Летний праздник кряшен питрау отмечают

Питрау

Фестиваль кряшенской культуры

Самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечался в день памяти апостолов Петра и Павла по завершении петровского поста. Петров день у татар-кряшен считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.

В кряшенских деревнях до настоящего времени сохранился обычай приносить в этот день в жертву барана.

У истоков возрождения праздника Питрау в Татарстане стояли председатель правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан И.Егоров и глава Мамадышского муниципального района А.Иванов.

Впервые возрождённый Питрау был проведен 12 июля 1999 г. на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района (в 2018 г. – в 19-й раз там же).

С 2008 г., наряду с национальными праздниками Балтай, Гырон быдтон, Каравон, Семык и Уяв, Питрау проводится как Республиканский фестиваль кряшенской культуры под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.

В простонародье Питрау называют «Ночной сабантуй», «Праздник любви». Питрау похож на Сабантуй (проводятся конные скачки, состязания по национальной борьбе, метанию гири, перетягиванию каната, лазанию на шест и другие народные игры на ловкость и силу) и на татарский праздник Джиен (происходит своеобразное сватовство, у татар-кряшен есть поговорка: «В Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют»).

Во время праздника устраиваются торгово-развлекательные подворья муниципальных районов Республики Татарстан и регионов РФ – мест компактного проживания татар-кряшен, проводятся традиционные спортивные соревнования и народные игры (перенос гири зубами, колка дров (семейные команды), прохождение по канату через речку и др.), конкурсы («Кряшен чибәре», «Красавица Питрау» и др.), концерты татаро-кряшенских фольклорных коллективов и звезд эстрады, открытие площадки знакомств, совершаются традиционные обряды и обычаи: подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра.

Читайте также:  Цель праздника день семьи

Во время празднования Питрау устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий татар (в том числе татар-кряшен) и других народов РТ.

Источник статьи: http://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/obryady-i-prazdniki/kalendarnye-obryady-i-prazdniki/pitrau

Как появился Питрау у кряшен?

Петров день начинался 12 июля и продолжался целую неделю. Петров день – особо почитаемый праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу. Он хоть и связан с церковным названием, но больше увязан с сельской традицией ежегодной встречи родственников. Это подтверждается и исторически

В старые времена протокряшенские роды (группы родственников) как и у других финно-угорских, тюркских народов жили в селениях, объединившись в общины (иль). Они каждый год один раз, как правило, летом, устраивали родовой собор (джиен). Там обсуждались дела за прошедший год, планировались жизненно необходимые работы на будущее. На джиенах-соборах принимали участие все мужчины достигшие совершеннолетия. В назначенный день общинники собирались на место сбора (джиен табагы) и садились в круг. Глава, самый уважаемый член общины (ил агасы, абыз, аксакал) обращался к Всевышнему Тенгри с молитвой и просьбой о благословении и этим начинался д ж иен. В первый ряд круга занимали пожилые белобородые старцы, крепкие хозяева, уважаемые члены общины. Второй ряд занимали рядовые общинники. Далее распологались бедные, не достигшие заметных результатов в своей жизни. В первом ряду удобно расположившись, сидели авторитетные люди. На втором ряду участники сидели и могли вставать на колени, чтобы видеть происходящее в кругу. В третьем кругу обычно стояла молодежь, дети, бедняки, часто стояли и женщины.

Такой трехслойный круг позволял увидеть и услышать всех участников общинного схода. Обсуждение дел в общине происходило обычно в первом кругу. Второй круг лишь изредка добавлял какие-либо уточнения или справки. Третий круг имел право лишь слушать.

На джиенах обсуждались проблемы жизни общины, обменивались мнениями о планах на будущее и выносились решения. Когда завершались обсуждения, начинали свои выступления певцы, которые, играя на гуслях, думбре, пели о былой истории, о знатных предках, богатырях и их подвигах. После этого празднество продолжалось внутри родов, когда хозяин каждого дома в селе приглашал своих родственников к себе. Весь род обходил дома родственников, где хозяин угощал своих родственников специально приготовленным для этого пивом и медовухой.

