Что такое Сурхарбан и зачем его праздновать?
Об истоках национального праздника рассказывает этнолог Дорж Цыбикдоржиев
Фото: архив infpol.ru
Лето, жара, стадион или поле. Сотни людей собираются, чтобы узнать из какого района нынче лучший лучник, борец и скакун. Всюду звучит бурятская речь, народные коллективы танцуют и поют. Для многих бурят посещения Сурхарбана – это обязательное мероприятие, на которое желательно прийти всей семьей. Другие не знают или не понимают суть события и, соответственно, не видят необходимости на него приходить.
Что такое Сурхарбан, зачем его праздновать? Об этом мы поговорили с кандидатом исторических наук, этнологом Доржом Цыбикдоржиевым.
— Что значит название Сурхарбан?
Сурхарбаан — дословно стрельба по сурам. Сур (hур) — кожаный ремень, свернутый в цилиндрик-мишень.
— Сурхарбан и Эрын гурбан наадан (Игры трех мужей) – это одно и то же?
Как праздник — да, это одно и то же. Просто, строго говоря, сурхарбан («стрельба по сурам») являлся частью Наадан.
— Можете рассказать вкратце историю возникновения бурятского праздника Сурхарбан. Когда он возник, как развивался?
Вероятно, Сурхарбан развился из древних церемоний посвящения в воины, так называемых обрядов инициаций. У эвенков и некоторых других сибирских народов этот обряд/тренинг долго бытовал в изначальном виде. 12 кожаных ремней натягивались вокруг четырех столбов (деревьев), образуя как бы ринг. Молодые ребята прыгали над/под ремнями, а в них стреляли тупыми стрелами старшие мужчины. Молодые должны были увернуться. У бурят под Верхнеудинском что-то подобное отмечали голландцы в 1680-х, когда писали, что буряты тренируют мальчиков, обстреливая их сначала тупыми, потом острыми стрелами. А если подросток погибал, то его родным выплачивалась анза, минуя русский суд. Но уже в то время тренинг подростков отделился от собственно игры-состязания, в которой ремни не натягивались, а наоборот свертывались и укладывались рядами (у бурят) или кучкой (у некоторых других монголов).
— Чем отличается праздник сейчас от изначальной формы и празднования в советское время?
В советское время были стрельба по сурам (использовался настоящий бурятский лук), скачки (точнее, в условиях Улан-Удэ проводились не скачки, а чаще какие-то «бега» с лошадьми, запряженными в коляски). Ну и борьба была. Боролись в 80-х в форме вольников, выглядело конечно не очень зрелищно.
Сейчас наше спортивное ведомство сумело реконструировать старинную борцовскую форму с обвязкой кушаком, барилдан сразу стал смотреться интереснее. Бурятская версия борьбы несколько отличается от халхаской и южномонгольской.
У бурят не используются куртки с отсутствующей передней частью — дзодоки, нет правила «руки против рук, ноги против ног», как у монголов АРВМ. В то же время нельзя касаться земли руками, как разрешается у халхасцев. В древности виды борьбы у степных кочевников были тесно связаны с борьбой всадников, и правило поражения в случае касания земли «третьей точкой», видимо, ассоциировалось с «падением с коня».
Что касается обвязки кушаком, то очень похожая форма сейчас утверждена в Корее для борьбы ссиррым. Не исключено, что в средние века бурятский вид барилдана был близок корейской борьбе. Впрочем в том регионе на стыке монголов, маньчжуров и корейцев в борцовской форме было много вариантов. В том числе часто боролись и в куртках, хотя они не были похожи на дзодоки.
В деревнях часто обходились вообще без собственно сурхарбана, т.е. без стрельбы. Зато борьба проходила в более жестком режиме. Открытой ладонью тычок в лоб, в шею — запросто. В 19 веке, судя по всему, не были запрещены даже кулачные удары. Память об этом сохранилась повсюду — от Аги до Алари. У эхиритских бурят борьба сильно отличалась. У них, как и у ойратов не господствовало правило «третьей точки». Борьба продолжалась и после падения соперника.
Вообще, хотелось бы тут подчеркнуть, что пропагандируемая некоторыми общественниками тенденция к унификации всех региональных видов спорта мало чем оправдана. Так мы просто теряем интересные и зрелищные виды. Если кому-то хочется развивать в республике, допустим, южно-монгольский вид барилдана, для этого просто можно создавать соответствующие организации и проводить турниры. Не надо стремиться вытеснить собственно бурятские виды. Наоборот, было бы интересно возродить, например, эхиритскую борьбу, а также некоторые виды стрельбы из лука.
В советские годы борьба продолжила тенденцию к гуманизации, кулачные удары полностью исчезли. В перечень спортивных состязаний Сурхарбана стали вводить гиревой спорт.
— Без каких атрибутов не может пройти ни один Сурхарбан?
Ну, по идее, если нет стрельбы по сурам, то название праздника будет выглядеть несколько нелепо.
— Как правило, во время Сурхарбана очень жаркая погода, а состоится ли праздник, если будет пасмурная погода?
