- КТО И КОГДА ПРИДУМАЛ ОТМЕЧАТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ?
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Всегда под рукой
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Что такое праздник. История возникновения праздника. Семейный праздник
- Эксперт рассказал, кто придумал нелепые праздники: зачем нужен День снега
- Когда и как появились праздники
КТО И КОГДА ПРИДУМАЛ ОТМЕЧАТЬ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ?
Долгое время отмечать день рождения никому в голову не приходило. Праздновать день рождения начали в Древнем Египте, позже этот обычай распространился и на Ассирию. Но он касался только людей выдающихся — фараонов и царей, а также их наследников мужского пола. Первые письменные свидетельства о праздновании дней рождения египетских фараонов относятся примерно к 3000 году до н.э. Во дворце устраивали пир, в котором принимали участие помимо знати и слуги и рабы. Нередко по случаю дня рождения фараона из тюрем выпускали заключённых.
Долгое время дни рождения женщин не только не отмечали, но даже не записывали. Насколько известно, первой женщиной, которая удостоилась ежегодного праздника, была Клеопатра II, царица Египта (185—116гг. до н.э.).
Древние греки отмечали дни рождения своих богов 12 раз в год (так, день рождения Артемиды, богини Луны и охоты, праздновали шестого числа каждого месяца). Что же касается простых смертных, то такой привилегией пользовался только глава семьи — муж и отец, и то лишь один раз в году. На женщин и детей особого внимания не обращали.
С распространением христианства традиция отмечать чьи-либо дни рождения исчезла. Ранние христиане рассматривали мир как место скорби и считали, что радостное событие — не рождение, а уход человека, его избавление от греховного мира. Кроме того, традиции, унаследованные от язычников — египтян, греков и римлян, не поощрялись церковью.
Однако постепенно позиция церкви смягчилась, и к XII веку приходские священники завели книги регистрации рождения и крещения. Тогда в семьях и начали отмечать дни рождения не только взрослых мужчин, но также женщин и детей.
В XIII веке у немецких крестьян сложился ритуал детского дня рождения. Ребёнка будили на заре песнями и подносили ему пирог со свечами. Но пирог не съедали, а постепенно сгорающие на нём свечи заменяли новыми вплоть до вечера, когда семья собиралась на ужин. Именинник задувал свечи и загадывал желание. Чтобы желание сбылось, надо было держать его в тайне, а все свечи задуть одним выдохом. После этой церемонии пирог делили между собравшимися. Свечей на нём было столько же, сколько лет виновнику торжества плюс одна свеча, символизировавшая сам момент рождения. Как на Рождество или на Новый год всем приносит подарки Санта-Клаус или Дед Мороз, так на день рождения приносил подарки особый «деньрожденный гном». Эта фигура сохранялась в немецком фольклоре вплоть до начала ХХ века.
Источник статьи: http://www.nkj.ru/archive/articles/14921/
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Аватары (2)
- Вкусные рецепты (12)
- Все для Дневника (5)
- Вышивка крестиком (1)
- Вязание (9)
- Здоровье (3)
- Открытки (7)
- Плетение из газет (0)
- Полезности (0)
- Праздники (4)
- Разное (0)
- Скрапбукинг (3)
- Ссылки (2)
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Что такое праздник. История возникновения праздника. Семейный праздник
Праздники — неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас — это возможность доставить радость близким!
Праздник — не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.
Праздник как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.
Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.
Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.
Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.
Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.
С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.
Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.
Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.
Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные — большие и малые — праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи невозможно, без них нет и самой семьи.
Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи, ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.
Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае — свои традиции, нормы, способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.
За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.
Праздник — своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник — старейшая и перспективная форма бытия культуры.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/oilk/post118037111/
Эксперт рассказал, кто придумал нелепые праздники: зачем нужен День снега
Россияне недоумевают, как странные праздники становятся государственными
В году 365 дней, а праздников чего угодно гораздо больше. И некоторые из них, мягко говоря, весьма странные. Так, например, в наступившем году 20 января мы отметили День снега, а 21-го — Международный день объятий и День алкогольной независимости. День снега в 2012 году решила популяризировать Федерация лыжного спорта. Происхождение Дня алкогольной независимости покрыто мраком тайны. Причем до сих пор непонятно, кто от чего не зависит: человек от алкоголя или алкоголик от человечества? А вот День объятий придумал в 1986 году ничем не проявивший себя житель США Кевин Забурни.
Начнем с актуального. В предпоследнее воскресенье января знатоки отметили Всемирный день снега. Главной идеей этого праздника была, если верить авторам идеи, популяризация зимних видов спорта, однако в народ идея ушла в искаженном виде. В социальных сетях то и дело появляются фотографии самых высоких или самых причудливых снеговиков или снежных баталий. Впрочем, предупреждают специалисты, с московским снегом нужно быть очень аккуратными.