Во время угощения использовался только один питейный кубок – тустаган. Хозяин дома поднимал тустаган и пел для каждого родственника заранее заготовленный именной текст песни на обрядовый напев « җыен көе » , « рәт көе » и выпивал, а родственник отвечал заготовленной песней. Затем хозяин пел следую щ ему родственнику. Наливающим и подающим кубок был специальный ответственный, назначенный хозяином дома, который назывался «сонучы», что в переводе означает «подающий». Этот старинный гостевой ритуал не забыт до сего времени. Например, во кряшены многих регионах сбор гостей по-прежнему называют «джиен».

В старину семейно-родственные отношения, джиенные, общинные традиции были очень крепкими. Роды совместно владели землей, вместе охотились, хозяйство было также общим. Традиция проведения джиена в Волго-Камском крае осталась от предков со времен жизни родовых объединений.

Относител ь но цельные традиции и обряды проведения старинных джиенов неплохо сохранились у кряшен. У них сохраняются следы патриархальных обычаев, обрядов. Каждый джиенный округ имел свою территорию, а также определенный день джиенного праздника (соборного праздника). Он обычно проводился в летние месяцы. Функции у джиена были разные. Во-первых, это праздник родовой праздник, праздник встречи родственников. В эти дни старшее поколение готовило угощение и проводило круговой обход родственников « рәт йөрү ». Молодежь в послеобеденное время выходило водить хороводы, своеобразные смотрины, где подбирались варианты будущих брачных пар.

Население, принявшее христианство, стало называть себя кряшенами, а старинные джиенные традиции приурочило к престольным праздникам села, например, к Троице, к Петрову дню, Покрову и другим, где удачно выполнял свои функции и праздник родового собора – джиен.

Народ отмечал праздник Питрау как границу перехода от относительно спокойных весенне-летних дней к ответственному и трудоемкому периоду сенокоса и жатвы, сбора урожая. На Петров день собирались все родственники. Немаловажной причиной было и разговение после Петровского поста. Для этого резали барашка, которого заранее отмечали среди овеч ь его молодняка красной лентой или краской и называли « питрау тәкәсе » (петровский барашек). Также проводили поочередный обход домов родственников с характерными песенными церемониями и обрядами. Когда шли от дома к дому, пели специальные улочные песни « урам көе » , а впереди про ц ессии шел хозяин или хозяйка следующего дома посещения со специальным атрибутом «каба чук», который представлял собой разукрашенную лентами верхнюю часть прялки (в древности возможно это характерное родовое знамя с родовыми тамгами, украшенное конскими хвостами).

Был еще такой красивый обычай. Недавно вышедшая замуж дочь приезжала к родителям вместе с зятем. Отец, по традиции, дарил дочери на Петров день новые вилы и грабли, чтобы дочь включалась в новой семье в сенокосные работы.

К вечеру вся деревня шла смотреть петровские хороводы. Хороводные песни начинали самые авторитетные певцы, пробовали свои силы и подростки, принимали участие и молодые семейные пары. Основными участниками хороводов были девушки и парни брачного возраста, которые выбирали себе пары и договаривались о сватовстве и свадьбе к Покровским праздникам. Хороводы длились до предрассветного времени. Рассвет шли встречать на гору, когда солнце начинало «играть» разными цветами. Народ верил, что это от того, что пролетали небесные птицы Няжагай с разноцветными оперениями. Говорили, что так радуется небо, а разноцветные всполохи – это отражение разноцветных оперений небесных птиц, благотворно влияющих на созревание нового урожая зерновых.

Днем на Петровских праздниках по домам ходили дети и пели славильные песни «славут». Их за исполнение одаривали вкусной выпечкой, сладостями. Пение славильных куплетов связаны с традициями многих христианских народов, такие куплеты могли сочинять все желающие.

С завершением Петровской недели прекращались хороводы. Игры игрались и песни звучали, но это происходило уже между делом, в минуты отдыха во время сенокоса, жатвы.

