- Практическое руководство при совершении Крестных ходов
- Церковные правила
- Практические заметки
- Разрешение недоуменений
- Порядок крестного хода
- Крестный ход
- Что такое Крестный ход
- Православный Крестный ход: история и традиции на Руси
- Виды Крестного хода
- Ежегодные Крестные ходы в России
- Великорецкий крестный ход
- Георгиевский крестный ход
- Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских
- Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»
- Волжский крестный ход
- Пасхальный Крестный ход: правила и значение
- Значение Крестного хода для православного человека
- Крестный ход. Читать на Правмире:
- Крестный ход. Видео:
Практическое руководство при совершении Крестных ходов
Автор — священник Н.Сильченков
Церковные правила
При крестных ходах носят церковные иконы и кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых; на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, т.е. домы, пути, воды, воздух, и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников (Симеон. Солун. гл. 353. Нов. Скриж. ст. 544-545).
Крестные ходы положено совершать в дни Богоявления, Преполовения и происхождения честных древ (1-го Августа) для освящения воды (Тип. см. 6 Янв. и 1 Авг.).
Кроме того, крестные ходы могут быть совершаемы по требованию других особенных обстоятельств; как например: на поля во время бездождия, вокруг городов и селений во время землетрясения, моровой язвы, поветрия и проч.(Требн. литии на разные случаи.).
Впрочем, чрезвычайные и нарочитые моления, соединенные с крестными ходами, устрояются с разрешения епископа, по его усмотрению (Нов. Скриж. 545 ст.).
Благочинным предписывается наблюдать чтобы они отнюдь не допускали устроять вновь, кроме обычных, крестные ходы (Инструкц. благоч. ст. 21).
Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиною, чтением и пением внятным и проч., вообще как всякое богослужение, совершаемое в церкви (Уст. дух. консист. ст. 35,36).
В крестных ходах запрещается священнослужителям разговаривать между собою и раскланиваться с знакомыми (Указ. Син. 1830 г. Апр. 28 д.).
Во время шествия крестного хода к месту, на котором будет совершаться богослужение, как, например, освящение воды или молебные пения, и обратно к храму, поется канон праздника (См. чин. освящ. вод. св. Богоявлений).
Практические заметки
Общие крестные ходы бывают, по обыкновению, со звоном.
— Иконы должны быть выносимы из храма и несены обратно по чинам святых, на них изображенных, так – чтобы низшие чины прежде предпосылались, т.е. иконы преподобных или мучеников пусть следуют впереди икон святителей, а эти прежде икон Божией Матери и Спасителя; хоругви же пусть составляют некоторое укрепление всего крестного хода.
— Подобно этому, при участии в крестном ходе многих священников, из церкви выходят младшие священники вперед, а потом старшие священники по очереди и попарно: ближе к настоятелю хода два иерея несут крест и Евангелие, – крест – на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие – у груди без всякой пелены (мирянин же, если такому было поручено нести Евангелие, пусть несет его с пеленой, навязанной на шею и опущенной ниже груди).
— Иконы несутся мирянами, так же подхваченные снизу и у плеч пеленами; носители их, при смене своей, не должны останавливать всего хода.
— Облачаться в ризы священники и диаконы должны в указанном месте, а не между народом.
Во время хода они не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не перерывалась посторонними лицами, которые бы вошли в нее с боков: и псаломщики, не имеющие стихарей, шли бы отдельно, впереди или позади.
— Всего неприличнее, если духовенство, облаченное в священные одежды, далеко отстает от несомых впереди икон, если идет не попарно в ряд, а как случится; – если иные улыбаются и разговаривают на дороге с мирянами и, наконец, незаметно уклоняются с прямого пути, оказываясь, таким образом, между толпами мирян (Письм. по Паст. Богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. IIстр. 104-105).
Разрешение недоуменений
В виду того, что без разрешения высшего начальства не может быть дозволяемо крестных ходов вновь, возбужден был вопрос в одной епархии: какие крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан, можно, и какие нельзя совершать без разрешения высшего начальства?Епархиальным епископом дан был такой ответ: обычные в среде православного народа крестные ходы, совершаемые по желанию прихожан для освящения полей, или колодцев, во время засухи, бездождия, или другого какого всеобщего бедствия, могут быть совершаемы без особого разрешения начальства, подобно тому как совершаются они в дни Богоявления, Преполовения и 1 Августа, равно как совершаются ходы, или процессии при погребении умерших; потому что в подобных случаях Церковию положено не только неотложено совершать крестные ходы, но и составлены на сии случаи ектении и молитвы. При подобных крестных ходах надлежит наперед уведомлять местную полицейскую власть, для принятия должных мер к предупреждению беспорядков. Не дозволяется же, без разрешения высшего начальства, совершение крестных ходов вновь, нарочито учреждаемых по случаю особенных каких-либо важных событий или происшествий в приходе(Таврич. Епарх. вед. из кален. при Церк. Общ. Вестн. 1876 г.).Могут ли быть допускаемы крестные ходы, без участия священника? В некоторых местностях в обычае ходить, без священника, диакону или причту и даже мирянам, с крестным ходом и иконами: – это незаконно: «всем мирянам, сказано в Иустиниановых законоположениях, воспрещаем совершать литии и крестные ходы без епископов и подчиненных им знатнейших клириков» (Iustinian novel 123, с. 32). Нельзя думать, чтобы в числе клириков знатнейших могли считаться диаконы и вообще низшие члены клира (Руков. для сельск. паст. 1868 г. т. II стр.480-493).
