Яран сувар — лезгинский новый год
ЦIАЙ олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.
По древним представлениям лезгин, ЦIай это земное воплощение Солнца (РАГЪ) и есть в каждом человеке. Огонь покидает тело в момент смерти. Огонь можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями. Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх. Разжигание огня равносильно рождению, воскресению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня. Огонь и пламя — типичные символы сердца. Они двуедины: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой — демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству.
У лезгин Огонь — символ Солнца (РАГЪ), которое в союзе с водой и светом создало все на земле. Считался живой очистительной силой. Костер Означает усиление силы Солнца, особенно во время солнцестояния, тем самым ободряя силы света и добра. Символ подвластного человеку огня ЦIай, вызванного к жизни и питаемого человеком. Костер — символ тепла среди ночи, круга света. Символ единства сидящих (танцующих) у костра. Символ волеизъявления. Символ единения нации.
Огонь является символом торжества света и жизни над смертью и мраком. Символ очищения и домашнего богатства. Символ обновления и рождения в новом воплощении. Огонь можно разделить на две составляющие — свет и жар. Если первое понятие отвечает за интеллект, эмоции, то второй — за тепло и уют, благополучие.
Огонь так же является олицетворением истины, знания. Он без колебания расправляется с ложью, невежеством и прочими человеческими пороками. Крещение огнем — перепрыгиванием через костёр — символизирует возвращение к первоначальной чистоте, избавление от всего темного в душе.
Самым распространенным символом огня является саламандра. Это животное, являясь ярким представителем этой стихии, стало уже своеобразным знаком стихии огня. Она символизирует его бесконечную подвижность и непостоянство. В древних трактатах рассказывается, что саламандра обитает в огне и дает умные советы тем, кто к ней обращается. Огонь способен разрушить любые формы, редкое явление при этом неподвластно его разрушающей силе. Но огонь это не только разрушение, но и очищение. Своей силой, он способен очищать помещения и предметы от негатива, накопленного в них, поэтому его очень часто наряду с водой используют для очищения.
В химии огонь является знаком стадии беления (при температуре от 100 до 300 градусов). На этой стадии из любого вещества происходит удаление всего негативного и загрязняющего, идет очищение.
Очень интересно Огонь взаимодействует с остальными стихиями. Огонь живет смертью Земли. В то время как его смертью живет Воздух. То есть Огонь живет за счет того, что убивает материальные предметы, которые олицетворяют собой стихию Земли (деревья, вся органика и прочее). А вот за счет Огня живет Воздух, ведь именно за счет Воздуха усиливается огонь, без существования Воздуха невозможно существование Огня. Как только Воздух решит оставить пламя, оно тут же угаснет без него. Поэтому Воздух можно считать контролирующим Огонь элементом. Вода, являясь противоположной Огню стихией, способна либо полностью убить его (если ее сила выше силы Огня), либо наоборот умереть от него (когда Огонь сильнее).
Результатом взаимодействия Огня и окружающей среды является пепел. Пепел не менее символичен, нежели сам огонь. Выражение «посыпать голову пеплом» — означает необратимое и безутешное горе. Тут в сравнение идет необратимость пепла в первоначальную структуру объекта, до соприкосновения его с огнем.
Огонь достаточно могущественная стихия, но в то же время достаточно уязвимая, особенно если имеет дело с сильной Водой или Воздухом. Неконтролируемый Огонь — одно из наиболее опасных явлений. Но при этом достаточно лишить его связи с воздухом и он погибнет. Огонь своенравен, трудно подчиняем. Пожалуй, одна из самых своенравных стихий, хуже него в этом плане лишь Воздух, который вообще не поддается контролю, и является совершенно независимой от других стихией.
Огонь, как и любая другая стихия, дает своему обладателю свои же качества. Так, если Воздух наделяет своих детей неусидчивостью, взбалмошностью, быстротой реакции, красноречием, Земля — основательностью, добродушием, спокойствием и стремлением к упорядоченности, Вода — непостоянством, приспосабливаемостью, гибкостью мышления, умением добиваться своей цели, то Огонь дает своему обладателю такие качества как вспыльчивость, активность, непреклонность во мнении, агрессивность во взглядах.
