- Конспект НОД в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» с использованием ИКТ план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками проект
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» с использованием ИКТ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ Тема: «Народные праздники на Руси»для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ftskm_narodnye_prazdniki.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ
Тема: «Народные праздники на Руси»
для детей подготовительной группы
Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.
Познакомить детей с традициями празднования известных русских праздников.
Развивать познавательную активность, память, мышление воображение. Развивать интерес к народной культуре.
Развивать связную речь детей.
Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям, к народным играм.
Рассматривание иллюстраций, изучение наизусть колядок, закличек, стихов о народных праздниках, пословиц, народных примет.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, магнитофон, диск с русскими народными мелодиями, макет Вифлеемской звезды, цветная бумага на каждого ребенка, клей-карандаш для каждого ребенка, шапочка с изображением солнца, колокольчик.
Воспитатель в русском народном сарафане, приглашает детей в группу под русскую народную мелодию.
Воспитатель: — Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются).
К нам сюда скорее просим!
Подходи честной народ!
Праздник всех сюда зовет!
Ребята, вы любите праздники? (Да)
Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки. На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, умел и веселиться.
Вы хотите узнать, как появились праздники, как отмечали их раньше? (Да)
Воспитатель: — У меня есть волшебный колокольчик, который перенесет нас в прошлое.
Колокольчик волшебный звени,
В прошлое нас перенеси.
Воспитатель: — Ребята мы с вами оказались в Древней Руси. Много разных праздников у них было.
Отгадайте загадку про первый праздник, на который мы с вами попадем. (Слайд)
Великий праздник — … (Рождество)
А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).
(Слайд) Воспитатель: — Рождество — один из главных христианских праздников, установлен в честь рождения Иисуса Христа. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. (Слайд) Поскольку она ознаменовала Рождество Христово еще её называют «звездой Рождества». (Слайд) Раньше в праздник Рождество парни и девушки ходили по домам, поздравляли с праздником, а на палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшенная фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества. (Показ и рассматривание макета звезды)
Воспитатель: — Давайте мы с вами тоже сделаем по маленькой рождественской звездочке. (Дети изготавливают звезды по показу воспитателя)
Воспитатель: — Наши прадедушки и прабабушки очень любили этот праздник — Рождество Христово. Называли его еще зимние святки. Святки — это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, желали наилучшего специальными песенками — колядками. Давайте споем одну колядку:
Пришла Коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, Коляда, подай пирога!
А по целому давай!
(Слайд) Воспитатель:- Рождество отмечают всей семьей, и дети принимают активное участие в праздновании. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. А вы знаете другие традиции этого праздника? (Ответы детей)
Воспитатель: — Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.
Воспитатель: — Чтобы попасть на следующий народный праздник, отгадайте загадку:
(Слайд) Его празднуют весной
Этот праздник заводной,
Ярмарку все посещают,
И блинами угощают. (Масленица)
(Слайд) Воспитатель: — Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.
Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку:
Становись у ворот
Весна, весна красна,
Приди, весна, с радостью!
(Слайд) Давайте соберем мозаику с изображением Масленицы. (Дети собирают)
(Слайд)Воспитатель: Что еще делали на масленицу? (Ответы детей)
Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.
А чучело, сделанное из соломы (Слайд) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.
Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли.
А вы хотите поиграть? (Да)
Воспитатель: — Тогда давайте сыграем в русскую народную игру « Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
(Слайд) Воспитатель: — Отгадайте загадку:
Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! (Пасха)
Воспитатель: — Пасха — Светлое Христово Воскресение . Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение. В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки — расписанные красками яйца (Слайд) . В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.
Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!»
Давайте вспомним пасхальные приметы.
На Пасху небо ясное и солнце играет — … ( к хорошему урожаю и красному лету .)
На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)
Воспитатель:- Молодцы, ребята! (Слайд) На какой народный праздник мы с вами сейчас попали? (Ответы детей) (Слайд)
Праздник Ивана-Купалы отмечают летом, в ночь с 6 на 7 июля. Купальские обряды, совершаемые в эту ночь, очень разные. Это плетение венков, украшение зеленью построек, гадание, обливание водой, ночные гуляния вокруг купальского костра. Сначала вокруг костра водили хороводы (это древний символ солнца), пели песни, а затем девушки и парни, взявшись за руки, прыгали через костер. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.
В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят: «Гори, солнце, ярче — Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее». Дети идут хорводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» — «солнце догоняет детей.
Игра «Народные праздники» Цель: Узнать русский народный праздник.
Просмотр фильма про народные праздники.
Воспитатель: — Ребята вот нам пора возвращаться домой.
Колокольчик волшебный звени
В настоящее время нас перенеси.
