Махашиваратри что это за праздник
Прежде чем начать разговор о празднике МахаШиваратри, вспомним, кто есть Шива и, каким мы знаем этого бога на земле?
Шива или siva в переводе с санскрита «милостивый», «благосклонный»! Это главенствующий бог, которому подчиняются другие боги. Он тот, кто создаёт, поддерживает или же разрушает творение. Он защитник праведников и победитель демонов. Шива управляет всем сущим, несёт благо. Этот бог считается создателем «Ом» и санскрита. В одном из направлений индуизма говорится о Шиве, как разрушителе Вселенной ради высвобождения пространства для нового творения. По приданию, это произошло в конце мирового цикла Махаюги. Также Шива представлен в ипостаси целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Вся его свита состоит из духов и демонов. Служа богу Шиве, они получают возможность обрести лучшее воплощение. Для этого необходимо лишь отработать свою карму.
Шива бог, которому есть много имён! Шамбху, Рудра, Шанкара, Махадева или Махешвар (Бог Великий), а также Натараджа это всё имена Шивы. Бог с всеобъемлющим, многогранным образом. Шива есть высшее человеческое сознание. Он есть космический мужской принцип. Он тот, кто разрушает наши заблуждения. Шива — есть сила, что помогает нам обрести себя в процессе духовного самосовершенствования.
Шива—Натараджа космическая мистерия творения. Он всё время разрушает старые миры, чтобы воплотить пространство в новые лучшие формы. Процесс разрушения и воссоздания бесконечен, как сама Вселенная.
Изображения Шивы показывают нам бога, сидящего в позе лотоса со спутанными или собранными в пучок волосами, белой кожей и синей шеей. Волосы, собранные в пучок это символ единения физической, ментальной и духовной энергии. Белое лицо и кожа остального тела имеет белый цвет, так как обмазана пеплом. У Шивы полумесяц на голове. Это напоминание о полном контроле над разумом. Шею и плечи бога обвивают змеи, как символ силы эволюции, заключённой в теле человеческом, а также силы духовной, которую можно развить при помощи йога—практик. Шива одет в тигровую или слоновью шкуру. Он гордо восседает на краях этой одежды, как бы указывая на победу над вожделением. Это бог, который видит вглубь. Вот почему на его лице в центре лба мы видим третий глаз. Три горизонтальных линии можно интерпретировать, как три источника света:
- луна;
- огонь;
- солнце.
Шива видит прошлое, будущее и настоящее! В образе Шивы есть упоминание о необходимости избавиться от телесных, мирских и умственных желаний. Желает не человек, желает «эго». А оно лишь поселилось в физической оболочке и отождествляет себя с человеком, но не является полноценной частью его.
Мы можем видеть много рук на изображениях Шивы. Однако это не означает, буквальное отображение строения тела бога. Это символизирует способности бога одновременно творить, дарить благо, разрушать и воссоздавать снова. В руках Шивы барабанчик дамара инструмент, воссоздающий ритм Вселенной, а также пламя Агни символ воссоздания и очищения мира.
Пришло время рассказать о Великом празднике МахаШиваратри! Празднуют его на 14 ночь Маргх. Maha Shivaratri Великая ночь Шивы, время когда бог совершил тандава (танец творения и разрушения).
Для йога—практиков Шива почитаем, как Отец мира. А его жена Шакти считается Матерью мира. Шива и Шакти единое начало!
По традиции на Шиваратри осуществляется четыре пуджи, олицетворяющие разные проявления Шивы. Целью является охват разных методик поклонения и формирования настроения. Это и тантрические, и ведические направления. Также важно отметить, что такое почитание тесно связано с воплощением разных этапов духовного роста. Отображается переход из одной ачары в другую, как единый путь реализации Шивы.
Немного истории празднования
Кашмирские пандиты праздновали МахаШиваратри 23 дня. Сам праздник был поделён на определённые этапы:
- Первые шесть дней дом очищали от всего лишнего, устаревшего, скверного. В этот же период покупались предметы для Пуджи.
- Следующие два—три дня проводились в благочестивом воззвании к богам (молитвах).
- Один из дней отводился на дарение подарков представителям родственного, близкого круга.
- Два дня для почитания Бхаиравы.
- Затем, один день почитание Шивы.
- Следующий день самый старший член семьи одаривал младших подарками.
- Опять день почитания Шивы.
- День раздачи просада из грецких орехов и рисовых пирогов.
