. М., 1911. С. 146.

[8] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. II. М., 2012. С. 471.

[10] Ibid. P. 1653–1654.

[12] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 115.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/136748.html

Январь месяц. 6-й день. Крещение Господне

(Еванг. от Матф. зач. 6-е, гл. III, ст. 13–17).

1. История Крещения Господня.

Для того, чтоб уготованное людям, милостию Божиею, спасение было принято ими, Иисусу Христу надлежало явиться в мир, – к людям и сказать им о Самом Себе, о Своем посольстве от Бога Отца, – надлежало поучить людей вере и доброму житию. Но Он не являлся миру до тридцатилетнего Своего возраста, – потому что этим возрастом, по закону евреев, определялось право учительства, т.е., по закону Моисееву, учителем мог быть только тот, кто от роду имел тридцать лет. При том до вступления в служение роду человеческому, Иисусу Христу надлежало принять крещение; как безгрешному, Ему не было нужды в крещении для Самого Себя, но Он крестился в реке Иордане для того, чтобы положить начало нашему очищению от грехов, – чтобы «освятить Собою Иорданские струи» и Своим прикосновением сообщить воде силу к очищению нашему. Крещение Его совершилось так: за шесть месяцев до явления Иисуса Христа на Иордан, Иоанн, Предтеча Христов, проповедывал людям о пришествии Мессии, в стране Иорданской; Иоанн говорил приходящим к нему: «покайтесь, приблизилось спасение» – и многих крестил он крещением покаяния. Но вот, между другими людьми, подошел к Иоанну и Иисус Христос из Назарета и просил у него крещения. Иоанн с детства своего знал о высокой жизни Иисуса Христа и потому говорит Ему: «мне надобно креститься у Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» Иисус Христос сказал ему: «теперь не время говорить об этом. Нам надобно исполнить то, к чему призваны». Так нужно, так установлено Богом, чтоб Я крестился от тебя: Нам «надлежит исполнить всяку правду»; Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа во Иордане. Пречудное было это событие! Но вот новое знамение: когда Иисус Христос вышел из воды, отверзлись небеса, и Дух Божий телесно, в виде голубя, спустился с неба на Иисуса Христа и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение», т.е. ради Него, ради Этого Сына Моего Я буду любить и миловать всех, кто уверует в Него и будет послушен Его учению. Так Сам Отец Небесный, Своим словом, возвестил всем, что Иисус Христос, Сын Божий, есть Тот Мессия, о Котором сказано было еще Адаму; «Семя жены сотрет главу змия» – есть Тот, Которого ожидали целых 5508 лет.

Понятно теперь нам и то, почему Крещение Иисуса Христа называется Богоявлением, – потому что Бог во Святой Троице ясно открылся миру: Сын Божий, Иисус Христос крестился, Бог Отец говорил с неба, Дух Святый сходил в виде голубя. Пресвятая Троица, слава Тебе!

2. Особенности в праздновании Крещения Господня.

Празднование Крещения Господня совершается в Православной Церкви с особенною торжественностию и отличается многими особенностями. Церковь подготовляет верующих к празднованию Богоявления Господня постом, который называется сочельником, причем многие воздерживаются от пищи, по преданию, до вкушения св. воды, подобно тому, как сочельник рождественский такое воздержание от пищи сохраняется до вечерней звезды. Далее, подобно навечерию Рождества Христова, в навечерие Богоявления бывают (кроме субботы и воскресения) царские часы и литургия св. Василия Великого, которая начинается вечернею с 12 паремиями. Наконец, в воспоминание крещения Господня, как в сочельник, так и в самый праздник совершается в храмах великое освящение воды, а в самый день праздника на реках, прудах и колодцах, что у нас именуется хождением на Иордань. Обычай этот происходит от времен апостольских. При богослужении воспоминаются пророчества, относящияся к событию крещения, самое крещение и таинственное значение его, произносятся молитвы, призывающия благословение Божие на воды, и троекратно погружается в них животворящий крест Господень. Торжественное шествие к воде, по окончании литургии, совершается с крестом и евангелием, при колокольном звоне, при свете светильников, с хоругвями и при пении церковных песней. Особенно торжественно совершается освящение воды в С.-Петербурге. Против Зимнего дворца, на реке Неве, устраивается великолепная Иордань; во дворце, при параде войск, отправляется божественная литургия митрополитом С.-Петербургским, в сослужении с придворным духовенством; по окончании же литургии, торжественная процессия, в которой принимают участие Их Императорские Величества и Члены Августейшего Дома, присутствующие в св. Синоде архиереи и многочисленное духовенство, выходит к Иордани, и в ту минуту, когда животворящий крест погружается митрополитом в реку, с Петропавловской крепости раздаются пушечные выстрелы.

