Кванза праздник что дарят

В декабре отмечается панафриканский праздник Кванза: что означает и каковы традиции события

26 декабря начался праздник Кванза. Спросите, что это такое? Все очень просто, он появился в 1966 году и посвящен семье и сообществу. Празднуют его панафриканцы и афроамериканцы на протяжении 7 рождественских дней, то есть до 1 января.

Историческая справка

Кванза является прямым следствием Движения за свободу чернокожих. Профессор Маулана Каренга основал праздник в 1966 году, после массовых беспорядков в Лос-Анджелесе. Он стремился укрепить и объединить африканское сообщество в США.

Слово Кванза с суахили, на котором разговаривает практически весь африканский континент, означает «первый фрукт урожая». Профессор долгое время изучал праздники народов Африки, связанные с фруктами, урожаем и в итоге объединил их всех в один под названием «Кванза».

Этот праздник никак не связан с религией, а является исключительно культурным, что дает возможность параллельно отмечать другие религиозные праздники. Поэтому в большинстве домов возле новогодней елки устанавливается кинара – это 7 свечей, символизирующих 7 принципов Кванзы.

Принципы и традиции

Сейчас каждая семья празднует его по-разному, но общее есть у всех – это танцы, песни, обязательно африканские барабаны, ужин и чтение стихов. Вся семья должна собраться к вечеру дома, а ребенок обязательно зажечь свечу на кинаре. После чего начинается обсуждение принципов Кванзы, которых 7:

  1. Единство.
  2. Самоопределение.
  3. Ответственность, коллективная работа.
  4. Экономика, базирующаяся на принципах кооперации.
  5. Цель.
  6. Творчество.
  7. Вера.
Читайте также:  Проведение детских праздников нового года

Процесс обсуждения принципов является важнейшей частью празднования, называют его Нгузо Саба. Все эти принципы несут в себе ценность африканской культуры и призваны укрепить сообщество.

В некоторых семьях принято надевать традиционные африканские наряды на Кванзу. А чтобы по-настоящему ощутить праздник, надо украсить свой дом предметами африканского искусства, свежими фруктами и кенте. Традиционным считается заучивание 7 принципов Кванзы на языке суахили. И самая веселая часть праздника — распев африканских песен в сопровождении барабана.

Интересные факты

Исследования показали, что 4 % всех жителей США отмечают праздник Кванза. Эта цифра немного не дотягивает до Хануки, которую отмечают 5 % американцев. В то же время 4 % — это целых 12,5 миллиона человек. Для многих людей, отмечающих Кванзу, также очень важно Рождество, поэтому они отмечают оба праздника.

Празднование Кванзы длится целых 7 дней. Интерес к празднику наблюдается в ряде стран, таких как Ямайка, Канада и Бразилия. Однако там он не приобрел таких масштабов, как в США.

На Кванзу принято дарить подарки только детям. Обычно это книга и символ наследия. По статистике, средний чек на приобретение подарка составляет 77 долларов. Это не связано с экономией, а скорее с тем, что на рождественские покупки уже многие серьезно потратились.

Кванза – культурный праздник, который призван помочь панафриканцам и афроамериканцам не забывать свои корни, традиции, гордиться своим происхождением, чувствовать близость к таким же, как и они. Праздник принимают все больше и больше жителей планеты, чтобы следовать принципам Кванзы, не обязательно быть темнокожим или выходцем из Африки.

Источник статьи: http://fb.ru/news/culture/2020/12/28/273313

Кванза

Отдых — это традиции, которые будто бы тканью связывают все общество. Праздники дают возможность почувствовать людям чувство своей идентичности, испытать братскую любовь и просто хорошее настроение. Такие мероприятия способствуют укреплению связей между людьми. Особое время для празднования — новогодняя пора. В непосредственной близости друг от друга многие народы отмечают Рождество, Хануку, Новый Год и Кванза. Все эти праздники находят свой отклик в сердцах настоящих гуляк

Для большинства людей эти дни являются особенными и светлыми, а вот для некоторых такие праздники несут нечто таинственное. Особенно справедливо это в отношении Кванза (Kwanzaa). Это праздник малоизвестен у нас. Между тем этот новогодний фестиваль длится практически неделю. Он пришел в Северную Америку из Африки, ныне его отмечает около 15% всего чернокожего населения США. Этот экзотический праздник просто не мог не породить вокруг себя некоторые мифы.

