Рассказ Подарок
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».
Толстые переплетенные тома этого журнала валялись в чулане вместе с веслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и Дерево под краской пахло старым воском.
Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.
– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.
– Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.
– Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-
двухлетки растут, как трава, – проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима.) Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка».
– Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, – сказал Рувим и потрогал тоненькие листья березы.
Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.
В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными л живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.
Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.
Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах, освещенных белым солнцем и багровым пламенем веселых печей. Последняя память о лете исчезла.
Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.
– Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.
А дед Митрий, по прозвищу «Десять процентов», узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему.
– Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с мое, тогда и спорь. А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало – вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту березу. Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все, что он скажет. Лесничий мужи:; хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?
– Может, – ответил Рувим.
– Может, может! – передразнил его дед. – А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости из имеет, вроде как воздух? Ты про березу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдет. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.
– Ну, это ты, дед, загнул, – сказал Рувим. – С тобой не столкуешься. Дед захихикал.
– Ослаб? – спросил он язвительно. – Сдаешься? Ты со мной не заводись, – бесполезное дело.
Дед ушел, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.
Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».
Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.
Источник статьи: http://nukadeti.ru/rasskazy/paustovskij-podarok
Урок по литературному чтению для 3 класса К.Г. Паустовский «Подарок»
Конспект открытого урока по литературному чтению для 3 класса на тему : К.Г. Паустовский «Подарок» УМК «Планета Знаний» . Автор учебника Кац Э.Э. Издательство» Астрель».
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению для 3 класса К.Г. Паустовский «Подарок»»
Открытый урок литературного чтения.
Тема: К .Паустовский «Подарок».
Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.
Задачи: формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста;
развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы;
воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в
1.Организация учебного процесса.
2.Проверка домашнего задания.
С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение Н.Рубцова «У сгнившей лесной избушки». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.
-Тему нашего урока мы узнаем после того как дети прочитают стихотворение
Какая главная мысль стихотворения? (Ответы учащихся.)
3.Работа над новым материалом.
-Ребята по смотрите на экран ,как зовут этого автора (К.Паустовский)
-По каким произведениям он Вам знаком(Барсучий нос)
-О чём говорилось в рассказе «Барсучий нос»(краткий рассказ)
-Давайте вспомним биографию К.Паустовского(учитель читает сообщение)
-Посмотрите на экран , какие еще рассказы вы читали К.Паустовского
-Что описывает К.Паустовский в своих рассказах (изменение природы)
4.Работа по учебнику стр 18
5.Работа над словарными словами.
Посмотрите на экран ,что вы видите(незнакомые слова)
— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи.
Кошёлка-сумка , небольшая корзинка
Рогожа -грубая плетеная ткань
Гарь— выжженное место
Пурпур— тёмно-красный цвет
Мгла -завеса тумана ,пыли
Не заводись— не начинай спорить ,не связывайся
Первичное чтение диктором
Творческое задание — фантазирование.
Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?
Вопросы после чтения.
— Какой подарок принес Ваня писателю?
— Удалось сохранить память о лете всю зиму?
7.Чтение учащихся фронтально
Работа над содержанием.
-На сколько смысловых частей можно поделить текст?
-О чем говорится в первой части?
-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.
-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.
-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)
-О чем повествует вторая часть?
-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?
-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)
-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?
-Что происходит с березой в комнате?
-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.
— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?
Жужжащее чтение третьей части.
-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?
-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?
-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)
8.Работа в парах(кроссворд)
-Какой корень у слова подарок?
-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)
Источник статьи: http://multiurok.ru/files/urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-3-klassa-paustovskii-k-g-podarok.html
К Паустовский «Подарок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока с презентацией по литературному чтению К.Паустовский «Подарок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._paustovskiy_podarok.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К Паустовский «Подарок».
Цель : формировать умение анализировать литературное произведение.
Задачи : формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста; развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые средства, литературные приемы; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
1.Организация учебного процесса.
2.Проверка домашнего задания.
С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.
Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.
-Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.)
3.Работа над новым материалом.
— Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.
1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер.
2) — Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.
-Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы»)
-Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)
Библиографическая справка .(один из учащихся)
— О чем писал Паустовский? (о природе)
-Действительно, природа для него — это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.
Сообщение темы урока.
— Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.
Игра «Юный толкователь»
— В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.
не столкуешься товарки
Творческое задание — фантазирование.
Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой?
Вопросы после чтения.
— Какой подарок принес Ваня писателю?
— Удалось сохранить память о лете всю зиму?
Работа над содержанием.
-На сколько смысловых частей можно поделить текст?
-О чем говорится в первой части?
Чтение первой части.
-Зачитайте, как люди относились к приближению осени?
-Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.
-Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.
-Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение)
-О чем повествует вторая часть?
-Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?
Чтение про себя второй части.
-Каким увидели осенний сад? (словесное рисование)
-Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует?
-Что происходит с березой в комнате?
-Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.
— Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?
Жужжащее чтение третьей части.
-Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?
-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?
-Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)
-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.
-Какой корень у слова подарок?
-Что такое подарок? Какой должен быть подарок?
-Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила — весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации)
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/09/22/k-paustovskiy-podarok