Праздник Богоявления Господня Церковь повелевает проводить благоговейно. «Да будет праздник Богоявления в великом уважении, – сказано в Постановлениях апостольских, – да будут в оный все свободны от дел». И верующие всегда принимали самое живое участие в этом великом церковном торжестве, собираясь в храмы Божии как в навечерии, так и в самый праздник, для присутствования при богослужении, для слушания пастырских поучений и для приобщения св. таин. Св. Григорий Богослов (в IV веке) так говорит в слове на день Богоявления Господня: «ныне я узнаю свое стадо; ныне вижу церковь в приличном ей убранстве, ибо вы, оставив плотские попечения, стеклись к богослужению в таком множестве, что народ в храме стеснился, и вторгаются даже в алтарь; а остальные, не вмещаясь внутри, заняли собою все входы, подобно тому, как из пчел одне трудятся внутри, а другия жужжат около улья». Повелениями благочестивых императоров греческих предписывалось в праздники Богоявления удаляться от общественных игр, зрелищ и увеселений для безпрепятственного упражнения в делах благочестия.

3. Почему для празднования Богоявления назначено 6-е число января месяца?

Празднование Богоявления, по церковному установлению, совершается в 6 день января месяца.

Основание для этого Православная Церковь находит в таинственном понимании тех соотношений, какие существуют между Адамом и Христом, между виновником смерти и греха и Начальником спасения и жизни. По учению отцов Церкви, Адам сотворен в шестой день, Адам вкусил от запрещенного плода и умер духовно в тот же день, в который сотворен; так и Иисус Христос крестился в 6 день 1-го месяца и умер в 6 день недели для искупления человечества от той смерти, какой оно подвергалось чрез грех Адама. А 6 января соответствует шестому дню творения. По иудейскому преданию, Новый год, празднуемый 1-го месяца (тисри) есть и первый день мира, как и день суда. Отсюда, когда иудейский календарь перенесен был на римский, и когда началом гражданско-римского года утверждено было 1-е января, то 6-е января было, естественно, избрано для празднования Богоявления, как соответствующее шестому дню мира, в который сотворен Адам. Такое основание исполнено глубины смысла и вызывает благоговение к Церкви, которая так глубоко проникла в таинства соотношения падения и искупления! («Воскр. чт.» 1883 г. № 2).

4. Святая вода Богоявленская.

Вода, освященная троекратным погружением в ней святого животворящего креста в праздник Богоявления, называется святою Богоявленскою водою. Ей приписывается особенная сила и важность. По свидетельству св. Златоуста, она «никогда не портится в домах верующих и берегущих ее, как святыню, с уважением». Этого не может быть с обыкновенною, простою, неосвященною водою, что могут подвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане.

Вода богоявленская так важна и так необходима для всех христиан, что они непременно должны иметь ее в своих домах для освящения ею себя и своих грешных жилищ, и для употребления оной прежде вкушения обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя от различных недугов и болезней. Даже были многократные примеры и того, что некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например шестинедельного) употребления этой богоявленской воды, натощак, по вере в чудодейственную её силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.

Самое вкушение этой воды в церковных книгах называется причащением, конечно не в том смысле, чтоб оно могло иметь такую же божественную силу, как самое причащение тела и крови Иисуса Христа, но в том, что для некоторых лиц, за тяжкие грехи отлученных от св. причащения, она назначалась вместо самого причащения святых Христовых таин. А в местах, отдаленных от храма, в случаях смертной опасности, эта вода, называемая по-гречески агиасмою, т.е. святынею, не без особенной пользы и отрады для души умирающего может быть ему преподаваема, вместе с пасхальным артосом, или отдельно, как напоминание о святом причащении.

