Фольклорная музыкальная композиция «За околицей»
Татьяна Афанасиадий
Фольклорная музыкальная композиция «За околицей»
ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству. Знакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми.
Муз. Рук. : Здравствуйте дорогие наши гости! В условиях современного детского сада или школы невозможно воспроизвести исторический тип народного воспитания, так как бессмысленно пытаться воссоздать уклад жизни традиционной семьи. Однако вполне доступно использовать методы этого воспитания, адаптируя их к нынешним условиям. Главная задача русской культурной традиции состоит в том, чтобы заложить основы становления духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие заложенного в ребенке потенциала полностью возможно через включение в культуру собственного народа, его традиции и обряды. Сегодня я предлагаю вам посмотреть и послушать музыкальную композицию «За околицей». В основу этой работы положен фольклор – потешки, хороводы, песни. Встречайте!
С песней «Ване ноченьку не спится…» в зал входят участники представления. Они проходят по залу и выстраиваются у центральной стены. После окончания песни рассаживаются на свои места. Выбегают две девочки.
2я: А ты слыхала?
2я: Тот храбрее, кто добрее
Тот сильнее, кто умнее.
Только трусы с глупышами
Спор решают кулаками!
2я: Вот тебе и ну!
1я: А я еще слыхала!
1я: Дубовый столб стоит столбом
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба!
2я: А девочка – капуша
Час жевала грушу.
Два – умывалась, три – вытиралась
Утром завтракать пошла,
Только к вечеру пришла!
ВЕДУЩАЯ: Во долине – луговине
Во долине – луговине
Во долине – луговине
ХОРОВОД «СТАРЫЙ КЛЕН…»
ВЕДУЩАЯ: Очень любили на Руси шутки да смех!
(выбегают трое детей, становятся кругом, идет считалочка)
1й: говорила мать –крольчиха:
Посидите, дети, тихо!
Трудно вас пересчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
2й: Жили-были я ли, ты ли,
Между нами вышел спор.
Кто затеял – позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас.
ИГРА «ЗАРЯ – ЗАРЯНИЦА…»
(После игры дети рассаживаются на свои места.)
ВЕДУЩАЯ: Ай дуду, дуду, дуду!
Сидит ворон на дубу.
Облетел все волости
И принес нам новости!
(Выбегают два мальчика. На них шапочки петушков. Становятся напротив друг друга нахохлившись)
1й: Петушки распетушились, но подраться не решились…
(Мальчики изображают свою готовность к петушиному бою)
2й: (поворачиваются в зрителям)
Если очень петушиться, можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться, нечем будет петушиться!
(Мальчики убегают. Выходит наседка с цыплятами)
НАСЕДКА:Наседка не редко ругала цыплят:
— Кончайте клеваться, кому говорят?
Кто много клюется, тот мало клюет,
Кто мало клюет, тот плохо растет.
Кто плохо растет, тот бледен и худ.
Кто бледен и худ – того заклюют!
(Наседка с цыплятами убегает)
ВЕДУЩАЯ: Кто не пляшет, не поет,
Тот и радость не поймет.
Собрались все вместе,
Как стоять на месте?
ИГРА – ХОРОВОД «ПОШЕЛ ОЛЕНЬ ПО ЛЕСУ…»
(после игры дети рассаживаются на свои места,выбегают три мальчика с балалайками)
1й: Возьму я в руки балалайку
Да потешу свою хозяйку!
Сядем братцы все рядком,
Да частушки пропоем!
(мальчики и девочки рассаживаются на «завалинке»)
2й: Эй, девчонки – хохотушки,
Чтоб порадовать гостей!
ДЕВОЧКА: Ну спасибо тебе, мама,
Что такую родила.
И катюшей назвала!
3й: Запрягу я кошку в дрожки
А котенка в тарантас.
Повезу свою подружку
Всем соседям на пока!
ДЕВОЧКА: Не глядите на меня
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!
ДЕВОЧКА: Я надену бело платье
Буду я красавица!
Пусть лентяи не подходят
Пока не исправятся!
МАЛЬЧИКИ: Хо, девчонки – хохотушки
Хороши ваши частушки!
Вас бы долго слушали,
Да мы еще не кушали!
(Мальчики смеются и убегают, а девочки за ними. Все рассаживаются на свои места)
ВЕДУЩАЯ: Вечереет. День проходит…
Скоро спать нам всем пора.
А сестрицы во светелке
За работой до утра.
(Пока ведущая читает свои слова, девочки идут в горницу и садятся за рукоделие. Ведущая подходит к ним, зажигает свечу, присаживается. Звучит русская народная песня «То ни ветер ветку клонит…»,исполнение без музыкального сопровождения. По окончании песни зажигается общий свет. Все участники выходят вперед и выстраиваются в одну шеренгу.Дети и ведущая делают поклон и вместе говорят : ВСЕ! Затем спокойным шагом покидают зал. Представление окончено)
Литературно-музыкальная композиция «Пасхальная радость» Литературно-музыкальная композиция «Пасхальная радость» Выход детей: танец с колокольчиками «К нам пришла весна», Дети выстраиваются.