— У нас в городе очень загрязненный снег, — отметила в разговоре с корреспондентом «МК» гляциолог Мария Ананичева, ведущий научный сотрудник Институт географии РАН. — Мы живем в большом мегаполисе, и когда большая воздушная масса подходит к городу, вокруг нее совершенно другая температура. Над городом всегда есть плотная пелена, связанная с выбросами, преимущественно транспортными, и именно из-за этой пелены у нас не видно звезд. Соответственно, когда воздушная масса вместе со снегом подходит к такой области, над городом всегда более тепло и более грязно. Здесь есть центр конденсации снега, и получается, что наш снег выпадает уже не так уж естественно. Часто в городе более сильные снегопады, чем в области, более интенсивные. При этом снег совершенно иной, он в атмосфере напитывается лишними частицами. Кроме того, когда снег падает, он встречается с реагентами, сразу тает. Многие считают, что в области сугробы получаются выше, чем в Москве.
— День алкогольной независимости? Не слышал про такой. У меня каждый день люди выпивают помаленьку. Думаю, и в этот праздник не преминут сделать пару глотков, — бармен протирает бокалы и, кажется, задумывается над нашим вопросом. — Давайте я поспрашиваю у клиентов, что они думают на этот счет, а через год вам расскажу.
Протолкнуть праздник под названием «День объятий» на международный уровень американцу Кевину Забурни помогли личные связи: его подруга приходилась внучкой владельцу издательского дома, который выпускал календари. Забурни убедил девушку, что в конце января, когда зимние праздники уже позади, а День святого Валентина еще далеко, людям как никогда нужные лишние обнимашки. Затея сработала, и Международный день объятий внезапно появился в новом издании «Календаря событий Чейза».
Но День объятий на самом деле никем официально не утвержден. С другими, более серьезными событиями дело обстоит иначе — их утверждают международные организации, такие как ООН и ЮНЕСКО. 19 ноября они, например, назначили Днем туалета (ну а как вы думали еще бороться с санитарным кризисом?), а 6 июня — Днем русского языка (в этот день родился Пушкин). Зачем вообще нужны такие праздники? Считается, что они лишний раз напоминают о важности того или иного явления, о существующей проблеме.
Хотя большинство международных торжеств придумывается в ООН, у организации нет на это монополии. Различные ассоциации врачей, например, увлекаются созданием дней осведомленности о болезнях и их профилактики. Не пропустите последнее воскресенье января, это будет официальный День борьбы с проказой!
Впрочем, совсем не обязательно празднику получить визу от какой-нибудь авторитетной организации, чтобы стать событием международного масштаба. Например, международный День пива в 2007 году начинался как шуточная вечеринка для компании друзей в Калифорнии. Идея принадлежала Джесси Авшаломов и настолько понравилась людям, что в первую пятницу августа День пива стали сначала отмечать в западных штатах, а потом — по всему миру.
Вот и получается, что придумать праздник — и даже, возможно, утвердить его на международном уровне — может любой из нас. Было бы желание, смелость и немного удачи — которая, как поется, и есть награда за смелость.
Источник статьи: http://www.mk.ru/social/2019/01/20/ekspert-rasskazal-kto-pridumal-nelepye-prazdniki-zachem-nuzhen-den-snega.html
Когда и как появились праздники
Вообще праздники появились еще в древние времена, когда вокруг общего костра танцевало все племя. Со временем простые танцы стали проводиться с определенными целями — задобрить огонь, отпраздновать удачную охоту, и обрастать соответствующими ритуалами и обрядами. А затем появились праздники, которые проводились ежегодно в один и тот же день в ознаменование какого-либо значимого события или факта.
Практически все праздники в древности переплетались с магией и волшебством. Часто праздничное торжество было связано с поклонениям Богам, жертвоприношением и другими ритуальными действиями. Мы и сейчас очень часто проводим магические ритуалы, сами того не подозревая и считая их традицией праздника.
На Руси существовало около 100 народных праздников, связанных с природными явлениями или божественным проявлением. Сегодня добавились еще исторические и международные. Так что не зря говорят, что ни день, то праздник, всегда есть повод что-нибудь отпраздновать.
Религиозные празднества чаще всего имеют спокойный, степенный характер и способствуют духовному развитию человека. Светские современные обычно празднуются за столом, в веселой компании. Но при этом в любых праздниках существует обычай — дарить подарки своим близким и любимым.
Россияне отмечают традиционные праздники — Новый год, свадьбу, дни рождения, современные — День защитника Отечества, Международный женский день. Появились новые праздники, пришедшие от других народов — День святого Валентина, Хэллоуин и другие.
В общем повод для праздника всегда есть. И если вы хотите быть в курсе всех праздничных новостей, подписывайтесь на наш канал КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ . Ставьте лайки. Таким образом мы определяем какие темы вам, дорогие читатели, интереснее всего.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ac21d3cad0f22cf633108f5/kogda-i-kak-poiavilis-prazdniki-5acf34f8830905b97ecc2179