Но не выведите отсюда того заключения, будто и во всех других случаях можно заменять святое причащение тела и крови Христовой этою водою, как это силятся доказать наши раскольники, не имеющие возможности, при своем самовольном отступлении от святой Церкви, причащаться святых Христовых таин. Важна и свята богоявленская вода, но, во всяком случае, она никогда не может заменить св. приобщение великих, пренебесных, святых божественных Христовых таин. Она должна быть нами употребляема в той уверенности, что она служит: «к избавлению грехов, исцелению души и тела, и на всякую пользу изрядную, и отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов», как и говорит нам это святая Церковь, освящающая эту воду благодатию Святого Духа.

Некоторые, в самую полночь, почерпают воду из рек или источников и, смешивая ее вместе с освященною накануне, или в самый день Крещения, водою, также хранят ее благоговейно, для священного употребления. Обычай почерпать воду в полночь, накануне Богоявления, имеет то основание, что Спаситель, по преданию, крестился от Иоанна именно в полночь, как такое для нас знаменательное время, в которое совершились и многия другия события Ветхого и Нового Завета. На основании этого предания, и доселе иерусалимские христиане, из местных жителей и путешественников-богомольцев, приходящих на поклонение святым местам, с вечера, накануне праздника Богоявления, на реке Иордане, близ того места, где, по преданию, крестился Иисус Христос, собираются, в огромном множестве, с зажженными свещами и с священными песнопениями. И дожидаются, пока, в самую полночь, начнется великое водоосвящение, с троекратным погружением креста, после чего все наперерыв спешат взять себе святой воды и сами погрузиться в священных струях священной реки. На основании этого предания, еще во времена святого Златоуста, тоже был обычай у христиан и в прочих реках и источниках почерпать воду в полночь на Богоявление, и сохранять ее, как святыню, для употребления в течение целого года.

Но, хваля добрые обычаи христиан, сохранившиеся до сего времени от древних времен, мы, к прискорбию, должны заметить, что некоторые из христиан, и особенно простых, необразованных людей, мало понимают святость и силу этой богоявленской воды и не умеют обходиться с нею, как с великою святынею. Так, иные, в навечерие Богоявления, не дожидаясь окончания богослужения, с шумом и криком бросаются черпать ее без всякого благоговения и страха Божия. При этом многие друг друга толкают, друг у друга разбивают сосуды в безпорядочной толпе и проливают святую воду понапрасну. И отсюда происходит между ними то страшная давка, то даже открытая брань.

Христиане православные! Устрашитесь Божия гнева за такое поругание святой богоявленской воды и за такое страшное поругание святого храма, который обращается вами, в это время, не в дом молитвы, а в вертеп разбойников ( Марк. XIV, 17 ). Именем св. Церкви всех вас прошу: после окончания великого освящения воды, когда будете почерпать освященную воду, помните, что это – святыня, которую нужно брать с благоговением и страхом Божиим, не бросаясь и не толкаясь в шумном безпорядке. Иначе, благодать Божия, которую мы призываем на эту воду молитвами св. Церкви, отступит от ваших сердец! И самая святая вода, добытая вами с насилием, шумом и обидою ближнего, как и всякая святыня, при таких условиях, обратится для вас, вместо здравия души и тела, только в осуждение от Бога и добрых людей.

Не скверните того, что Сам Бог освятил, почерпите воду с веселием (Исаии XII, 3), – в тишине души и тела, и с полным благоговением! Нет особенной нужды набирать воды более надлежащего. В случае её умаления, она может быть разбавлена и простою, чистою, или в другое время освященною водою, не теряя чрез то своей благодатной силы, даже и в малейших её каплях. (Из «Проповедей» о. протоиерея Иоанна Полисадова).

5. Праздник Богоявления Господня у наших предков.

Ни один из Господских праздников в древней Руси не праздновался с такою торжественностью, как день Богоявления Господня. По словам очевидцев, в этот день со всего государства русского съезжалось в Москву необычайное множество народа видеть «любопытное действо» – обряд освящения воды, совершавшийся патриархом на Москве-реке.

Торжество начиналось около полудня. Часу в 12-м утра, в то время, как патриарх в Успенском соборе полагал начало службы, звон колоколов на Иване Великом возвещал народу, что государь начал шествие из своего дворца. Государь выходил в собор, обыкновенно, в сопровождении бояр и прочих сановников, по красному крыльцу. При его появлении народ, увидев пресветлые царские очи, бил челом. В собор с государем входили только одни высшие чины: бояре, окольничьи, думные и ближние люди, остальной народ толпами стоял у собора.