Литературно-музыкальная композиция «На воронежских просторах» (подготовительная группа) Литературно- музыкальная композиция «На Воронежских просторах» Цель: 1. Расширить знания детей о городе Воронеже, об истории его развития.
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 4 класса «Планета детства» Ведущий: Нам встретится не раз Та добрая планета, Где с лучиками глаз Встречаются рассветы. Где солнечные сны, Где звездные тропинки, Где.
Литературно-музыкальная композиция «Приморск — ты Родина моя» старшая группа. Литературно-музыкальная композиция «Приморск – ты Родина моя» старшая группа. Ирина Маковкина Видеоклип (песня «Приморск – ты Родина моя»).
Литературно — музыкальная композиция «Репка на новый лад» Звучит музыка, из-за ширмы появляется мальчик Ваня, за ним бежит девочка Настя. Настя: Вань, а Вань, Если на деревьях листья пожелтели,.
Литературно-музыкальная композиция «Тобой живем мы с детства, родной Кавказ» ЦЕЛЬ: Создание условий для успешной социализации дошкольников имеющих тяжелые нарушения речи с использованием нравственно-патриотического.
Литературно-музыкальная композиция «Вечная слава героям!» Сценарий внеклассного мероприятия «Вечная слава героям, павшим за Родину-мать!» Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся. Задачи: 1. Знакомство.
Литературно-музыкальная композиция «Вечная слава героям», приуроченная ко Дню Победы Литературно-музыкальная композиция «Вечная слава героям» Составитель: музыкальный руководитель Кириллина А. Н Цель: воспитание патриотизма,.
Литературно-музыкальная композиция «Всему начало здесь, в краю родном» Литературно-музыкальная композиция «Всему начало здесь, в краю родном» (старший дошкольный возраст) Подготовила воспитатель МДОУ «Детский.
Музыкальная композиция «Снежный звездопад» Видео Я и мои воспитанники подготовительной группы «Солнышко» в январе 2015 года участвовали в VIII Всероссийском конкурсе «Ах зима, зима, зима.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/folklornaja-muzykalnaja-kompozicija-za-okolicei.html
Сценарий по теме «России славные сыны», посвященный Дню народного единства
Презентация к уроку
Цель: познакомить с историческими фактами «смутного» времени; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.
Ведущий 1: 4 ноября Россия отметила государственный праздник – День народного единства. Представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «России славные сыны», посвященную этому событию. (Слайд 1)
Ведущий 2: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались песни, стихи.
Чтец 1:
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу – даль степей
Зеленеется
И на гранях их
Выше тёмных туч
Цепи гор стоят
Великанами….
Чтец 2:
Широко ты Русь
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая
Уж и есть за что
Русь могучая
Полюбить тебя
Назвать матерью.
Ведущий 1: Родина и единство. Единство. Единение народов. Вот в чём сила России. Но всегда ли народы России жили в единстве?
Ведущий 2: К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись, не только цари и правители, но даже формы правления.
Ведущий 1: В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок.
Ведущий 2: А как говорят в народе: пришла беда – отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей.
Ведущий 1: Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили её поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили.
Ведущий 2: Но порядок в стране так и не установился, потому что не было в стране единства. Вскоре объявился ещё один самозванец Лжедмитрий II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.
Ведущий 1: Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти её.
Чтец 3:
От бескрайней равнины Сибирской
До Полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий российский народ.
Выходил он, свободный и правый
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
Чтец 4:
В дни крамол, смут из пепла, из обломков
Россия встанет. Близок день.
Спасителей любовно восхвалят,
Проливших кровь за счастие народа.
И, будучи горды героями, их подвиги
Навечно в памяти потомки сохранят.
Ведущий 2: Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.
Ведущий 1: Освободили Москву от интервентов в 1612 году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.
Ведущий 2: В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям-освободителям – Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник на Красной площади в городе Москве.
Ведущий 1: Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Он, спасая царя, завёл отряд поляков в непроходимое лесное болото, за что и был зверски убит.
Чтец 5:
«Куда ты ведёшь нас. не видно ни зги! –
Сусанину с сердцем вскричали враги: –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес –
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо.
«Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.
Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Умри же! – сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! –
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
Отрывок из оперы Глинки «Иван Сусанин»
(Слайды 15, 16, 17)
Ведущий 2: История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж и дом готов!
Ведущий 1: Соединяет людей и народы дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.
Ведущий 2: Родина и единство. Такой глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущий 1: Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Ведущий 2: Русский народ помнит и чтит своих героев.
Ведущий 1:
Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!