Во многих мифах огонь являлся союзником человека. Человек получал частичку огня от Бога и с этого момента его род начинал процветать и умножаться. Огонь не только согревал тело, но и дарил тепло душе, вселяя в нее надежду. Огонь также являлся символом тайных знаний. Прометей, похищая огонь и передавая его людям, тем самым предавал им сокровенные знания, до этого доступные лишь богам.Так же огонь был символом власти, символом чести и победы. Воины, отправляясь в поход, брали с собой священный огонь, который нес огненосец. В традициях лезгин огонь является основным элементом. Это священная стихия, проявление высшей справедливости. Именно поэтому огонь также является символом справедливости, символом праведного гнева, который может покарать виновного, но и обогреть нуждающегося.
В сёлах лезгин по вечером разжигались костры, через которые пригали все от стариков до детей — это было обязательным действием для очищения и начало новой жизни.
Уже в более современное время, какие-то 100 лет назад, лезгины очень серьёзно праздновали этот праздник: от него зависела благодать на весь год. Ночью 22 марта по всем сёлам лезгины палили в ружья и спускали с близлежащих склонов гор огромные подожженные колёса. Молодые люди устраивали салют, запуская в небо горящие деревянные пропеллеры. Лезгинки готовили семь блюд из семи компонентов: пшеницы, молока, аджики, воды, соли, сушёных ножек и головы барана. Одно из блюд, ГитI, было обязательным к приготовлению.
Яр — данное название произошло либо от имени древнего лезгинского бога весны Яр(возможно,богини плодородия и весеннего солнца) либо обозначало краску, утренние лучи солнца — продолжался пятнадцать дней: с 22 марта по 6 апреля. Бытовало поверье, что Яр может ударить, убить, если не исполнить некоторые действия. Поэтому было принято обвязывать свои руки, а также шеи детей и скота красными шерстяными нитками. Обязательным было надеть новую одежду или, если такой возможности не было, нашить новую заплату на старую.
С первыми днями Яра совпадал второй весенний праздник Кьуьгъверин сувар, или праздник пахоты. Только добропорядочному и трудолюбивому человеку позволялось в это время провести первую борозду. В случае, если год выходил урожайным, ему давали имя этого человека.
На фото картина «У костра».
Худ.Константин Титаренко
#ярансувар #цIайцIайар #лезгинскийнациональныйпраздник #лезгинскийновыйгод #праздниквесны
Источник статьи: http://proza.ru/2020/03/20/1916
Яран Сувар — праздник солнца и весны!
У дагестанских народов немало различных праздников. В частности у лезгин известны: Цуькверин сувар (Праздник цветов), Эвел цан или Сифте ргал (Первая борозда), КIару (Праздник черешни). Но самым замечательным из них является Яран сувар, что означает «Праздник Солнца», который наступает во время весеннего равноденствия в ночь на 22 марта.
Слово «йар» в лезгинском языке имеет несколько значений: «красный», «заря», «красивый», «любимый», «название месяца лезгинского земледельческого календаря» и др. Красный цвет в жизни лезгин занимает важное место. Согласно их древним верованиям, земля держится на рогах красного быка, которому поклонялись, а жертвенного быка хорошо кормили и на шее завязывали красные ленты.
Красный цвет ассоциируется с жизнью, кровью. На крови клялись, кровью братались, кровью смывали позор. На невесту накидывают красное покрывало, красным платком украшали шею коня-победителя или доброго вестника. В орнаментах и рисунках лезгинских ковров используются почти все оттенки красного цвета. За неделю до наступления Яран сувар лезгины носят на запястьях красную нить.
