Кровавый праздник у шиитов

Держава Русь

Шииты – это последователи одной из основных ветвей ислама (т.е. после суннитов), они признают единственно законными преемниками Мухаммеда только четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Сунниты же не признают за Али и его потомками исключительного права на лидерство в общении. Кроме того, между шиитами и суннитами существуют значительные расхождения в принципах юридических решений, в деталях ритуалов, в характерах праздников.
* Т.е. тоже самое как в РПЦ — праведные старообрядцы ходят за Солнцем, а никонианская церковь (РПЦ) ходит в противоположном направлении, хотя и те и те идут крестным ходом; старообрядцы – двоеперстники, а никонианцы – щепотники (трёхперстники), хотя и те и те крестятся. Вроде, какая разница?, но они придают этому огромное значение.

В СССР большинство мусульман были сунниты. Шииты встречаются среди части таджиков, и в основном среди азербайджанцев. Можно добавить, что сейчас у них добавилось третье, очень мощное реакционное течение – ваххабиты.

Шиитские праздники

Шииты, помимо общих мусульманских праздников отмечают дни рождения почитаемого ими имама Али и его потомков.

* День рождения имама Али (приходится на 13 раджаба).
* День рождения его сына — имама Хусейна (3 шаабана).
* День рождения восьмого имама Резы (11 зу-ль-каада).
* День рождения «сокрытого» имама Махди (15 шаабана).
* Праздник Кадир Хом (персидский) или Гадир Хумма (арабский), отмечается 18 зу-ль – хиджжа и связан с шиитским преданием о том, что пророк Мухаммед после паломничества в Каабе, в местечке Хумм, расположенного между Меккой и Мединой, произнёс у пруда Гадир следующие важнейшие для шиитов слова: «Али господин того, чьим господином был я».

Читайте также:  Общероссийский день библиотек праздник работников

Траурные дни

Не меньшее значение шииты придают траурным дням, связанным со смертью пророка и гибелью шиитских имамов.

* День смерти пророка Мухаммеда (28 сафар).
* Дни Ашура связаны с гибелью имама Хусейна (с 1 по 10 мухаррам).
* День ранения имама Али (19 рамадан).
* День смерти Али (21 рамадан).
* День смерти шестого имама Джафара Сагига (25 шавваль).
* Особые моления происходят 20 сафара – 40-й день после мученической смерти Хусейна, и 13 джумада — день кончины Фатимы, дочери пророка и жены имама Маали.
И т.д.

Ашура

Ашура — главная дата шиитского религиозного календаря – день поминовения шиитского имама Хусейна. Приходится на 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года н.э.). В течение первых 10-ти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения и сказания о нём, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На 10-й день происходит торжественное шествие, оплакивание Хусейна, известное под названием «таазия» (перс. «оплакивание»).

Таазия, проходящая перед мечетями или в специально отведённых местах, начинается проповедью муллы. Проповедь завершается пением хора мальчиков, во время которой перед зрителями движется процессия. Иногда её участники, подчёркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама, и чаще всего повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн», т.е. «Владыка Хусейн, о горе, Хусейн». Это восклицание послужило ещё одному названию траура Ашура — «Шахсей-вахсей». В нашей стране практикуется чаще не общественное, а домашнее оплакивание, а церемонии на открытом воздухе проходят без этого накала страстей и эмоций, какие наблюдаются, к примеру, в Иране.

Читайте также:  Современные праздники россии 3 класс

Навруз — таджикско-персидское слово означает «новый день» — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, которое совпадает с весенним равноденствием. Этот один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков, приходится на первый день месяца савардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по календарю григорианскому на 21, 22, и реже на 23 марта.