В давние времена МахаШиваратри праздновался вплоть до восьмого лунного дня (Аштами). Но в нынешнее время всё обстоит немного иначе.
МахаШиваратри в наши дни
Сегодня Шиваратри празднуют в ночь новолуния. Считается, что благодаря воздействию луны на этот период усиливается действие любых практик. Ум успокаивается, сознание на время прекращает блуждание в пространство прошлого, будущего. Это лучший момент, чтобы зафиксироваться в настоящем.
МахаШиваратри это период, который стоит посвятить практикам:
- Медитации. Хотя бы один час необходимо отвести на чтение мантр и медитации. Молитвы могут быть посвящены Шиве. Однако можно выбрать любую другую близкую душе молитву. Благодатна эта ночь для взятия обета или начала длительной садханы. Шива — великий покровитель всех практик.
- Пост. МахаШиваратри чудесное время для поста. Только здесь подразумевается не один лишь отказ от пищи, но и полная аскеза. Благоприятным решением будет отказ от интимных отношений, похода на различные мероприятия, не входящие в рамки рассматриваемого праздника.
МахаШиваратри удивительная возможность побыть наедине с самим собой и обязательно стоит этим воспользоваться во благо себе и всему, что окружает в этом мире!
Шива и праздник в его славу описывается множеством легенд. Вот, одна из них самая главная легенда, объясняющая происхождение праздника.
Пураны гласят, что однажды Вишну и Брахма два бога из индуистской божественной троицы столкнулись в сражении, чтобы доказать свою доблесть. Битва эта была настолько сильной и яркой, что другие боги просто пришли в ужас. Они попросили Шиву вмешаться. Тогда, Шива для того чтобы помочь осознать двум богам тщетность их сражения, обернулся пылающим Лингамом и стал между Брахмой и Вишну. Бог попросил измерить Лингам.
По приданию Лингам символ Шивы. Богов охватил благоговейный страх перед размерами пылающего Лингама и они решили, что каждый найдёт один край, чтобы доказать превосходство над вторым. Брахма обратился лебедем и воспарил к небесам, чтобы отыскать край там в мирах возвышенных. А Вишну превратился в вепря Варахи и отправился вниз под землю, чтобы отыскать край там, в низших мирах. Оба искали в пределах тысячи миль, но так и ничего не нашли.
Тогда, Брахма решил прибегнуть ко лжи, чтобы доказать своё превосходство. Он увидел цветок Кетаки на своём пути. Бог заручился согласием цветка подтвердить, будто он видел конец космической колонны там наверху в тот момент, когда рядом находился цветок. Но это не сработало. В сопровождении своего сообщника Брахма предстал перед Вишну и соврал о своём превосходстве. Однако в этот момент раскрылась центральная часть колонны, и появился Шива во всём своём сиянии и великолепии! И Брахме с Вишну пришлось признать превосходство Шивы, так как оба они так не нашли способа выполнить задание. Однако Шива объяснил богам, что оба они произошли из него самого, а теперь являются олицетворением трёх разных аспектов божественности.
Но также Шива разозлился на Брахму и наслал на него проклятие. Он запретил молиться Брахме, а также он наложил запрет на подношение цветов Кетаки при поклонении богам. Так он наказал Кетаки за лжесвидетельство и пособничество Брахме.
Всё это произошло на четырнадцатый день тёмного месяца Пхалгуна, в то время как Шива обернулся Лингами. С тех пор этот день считается благоприятным и празднуется, как МахаШиваратри.
Пураны гласят, что поклонение Шиве в праздник МахаШиваратри дарует человеку счастье, процветание! Вот, почему этот период наиболее благоприятен для любых практик: медитаций, поста, молитв, чтения мантр.
Источник статьи: http://shivatur.ru/mahashivaratry
Махашиваратри что это за праздник
«Ратри» на Санскрите означает «ночь»; Шиваратри – это ночь Шивы. Махашиваратри – один из самых значимых Ведических праздников, и по традиции всю ночь проводится праздничная церемония (ягья) в честь Шивы. Также по традиции всю ночь соблюдается пост (с захода Солнца до восхода Солнца следующего дня). Поются мантры Шиве, проводятся пуджи, а утром совершается омовение. Это день, когда в Чистом сознании больше всего оживлена связь с относительной стороной существования (что символизируется браком Шивы и Парвати). Этот праздник – это очень хорошее время чтобы оживить связь относительного с Абсолютом. Импульс этого дня может улучшить обе сферы жизни: и духовное развитие, и материальную жизнь, особенно в отношении тех устремлений в жизни, которые направлены на важные свершения и которые трудно достичь. Шива – это такой аспект Природного Закона, который преодолевает сопротивление эволюции и развитию и разрушает невежество на пути к чистому знанию. В этот день импульс Созидательного Разума, который дает духовное развитие и просветление и который помогает в осуществлении устремлений, наиболее проявлен и оживлён в Природе.
