Консультация на тему «Русские народные праздники как средство приобщения к традициям национальной культуры»
Любовь Смолягова
Консультация на тему «Русские народные праздники как средство приобщения к традициям национальной культуры»
Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.
Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазий ребенка. Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее.
К числу многочисленных форм приобщения дошкольников к национальной культуре относятся: беседы, рассказы о труде, о традициях, народном творчестве русского народа; чтение книг о народах нашей страны, знакомства со сказками, сказаниями, былинами, песнями, загадками, пословицами и поговорками, народными играми и игрушками, народными праздниками и музыкой.
В настоящее время изменилось отношение к народной музыке, праздникам. Музыка и народные праздники стали чаще звучать и проводиться. Пение, игра на народных инструментах, танцевальные элементы – все это комплексно используется в жизни детского сада.
Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Такой праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов доступных детям дошкольного возраста. Развитию интереса детей не только к малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории. Итак, народные праздники как совместная деятельность дошкольников, оказывает большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.
В настоящее время приобщение ребенка к народной культуре, народным традициям зачастую осуществляется с помощью народных календарных праздников, которые становятся привычными в жизни ДОУ. В программу народного праздника входят: народные песни, пляски, игры, хороводы, народные танцы. Знакомство детей с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками дает возможность научиться подмечать характерные особенности времен года, погодные изменения, поведение птиц, насекомых, растений. Знакомство с музыкальным фольклором позволяет научить детей слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Народное творчество способствует развитию памяти, развитию речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух.
Приобщение детей к народным праздникам помогает детям быть более эмоциональными и раскрепощенными.
Культура праздника действительно слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, моды и костюма, этикета, обычая — словом, из совокупности разных культур. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследуем конкретную цель — приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, даём возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты.
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Необходимо дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.
К. Д.Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых.Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!
Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить основу умственной жизни народа так же невозможно,.
Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников План самообразования по теме: 1. Ф. И. О педагога-Пономаренко Олеся Анатольевна 2. Образование-высшее ЛПИ 2003г 3. Тема самообразования: «Русские.
Консультация для родителей «Русские народные праздники в приобщении детей к национальной культуре и традициям» . Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.
Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Консультация: «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Детство — период.
Фотоотчет «Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре» В последнее время происходит отрыв подрастающего поколения от национальной культуры. Этому есть разные причины: и современные гаджеты, и.
Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина.
Приобщение дошкольников к традициям через народные праздники «Воспитание, лишённое народных корней – бессильно.» К. Д. Ушинский Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа,.
Русские народные сказки как средство развития речи Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста Кузнецова Татьяна Владимировна.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-na-temu-ruskie-narodnye-prazdniki-kak-sredstvo-priobschenija-k-tradicijam-nacionalnoi-kultury.html
Культура народа через праздник
Все мы любим праздники и ждем их прихода. В календаре на 2018 год можно насчитать 20 официальных праздничных дней, а сколько можно вспомнить не официальных – отмечать можно каждый день. Облик эпохи находит свое отражение в культуре с ее новыми ценностями и образцами. Предлагаем вам отправиться в путешествие по биографии праздника и посмотреть на особенности рождения мифов вокруг него.
На современном этапе мифов стало не только не меньше, но и больше, так как, мифологизируя свое прошлое, мы оформляем вместе с этим и настоящее, и будущее. Кажется, что праздник является душевным порывом, а не отражением навязанной извне роли: по какой-либо из причин прийти на торжество и быть там до конца. На самом деле, если присмотреться, то можно увидеть, что праздничная культура сплетена из тщательно продуманных мифов, которые не осознаются, как правило, человеком, но воздействуют на него.
Обратимся к происхождению слова – старославянскому «праздный» в русском языке соответствует «порожний» со значением «пустой», то есть «праздник» – это день, «порожний» от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха. Важное уточнение – так мы можем сказать только об официальных праздниках, потому что то, что мы понимаем под истинным праздником – день рождения близкого человека, день свадьбы, годовщина важного события – не отражено в истории происхождения слова. Осознание важности коллективных праздников постепенно стирается, сравните, например: отношение к первомайской прогулке в советское и постсоветское время. Более того, не каждый человек знает, почему он отдыхает 12 июня или 4 ноября. Люди радуются внеплановому выходному, но не осознают его как праздник с присущими ему атрибутами, с историей, с правилами его проведения.
Между тем, праздник – это время пересечения реального и вымышленного, прошлого и настоящего. Праздник становится не столько антагонистом повседневности, но и способом упорядочения времени – через мифологизацию прошлого можно приобщится к коллективной памяти и, тем самым, эмоционально «загореться» – увидеть событие так, словно оно произошло лично с тобой прямо сейчас, а не сто лет назад. Вопрос состоит лишь в том, все ли из того, что мы принимаем за правду, действительно таковой является? Что уж говорить об официальных праздниках, если зачастую наши родные мама и папа рассказывают разные версии событий из нашего детства, а ведь прошло всего-ничего: двадцать-тридцать лет. Когда речь идет о более «взрослых» цифрах, то многое, как на морском камешке, обтесывается и пропадает.