В нашей стране Навруз отмечают преимущественно в республиках Средней Азии и Азербайджане. Навруз известен ещё с дозороастрийских времён — персоязычные народы торжественно отмечали его в доисламскую эпоху. Позднее он принял исламскую окраску, однако Навруз сохранил преимущественно земледельческие обряды, например, обряд проведения первой борозды, знаменующий начало весеннего сева. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия было известно для многих землевладельческих культур, повсюду оно символизировало вечное обновление жизни. Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением первых бутонов первых весенних цветов. Как только появятся цветы, группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по домам, кишлакам, и распивать песни, посвящённые наступлению весны. Нередко певцам аккомпанируют на народных инструментах. Хозяева приглашают певца в дом, берут цветы, целуют их, иногда проводят цветком по бровям и глазам, одновременно произнося различные пожелания для себя, своих близких и гостей. После такой краткой церемонии участники получают всевозможные подарки и идут к другому дому ( т.е. как у нас Коляда, только весной ). После шествия гулгаргани люди начинают постепенно готовиться к Наврузу. Проводится тщательная уборка жилищ и дворов, обновляется домашняя утварь. За 15 дней до праздника весны начинают проращивать зёрна пшеницы или чечевицы, готовят праздничные кушанья, суть которых в надежде на получение богатого урожая в наступающем году. С особым энтузиазмом готовятся к празднику молодые девушки и женщины, которые шьют себе и детям ярке платья.

К сожалению, со временем утрачиваются многие традиции и обряды, связанные с наступлением весеннего праздника. Так одним из основных и весьма популярных предвестников наступления Навруза была последняя среда уходящего года, известная под названием чёршанбассури (?). Вот как описывает обычай таджиков, связанный с этой датой Нигмати: население Самарканда и его окрестностей весьма торжественно отмечало этот новогодний праздник. В самом Самарканде до наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанемент флейт, сурны, дойры, барабанов, держа факелы в руках, направлялись к берегам Оберамхата и там развлекались, плясали под музыку, пели песни, комики и шуты показывали своё искусство. В такой обстановке все поочередно перепрыгивали через костёр, купались. Кроме того, в этот день приготовляли лакомые кушанья и употребляли их коллективно. Богатые люди даже резали скот для угощения других, а несостоятельные в таких случаях собирались вместе по несколько человек и организовывали коллективное угощение вскладчину. В других городах Таджикистана вечером перед заходом солнца в каждом квартале разжигали костры, и все собравшиеся без исключения по очереди три раза перепрыгивали через костёр. Матери перепрыгивали через огонь вместе с детьми, совершалось это в целях избавления от всяких несчастий, бед и очищения себя и близких от грехов, накопившихся за год. При перепрыгивании через костёр произносили различные причитания, пожелания здоровья, счастливой жизни, о ниспослании обильного урожая, об изгнании злых духов и демонических существ. В день Навруза в культовых помещениях и абхана (?), т.е. в доме огня, собирались мужчины за чашкой чая и проводили свободное от работы время. Другой таджикский исследователь Нурджанов отмечает в этой связи, что в горных районах Таджикистана ежегодно собиралось всё взрослое население, утром разводили костёр, устраивали общее чаепитие, второй раз огонь разводили вечером, когда к дыму огня нередко приходили певцы, рассказчики, устраивавшие развлечения. Следует отметить, что культ огня широко распространён и по сей день среди таджиков.
* Прыганье через костёр и прочие обряды, связанные с культом Огня к шиитам пришли с Персии от огнепоклонников (т.е. Перуна сыны — крамольники). Но шииты прыгают через костёр 3 раза, т.е. очищали первые свои три тела, а славяне прыгают 9 раз — 9 тел.

Во время Навруза, некоторых мусульманских праздников и свадебных церемоний люди водят хороводы вокруг костра и перепрыгивают через пламя. В ночь перед праздником одевают новые одежды. Женщины и дети готовят специальное ритуальное лакомство – саманак (содовую халву), для этого из проросших зёрен пшеницы выдавливают сок и варят на медленном огне, приготовляя масло, добавляется мука и сахар. В ярко освещённом доме накрывают праздничный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь хавт, т.е. яств название которых начинается на фарси с буквы «С», например: сабзи – пророщенные зёрна, сир – чеснок, себ — яблоко, серко – уксус, саамах – барбарис, саджи – джига, дикая маслина, сепат – шпинат. На стол ставят так же зеркало, по обе стороны от него канделябры, в которых зажигают свечи, и число, которых должно соответствовать числу членов семьи. На столе должны быть хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зелёный лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, рыба, молоко, сыр. Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом – хавтсин, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. Люди холерического темперамента спешат в момент наступления Нового года отведать немного простокваши, а флегматики, как правило, немного молока, чтобы их темперамент уравновесился. Свечи, зажжённые на столе должны догореть, на них нельзя дуть, чтобы не укоротилась жизнь кого-то из близких членов семьи.