Особенности праздника
Заблаговременно перед праздником заготавливают сухие стебли растений (яран кьалар), которые устанавливают в виде конусов на специальных площадках для костров. В ночь с 21 на 22 марта зажигаются костры (по семь костров) на крышах домов, на общественных площадках, в местах массовых игр. В землю втыкаются факелы (лаванар), в каждой группе по семь штук. В костер бросают старые вещи со словами: «Сийиди куг! ЦIийиди хьухь!» (Старое, гори! Новое, родись!). Устраиваются зрелищные фейерверки: пускают в небо разнообразные огненные звезды из перекрестно связанных палок, обмотанных замасленными тряпками (цIайлахъанар); огненные шары из тряпья или соломы (алпанар); пускают горящие стрелы (хьелхьемар); с гор скатывают большие огненные колеса или шары из спрессованной соломы и тряпья (барбияр). Для очищения от грехов, болезней, сглазов, порчи человек семь раз должен перепрыгнуть через костер. Для устрашения темных сил и злых духов всю ночь производили побольше шума: били в металлическую пластину, подвешенную к перекладине, или массивный обрубок сухого ствола дерева (лахъут), стреляли из самодельных пневматических «ружей» (къумпара) и из обычных ружей. Массовые гуляния сопровождались присущими для этого праздника плясками и песнопениями, которые продолжались и днем.
В древности на период праздника между воюющими сторонами заключалось перемирие. В это время полагается совершать только добрые дела. Обращаются к богам (гъуцар) с просьбой о прощении грехов.
С утра 22 марта юноши с ряженым (цIегь) идут по дворам и колядуют: «Нуну, нуну — яран пай!» (Нуну, нуну, дай подношения для яра!). Ряженого сопровождают музыканты и носильщики подношений с переметными сумами. Если у кого-то двор неухожен, неубран, то ряженый пускает в адрес хозяев насмешки: «О, здесь мусором богаты, выходи-ка, виноватый! Когда же мусор здесь сожгут? Что-нибудь здесь нам дадут?!» Если же двор ухожен и чист, то ряженый расточает похвалу: «Здесь чистота необъятна, тут и гостить нам приятно! Детей пусть будет полный дом, Пусть изобилие будет в нем!».
Конечно же, ряженый очень искусно дозирует, регулирует хулу и похвалу, ловко используя иносказание, намек, юмор, зная меру и такт. Вся игра представляет собой сплошную импровизацию, и для этой роли подбирались талантливые люди. Хозяева на шутки не обижаются и сами включаются в игру, веселятся со всеми. Это традиционный праздник народной смеховой культуры.
Подношения праздника
Хозяйки выносят все, чем богаты: сухофрукты (вирер), вареные и свежие яйца, лепешки (тIунутI, алуга, афар), цикIен — особый пирог с мясом, луком, картошкой и специями; гузан — лепешки с кремом из свежего коровьего масла и меда; баклук — лепешка из кукурузной муки с луком; алуга — творожник или сырник с яйцом; черекун — печеный хлеб, подобие пиццы с сыром и луком; хъукьвал — сорт пряника; иситIа — халва из обжаренной муки, меда и масла; калар — обжаренные зерна ячменя и конопли; сав — мука из калар; яблоки, орехи, печеная или вареная тыква и прочие продукты.
На Яран сувар красят яйца, сваривая их с различными растениями, выделяющими красители (шелуха лука, сушеная зеленая кожура грецких орехов, марена и др.). Чтобы в доме всегда был достаток, число блюд должно равняться семи. Если семья не могла себе позволить приготовление семи разных блюд, выручал гитI — каша из семи ингредиентов (сушеное мясо, кукуруза, ячмень, фасоль, гороха, бобы, картофель или что-либо другое, причем муку и соль можно было считать за компоненты).
Вот некоторые традиционные блюда, готовящиеся в месяц яр: семена — сладкая патока из зелени проросшего ячменя; тIач — напиток из обжаренной муки проросшего ячменя; нутIуфа — орехи, облитые медом; мехкIуьт — специальная паста из тутовой патоки, обжаренной муки ячменя и конопляных зерен; дангу — каша из кукурузы, ячменя и фасоли и др.
Символы праздника
Яран сувар символизирует возрождение и обновление жизни, победу света над тьмой, весеннего тепла над зимним холодом, добра над злом, выздоровления над болезнью, жизни над смертью.