Кванза — это религиозный праздник. На самом деле это мероприятие представляет собой торжество культуры и универсальных ценностей, выходящие намного дальше обычных религиозных границ. Есть основания полагать, что раньше праздник был основан на каком-то древнем духовном обряде. Но сегодня это мероприятие не связано ни с какой-то организованной религией, ни с поклонение божеству. По словам организатора современного Кванза, доктора Каренга, это праздник является культурным выбором человека, а не религиозным. Кванза вместила в себя и африканские, и американские культурные традиции. Цель празднества — признать и отметить ценности, связанные с историей, социальной структурой, творчеством, экономикой и политикой. Все эти компоненты лежат в основе общества. Идея празднества состоит в том, чтобы объединить прошлое и будущее, что поспособствует прогрессу и жизненному успеху. Культурные празднования позволяют людям расти, становиться лучше с приобретенным опытом. Проще говоря, Кванза не является религиозным культом, а проявлением торжества культуры и нашего места в нем.

Это африканский праздник. Более правильным термином, хотя так до конца и неполным, будет являться то, что этот праздник все же афроамериканский. Поговорим немного о разности этих понятий. Прежде всего стоит упомянуть, что Кванза является образцом американского творчества. Истоки празднества можно проследить благодаря его создателю, доктору Маулену Каренга. Этот американец жил в Лос-Анджелесе в неспокойные 60-е. Доктор организовал празднование, основываясь на семи принципах, которые он посчитал воплощением культурной самобытности. Каренга посчитал, что в афроамериканском сообществе страны необходимо развивать культурное сознание людей, вливая туда определенные ценности. Как только Кванза стал праздноваться, люди сами стали привносить туда элементы и черты своего африканского характера. К примеру, для определения многих терминов и обычаев празднества стал использоваться суахили. Да и название самого празднества с этого языка переводится, как «первые плоды». Так что это истинно американское празднование, которое своими корнями уходит глубоко в африканскую культуру.

Этот праздник только для афроамериканцев. Сегодня это понятие уже не столь категорично, каковым оно являлось на самое начало празднования. Кванза был специально создан, чтобы решить конкретные потребности и проблемы в афроамериканском сообществе. Празднество должно было подтвердить африканскую культуру и ее ценности. Другой момент — восстановление в этой культурной среде общих ценностей на основе семи принципов празднества (единства, самоопределения, совместной работы и ответственности, сотрудничества, целенаправленности, веры и творчества). В-третьих, Кванза должна была стать национальным праздником специально для афроамериканцев. Ведь на тот момент велась ожесточенная борьба за гражданские права цветного населения, необходимо было восстанавливать культурные традиции. В этом смысле стоит отметить, что у Кванза первично действительно была ориентация на афроамериканцев. Но со временем общество развивалось, менялся и сам праздник. В его основе всегда лежала мысль, о том, что не должно быть каких-то расовых границ. Основные семь принципов Кванза должны найти свой отклик в сердце и голове любого здравомыслящего человека. В итоге идеология празднества может и должна укрепить ценности всего общества, а не только чернокожего населения. В результате празднество захватывает различные культурные и расовые слои, в нем участвуют белые, азиаты, латиноамериканцы. И все они находят общий язык. Таким образом можно утверждать, что Кванза прочно вошла в дома не только афроамериканцев. Теперь этот праздник можно рассматривать, как культурный праздник не только всего чернокожего населения, но и всех тех, кто разделяет его основные ценности.

Кванза заменяет собой Рождество. Этот празднество длится ровно неделю — с 26 декабря по 1-е января. При этом каждый день отмечается какой-то один из семи принципов. Период времени для проведения праздника был выбран вовсе не для замены какого-то из традиционных, отмечаемых в это время, а скорее как альтернатива. Ведь в это время года присутствует значительное сезонное народное волнение и возбуждение. Кванза действительно может служить альтернативой другим празднествам, но это не является выраженной целью в данном случае. Скорее, у Кванза есть свои собственные, иные, цели — дать возможность людям отпраздновать исповедуемые ими культурные ценности. Иными словами, никто не мешает и не запрещает людям отмечать Рождество, Хануку или что угодно вместе с этим праздником. Наличие одного не должно стать запретом для других. Ведь Кванза ведет людей к объединению, а не к разделению или исключению.