(Выступление учеников сопровождается презентацией)
1. Князь Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В 1240 году он разгромил войско шведов на реке Неве, за что и получил это прозвище. А через 2 года одержал победу над немецкими рыцарями. За его подвиги церковь причислила его к лику святых. Враги надолго запомнили его слова «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет!» И всегда так было! И всегда так будет!» Князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.
В годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского. Орденом Александра Невского награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих частей.
2. Князь Дмитрий Иванович Донской правил на Руси в непростое время: Русь стонала под игом монголо-татарского ига, грозили войной литовцы.
Получив благословение от Сергия Радонежского, князь Дмитрий выступил против хана Мамая. В 1380 году состоялась Куликовская битва.
«И встретились полки…и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных…» – писал летописец.
Поэт Александр Блок посвятил Куликовской битве эти строки:
На пути – горючий белый камень,
За рекой – поганая вода.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда…
(Слайды 25, 26, 27)
3. Петр Первый Великий (Пётр Алексеевич Романов) государственный деятель, реформатор, полководец. В годы царствования он повёл Россию по пути глубоких преобразований: в экономике, государственном строе и культуре. При Петре были созданы регулярная армия и военно-морской флот.
Пётр вёл энергичную внешнюю политику: в результате войны с Турцией к России был присоединен Азов. В ходе Северной войны, присоединил к России земли по берегам Невы, в Карелии и Прибалтике, ранее завоеванные Швецией. На Неве в мае 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, давшая основание будущей столице России – Санкт-Петербургу.
Провел реформы государственного управления. При Петре появилось множество школ и специальных учебных заведений. Всеми государственными преобразованиями руководил сам царь, ставший в 1721 г. первым императором Всероссийским.
(Слайды 28, 29, 30)
4. Суворов Александр Васильевич – генералиссимус. 50 лет своей жизни посвятил военной деятельности, участвовал в 7-ми войнах не зная поражений, провел 60 сражений, с его именем связанны самые блестящие страницы русской истории. Его «Наука побеждать» воспитало целое поколение полководцев. Его правила, мы помним и сегодня:
«Сам погибай, а товарища выручай!» «Труса лечи опасностью…»
В годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Суворова, которым награждался только высший офицерский состав за блестяще организованные и проведённые военные операции.
(Слайды 31, 32, 33)
5. Русский флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков – создатель и командующий Черноморским флотом. В русско-турецкой войне и в войне с Францией его эскадра одержала несколько блестящих побед, несмотря на то, что силы противника превосходили в несколько раз.
В годы Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ушакова, а Русская православная церковь причислила его к лику святых.
Орденом Ушакова награждаются офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была достигнута победа над численно превосходящим врагом.
Медалью Ушакова награждаются матросы и солдаты, старшины и сержанты, мичманы и прапорщики Военно-Морского Флота и морских частей пограничных войск. Награждение медалью Ушакова производится за личное мужество и отвагу.
(Слайды 34, 35, 36)
6. Михаил Илларионович Кутузов. Самую громкую славу полководцу принесла Отечественная война 1812 года с французской армией. Наполеон завоевал всю Европу, а Россию не смог. Солдаты очень любили Кутузова, верили ему и шутили: «Пришел Кутузов бить французов».
В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден Кутузова, второй после ордена Суворова по порядку старшинства “полководческий” орден. Орденом Кутузова награждались командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведённый план операции – фронтовой, армейской или отдельного соединения, в результате чего противнику нанесено тяжёлое поражение, а наши войска сохранили свою боеспособность.
7. Пётр Иванович Багратион из старинного рода грузинских князей. Его военная служба началась с 17 лет. У него были талантливые учителя: Суворов, Кутузов. В 1812 году в войне с Наполеоновской армией он мужественно вёл бои, чтобы остановить врага. В Бородинской битве он был смертельно ранен.
8. Михаил Петрович Лазарев. Великий мореплаватель и флотоводец – первооткрыватель Антарктиды. В 1833 году командуя Черноморским флотом, героически сражался с турецкой эскадрой. Противник потерпел сокрушительное поражение, и в этом была заслуга Лазарева.
9. Георгий Константинович Жуков – всемирно известный полководец. Именно благодаря его стратегии, наша страна победила в кровопролитной войне с фашистской Германией. Он был настоящим патриотом и в мирное время Жуков Георгий Константинович честно и преданно служил Родине.
Чтец 6:
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
Мы вместе: адыги, волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.
Чтец 7:
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без неё нам не жить,
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Ведущий 1:
Всё проходит. Остаётся Родина –
Та, что не изменит никогда.
С ней живу любя, страдая, радуясь
Падая и поднимаясь ввысь…
Ведущий 2:
И ещё немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести…
Использованная литература:
1. Стихотворения русских поэтов.
2. Материалы интернет-сайтов.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/605526