Геннадий Макаров,

кандидат искусствоведения,

заслуженный деятель искусств РТ

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз.

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына «Ватсап» аша языгыз.

Источник статьи: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/kak-poyavilsya-pitrau-u-kryashen

Питрау-2017: «Эй, милый, так нельзя, пошли в шалаш»

Вчера поздним вечером на поляне Тырлау в Мамадышском районе в 18-й раз прошел знаменитый «кряшенский Сабантуй», организуемый на родине главой «Ак Барс Холдинга» Иваном Егоровым. Что обнаружили татарстанские VIP’ы в «шалаше любви», почему на Питрау теперь встречают лето, а не провожают его, а также какой гонорар получила главная красавица праздника — об этом в материале «БИЗНЕС Online» из села Зюри.

У кряшен именно Питрау, по крайней мере в Мамадышском районе, является самым любимым праздником

«ЭТО, ГОВОРЯ СОВРЕМЕННЫМ ЯЗЫКОМ, БРЕНД»

«Найду ли я Зюри, как проеду к месту проведения республиканского фестиваля культуры кряшен Питрау?» — тех, кто впервые ехал на этот праздник, возможно, поначалу и мучал такой вопрос, но не при сворачивании с федеральной трассы М7 в сторону Мамадыша, потому что практически все машины ехали именно в это село, расположенное в 30 км от районного центра. Хотя День святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (официальное название праздника) приходится на 12 июля, республиканский фестиваль приурочили к выходным, ведь после ночных гуляний до утра было бы тяжело заступать на трудовую вахту.

В этом году торжества прошли, как и обычно, на поляне Тырлау. Интересно, но, что означает это слово, корреспонденту «БИЗНЕС Online» не смог объяснить первый попавшийся местный житель. Он недоумевал: «Тырлау и есть Тырлау». Лишь покопавшись в недрах всемирной паутины, удалось установить, что это означает «участок выделенной земли». К слову, интернет, так же как и сотовая связь, в этом году работал неплохо, хотя еще пару лет назад дозвониться из Зюри куда-либо было практически невозможно. Поляна встречала гостей воздушным шаром, на котором можно было покататься по маршруту «взлет — посадка», множеством торговых рядов, запахом шашлыка и предвкушением грандиозного события. У кряшен именно Питрау, по крайней мере в Мамадышском районе, является самым любимым праздником, хотя в селе Ташкирмень Лаишевского района, например, с размахом отмечают Троицу. Об этом поведала приехавшая оттуда гостья «кряшенского Сабантуя» Елена. А вот для народной артистки России Венеры Ганеевой именно Петров день — главный праздник этого самобытного народа.

В Зюри самым высокопоставленным гостем стал первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин (слева), который привез с собой и ряд начальствующих особ

«Я стараюсь каждый год приезжать на Питрау. Мой папа — татарин, мама — кряшен. Я такой богатый на праздники человек, отмечаю как все мусульманские, так и кряшенские праздники. Хожу в церковь, ставлю свечки своим предкам, чтобы они упокоились на том свете. Питрау — это не просто ночной Сабантуй. Это, говоря современным языком, бренд. Это гордость республики», — сказала Ганеева «БИЗНЕС Online».

Известная своей наблюдательностью Венера Ахатовна отметила и главную особенность праздника в текущем году: «Про Питрау говорят, что на нем соловей, прощаясь с летом, поет в последний раз, а в этом году, наоборот, Питрау означает начало лета. Стало тепло, вышло солнце…»

На Тырлау было очень много коллег Ганеевой. Стояли, переговариваясь между собой, причем по-русски, артисты из Нагайбакского района Челябинской области. Как оказалось, молодежь родным языком владеет не совсем хорошо. Они называют себя нагайбаками. Женщина в возрасте, перейдя на татарский, уверенно заявляет корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Нас условно можно назвать кряшенами, но только не крещеными татарами, мы не татары». А между тем руководитель общественной организации кряшен Татарстана, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Иван Егоров является членом исполкома всемирного конгресса татар.