Лишь бы не было проливного дождя. Если в назначенный день пойдет ливень, думаю, отложат праздник. В Монголии еще с советских времен в дацанах проводили молебен за хорошую погоду. Хотя некоторые ученые считают, что это инверсия, а изначально наоборот молили о дожде.
— Где еще празднуется Сурхарбан, кроме Бурятии?
В Аге летний праздник называют Зунай наадан (летний турнир или «игры»). В Монголии Эрын гурван наадом. Во Внутренней Монголии тоже используется слово наадан или наадом. Суть в целом одна и та же.
У иркутских бурят все было примерно также, более того, традиция называть весь комплекс состязаний сурхарбаном, возможно, пришла от эхиритских или кудинских бурят. Восточные буряты скорее всего называли праздник наадан, разделяя его на борьбу, скачки и стрельбу из лука. У ангарских бурят стрельба из лука за 19 век почти исчезла.
Между прочим, у эхиритов в древности существовал очень интересный вид стрельбы из лука. Они стреляли по мишени в виде тележного колеса, при этом завешенного мокрым войлоком. Стрела должна была пробить войлок и попасть в ступицу колеса. Сложно сказать, насколько это реалистично, но фольклор эхиритов часто показывает такой вид стрельбы. Очень может быть, что он связан с исчезнувшим еще в 13 веке куренным способом обороны. Лагерь кочевников вставал кругом, огородившись телегами, а для защиты от стрельбы устанавливались войлочные навесы.
— Сколько дней должен проходить Сурхарбан?
Собственно стрельба по сурам могла идти несколько дней. Раньше это была командная ИГРА, а не просто стрельба по мишеням. Там делались ставки, существовали особые стрелковые братства, которые состязались между собой. Борьба, конечно, тоже до советских времен была азартным делом. Скачки собирали наибольшее количество эмоций.
Источник статьи: http://www.infpol.ru/101572-chto-takoe-surkharban-i-zachem-ego-prazdnovat-/
Язычники Бурятии отпраздновали день летнего солнцеворота
С 20 по 21 июня славянская община родноверов «Родовичи» отпраздновала яркий древнерусский языческий праздник Купало
Два дня члены общины провели у реки в поселке Ильинка, где всю ночь проводили обряды и пляски.
В этот день собираются все духи и происходят великие чудеса: цветет папоротник и волшебная разрыв-трава, а найти ее могут только те, кто чист сердцем. День единения земли и неба, огня и воды, поклонения предкам и богам.
— Это русский праздник верности и искренней любви. Время волшебства и чудес, единения огня и воды. Это праздник прославления творца – Рода. Празднуется он в день летнего солнцестояния. Требу мы приносим бескровную – хлеб, квас и т.д., — говорит глава общины Велемир Москвитин.
Весь день участники готовились к празднику: плели венки, складывали костры, увязывали чучелко, символизирующее бога молодого солнца – Ярилу. Также вырезали из дерева кумир Рода – главного бога славянских язычников. С закатом солнца начался сам праздник. Девушки пели обрядовые песни у березы, мужчины добывали огонь трением дерева об дерево. Община сыграла мистерию — «свадьбу». Невесту символизировала наряженная береза, а женихом было соломенное чучело. Девушки водили хоровод вокруг «невесты». Затем пришли парни — сваты с «женихом». С речью о сватовстве они приставили чучело Ярилы к «невесте». Девушки продолжили хоровод вокруг березы и пели древние песни про Купалу и Кострому. В конце песни кто-то, как будто невзначай, задевает «Ярилу» и он падает. Девушки бросаются к нему, начинают будить и причитать со словами: «Помер, он помер. Ой, проснись, да открой очи. Да на кого ж ты нас покинул, какой же он был хороший».
— Так мы показываем любовь к Яриле, чтобы на следующий год он к нам вернулся, — рассказывает нам Светозара Москвитина, жена главы общины.
Затем Ярилу проводили через костер. Для защиты участников обряда они нарисовали на земле священный обережный круг. Так как сущности бывают разные: и плохие и хорошие во избежание неприятностей из этого круга на обряде нельзя было выходить и входить. Они преподнесли требы Яриле, провожали его, громко прославляя, затем сожгли чучело.
— За вами проходит человек с топором. Он отрубает с вас все плохое и закрывает дорогу нечисти к вам, — говорит Светозара.
Затем каравай пронесли по кругу, чтобы каждый прикоснулся к нему руками, отправляя вместе с требой свои пожелания к богам. Каждый взял братину с квасом и с поклоном поднес к костру, угощая богов и предков со словами: «Слава Русскому народу! Слава Яриле и Роду! Слава богам русским, слава предкам нашим!».
После они проводили березку: все девушки встали вокруг дерева в круг, защищая «невесту», а парни их атаковали. Прорвав оборону, с песнями понесли «невесту» на реку и «проводили» ее по воде. После этого был зажжен большой костер – Купалец, вокруг которого все участники водили хороводы, играли в игры, в которых неженатые и незамужние могли найти себе пару.