Источник статьи: http://berezniki.cerkov.ru/prakticheskoe-rukovodstvo-pri-sovershenii-krestnyx-xodov/
Порядок крестного хода
Крестный ход обыкновенно открывается хоругвями в преднесении фонаря с зажженною свечею, этими как бы священными знаменами, под которыми Церковь воинствующая подвизается здесь на земле; за хоругвями несется крест Господен, как трофей — знак победы и торжества веры Христовой, далее следуют впереди икон святителей, а эти последние прежде икон Божией Матери и Спасителя. При участии в крестном ходе многих священников, из церкви выходят сначала младшие священники, а потом старшие по очереди и попарно; ближе к предстоятелю несутся двумя иереями напрестольные крест и Евангелие — крест на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие — крест на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие у груди, без пелены. Во время крестного хода миряне, несущие хоругви, кресты и иконы, при смене своей, не должны останавливать всего хода или уходить вперед слишком далеко от духовенства, а равно и сами священнослужители не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не прерывалась посторонними лицами, которые вошли бы в нее с боков. Священнослужители должны подавать пример сознательного и благоговейного участия в крестном ходе. Духовенству следует далеко не отставать от несомых впереди икон, идти попарно в ряд, а не как случится; не раскланиваться с знакомыми, не улыбаться, не разговаривать по дороге с мирянами и между собою (Ук. Св. Син. 1830 г. апр. 28 дня), не уклоняться с прямого пути и оказываться между толпою мирян, не ограждать себя от солнечных лучей и пр. зонтами, а тем более не защищать свои головы от холода и непогоды шапками и шляпами (Р.д.С.П. 1886, №14).
Во время осенения крестом на четыре страны от предстоятеля, при крестных ходах, следует диакону возглашать: «Господу помолимся, рцем си», или «Господу помолимся, рцем вси»?
В «Чине освящения храма, от архиерея творимого» в конце сказано, что когда архиерей «осеняет крестом по трижды на четыре стороны», то «протодиакон кадит против креста по трижды и преходи глаголет: Господу помолимся, рцем вси». А в «Последовании, како освященный антимис положити в новозданнем храме» о подобном же действии пресвитера прямо сказано: «начальствуяй приемлет крест и, став посреди храма, осеняет по трижды на четыре страны: на восток, на запад, на юг, на север. Диакону же кадящу честный крест по обычаю, яко же в ходех бывает». Итак, действия и возглашения священнодействующих в конце чина освящения храма одинаковы с действиями и возглашениями при крестном ходе; стало быть, и при осенении крестом на четыре страны от предстоятеля при крестном ходе диакон, кадя крест и преходя от страны к стране, должен возглашать: Господу помолимся, рцем вси» (Р.д.С.П. 1899 г. №35).
Может ли священник поручить псаломщику одному следовать за крестным ходом из своей церкви в другую?
Во время крестного хода «на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, т. е. дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников» (Симеон Солун., гл. 353; Нов. Скриж., стр. 544–545). В виду такого порядка, что же это будет за крестный ход, если в нем будет участвовать один псаломщик? Во время совершения крестных ходов замечается особый подъем религиозности, и пастырю отнюдь не следует препятствовать этому, сокращая благолепие крестного хода своим отсутствием (Ц. Вест. 1894, №7).
Источник статьи: http://mylektsii.su/7-121344.html
Крестный ход
Что такое Крестный ход
Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.
Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).
Православный Крестный ход: история и традиции на Руси
Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.
Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.
После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.
Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.
Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.
Виды Крестного хода
Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой
Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.
Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.
Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.
Крестный ход у католиков
Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.
В основном Крестные ходы совершают:
- На большие церковные праздники
- Для освящения мест, где произошли православные чудеса
- Для погребения усопших
- Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)
Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.
Крестный ход обычно идет против солнца.
Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.
Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.
Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.
Ежегодные Крестные ходы в России
Крестный ход — молитвенное шествие с иконой
Великорецкий крестный ход
Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.
Георгиевский крестный ход
Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.
Волжский крестный ход
Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пасхальный Крестный ход: правила и значение
Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.
Крестный ход проводится и на Пасху
Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.
Значение Крестного хода для православного человека
В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.
150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.
Крестный ход для верующих
Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.
Крестный ход. Читать на Правмире:
Крестный ход. Видео:
Великорецкий Крестный ход
Молитвенное шествие на Пасху. Валаам
Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/krestnyj-xod/