Литературный турнир для старшеклассников
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Литературный турнир для старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Счастливый случай»
Литературный турнир рассчитан на учащихся 10-11 классов. Может одновременно играть практически любое число команд.
Задания предлагаются разной степени сложности (3балла, 2 балла и 1 балл). Команды сами определяют номер вопроса.
Вопросы и задания ориентированы на проверку
-знания биографического и историко-культурного аспекта изучаемого произведения;
— знания и понимания текста конкретных произведений;
— усвоения основ литературы и умения грамотно пользоваться литературной терминологией.
Вопросы на три балла.
«Жил во времена татарщины. Лично его она не тронула, укрыли леса. Но к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как всё делал в жизни, поднял свой крест за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом его имя навсегда связано с делом созидания России»
- Кого из героев М.Ю.Лермонтова
Схоронили за Москвой-рекой,
На чистом поле промеж трёх дорог:
Промеж Тульской, Рязанской , Владимирской;
И бугор земли сырой тут насыпали.
И кленовый крест тут поставили.
И гуляют , шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.
И проходят мимо люди добрые :
Пройдёт стар человек- перекрестится ,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку.
- В древней византийской энциклопедии об этом растении говорилось как об отличном болеутоляющем средстве : его рекомендовали прикладывать к месту ушибов для снятия болей и отёков. По утверждению не менее древних авторитетных источников, к нему проявляли интерес и животные (кошки, собаки , мыши). И люди всех возрастов – от внучки до бабушки и дедушки.
О каком растении идёт речь? (репка)
- Кого из героев литературного произведения не смогли разлучить злые люди»
«Уж больше не осмелились прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они и повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому». (Пётр и Феврония Муромские)
- И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой…
Кто же был тем странником в стихотворении М.Ю.Лермонтова?
- «Он зажал двугривенный в руку, прошёл шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая , что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывался лучше, как смотря на него отсюда, с моста , не доходя шагов двадцать до часовни, так сиял , и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально… Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была эта пышная картина…»
Назовите автора и героя произведения.
(Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Родион Раскольников)
- Об этой музыке её первые слушатели, почитавшие себя самыми несчастными на свете,говорили так:
— Нет повести печальнее на свете,
Чем музыка Прокофьева в балете.
По какому литературному произведению был написан балет Прокофьева?
(Шекспир «Ромео и Джульетта»)
- В каком произведении А.С.Пушкина в интерьере есть серия картин, изображающих историю блудного сына?
- У А.П.Чехова есть рассказ «Лошадиная фамилия»
«Такая ещё простая фамилия.. . словно как лошадиная. Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…».
Какая же фамилия была у чеховского героя? (Овсов)
- Творческий пересказ. Определить произведение.
Обращаясь к своим могущественным покровителям, несчастная женщина просит защиты для своего мужа. На трудном пути домой он превращается то в горностая, то в сокола, то в белого гоголя. Ему помогают и соловьи, и дятлы, и галки, и сороки.
Вопросы на два балла.
1.Имена пушкинских героев. К фамилии присоединить имя.
2. Представьте себе, что перед вами записная книжка писателя с набросками сюжета будущих произведений. Вспомните их название. Углич. Литовская граница. Убийство царевича. Лет ему от роду пятьдесят. Росту среднего. Одна рука короче другой. Царь умер. Да здравствует царь Дмитрий Иванович!
(«Борис Годунов», А.С.Пушкин)
3.Племянник в деревне. Две сестры. Бал и дуэль. Заморский секундант. Московский генерал и княжна Алина. Князь Вяземский душу ей успел занять.
(«Евгений Онегин», А.С.Пушкин)
4. Ура! Команда получает два балла! Вопроса под этим номером нет.
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
(А.С.Пушкин. Ольга из романа «Евгений Онегин»)
5. Отрывок из письма. Кому оно адресовано?
«…ты доказал, что шпагу носить ещё не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами , каков ты сам. Немедленно буду писать Андрею Карповичу, прося его перевести тебя из … крепости куда- нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла»
(Письмо адресовано Петруше Гринёву)
6.Назовите фамилию героя Акакия Акакиевича из повести Н.В.Гоголя «Шинель»
7. Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
Кто из поэтов назовёт свою любовь к отчизне «странной»?
7. Кокой рассказ возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху их стали, а русский её подковал» ?
8. И стали … на бога роптать :
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Кто же стал «на бога роптать» в стихотворении М.Ю.Лермонтова?
9. Из какой поэмы эти строки?
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
10.Какой эпиграф выбрал А.С.Пушкин к повести «Капитанская дочка»?