Период «яр» продолжается в течение 14 дней, с 22 марта по 4 апреля. В эти дни активно проводятся «мелер» (общественные помочи в различных хозяйственных делах, где нужен коллективный труд), готовятся к весенним работам, очищают дворы и участки, обрезают и сжигают сухие ветки или заготавливают их на топливо, приводят в порядок инвентарь и инструмент. А самое главное — гармонизируют тело и душу в соответствии с обновляющейся природой. Хотя в жизни лезгин произошла смена нескольких религий (язычества, христианства, ислама), они сохраняют свои традиции. Ни одна из религий не смогла их вытеснить и уничтожить. Лезгины в душе хранят веру в языческих богов — гъуцар и часто обращаются к ним: к Богу Солнца, чтобы он давал свет и тепло; к Богу Огня, чтобы он охранял род человеческий от злых духов; к Богине Луны, чтобы не лишили человека любви и надежды; к Богине Воды, чтобы не переставала поить своей живительной влагой; к Богу Земли, чтобы не лишал своих благ и хлеба насущного. Пантеон лезгинских языческих богов насчитывает более тридцати персонажей.
В дни «яр» ходят в гости к родственникам и друзьям с поздравлениями. Влюбленные юноши и девушки тайно передают друг другу праздничные подношения (наподобие нынешних «валентинок»). Девушки вышивают избранникам платочки со своими инициалами и цветочным узором по углам. Юноши дарят возлюбленным подснежники.
Были и традиционные поверья и гадания. В земле прорывались норы: считалось, что проползание через них снимает с человека сглаз и порчу (чила). По поверью, если долго смотреть на луну, повторяя имя суженого (суженой), и положить под подушку что-нибудь связанное с ним (платок, волос, одежда), то он будет сниться. А те, у кого еще нет возлюбленных, повторяют заклинание: «Мен, Мен къатурай, кIанид атурай!» (Пусть Луна будет яркой, пусть явится любимый!). Перед Яран сувар закапывали в землю яйцо, марену и древесный уголь. 22 марта их выкапывали. Если на яйце появлялась красная полоса, то ожидалось везение в делах; темная полоса предупреждала о надвигающейся беде. Начиная с Яран сувар (22 марта), три дня считались предсказывающими о том, какими будут предстоящие весна, лето и осень.
Яран сувар в описанном выше виде проводят только лезгины. Его отголоски остались у лакцев, у молдаван (мерцишор), у славян (колядки); ношение же красной нити на запястье, кроме лезгин, наблюдается у балканских албанцев и у болгар.
Источник статьи: http://alpan365.ru/yaran-suvar-prazdnik-solnca/
Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия
Главная лента
Первая борозда народов Юждага
О прошлом, настоящем и будущем древнего праздника лезгинских народов
Раздел: Главная лента / Культура
В последние годы в Дагестане усилились идеологические споры относительно древнейшего праздника народов Южного Дагестана – Праздника весны, который у разных народов лезгинской группы называется по-разному – Яран сувар, Эбелцан, Эвелцан, Эр.
Часть современной молодежи утверждает, что данный праздник противоречит мусульманским традициям из-за почитания в рамках данного праздника огня и, якобы, заимствованного характера данного праздника у огнепоклонников Ирана — зороастрийцев.
Однако чуть более глубокое изучение данного вопроса показывает, что праздник весны у народов лезгинской группы имеет более глубокие корни, зародившиеся еще задолго до проникновения персидского влияния на Кавказ. И связан этот праздник, в первую очередь, с земледельческим циклом – с началом полевых работ.
В принципе, название данного праздника, сохранившееся у табасаранцев и агульцев – Эбелцан и Эвелцан – самым определенным образом на это указывают. Поскольку эти названия есть не что иное, как «эвел цан» — «первая борозда».
Несмотря на то, что у лезгин этот праздник ныне называется Яран сувар, в лезгинских районах тоже до сих пор употребляют выражение «эвел цан» применительно к первой борозде, которую закладывают крестьяне в горных районах.
Эбелцан — это древнейшая народная традиция. Праздник, который отмечается еще с незапамятных времен, пришедший к нам от далеких предков. Эбелцан — символ прихода весны, обновления природы. Каждый год в третью субботу марта этот праздник широко отмечают в Хивском районе, а также во многих сёлах Табасаранского района.