«МЫ ПРОВЕЛИ УЯВ, ХОТЕЛОСЬ ПОСМОТРЕТЬ, КАК НАШИ БРАТЬЯ-КРЯШЕНЫ БУДУТ ПИТРАУ ОТМЕЧАТЬ»

Каждый большой праздник в Татарстане начинается с приезда высоких гостей. Не стал исключением и Питрау. В этом году на грандиозных, но неофициальных народных гуляньях VIP’ы, само собой, были, но самых первых лиц республики не наблюдалось. Интересно, что в этом году и Сабантуй в Мингере, и праздник чувашской культуры Уяв наш правящий квартет — Рустам Минниханов, Минтимер Шаймиев, Алексей Песошин и Фарид Мухаметшин — проигнорировали, хотя в предыдущие годы посещали регулярно.

Вот и в Зюри самым высокопоставленным гостем стал первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин. Он привез с собой и ряд начальствующих особ: министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова, министра образования и науки Энгеля Фаттахова, министра здравоохранения Аделя Вафина, председателя Верховного суда Татарстана Ильгиза Гилазова и т. д. Деловито осматривал постройки на поляне Тырлау исполнительный директор Госжилфонда при президенте РТ Талгат Абдуллин, а председателя национально-культурной автономии чувашей республики, депутата Госсовета РТ Дмитрия Самаренкина привело в Зюри любопытство: «Мы провели Уяв, хотелось посмотреть, как наши братья-кряшены будут Питрау отмечать».

Дмитрия Самаренкина привело в Зюри любопытство: «Мы провели Уяв, хотелось посмотреть, как наши братья-кряшены будут Питрау отмечать»

Гостей водили по подворьям, наливали традиционную чарку, пели старинные песни. Любопытным зрелищем была импровизированная свадьба Анны с шахтером Ыштапаном (примерно так произносилось имя Степан на местный манерприм. ред.). Для молодоженов был приготовлен «шалаш любви». Как сказал ведущая, сооружение напрямую контачит с небом, если зайти внутрь, то сбываются все желания. Сначала чуть ли не силком она затащила туда главу Мамадышского района Анатолия Иванова, а потом и остальных. Последним из сопротивляющихся был Нигматуллин, но на словах «Эй, милый, так нельзя, пошли в шалаш» у первого вице-премьера воля была сломлена. После ухода начальства заглянувший в шалаш корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил там две горящие свечи и подстилку с традиционным кряшенским орнаментом. Хорошо полежали, однако…

Ведущая чуть ли не силком затащила в шалаш любви сначала Анатолия Иванова (справа), а затем и Рустама Нигматуллина

«КРЯШЕНСКАЯ ПЕСНЯ В КОРНЕ ОТЛИЧАЕТСЯ»

Открылся праздник на центральном майдане с речи представителей православного и мусульманского духовенства. Благочинный Закамского региона протоиерей Андрей Дубровин напомнил собравшимся религиозную составляющую праздника: «Петров день — один из почитаемых праздников у кряшен. Он приурочен к празднованию Дня святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла и всегда проходил после окончания петровского поста, тогда, когда проводились последние летние игры, сельчане готовились к сбору урожая».

Благочинный Закамского региона протоиерей Андрей Дубровин напомнил собравшимся религиозную составляющую праздника

Любопытно, но и имам мамадышской мечети «Рахимле» Нурислам Газизов, называя кряшен братьями, о самом празднике отозвался как об общем: «Питрау — это один из самых больших наших праздников». Иванов в своей речи отозвался о Петровом дне как об олицетворении крепкой дружбы представителей всех национальностей, а Нигматуллин весьма мудро заметил: «Он (Питрауприм. ред.) является одним из истинных проявлений исторической памяти, связующей нитью между прошлым и будущим кряшен».