По совершении литургии в Успенском соборе, начиналось торжественное шествие на иордань. Шествие открывали стрельцы в числе 400 или 600 человек, иногда и более. Они были в цветном служилом платье, с знаменами и барабанами, и шли по четыре человека в ряд. За этим блестящим отрядом стрельцов следовал крестный ход, замыкавшийся шествием патриарха. Здесь, в преднесении хоругвей, крестов и св. икон, шли митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, соборяне и весь священнический чин, по степеням, младшие впереди, старшие позади, все в богатых облачениях. Духовных лиц в ходу участвовало очень много, – одних приходских священников бывало до 300 и до 200 диаконов.

За патриархом, в сопровождении разных воинских чинов, шествовал государь. Он был в большом царском наряде. Сверх роскошного зипуна и богатейшего станового кафтана, на нем было царское платье из дорогой золотистой материи с жемчугом и кружевами; на голове его был венец или, как тогда называлась, царская шапка, блестевшая драгоценными каменьями: алмазами, изумрудом, яхонтами. Плечи государя покрывала богатая диадима, на груди на золотой цепи висел крест с частицей Животворящего Древа, а иногда золотой крест со Спасовой ризою.

На Москве-реке, куда тихо и торжественно следовало это шествие, пред Тайницкими воротами, над местом, где должно было совершиться действие погружения в воду честного креста, устраивалась красивая иорданская сень, поддерживаемая четырьмя колоннами и карнизом, расписанным красками, серебром и золотом. По углам сени были изображены 4 евангелиста, а внутри апостолы и другие святые, тут же ставился и образ Крещения Господня. Кроме того вся иордань украшена была шелковыми и жестяными расписанными цветами, зелеными кистями и даже птицами, вырезанными из медных листов и раскрашенными также красками; на верху её утверждали золоченый крест.

Подле иордани стояли особые места для царя и патриарха. Царское место, поставляемое на иордани обыкновенно шатерничим, было в виде неболыного круглого храма, с пятью главами, сделанными из слюды; на главах были кресты. Этот пятиглавый верх утвержден был на пяти точеных столбах, расписанных по золоту виноградными ветвями. Вверху столбов шел гмыз (карниз), с внутренней стороны писанный травами, снаружи золоченый и украшенный сквозною резьбою. По этому карнизу в пригодных местах устраивались высеребренные доски, а «на них писаны стихи к ердани». Внутри царское место задергивалось вокруг суконною или тафтяною занавесью. Все пространство около иорданской сени, царского и патриаршего места огораживалось резною решеткою и устлано было красным сукном. Кроме решетки, иордань была отделена от народа двумя перилами.

Когда процессия приходила к иордани, и царь с патриархом вступали на свои места, – по сторонам иордани становилось обыкновенно духовенство, а подле царского места – бояре и прочие высшие чины. По берегам реки теснился густыми толпами народ. Войска били в это время в барабаны, делая честь празднику.

Совершение обряда освящения воды происходило следующим образом. Сначала духовные власти и соборяне подходили к государю и патриарху, по степеням, по двое в ряд, и кланялись. Потом патриарх раздавал всем свечи, начиная с государя, и совершал действие по чину. В то время, как он погружал в воду Животворящий крест при пении: «спаси, Господи», начальные люди всех полков и знаменщики со знаменами подступали к иордани для окропления их св. водою. После погружения креста, патриарх серебряным ведром черпал воду из иордани и отдавал ее ключарю, затем он наполнял также св. водою государеву «стопу», которую духовные лица относили во дворец и окропляли там все комнаты и иконы. «Действо» оканчивалось тем, что патриарх трижды осенял государя крестом, кропил его св. водою и поздравлял его с торжеством. Государь, вместе со всем синклитом, прикладывался ко кресту и в свою очередь поздравлял патриарха. Поздравляли государя и все другие духовные чины с боярами, думными и ближними людьми, причем один из первостепенных бояр говорил царю поздравительную речь. – После того два архимандрита кропили знамена и войска, стоявшия на Москве-реке.

Крестный ход возвращался назад в том же торжественном порядке, при стройном пении народа и при громком звоне «сорока-сороков» Белокаменной. (Русск. паломн. 1895 г. № 1).

6. О священной реке Иордане.

Нет в мире Божием более священной для христиан реки, как река Иордан. В струях сей священной реки благоволил принять от Предтечи Иоанна крещение Господь наш Иисус Христос. На Иордане, после крещения Господня, явилось миру новозаветное поклонение Св. Троице. На Иордане открылась людям Божиим величайшая тайна Богоявления. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение. (Троп. праздн. Богоявл.).