Хорошее предзнаменование, если первый посетитель следующего дня будет мужчина, и он скажет: «Живите ещё сто лет». Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовым гулянием. В некоторых местах появляются импровизированные ярмарки, на которых торгуют сувенирами, сладостями, национальными кушаньями. Своё искусство показывают народные певцы, музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики. Силачи демонстрируют силу, многих зрителей привлекают соревнования по национальной борьбе гуштингири. Любимым увлекательным зрелищем для публики в Средней Азии было состязание козлодраине В макале или кишлаке в Навруз устраивается общая праздничная трапеза, для приготовления которой заранее собираются продукты в каждом доме. В дни праздника люди ходят друг к другу в гости, преподносят подарки родственникам и близким.

Источник статьи: http://derzhavarus.ru/shiitskie-prazdniki.html

Ашура — день радости или скорби?

Не секрет, что заглядывая в календарь, люди называют любые памятные дни праздниками. Даже если они пропахли порохом, это дни радостной победы. Мы не привыкли отмечать дни смерти, мы скорее отметим день рождения. В памятный день предпочтем застолье горьким слезам, даже если это день поминовения. Таков уж человек: пока жив, он хочет веселиться, а все дурное гнать из сердца и из календаря, чтобы не мозолило глаза.

Даже календари религиозных праздников называются календарями праздников, о каких бы мучениках, чтимых в конкретную дату, ни шла речь. Праздник и все тут. К подобным относится и Ашура, отмечаемая мусульманами-шиитами 24 ноября, в десятый день священного месяца Мухаррам. Для шиитов Ашура скорее день скорби. И одновременно это заключенная в календаре Хиджры кульминация вселенской мистерии — момент гибели и возрождения вселенной в новом качестве.

В этот день были сотворены небеса, Земля, ангелы и человек. В этот же день произойдет и конец света. В день Ашуры Ной увидел землю после потопа, перед Моисеем расступились воды Красного моря, был вознесен на небо пророк Иисус, а Адам получил прощение и был возвращен в рай.

В этот день в 680 году в пустыне близ места под названием Кербела погиб мученической смертью любимый внук Пророка Мухаммада Хусейн ибн Али.

Этому предшествовал ряд не менее трагических событий. Старший брат Хусейна, Хасан, заключил договор с основателем династии омейядов Муавией о своем временном отречении от поста халифа на весь срок жизни Муавии. Этот жест должен был прекратить застарелую вражду и принести долгожданный мир, однако самому Хасану этот договор добра и мира не принес. Уже после отречения Муавия подкупил жену Хасана, и та отравила мужа. По условиям принесенных клятв после смерти Муавии халифат должен был перейти к Хасану или к его младшему брату Хусейну. Но у Муавии были другие планы и следующим халифом он назначил своего сына Язида, человека по исламским меркам весьма развращенного, злоупотреблявшего вином, женщинами и приглашавшего ко двору шутов.

Когда Муавия потребовал, чтобы влиятельные люди и внук Пророка в их числе принесли клятву верности Язиду, Хусейн отказался. Властью омейядов были недовольны многие. Особенно возмущало граждан страны то, что халиф отдавал предпочтение арабам перед мусульманами других национальностей, а это противоречило Корану. Подстегивало оппозицию и растущее социальное неравенство. Поэтому когда Хусейн отказался признать власть Язида, его просто забросали письмами с обещаниями поддержки. Особенно много таковых приходило из Куфы, современного Ирака. Его жители даже предлагали Хусейну возглавить их восстание.