Стоит вспомнить праздник, который ежегодно отмечается 23 февраля, – День защитника Отечества. Согласно истории-мифу возникновения праздника, он ознаменовал победу Красной армии над кайзеровскими войсками в 1918 году. Историки до сих пор спорят, было ли в это день что-либо знаменательное и достоин ли праздник нахождения в постсоветском календаре. Советское наполнение праздника, призванное сформировать положительный образ армии, постепенно вымывается, на смену ему приходит чествование всех мужчин в это день, даже тех, кто никогда не служил и мало знает об истории (пусть и сомнительной) того дня.
Мифология, словно воздух, растворена в повседневности. Метафорически праздник становится рамкой, наполнение которой представляет собой сплетение символов и образов, основанных на наших эмоциях, памяти, желаниях. Яркий пример – празднование Нового года. В дореволюционное время первоочередное значение имело Рождество, так как люди жили в православной вере. Лишь не многие отмечали Новый год. С приходом коммунистов он стал как раз той «идеальной рамой», которую можно было наполнить нужными ценностями.
В 1935 году началось моделирование новогодней культуры: «Елка, на которую со второй половины 1920-х годов был наложен запрет как на “дикарский” и “поповский” обычай; елка, с которой яростно боролась пресса, называя ее “религиозным хламом”, “религиозным дурманом” и “глупым делом”; елка, о которой писали, что именно с нее “начинается религиозность детей”, – вдруг была не только разрешена, но настоятельно рекомендована», – отмечает Елена Душечкина в одной из своих работ. Образцы празднования Нового года были представлены в простых мультипликационных фильмах, в которых были использованы запоминающиеся персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, лесные животные и так далее.
Французский философ Ролан Барт определяет миф как слово, высказывание. В свою очередь не любое высказывание может стать мифом, для этого необходимо соблюдение ряда условий, главное из которых – миф должен быть простым (сложные идеи не могут закрепиться в памяти надолго без сильного желания человека), запоминающимся, наглядным (вспомните обилие красочных плакатов и ярких стихотворений в советское время). Другой момент – миф должен быть основан на правде, но важно «правильно» отображать ее. В традиционную основу празднования Нового года с костюмированными семейными сценками, песнями и танцами, ощущением волшебства и надеждой на то, что дальше все будет только лучше, был вплетен идеологический компонент.
Интересная черта празднования Нового года, которая осознается не сразу, – наступление праздника возможно только после официальной речи главы государства, таким образом, праздник из чисто семейного, как мы воспринимаем его сейчас, становился общественным. Рождался образ: государство стало родителем, то есть тем, кто всегда поддержит и протянет руку помощи.
В XXI веке умелыми создателями праздников становится не государство, а «мини-государства» – коммерческие компании. Современные идеологи праздника пошли дальше – общемировой тенденцией становится то, что праздник стал замещаться праздничностью. Праздник – априори событие не повседневное, праздничность же негласно присутствует в каждом нашем движении. Оглянитесь по сторонам. Часто праздник становится приманкой – с помощью медиаканалов на праздник приглашают, но то, что там будет именно праздник совсем не очевидно – можно легко попасть на рекламную или политическую акцию.
В XXI веке появились и новые формы праздника – фестивали разного толка, гастрономические и винные конкурсы-смотры, перформансы и музыкальные шоу – этого стало так много, что праздник стал ежедневным. Его больше не нужно ждать, он будет хоть каждый день, стоит лишь захотеть и найти пару монет в кармане на билет. Понятие праздника стало прочно ассоциироваться с event-индустрией, которая жонглирует событиями. Праздник стал называться событием, но сам по себе таковым перестал являться: нельзя радоваться каше, если она стоит на столе каждый день. Изменилась и функция праздника: люди стали приходить на мероприятия (еще один современный синоним) не для того, чтобы эмоции выплеснуть, а чтобы их накопить, не ради действия, а ради созерцания.
Отсутствие времени и бешеный темп жизни лишают современного человека желания вникать в истинные смыслы праздника. Люди не готовы тратить время на поиск первопричин праздника. Они механически выполняют привычные, но зачастую неосознанные действия, не наполняя их смыслами, либо изменяют эти смыслы.
В празднике возможно только со-существование, со-бытие. Если этого не будет, то он потеряет свою основу. Сегодня праздник стал явлением «надуманным». «Псевдособытие» требует более легкой формы, менее длительной подготовки и минимум затрат. PR-акции, флешмобы, хеппининги предлагают праздники, но, по сути, являются лишь «праздничным плацебо» – пустышкой, которая может принести пользу, только если сильно поверить в нее.
В этом контексте особенно остро чувствуется потребность в традиционных формах праздника, который несет в себе смысл, а не только красивую оболочку. В субботу, 18 августа, Екатеринбург будет праздновать свой самый главный праздник – день рождения, забывая о веровании не отмечать заранее («настоящий» день рождения приходится на ноябрь). Обширная программа предполагает новшества в виде театральных карнавалов, музыкальных шоу и интерактивных сценок, как дань эпохе, но что-то важное из мира нематериального, думается, не должно потеряться. Какие мифы будут зашифрованы в этом городском празднике? Стоит прийти и разобраться на месте.
Источник статьи: http://xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/articles/677/i245414/