Кванза — праздник для нерелигиозных людей. Это заблуждение тесно связано с первым, которое полагает религиозную суть празднества. А ведь возможно именно потому, что пошел слух о религиозной ориентации Кванза, многие верующие люди стали относиться к нему с опаской. В свою очередь это породило мнение о том, что в мероприятии верующие люди попросту не участвуют. А ведь в самом деле все совсем наоборот! Ведь Кванза не является религиозным праздником, объединяя людей различных вер в их следовании общим ценностям. Американская социальная среда довольно разнородная с точки зрения веры, но большинство людей соотносят праздник с единством и тесным сотрудничеством, не зависимо от личной религии. В результате Кванза отмечается у христиан, мусульман, иудеев и буддистов. Все они приветствуют основные семь принципов этого празднества.

Кванза основана на чьих-то политических взглядах. Такое утверждение не является удивительным. Ведь можно проследить корни этого праздника, идущего от одного человека, а также политических и расовых разногласий, существовавших в то время. Нет никакого сомнения, что политические взгляды доктора Каренга стали мотивацией для создания Кванза. Тем не менее само празднование имеет свои корни в концепции празднования африканского первого сбора урожая и философии Кавайда. Ряд африканских общин празднуют в единой форме и традициях первый урожай. Вообще-то это было время, когда люди собирались, чтобы вместе отпраздновать и отблагодарить друг друга за успехи в сельском хозяйстве. Кавайда является философией, которая подчеркивает идею придания чему-либо значения в социальной среде. Созданный на основе этого Кванза, является праздником, который просто объединяет людей с целью передачи и преподнесения им культурных и социальных ценностей.

Кванза основан на языческих ритуалах. Как и любой другой праздник это обладает своими символами и ритуалами. Однако присутствующие тут церемонии существует в русле культурной практики, а не языческого или религиозного культа. К примеру, традиция разлива вина (тамбико). Это действие основано на древнеегипетской традиции вспоминать наших предков и их вклад в нашу жизнь. Есть традиции зажигания свечей (мишума саба). Ежедневно зажигается одна новая свеча в знак одного из семи принципов. Обычно это традиционно делают дети, хотя может осуществить этот ритуал любой человек. Смысл действия в том, чтобы выделить этот день и попытаться усилить действие заложенного в него принципа. В итоге каждое действие, используемое в Кванза, окончательно восходит к какой-то исторической традиции и определенной цели.

Это празднество отмечается вместе большим количеством народа. Кванза призвано объединять людей. Поэтому нет ничего плохого в том, что в празднике участвует так много людей. Ведь это семейное торжество, которое исповедует основные ценности. Так что в равной степени полезно отпраздновать Кванза в домашней обстановке с друзьями, как и выйти на улицу в большое скопление людей. На самом деле многие люди делают и так, и так. Какие-то церемонии они прослушивают в обществе многолюдной толпы, а некоторые выполняют у себя дома. В данном вопросе нет четкого правила или обязанности. Ключевым является участие как можно большего числа людей, а будут ли они отмечать Кванза вместе или поодиночке — другой вопрос.

Кванза — политическое движение. Ничто не может быть дальше от правды, как это утверждение. Праздник ставит своей целью улучшить социальные условия народа. В итоге Кванза только подчеркивает важность иметь цель в жизни и участвовать в коллективном труде. Это — праздник, а не движение. Хотя политика и пытается включить в свой водоворот все, что связано с людьми, Кванза стремится подняться над обыденным и сосредоточиться на внутреннем мире человека. Любой признает, что политика только обещает улучшить материальные условия жизни человека. А вот Кванза говорит о том, что каждый человек может стать лучше в душе за счет расслабления и празднования в этот период. А политика в своем виде пусть остается политикам.

Кванза является вымышленным созданным поводом отдохнуть. Согласно этому мифу нет каких-либо причин праздновать Кванза. Но это довольно далеко от истины. Ведь даже беглый обзор Кванза раскроет, как празднование имеет в своей основе богатые и значимые традиции. На самом деле любой аспект празднования Кванза имеет свою историю и цель в своей основе. У каждой идеи есть свое начало. Если кто-то начнет исследовать историю любого праздника либо торжества, то окажется, что в конце концов была некая причина его появления и существования. В этом смысле Кванза ничем не отличается от остальных. Однако в данном случае мы просто видим тщательно продуманный процесс создания этого праздника. Это не была просто попытка из ничего создать просто так фестиваль, чтобы люди просто веселились, ели и пили. Создатель Кванза определил социальные потребности среды и решил, что массовое праздничное мероприятие может постепенно помочь в решении некоторых вопросов. Сам доктор Каренга говорит, что праздник является продуктом творческого культурного синтеза. То есть он является продуктом критического отбора и разумной смеси сразу на нескольких уровнях. Так что этот праздник действительно является созданным, однако созданным с глубокой целью.