Лезгины, составляющие чуть меньше половины населения района, называют праздник Яран Сувар и отмечают его немного позже, в день весеннего равноденствия. Но надо сказать, что в ряде лезгинских сел района, таких, как Куг, Заза и другие, он отмечается раньше, чем у остальных лезгин.
Яран Сувар/Эбелцан — это праздник первой борозды, начала весенне-полевых работ. Традиционно в этот день празднования начинаются с самого утра. В центре празднества – большой костер, который разжигает один из уважаемых аксакалов села. Ему в руки передает пылающий факел девушка в пестром одеянии, украшенном цветами и листьями, символизирующая собой весну. Костер — это символ обновления, в нем сгорает все плохое и начинается новая жизнь с новыми надеждами.
Основную часть праздника предваряет символическое вспахивание «первой борозды» (а ведь именно таким образом, как мы указали выше, переводится слово «Эбелцан») прямо на праздничном майдане.
Именно начало нового сельскохозяйственного цикла, с которым была неотрывно связана жизнь наших предков, и представляет основное смысловое наполнение праздника, который у каждого народа называется по-своему. Ведь нельзя было представить когда-либо в прошлом, вплоть до начала 20 века, жизнь наших народов в отрыве от земли, сельского хозяйства.
Затем начинаются обрядовые песни и танцы, в том числе в исполнении ряженых в масках, изображающих головы козлов и баранов, которые веселят народ и получают за это подарки.
Разжигаются ритуальные костры, а народ демонстрирует блюда национальной кухни, приготовлением которых женщины заняты с самого утра. Все желают друг другу урожайного года и благополучия, поздравляют с началом весны и нового года.
На праздничный стол подаются лучшие или специально приготовляемые для Яран Сувар/Эбелцан блюда и большое количество сладостей. И это не просто прихоть: по представлениям народов Кавказа обилие и разнообразие еды на праздничном столе призвано обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. А частое использование птичьих яиц в обрядах и приготовлении праздничных блюд когда-то было обязательным и символизировало зарождение новой жизни. Празднование длится до позднего вечера.
ФЛНКА на празднике в Хиве
Важно отметить, что в нынешнем году впервые за многолетнюю историю празднования Яран Сувар/Эбелцан в нем приняла активное участие организация всероссийского масштаба – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в лице ее представителя в Табасаранском и Хивском районах Умганат Сулеймановой.
В этом году праздник пришелся на 15 Марта. В этот день на праздничной площади собрались в большом количестве как местные жители, так и гости из соседних муниципалитетов, а также представители администрации и пресса. Всем гостям и участникам праздника был дан большой концерт.
Торжества по случаю праздника Яран Сувар/Эбелцан начались в 10-00 на площади перед районным культурно-досуговым центром в селе Хив. Открыл торжество глава Хивского района Бейдуллах Мирзоев, который поздравил собравшихся и с праздником весны и началом сельскохозяйственных работ и рассказал о многолетней традиции празднования Яран Сувар/Эбелцан в Хивском районе.
Затем началась концертная программа с участием множества творческих фольклорных коллективов и исполнителей из Хивского и Табасаранского районов.
Отметим, что ФЛНКА поздравила в этом году жителей района красочным баннером и организовала отдельный майдан. Умганат Сулейманова лично поздравила всех жителей Хива с праздником, а также вручила от лица Лезгинской автономии подарки администрации района. К ее поздравлениям присоединился также глава фонда «Табаристан» Айваз Рамазанов, о котором мы рассказывали чуть ранее в наших статьях . Он отдельно поблагодарил ФЛНКА за участие в организации прекрасного праздника в Хивском районе.
Праздник прошел очень живо, ярко, красочно, оставив в сердце каждого самые приятные впечатления и надежду на то, что все неприятности остались в прошлом, а в новом году всех будет ждать только хорошее.
Мы уверены, что подобная традиция активного участия ФЛНКА в празднованиях в Хивском и других районах, а также совместные празднования начала весны и нового года народами Южного Дагестана, также впервые инициированные Лезгинской автономией в этом году, станут постоянными и будут и впредь служить духовному единению наших народов.
Источник статьи: http://flnka.ru/glav_lenta/5958-prazdnik-vesny-i-obnovleniya.html