Существует на земле самая глубокая долина – это долина Иорданская; глубже этой долины нет на земле. Будучи такой глубочайшей долиной земного шара, местность эта не знала и не знает нашей русской зимы, наших снегов, наших трескучих морозов. Глубокая долина Иорданская есть природное и естественное ложе священных струй священной реки Иордана. Никогда еще сии струи не сковывались льдом и не видели ледяного покрова рек севера. Теплота вод Иорданских не бывает менее 15 градусов теплоты. А берет Иордан свое начало от таяния вековечных снегов высот Ливанских гор. Истоки реки Иордана образуются таким образом: Во дни жатвы пшеницы в св. земле начинают таять снега и льды соседних с святою землею Ливанских гор. У древних пределов «колена Данова», из Ливана берет свое начало первый небольшой ручей Иордана. (Имя Дана, несомненно, отразилось здесь и в наименование Иор-Дана). Второй, уже гораздо больший, ручей берет свое начало у пределов города Кесарии Филипповой ( Матф. XVI, 13 ). Попутно, по своему течению, принимая в себя множество других горных потоков, этот ручей, сливаясь с первым истоком Иордана, впадает уже малой горной рекой в небольшое озеро Самохонитское (или теперь Мером). Озеро это в 6 верст длины. Из Мерома Иордан вытекает уже пенистой рекой, на подобие наших кавказских рек – Гиона, Арагвы и др. Быстро пробежав пространство в 15 верст, Иордан впадает в Галилейское или Тивериадское море, – то море, на котором апостолы Христовы, прежде чем удостоились к призванию быть ловцами человеков, занимались ловлей многочисленной рыбы родного озера. Частые, мгновенные бури сего озера-моря ведали Божественный повелительный глас нашего Спасителя, запрещавшего ветрам и водворявшего тишину среди бури ( Матф. VIII, 26 ). Из Тивериадского моря, имеющего в длину 25 верст, Иордан выходит прекрасной, полноводной, быстро-текущей рекой. Здесь принимает реку извивающаяся между Моавитскими и Иудейскими горами широкая и благодатная долина Иорданская. Долина сия – дивный сад Божий! Здесь никогда не увядающая зелень трав, цветов, олеандров, пальм и других, ласкающих взор, тенистых дерев и злаков. Прошедши во всю длину св. земли, Иордан окончательно скрывается в неподвижных водах Мертвого моря. В мертвых объятьях этого моря как бы замирает полный жизни, всегда журчащий Иордан. Если маленькая иорданская рыба быстротекущими струями реки заносится в асфальтовые (смоляные) пучины Мертвого, моря, то она немедленно засыпает. Так часто объятия смерти неожиданно похищают и того, кто слишком стремительно плывет по потоку житейской суеты!

Иорданская долина, по прямому своему протяжению от Тивериадского моря до Мертвого, простирается не более 100 верст. Но, извиваясь среди соседних гор, по их изгибам и уклонам, долина эта простирается до 300 верст. Это-то пространство и проходил Господь наш Иисус Христос, когда из Галилеи совершал Свой путь в Иерусалим не по прямой дороге, чрез враждебную Самарию, а кружной дорогой, по за-Иорданской стране. Этим путем шествовал Христос Господь и в третью Пасху на вольные Свои страдания на вершине Голгофы.

Ширина священного Иордана не везде, конечно, одинакова. В иных местах, сошедшияся справа и слева горы иудейские и моавитские сжимают воды реки в самый узкий пробег. Здесь ширина реки всего только сажень. И быстро же пробегает Иордан эти страшные проходы! Здесь он клокочет и кипит. В сих местах, по сравнению пророка Божия Иеремии, Иордан исходит, как лев от возвышенностей ( Иер. XLIX, 19 ). В других местах, где ширина долины очень просторна – верст 15–20, Иордан в своем русле журчит своими струями мерно и тихо. Ширина его в таких местах бывает сажень 20 и более того.