(«Береги честь смолоду»)
Вопросы на 1 балл.
1.Кто из героев А.С.Пушкина носил золотую цепь?
2. Кто из пушкинских героев никогда не спит?
3. Кто из пушкинских героев говорит только правду?
4. В каком чине состоял отец капитанской дочки?
5.Тридцать лет и три года этот человек удил рыбу. Но однажды неожиданно для себя пришлось сменить профессию. Кем он стал?
На него прикрикнула старуха,
На конюшню служить отправила)
6.За что приговорён к «ссылке в каторжные работы» злоумышленник А.П.Чехова?
(За отвинчивание гаек на железной дороге)
7. Какое определение следует добавить к слову «Карась…», если речь идёт о герое сказки Салтыкова –Щедрина?
8. Сколько витязей в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?
(Четыре действующих и Голова- «…и я был витязь удалой»)
9. Какую газету читают на острове генералы из сказки Салтыкова- Щедрина?
С ленью достанешь птицу с дерева.
(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
В школьном учебно-воспитательном процессе изучение литературы занимает особое положение : такова специфика данного предмета. Знакомя учеников с художественными произведениями, преподаватель обязательно говорит о людях, об их отношении к обществу, о любви, о дружбе. По силе своего воспитательного воздействия никакой иной предмет невозможно сравнить с литературой. Только на уроке учитель не может решить нравственного воспитания учащихся. А значит, внеклассная работа по предмету становится органической частью педагогической деятельности учителя- словесника.
Участвуя во внеклассной работе, дети проявляют не только свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать, ставить себя на место другого человека.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/11/02/literaturnyy-turnir-dlya-starsheklasnikov
Сценарий литературного бала для старшеклассников
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Сценарий литературного бала для старшеклассников на тему «Сны и сновидения в литературе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного бала
В празднично украшенном бальном зале звучит тихая музыка. Хозяин и хозяйка бала в центре приветствуют гостей. Распорядитель бала объявляет пары – литературных персонажей – они проходят в зал.
Дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на ежегодном Литературном бале. Тема нашего сегодняшнего вечера – Сны и сновидения в русской литературе.
Бал (франц.bal, итальянск.ballo, нем Ball от ballare — танцевать) — вечернее собрание с музыкой и танцами; в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определённым порядком.
Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV.
В России традиция проведения балов ведёт начало от петровских ассамблей.
Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.
О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!
Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.
Приглашаем распорядителя нашего бала.
У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. На балах у испанских королей некогда танцевали медлительную паванну или торжественную сарабанду. … А галантный Менуэт! Танцующие передвигаются изящными шажками, церемонно кланяются…, жесты медлительны…, па изысканны.…
Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.
Полтора века царил этот танец! А затем настала эпоха лёгкого, стремительного, увлекательного Вальса. Есть ли танец удивительней? Более двух веков ему покоряется весь мир!
Однообразный и бездумный
Как вихрь жизни молодой
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году.
А. С. Пушкин писал:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все. Из народного чешского танца возникла бальная полька.
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю.
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Хозяин бала и хозяйка бала проводят игру в литературные фанты.
А сейчас – антракт. Приглашаем всех отдохнуть. Молодые люди могут сыграть в литературное «Что? Где? Когда?», девушки – погадать по соннику, картам таро или на кофе. Желающие могут послушать дивные романсы в исполнении наших музыкантов.
Уважаемые гости! А сейчас мы просим всех пройти в наш зал, чтобы насладиться великолепным зрелищем театрального представления.
(Пары проходят в актовый зал, подготовленный для показа театральных постановок)
Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее — наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Это тайна, покрытая мраком ночи.
1 — Отрывок из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Наших тайных снов черновики
Из чернильной пропасти полночной
Чьим-то мановением руки
В подсознанье пишутся подстрочно.
2 – Отрывки из повести Н.В.Гоголя «Нос»
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.
3 – М.Е.Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил».
В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон — это время, когда освобождается подсознание человека. А оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему: раскрытие личности персонажа через его сон.
4 – И.А.Гончаров «Сон Обломова».
Хозяйка бала. После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что наши слуги находят множество потерянных вещей.
Хозяин бала. Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.
- букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. (Бедная Лиза)
- кукла литературной героини, которая жила в деревне и после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро . (Ольга Ларина)
- маленький бюст Наполеона, названный автором «куклой чугунной» ( Онегин)
- книга дневниковых записей, которая начинается главой «Тамань» (Печорин)
- курительная трубка, называемая на Украине люлькой ( Тарас Бульба )
- примус ( Кот Бегемот )