Источник статьи: http://www.molomo.ru/myth/kwanzaa.html

Кванза — Kwanzaa

Под наблюдением Афроамериканцы , части африканской диаспоры Тип Культурно-этнический Значимость Отмечает африканское наследие, единство и культуру. Торжества Единство
Творчество
Вера
Дарить подарки Дата 26 декабря по 1 января Относится к Панафриканизм

Кванза ( / к ж ɑ п . Г ə / ) является ежегодное празднование афро-американской культуры , которая проводится с 26 декабря по 1 января, что привело в коммуналке праздник под названием Karamu , обычно проводится на 6 — й день. Он был создан Мауланой Каренга на основе традиций африканских праздников урожая в различных частях Африки , включая Западную и Юго-Восточную Африку . Кванза впервые отметили в 1966 году.

СОДЕРЖАНИЕ

История и этимология

Американец Маулана Каренга создал Кванзу в 1966 году после беспорядков в Уоттсе как особый афроамериканский праздник. Каренга сказал, что его цель — «дать черным альтернативу существующему празднику Рождества и дать черным возможность отпраздновать себя и свою историю, а не просто подражать практике доминирующего общества». Для Каренги, одной из главных фигур движения Black Power в 1960-х и 1970-х годах, создание таких праздников также подчеркивало основную предпосылку, что «у вас должна быть культурная революция до насильственной революции. Культурная революция дает идентичность, цель и направление. . «

Согласно Каренге, название Кванзаа происходит от суахилийской фразы matunda ya kwanza , что означает «первые плоды». Фестивали первых фруктов существуют в Южной Африке , которые отмечаются в декабре / январе во время южного солнцестояния , и Каренга был частично вдохновлен рассказом, который он прочитал о зулусском фестивале Умкхоси Воквешвама . В названии праздника было решено написать дополнительную букву «а», чтобы оно состояло из семи символических букв.

В первые годы Кванзы Каренга говорил, что это должно было стать альтернативой Рождеству . Он считал, что Иисус был психотиком, а христианство было «белой» религией, которой чернокожие должны избегать. Когда Кванза приобрел основных приверженцев, Каренга изменил свое положение, чтобы практикующие христиане не были отчуждены, заявив в книге 1997 года « Кванза: празднование семьи, общины и культуры», что «Кванза был создан не для того, чтобы дать людям альтернативу их собственной религии или религии». религиозный праздник.» Многие афроамериканцы, которые празднуют Кванзу, делают это в дополнение к празднованию Рождества.

После своего первоначального создания в Калифорнии, кванза распространилась за пределы Соединенных Штатов.

Нгузо Саба (Семь принципов)

Кванза прославляет то, что его основатель назвал семью принципами Кванзы , или Нгузо Саба (первоначально Нгузу Саба — семь принципов африканского наследия). Они были разработаны в 1965 году, за год до самой Кванзы. Эти семь принципов составляют кавайда , слово на суахили, означающее «общий».

Каждый из семи дней кванзы посвящен одному из следующих принципов:

  1. Умоджа (Единство): стремиться и поддерживать единство в семье, сообществе, нации и расе.
  2. Куджичагулия (Самоопределение): определять и называть себя, а также создавать и говорить за себя.
  3. Удзима (Коллективная работа и ответственность): строить и поддерживать наше сообщество вместе и делать проблемы наших братьев и сестер нашими проблемами и решать их вместе.
  4. Уджамаа ( Кооперативная экономика ): строить и поддерживать собственные магазины, магазины и другие предприятия и вместе получать прибыль от них.
  5. Ниа (Цель): Сделать наше коллективное призвание построением и развитием нашего сообщества, чтобы вернуть нашим людям их традиционное величие.
  6. Куумба (Креативность): Всегда делать столько, сколько мы можем, так, как мы можем, чтобы сделать наше сообщество более красивым и полезным, чем мы его унаследовали.
  7. Имани (Вера): Верить всем сердцем в наших людей, наших родителей, наших учителей, наших лидеров, а также в праведность и победу нашей борьбы.