Одновременно с этим Язид послал наемных убийц, чтобы они избавили его от непокорного претендента на халифат. Известие об этом застало Хусейна во время хаджа в Мекке, священном городе, в котором нельзя проливать кровь. Чтобы не допустить осквернения святой земли, Хусейн покинул город, так и не завершив хаджа. Он решил принять предложение жителей Куфы и направился туда вместе со своими сторонниками. Однако уже в пути он узнал, что Язид успешно подавил начавшееся было восстание, а обещавшие ему свою поддержку люди начали убивать его сторонников. Итогом безнадежного похода стало то, что близ Кербелы отряд Хусейна был окружен 30-тысячным войском Язида и отрезан от воды. Восемь дней Хусейн и его сторонники, среди которых были женщины и дети, провели в окружении без воды и пищи. Только одному из героев, Аббасу, сводному брату Хусейна, удалось прорваться к реке Ефрат и набрать два бурдюка воды. Однако на обратном пути враги схватили его и отрубили руки. Посчитав, что этого достаточно, героя отпустили. К их изумлению, лишенный рук и страдающий от потери крови Аббас схватил бурдюки зубами и понес их в лагерь Хусейна. Ему никто не препятствовал и, донеся драгоценную воду страдающим от жажды друзьям, он умер от ран.

Когда на девятый день противник сообщил о своем намерении атаковать, Хусейн попросил об отсрочке до утра чтобы он и его сторонники совершили намаз. Отсрочка была дана. Воспользовавшись этим, Хусейн приказал потушить все факелы и предложил слабым духом покинуть лагерь, чтобы не принимать неминуемой мученической смерти. С внуком Пророка остались 72 самых верных его сторонников и членов семьи, только 18 из которых были способными к сражению мужчинами. Войско же Язида увеличилось до 45 тысяч воинов.

На рассвете началось безнадежное сражение. Один за другим гибли соратники Хусейна. Самому ему нанесли 56 ран, прежде чем человек по имени Шимр смог убить его, отрубив голову. Позже эту голову поднесли на золотом подносе Язиду, и тот избил палкой уже мертвого соперника.

Оставшиеся в живых женщины и дети были взяты в плен и, как рабы, доставлены ко двору Язида. Двое детей Хусейна тринадцати и одиннадцати лет погибли во время сражения. Был расстрелян из луков и его шестимесячный сын, которого отец просил напоить водой перед битвой.

Сейида Зайнаб, сестра Хусейна, осталась жива, и в числе других пленников была доставлена в Дамаск. Там перед Язидом отважная женщина произнесла свою знаменитую речь, в которой она обличала преступления омейядов перед семьей Пророка. Советники отговорили разгневанного Язида от намерения казнить Зайнаб, чтобы не сделать ее мученицей в глазах мусульман. И женщине сохранили жизнь. Именно она дала начало традиции отмечать день памяти битвы при Кербеле и смерти имама Хусейна. В своем доме она проводила собрания, посвященные его памяти. Позже эту традицию подхватили другие имамы шиитов.

Сегодня день Ашуры отмечается шиитами с размахом. Проводятся вечера памяти и шествия. Эти шествия не похожи на обычные празднества или парады с флажками и музыкой. На них одетые в черное люди бьют себя в грудь и исполняют траурные песнопения, а многие мужчины под бой барабанов истязают себя плетьми и цепями, наносят на тело порезы острыми лезвиями, проливая кровь в память о мученичестве Хусейна. Традиционен и воинственный танец, в котором несколько сотен мужчин, взявшись за руки, посреди улицы взмахивают в едином ритме саблями, острия которых испещрены арабскими надписями. Также в этот день шииты совершают прогулки по огню, а ночью устраивают факельные шествия.

Все это привлекает внимание фотографов, туристов и прочих охотников поглазеть на необычное и поужасаться «дикости обычаев». Сунниты же хватаются за голову, пытаясь доказать всему миру, что «дикие обычаи» самоистязания до крови на улицах городов — инициатива исключительно шиитов, которых сунниты и мусульманами-то не считают. Для суннитов Ашура — светлый праздник сотворения мира, который злые шииты пытаются превратить в траурный шабаш. Шииты же возражают, что светлый праздник в этот день — подлог омейядов, пытавшихся отвлечь внимание правоверных от памяти о трагических событиях при Кербеле. Их спор, пожалуй, будет продолжаться вечно, но в испуганном сознании европейцев, пребывающих в шоке от увиденного, все равно будет укоренено мнение о диких обычаях всех мусульман поголовно. Не важно будь то шиит или суннит. И редко кто поинтересуется, ради чего эти странные фанатики такое с собой проделывают.

Читайте самое интересное в разделе «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник статьи: http://www.pravda.ru/faith/1135733-ashura/

Оцените статью