— Купальская ночь это время выбора спутника жизни. Именно на Купалу можно было дать понять своему избраннику, что ты к нему неравнодушен, ведь наши предки считали, что о любви говорить нельзя. После этой ночи засылались сваты и поздней осенью игрались свадьбы,- говорит Светозара.
С летнего солнцестояния день «идет на убыль». Зажженное колесо символически обозначало солнце, которое с этого дня катится «под гору». Поэтому родноверы укатили «солнце» в реку, изображая начало его «скатывания».
Затем участники прыгали через костер и пускали по реке венки. Все обряды на Купалу имеют смысл. Так, прыжки через костер – это огненное очищение. Запуск венков со свечами в реку – исполнение желаний, а купание в реке – очищение водное.
Спать в ночь на Купалу не рекомендуется. По поверью, в спящего может проникнуть злой дух.
А с рассветом солнца появилась волшебная «купальская» роса. Считается, что тот, кто искупается поутру в росе, будет молод и здоров.
Источник статьи: http://www.infpol.ru/160679-yazychniki-buryatii-otprazdnovali-den-letnego-solntsevorota/
Национальные праздники бурят
Vladimir/www.flickr.com/CC BY-SA 2.0
Не каждый народ может гордиться тем, что он сохранил свои исконные традиции и национальные праздники, а вот буряты могут. Конечно, их традиционные праздники также претерпели большие изменения, но осталось главное — люди их любят и с удовольствием празднуют.Национальных праздников у бурят два. Главный — это традиционный новый год — цагалган. При советской власти он стал называться «белый месяц», а теперь и вовсе «Новый год», хотя старое название все еще помнят и даже иногда употребляют. Второй праздник — сурхарбан. Этот праздник появился после революции, так как по всей стране после революции происходила борьба с религией, и ведь нельзя же было в Бурятии оставлять древний религиозный праздник и упразднять его совсем тоже не хотелось.
Цагалган в старину у бурят считался праздником молочных продуктов и праздновался осенью, по времени совпадая с русским праздником «Покров». Наступала зима, молодняк скота уже подрос, и кочевники в преддверии зимы отправлялись в гости друг к другу, пили араку и ели праздничную белую пищу. Как память об этом празднике, у бурят остался обычай прибавлять в это время год возраста всему скоту, хотя приплод к тому времени едва достигал полугода.
Постепенно под влиянием ламаизма, который из Тибета проник в Монголию, а затем в Бурятию, новый год стали праздновать по буддийскому календарю и старый праздник оказался почти забытым, хотя и сейчас праздничная новогодняя пища у бурят и монголов — это молочная белая пища.
Второй праздник — сурхарбан, что означает «стрельба в сур», то есть в кожаную мишень. Сурхарбан проводится в начале июля. В древности в это время проводились ламаистские и шаманские молебны «обо тахилга», «тайлаганы» и «хуралы» с привлечением большого количества верующих, то есть всего населения Бурятии. В это время население свободно от хозяйственных забот: в земледельческих районах посев уже прошел, а в скотоводческих — скот принес приплод и начал нагуливать жир, сенокос же еще не начался.
Празднование проводилось около крупных монастырей, куда собирались все близко расположенные кочевья и местные князья — нойоны, возглавлял праздник настоятель монастыря. (Теперь праздник проводится на открытом стадионе, а возглавляет его глава администрации района). На хуралах проводилось три вида состязаний: стрельба из лука, бега лошадей и борьба.
Состязание «Стрельба из лука» пришло из далекой древности, когда монголы и буряты (а это родственные племена, раньше составлявшие один народ) занимались в основном охотой, а лук был единственным орудием стрельбы. Соревнования по стрельбе у бурят проводятся так: на расстоянии 30 луков и 20 луков (один лук — 160 см) ставятся горизонтально суры (мишени) на высоту лука; через расстояние, равное длине лука, сзади и спереди суров проводится черта. Стрела не должна падать ближе передней черты и выбивать сур за черту. Выпускают поочередно по две стрелы, но когда остается по одному суру на каждом из участков, то выпускают по одной стреле.
С древности у бурят-монголов были очень популярны конные скачки. Раньше на соревнования допускали только коней-меринов, а теперь допускаются производители и кобылицы. Из двух меринов, пришедших первыми, один подносился в дар старшему ламе, второй — старшему нойону, а имена владельцев лошадей даже не объявлялись; теперь владельцы лошадей-победителей получают специальный приз и поощрение к улучшению породы. Получает приз и наездник.
Третий вид соревнований на сурхарбане — борьба, которая считается национальным видом спорта у бурят. На ламаистских праздниках также устраивались соревнования по борьбе и проходили они в соответствии с религиозным этикетом: перед схваткой борцы подходили к ламе за благословением, а после схватки победитель подносил ламе часть своего приза.
В настоящее время сурхарбаны стали очень популярны: кроме соревнований на них проходят выступления самодеятельных артистов, возобновились молебны лам, для которых устанавливают специальные юрты, люди одевают красивые национальные одежды, и каждый празднует, как умеет.
Источник статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/45542/34/