Иван Егоров: «Народ не растерял богатого наследия, передает его из поколения в поколение. Пусть дети тоже не запятнают наших духовных ценностей и в будущем будут достойно жить»

Руководитель общественной организации кряшен Татарстана и главный организатор праздника Егоров (единственный из выступавших, кто говорил не по бумажке), родившийся в Зюри, напомнил об истории торжеств: «Вот уже в 18-й раз на поляне Тырлау рад встрече с вами. Давайте весело отдохнем на этом празднике на гостеприимной зюринской земле. У кряшен много древних праздников, обычаев и традиций. Народ не растерял богатого наследия, передает его из поколения в поколение. Пусть дети тоже не запятнают наших духовных ценностей и в будущем будут достойно жить. Хоть в этом году Господь теплых дней дал не так много, урожай созревает вроде неплохой. Если с позволения Аллаха соберем его, было бы хорошо».

Пожелав всем «небес ясных, скотины сытой и столов богатых», высокие гости приступили к награждениям. Так, звание «Заслуженный артист Республики Татарстан» получил певец Вадим Захаров, который не скрывал своих эмоций в разговоре с нашим корреспондентом: «Чувств и не передать. Все меня поздравляют, как на дне рождения, не могу понять, но радуюсь». По словам Захарова, у музыкальной культуры кряшен есть свои особенности: «Кряшенская песня в корне отличается. Есть свои приемы — музыка другая, но это трудно объяснить словами».

С окончанием официальной церемонии приступили к гуляньям и соревнованиям

ЭЛВИН ГРЕЙ ПООБЕЩАЛ, ЧТО ПЕРВЫЙ ПИТРАУ НЕ СТАНЕТ ДЛЯ НЕГО ПОСЛЕДНИМ

С окончанием официальной церемонии приступили к гуляньям. Параллельно шли состязания по поднятию гири, армрестлингу, ловле рыбы руками в воде (апостол Петр был рыбаком), перетягиванию каната и еще много чего. Ну и борьба корэш, конечно, как же без нее. В Зюри съехались сильнейшие борцы Татарстана. Победителей в своих категориях ожидал щедрый подарок от «главного кряшена республики» — автомобили. В результате две машины достались землякам Егорова — мамадышцам Булату Юнусову и Константину Морозову, третью выиграл спортсмен из Казани Булат Мусин. Потом они состязались между собой — звание абсолютного батыра досталось Морозову.

В Зюри съехались сильнейшие борцы Татарстана

А вот у победительницы другого ключевого соревнования — «Кряшен чибяре» («Кряшенская красавица»прим. ред.) — призовые были чуть скромнее. Жительница Елабуги Екатерина Максимова вместе с серебряной короной увезла с собой и 50 тыс. рублей. Оказалось, что мисс «Питрау-2017» семь лет назад уже принимала участие в конкурсе, заняв второе место, но удача ей улыбнулась только сегодня под утро: «Мне до сих пор не верится, что я выиграла. Для меня это большая ответственность, я безумно рада. Яркое воспоминание детства — грандиозные застолья, сопровождавшиеся протяжным пением родных, которое я пыталась повторить. Хотя ни в одном фольклорном коллективе я не пела, но жизнь моя всегда была связана с ансамблем „Ак каз“ города Елабуги, в котором пели мои родители».

Кряшенская красавица вместе с серебряной короной увезла с собой и 50 тыс. рублей

Со сцен звучали народные композиции кряшен, но сюрпризом стали поп-ветераны из ВИА «Синяя птица», которые под аплодисменты исполнили популярные хиты прошлого: «Там, где клен шумит….», «Ты мне не снишься, я тебе тоже». Молодежь зажигала на площадке «Питрау пати». В 19:30 там ждали Элвина Грея. Но популярный исполнитель как настоящая звезда заставил себя ждать несколько часов, в результате уже за полночь выступив на большой сцене торжества. «Честно, не ожидал увидеть здесь такого скопления людей», — произнес в микрофон певец и обещал, что первый для него Питрау будет не последним. На дворе была ночь, но праздник на Тырлау и не думал завершаться…

Источник статьи: http://www.business-gazeta.ru/article/351621

Оцените статью