Мостов на Иордане не было. Не существует их и теперь. Как патриарх Иаков переходил с жезлом своим сей Иордан ( Быт. XXXII, 10 ), так и теперь все паломники переправляются чрез Иордан в брод по воде. Иордан вообще река глубокая. Но на протяжении его течения существует около 5 естественных переправ в брод. Эти переправы и заменяют мосты на реке. Существует толкование, что такие переправы именовались Вифаварами. Св. евангелист Иоанн Богослов, благовествуя о крещении Предтечей Господа, глаголет, что сие происходило в Вифаваре, при Иордане, где крестил Иоанн ( Иоан. I, 28 ).

Выше уже было замечено, что священный Иордан, как река горная, течет очень быстро, унося при своем течении все, что попадается на пути. Сколько «веток Палестины» унесено быстротечной рекой в неподвижные воды Мертвого моря! Со дна и боков Иордан уносит в своем течении большое количество ила и песку. Поэтому вода Иорданская, при своем течении, мутна и илиста, как и наши реки горного Кавказа. Но если вода эта отстоится в чистом сосуде, она прозрачна и чиста, как самый чистый кристалл. В хорошо закупоренном сосуде вода эта никогда не подвергается порче. И сколько на св. Русь принесено Иорданской воды нашими отечественными паломниками!

На Иордане имели место многия священные события, как из истории ветхого завета, так из истории завета нового и еще из истории вселенской Церкви Христовой. Реку Иордан переходил родоначальник 12 колен еврейского народа – патриарх Иаков. Чрез Иордан чудесно перевел весь сонм еврейского народа Иисус Навин (И. Нав. III, 15 ). За Иорданом укрывался царь Давид, уходя от преследований своего любимого сына Авессалома ( 2Цар. XVII, 22 ). По слову пророка Божия Елисея, Нееман Сирианин, омывшись в Иордане 7 раз, получил исцеление от тяжкой проказы ( 4Цар. V, 10 ). За Иорданом был временный стан Иуды Маккавея ( 1Мак. V, 52 ). Часто переходили через Иордан и свв. апостолы, сопутствуя своему Божественному Учителю. И теперь, по пути от Иордана в Иерусалим, указывают «колодцы апостолов».

Окончим с чего и начали. Самое главное священное событие на Иордане – крещение Господне и Богоявление Пресвятой Троицы.

Но, может-быть, кто скажет: как я несчастлив, что не был на реке Иордане. Неосновательное сетование! – Все мы, христиане, сподобились великого и святого таинства крещения. Купель крещения, омыв наш первородный грех, была для каждого из нас священным Иорданом. (Киевск. Еп. Вед.).

7. Значение крещения Иисуса Христа в деле искупления.

Иисус живота начальник разрешити осуждение грядет Адама первозданного, очищений же яко Бог не требуя, падшего очищает во Иордане, в нем же вражду убив преимущ всяк ум мир дарует.

В этом церковном стихе канона праздника Богоявления указуется и прославляется искупительное значение крещения Христова во Иордане.