Воспитатель: — Ребята вам понравилось путешествие по русским народным праздникам? Что вам запомнилось, показалось самым интересным? (Ответы детей)
Русский народ издавна создавал свои обычаи, традиции, праздники. На протяжении веков они изменялись, но всегда остается потребность людей в праздничные дни собираться вместе, радоваться, веселиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное интегрированное занятие формирует у детей понятия о здоровом образе жизни.Зная основы здорового образа жизни, дети будут сознательно относиться к собственному здор.
Шаги весны. Путешествие Капельки.
Мы все живем в огромной стране-России и безусловно должны воспитывать в детях культуру,традиции своих предков,сохранять и чтить память. Данный досуг поможет приблизить детей к культурным традициям.
Для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе«Весна идёт – весне дорогу!» (с использованием здоровьесберегающих технологий).
Цель: Способствовать укреплению здоровья, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия и искривления позвоночника. Научить выполнять движения в соответствии с музыкой. Развивать внимани.
Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/01/16/konspekt-nod-narodnye-prazdniki-na-rusi-s-ispolzovaniem
Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками
проект
Педагогический совет — круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»
Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 21.89 КБ |
duhovno-nravstvennoe.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39
Педагогический совет — круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»
Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Крылова Надежда Николаевна
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, я поставила цель работы: приобщение дошкольников к традициям жизни русского народа, к истокам народной и православной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Определила следующие задачи:
- знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры;
- формировать представления детей об основах православной культуры;
- привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским православным национальным традициям.
Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:
- знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
- знакомство детей с бытом русского народа;
- знакомство с декоративно – прикладным искусством;
- знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Определила формы работы с детьми:
- тематические занятия, беседы;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);
➢ чтение и обсуждение произведений разных жанров;
➢ просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
➢ тематические досуги, праздники, экскурсии.
Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию: знакомству с русской народной, православной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:
- методические пособия (например «Добрый Мир» Шевченко Л.Л.)
- Использование ИКТ (видеофильмы, иллюстрации и т.д.)
- иллюстрированный материал;
- подборка фольклорного материала;
- экспозиции предметов русского быта;
- подборка дидактических игр;
- атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
Знакомство детей с бытом русского народа мы начинаем в мини-музее «Русской избы». При посещении такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом — это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером.
В группе оформлен мини-музей декоративно-прикладного искусства.
В своей работе очень часто я использую русские народные сказки. Русская народная сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ.
Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение я стараюсь уделить народным подвижным играм, в которых сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.
Использование в работе с детьми русских народных игр, потешек, прибауток, сказок, считалок позволяет решать сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, смекалки, речи.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью и с историей народных промыслов. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Своих воспитанников знакомлю с русской народной игрушкой. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.
Знакомя детей с народными праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Обогащению знания православных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Пасха, Троица и др. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.
В преддверии любого мероприятия ведется предварительная работа. Я провожу беседы об истории Руси, о православных святых, об истории праздников, православных традициях, а также рассказываю библейские сюжеты в простой, доступной для детей форме.
Активно использую информационно-коммуникативные технологии ИКТ. Презентации, видеофильмы помогают детям сформировать более яркую картину. Для проведения праздников подбираю материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки.
Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.
Начинается учебный год праздником Покрова пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы, поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют.
Знакомство с русским фольклором, традициями и обычаями не только помогает современным детям окунуться в прошлое и узнать, как проводили досуг наши предки, но и воспитывает гостеприимство, умение отдыхать и добросовестно трудиться. Этим качеством на протяжении многих веков и славится русский народ.
С 1998 года «День Российских матерей» является государственным праздником. Особую роль в жизни ребенка, в формировании его личности играет мама.
Любим и незабываем для детей праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем детском саду давние традиции. Дети с удовольствием превращаются в участников той волшебной ночи. Воплощение библейского сюжета обыгрывается в разных формах: это музыкально-поэтические вечера, театрализованные представления, колядки, досуги, развлечения, праздники. Наши девочки выступали на «Рождественских чтениях» в ДК «Солнечном».
Праздник всех праздников и торжество торжеств — «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения.
За последнее время духовным наставником нашего детского сада стал настоятель Георгиевского храма отец Александр. Ребята и их родители уже знакомы с батюшкой и ждут встречи с ним.
Отмечаем день «Любви, семьи и верности». Создали вместе с родителями альбом «Моя семья».
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы начале марта «Масленица».
Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.
Для меня очень важно, что у детей с каждым праздником уже существуют свои ассоциации: свой цвет, своя музыка и даже свой запах. На Рождество — колядки, Вифлеемская звезда, запах хвои; на Пасху — куличи, крашеные яйца, праздничное величание «Христос Воскрес»; в Вербное Воскресенье — веточки вербы и т.д. И если сегодня, в раннем возрасте на уровне ощущений, эти ассоциации ими воспримутся, тогда это останется с ними на всю жизнь.
А еще хочу сказать, что знакомство детей с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью и православными праздниками с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми будут восхищаться в нашей стране и в других странах мира.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/12/20/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-cherez