Символы

Праздничные символы кванзы включают циновку ( Мкека ), на которой размещены другие символы:

  • Kinara ( подсвечник для семи свечей)
  • Мишумаа Саба (семь свечей)
  • mazao (посевы)
  • Махинди ( кукуруза ) — символ праздника детей (кукуруза может быть частью праздничной трапезы).
  • Kikombe ча Umoja (единство чашка) для празднования и давая shukrani (спасибо) африканским предкам
  • Завади (подарки).

Дополнительные изображения включают плакат Нгузо Саба, черный, красный и зеленый бендера (флаг), а также африканские книги и произведения искусства — все они представляют ценности и концепции, отражающие африканскую культуру и вклад в создание и укрепление сообщества.

Соблюдения

Семьи, празднующие Кванзу, украшают свои дома предметами искусства, красочной африканской тканью, такой как кенте , особенно женскими кафтанами , и свежими фруктами, олицетворяющими африканский идеализм. Принято включать детей в церемонии кванзы и выражать уважение и благодарность предкам. Возлияния совершаются, как правило, с общей чашей, Кикомбе ча Умоджа , которую разносят всем участникам праздника. Неафроамериканцы также празднуют Кванзу. Праздничное приветствие — «Радостная кванза».

Церемония Кванза может включать в себя игру на барабанах и музыкальные композиции, возлияния, чтение Африканского обета и Принципов черноты, размышление о панафриканских цветах , обсуждение африканского принципа дня или главы в африканской истории, свеча -световой ритуал, художественное представление и, наконец, праздник веры ( Караму Я Имани ). Приветствие каждого дня КванзыХабари Гани? , что на суахили означает «Как дела?»

Сначала наблюдатели Кванзы избегали смешивания праздника или его символов, ценностей и практики с другими праздниками, так как это нарушило бы принцип куджичагулия (самоопределение) и, таким образом, нарушило бы целостность праздника, что частично задумано как восстановление важных африканских ценностей. Сегодня некоторые афроамериканские семьи празднуют Кванзу вместе с Рождеством и Новым годом .

Культурные выставки включают «Дух Кванзы», ежегодное празднование, проводимое в Центре исполнительских искусств им. Джона Ф. Кеннеди, с участием интерпретирующего танца , африканского танца , песни и поэзии.

Приверженность

Популярность празднования Кванзы снизилась с уменьшением популярности черного сепаратистского движения. Наблюдение кванзы снизилось как в общественном, так и в коммерческом контексте. По словам профессора Миннесотского университета Кейта Мейса, популярность в США «выровнялась» по мере того, как движение чернокожих за власть там снизилось, и по состоянию на 2009 год от 500 тысяч до двух миллионов американцев праздновали Кванзу, или от одного до пяти процентов африканцев. Американцы. Мэйс добавил, что учреждения для белых сейчас празднуют это.

Национальная федерация розничной торговли спонсировал маркетинговый опрос на зимние каникулы с 2004 года, а в 2015 году показало , что 1,9% опрошенных планировали отпраздновать Кванзаа — около шести миллионов человек в Соединенных Штатах.

Начиная с 1990-х годов праздник становился все более коммерциализированным: первая карта Hallmark Card была продана в 1992 году, и были опасения, что это нанесет ущерб ценностям праздника.

Признание

Академики

Степан Мештрович , профессор социологии Техасского университета A&M , считает Кванза примером постмодернизма . Согласно Мештровичу, постмодернисты в современном обществе могут рассматривать «настоящие» традиции как расистские , сексистские или иным образом репрессивные, но поскольку жизнь в мире, где нет ничего истинного, слишком пугает для большинства людей, «хорошие» и «синтетические» традиции, такие как Кванза была создана , чтобы справиться с нигилистическим , индивидуалистическим современным обществом.

В популярных СМИ

Правительство США

Первая марка кванзы, разработанная Синтией Сент-Джеймс , была выпущена почтовым отделением США в 1997 году, и в том же году Билл Клинтон сделал первую президентскую декларацию по случаю праздника. Последующие президенты Джордж Буш , Барак Обама и Дональд Трамп также поздравили Кванзу.

Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Kwanzaa

Оцените статью