Иисус живота начальник. Иисус, яко Бог, есть Творец всего мира, следовательно Он есть Начальник или Виновник жизни всех существ одушевленных и неодушевленных, наполняющих вселенную. Но в разсматриваемом стихе разумеется не всякая жизнь, но жизнь человеческая, имеющая начало от Христа: «Им мы живем, движемся и существуем» ( Деян. XVII, 28 ). Человек сотворен для жизни вечно-блаженной не только по душе, но и по телу. Такова и была жизнь его в раю до грехопадения. По душе она поддерживаема была тесным общением с Богом, Который относился к нему, как родной отец к детям, беседовал с ним лицом к лицу, а по телу поддерживаема была плодами древа жизни, питаясь которыми, человек был бы безболезнен и безсмертен. Но недолго человек наслаждался блаженною жизнию в раю. За грехопадение первозданный Адам изгнан был из рая и не только себя самого подверг осуждению от Бога на смерть телесную и на лишение благодати Божией, но и все свое потомство, которое наследовало от него грех, ибо все мы в беззакониях рождаемся и во грехах зачинаемся, – и с грехом получаем смерть телесную и духовную, состоящую в нравственном удалении от Бога. Падшему человеку грозила вечная погибель, одинаковая участь с диаволом. Но милосердый Господь, не хотящий смерти грешника и желающий всем спасения, еще в предвечном совете положил спасти человека чрез Единородного Сына Своего. Он так возлюбил людей, созданных по Его образу и подобию, что Сына Своего Единородного для спасения не пожалел, но предал Его за нас на уничижение и страдания во образе человеческом, да «всяк, верующий в Него, не погибнет, но имать живот вечный». Он явился на земле в сем образе для нашего искупления. К числу искупительных Его действий относится крещение во Иордане. Спустя тридцать лет Своей земной жизни, Он грядет на Иордан, чтобы разрешить, то-есть уничтожить, «осуждение Адама первозданного». Для снятия сего осуждения Ему надлежало очистить первозданного Адама в лице его потомства от грехов, и вот, Он очищает от грехов падшего Адама, принимая крещение покаяния в водах Иорданских. Сам Он не имел нужды в этом очищении. «Очищений Он, как Бог, не требовал». Крещение было соединено с покаянием во грехах и исповеданием их. Грехов Он, святейший по существу, не имел, и каяться Ему было не в чем. Но, будучи безгрешен, Он взял на Себя одного грехи всего мира и, погружаясь в водах Иордана, Он в Своем лице омывал от скверн греховных всех людей. Его крещение имело очистительную силу не для Него лично, а для всех грешников, имеющих уверовать в Него, как в Искупителя. На кресте Он искупил людей Своею кровью, а во Иордане водою. Как крестною смертию Он примирил людей с Богом, разгневанным грехами их, так и крещение в водах Иордана имело целью то же примирение. Чрез грехопадение человек поставил себя во враждебное отношение к Богу и навлек на себя праведный гнев Его, ибо перешел на сторону врага его. Во Иордане Христос «убил эту вражду» и возстановил мир Бога с человеком, мир всяк ум преимущий, то-есть столь глубокий, что превышает всякое разумение. Как сообщается нам этот мир? Благодатию Святого Духа, даруемою нам в таинствах святой Церкви, начиная с крещения. Эта спасительная благодать есть плод искупительных заслуг Иисуса Христа. (Костром. поуч. за 1898 г., еписк. Виссариона).

8. Примеры из жизни святых, доказывающие и разъясняющие догмат о Пресвятой Троице.

I. На первом Вселенском Соборе было состязание христиан православных с арианами, отвергавшими единосущие лиц Пресвятой Троицы. Господь даровал св. Спиридону (Тримифунтскому) силу защитить истину православия чудом. Взявши в руки глиняный сосуд (плинфу), он сжал его, и вышел кверху огонь, а книзу потекла вода: сосуд же остался в руке. «Вот, сказал святой, три предмета, а плинфа одна! Так и в Троице – три Лица, а един Бог» (Ч.-М. дек. 19 д.).

II. На втором Вселенском Соборе в обличение же ариан просили св. Мелетия изложить правое учение о Св. Троице. Святитель, вставши, показал присутствующим три совокупленные перста во образ трех Лиц Пресвятой Троицы; потом, два перста совокупив и один пригнув, благословил таким образом народ – и вышел от него огонь, на подобие молнии. После сего воскликнул: «так мы три Ипостаси разумеваем, о существе едином беседуем!» (Ч.-М. февр. 12 д.).

III. Однажды сарацинские мудрецы спросили у святого Константина: «как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? у вас есть Отец, Сын и Дух Святый». «Не злословьте Пресвятой Троицы», отвечал богодухновенный мудрец, «Отец, и Сын, и Дух Святый суть три ипостаси, существо же едино. Воззрите на солнце, от Бога в образ Святой Троицы на небеси поставленное; в нем три вещи: круг, сияние и теплота; так же и в Пресвятой Троице: Отец, Сын и Дух Святый. Солнечный круг есть подобие Бога Отца: ибо, как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и безконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святый. Сияние, от солнца происходящее и всю поднебесную просвещающее, есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Бога Духа Святого, Который от Того же Отца исходит предвечно. Итак, разсмотрите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солнце стоит из трех веществ: из круга, сияния и теплоты, но разделяется ли на три солнца, хотя каждая вещь особливое имеет свойство? Одно есть круг, другое – сияние, третие – теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три лица: Отца, и Сына, и Святого Духа, однако Божеством не разделяется на три Бога, но один есть Бог». – Сарацинские мудрецы не знали, чтó сказать против доказательства Константинова, и обратили разговор свой на другие предметы (Уч. бл., т. 2).

9. Обеты, данные нами при крещении.

Воспоминаемое нами крещение Иисуса Христа переносит мысль нашу к нашему собственному крещению. Без сомнения, полезно размыслить внимательно о том, чтó принято нами в детстве безсознательно, подумать о тех обетах, которые даны были за нас нашими крестными отцом и матерью, о силе и значении для нас первого таинства в нашей жизни. И еще более несомненно, что спасительно было бы для каждого из нас как можно чаще останавливаться мыслью на этих предметах и подольше размышлять об них.

а) Всякий человек, как потомок падшего праотца нашего, есть раб греха и диавола. Потому-то первое действие, какое совершает над нами Церковь при крещении, есть заклинание диавола и отречение от него. Священник молит Бога отогнать все нападения и соблазны диавольские от крещаемого, даровать ему светлого ангела-хранителя и, после так называемых заклинательных молитв, трижды спрашивает крещаемого или его восприемников: отрицаеши ли ся сатаны и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его? Отрекся ли еси сатаны? И крещаемый трижды отвечает на первый вопрос: отрицаюся, а на второй: отрекохся. В знак полного, совершенного отказа от сатаны и отвращения от всякой службы ему, крещаемый, по священническому приглашению, дует и плюет на него. Первое действие благодати, даруемой в крещении, то, что человек освобождается от рабства греху и диаволу. Человек уже не раб диавола, но Сын Божий и наследник Божиих обетований. Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал. III, 26–27 ). – Избегаем ли мы потом в жизни этого рабства греху и диаволу? Не отдаемся ли легко и добровольно в это рабство? Разнообразные страсти не делают ли нас усердными слугами их? Иным овладел демон лености, другим гордости и тщеславия, иным скупости и любостяжания, другим ненависти и зависти, иным чревоугодия и лакомства, другим лицемерия и фарисейства. Припомним же снова обет крещения и благодать, данную в этом таинстве, всеми силами постоянно будем отрекаться от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему.

б) Вслед за вопросами об отречении от диавола, священник предлагает крещаемому следующие вопросы: сочетаваешься ли Христу? – то-есть, вступаешь ли ты в союз со Христом? Сочетался ли еси Христу? И веруеши ли Ему? А крещаемый на каждый вопрос, предлагаемый трижды, столько же раз отвечает: сочетаваюся, сочетахся, верую Ему, яко Царю и Богу. Господь Спаситель наш ясно сказал нам: иже веру имет и крестится, спасен будет ( Марк. XVI, 16 ). Так, изъявляя нашу веру в Господа Иисуса Христа, мы благодатию, даруемою при погружении в воду, возрождаемся в новую, духовную жизнь. Доселе мертвые духовно, мы оживаем, доселе отвергнутые от Бога, разгневанного на человека, мы вступаем в благодатное общение с Ним, облекаемся во Христа, т.е. получаем от Него оправдание и все оружия, необходимые для достижения спасения. Мы становимся возлюбленными чадами Христовыми, Его союзниками и сонаследниками. Благо тому из нас, кто непрестанно пребывает в этом союзе с Господом, Спасителем нашим, – кто всегда помнит что он – сын и последователь Христа, – кто всегда поступает сообразно с этим званием своим, – кто всеми силами старается блюсти непорочною и чистою одежду крещения, – кто, наконец, если и согрешит, обращается к Нему же, милосердному Отцу нашему, и вымаливает у Него прощение грехам своим. И да хранит нас всегда Господь от измены святым христианским обетам и убеждениям. Пожалеем о том только, что есть такие изменники между христианами, – есть люди, только называющиеся христианами, но в Господа Иисуса Христа совсем неверующие и об этом заявляющие не только устным, а даже и печатным словом. Если когда-нибудь в жизни придется вам читать подобные сочинения, берегитесь неразумного увлечения ими, ради их новости и моды. Возлюбленные, говорит нам св. ап. Иоанн, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они ( 1Иоан. IV, 1 ). (Сост. по «Поучен.» прот. Мегорского; сн. Ежедневные поучения в слове Божием, т. 2, Г. Дьяченко).

Источник: Праздничный отдых христианина : 1), 2). Пособие для пастыря-проповедника при внебогослужебных собеседованиях с народом. Духовно-назидательное чтение для христианина в воскресные и праздничные дни : Собр. общедоступ. духов.-назидат. рассказов и размышлений, располож. применит. к еванг. воскрес. и празднич. чтениям целого года : В 2 ч. / Сост. свящ., магистр богословия Григорий Дьяченко. — Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1900. — 918, X с.

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/prazdnichnyj-otdyh-hristianina/16

Оцените статью