Шиваратри – один из наиболее благоприятных Ведических праздников. Пураны раскрывают значимость этого праздника. Однажды, когда всё во всех мирах было поглощено Шивой, в той темноте ничего не присутствовало, Парвати почитала Господа Шиву с большой преданностью. Парамешвара (Шива), удовлетворенный Её молитвой, решил наградить Её. Она попросила о пользе для всех созданий: о том, что в будущем, кто бы ни почитал Господа в день Шиваратри с преданностью, те должны быть награждены Мокшей – окончательным освобождением, просветлением. Когда Брахма и Вишну спорили между собой: «кто самый великий», Шива появился перед ними как столб огня. Они не смогли найти начало и конец этого столба. Тогда Брахма и Махавишну раскаялись за свою ошибку и просили Шиву простить их и стали почитать Шива-Лингам, который является одной из форм пламени. В ночь праздника Шиваратри перед ними появился Шива и благословил их. Поэтому преданные Шиве обращаются к нему в течение всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие святые действиям.
Существует много историй, говорящих о величии этого дня. Однжды человек в джунглях очень устал. Когда наступил вечер, тигр начал преследовать его. Убегая от тигра, человек взобрался на дерево. Это было дерево Билва. Тигр сидел под деревом, ожидая, когда человек спустится. А человек сидел на ветке дерева и старался не заснуть. И чтобы отогнать сон и что-то делать, он щипал листья дерева и бросал их вниз; внизу под деревом находился Шива-Лингам. Так прошла целая ночь. Шива был доволен постом и пуджей, которые человек и тигр совершили, даже не зная этого. Он стал очень благосклонен: Шива дал человеку и тигру Мокшу – просветление.
В храме Шивы в день Махашиваратри лампа, находящаяся на алтаре, стала гореть очень тускло. В это время мышь, которая пришла найти свою добычу, коснулась лампы. Благодаря этому лампа разожглась, и алтарь хорошо осветился. Довольный этим Шива сделал мышь Махабали известным королём асуров.
Есть много подобных событий, рассказанных в Пуранах. Если мы совершаем врату с чистой преданностью и любовью, то без сомнения мы получим благосклонность Всемогущего Шивы.
Скандха-Пурана описывает четыре Шива-Ратри:
1) Нитйа-Шива-Ратри (ежедневный Шива-Ратри – каждую ночь).
2) Маса-Шива-Ратри (ежемесячный Шива-Ратри), который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи] Кришна-Пакши [убывающей Луны] каждого лунного месяца.
3) Магха-Пратхам-Ади Шива-Ратри, который соблюдается в течение первых тринадцати титхи [лунных дней] лунного месяца Магха.
4) Маха-Шива-Ратри, который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи] Кришна-Пакши [убывающей Луны] лунного месяца Магха. В ночь перед этим Чатурдаши (то есть с 13-го на 14-й титхи) Шива почитается в течение всей ночи.
В 9-ом столетия кашмирский святой поэт Утпалдева описывая Шиваратри написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звёзды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая ее собственное сияние». Кашмирские пандиты обычно празднуют Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводятся в молитвах. Один день дарят подарки; затем два дня почитают Бхаиравов. Один день предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делает подарки всем членам семьи. Затем снова – день почитания Шивы. На следующий день раздаётся прасад из орехов и рисовых пирогов. Праздник часто продолжается до Аштами [8-го лунного дня]. Последний день, кроме того, отмечает конец зимы; люди надевают новую и лучшую одежду, семьи собираются вместе.
Источник статьи: http://harekrishnazp.info/materialy/vajshnavskij-kalendar/1073-maha-shivaratri-noch-shivy.html
Маха-Шиваратри или «Великая ночь Шивы»
Махашиваратри, Маха-Шиваратри или «великая ночь Шивы» — это праздник в честь одного из Богов индуизма Бога Шивы, который приходится на февраль-март, в канун весеннего равноденствия и обязательно перед новолунием.
В 2020 году Махашиваратри, Маха-Шиваратри, Великая Ночь Шивы будет отмечаться с ночи 21-го на 22-е февраля.
В эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву – танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение.
Этим танцем Шива поддерживает нужный ритм для процесса творения жизни.
ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ШИВЫ
С танцем Шивы связана очень интересная легенда.
Когда-то в предисторические времена в лесу Даруванна (Daruvanna) жили мудрецы риши. Занимаясь мистическими практиками, они достигли огромного могущества, но впали в гордыню и пренебрежительно относились к Богам, не понимая важность Священной благодати. Тогда Шива и Вишну решили показать им, что человеческая сила и знания ничего не стоят без Божественной благодати. Для этого они решили использовать силу Майи (иллюзии).
Шива принял облик прекрасного мужчины Бхикшатана (Bhikshatana), и все жёны и дочери Риши потеряли голову и влюбились в него.
Вишну превратился в прекрасную женщину-танцовщицу по имени Мохини (Mohini). Увидев её прекрасный танец, они обезумели от любви и. забыв обо всем, кинулись за ней как одержимые.
Когда некоторые из риши поняли, что произошло, то пришли в бешенство и заклинаниями пробудили мощный магический огонь, направив его против Шивы-Бхикшатана.
Сначала они вызвали из огня тигра, бросившегося на Шиву, но тот с улыбкой убил ужасное животное, содрал с него шкуру и сделал из нее набедренную накидку.
Затем риши послали на него ядовитых змей, Шива обернул их вокруг шеи и рук, сделав ожерельем и браслетами.
После этого Шива начал готовился к исполнению Космического танца. У него появились еще две руки, и третий глаз засиял между бровей.
Разъярившись еще больше, риши материализовали из огня свирепого демона-карлика, но Шива поверг его одной ногой и использовал в качестве подножия для танца.
Наконец риши послали сам магический огонь, что бы он уничтожил Великого Бога. Шива взял его в левую заднюю руку, а из мантр, которые риши использовали против него, он сделал ножные браслеты.
После этого начался Тандава (Tandava) — Космический танец. Его гигантские энергии повергли риши на землю, Вишну застыл в шоке, и даже супруга Шивы Парвати окаменела от страха.
Но когда они увидели улыбку на устах Бога, его поднимающиеся ступни, они ощутили Божественную Благодать и достигли реализации. И все начали танцевать с ним.
ШИВА НАТАРАДЖА — КОРОЛЬ ТАНЦА
Значительно позже, когда на Земле сменилось много цивилизаций, Вишну возлежал на своём змее Шеша. Вдруг Шеша почувствовал, что Вишну стал многократно тяжелее. Он спросил его, что произошло, и Вишну ответил, что вспомнил Космический танец Шивы, свидетелем которого был в давние времена и рассказал ему эту историю.
После этого Шеша уже не мог думать ни о чем другом, как о желание увидеть танец Шивы. Вишну дал ему разрешение оставить его на некоторое время, чтобы осуществить свою мечту.
Шеша на многие века ушел в глубокую аскетическую медитацию (тапас) и когда он достиг высшей концентрации, перед ним появился Шива и сказал, что может выполнить любое его желание. Шеша ответил, что у него только одно желание — увидеть Космический танец.
Шива ответил, что этот танец может быть исполнен только в определенное время и в определенном месте на Земле — у естественной линги в лесу Тилай. Так как это срединная точка Земли, где находится её сердечный центр — Лотосовое Пространство. Через это место проходит главный энергетический канал (nadi) нашей планеты, оно зовется Cit Ambara.
Чтобы стать свидетелем танца змей Шеша должен был быть рожден на Земле в человеческом теле под именем Патанджали. Когда он вырастет, ему следует прийти в лес Тилай и, встретив там другого святого Вьяграпада, выполнить тапас, а затем провести пуджу. И тогда явится Шива и исполнит свой танец.
Затем, когда все это воплотилось в реальность, то у лотосового пруда в лесу Тилай начался Космический танец.
Кроме двух святых его свидетелями стали 3000 потомственных священников-браминов Муварийаваров (Muvariyavar), позже их стали называть Дикшитарами. Именно они и стали хранителями традиции города Чидамбарама — «Город бога космического танца».
Порядок проведения праздника в честь великой ночи Шивы
Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.
Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Маха-Шиваратри. Его можно есть только на следующий день.
Многие индусы участвуют в джагран — всенощном бдении в различных храмах Шивы по всей стране.
Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Маха-Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.
После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды. Затем они отправляются ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д.
И к концу Маха-Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки в прямом смысле.
В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой.
В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных инструментов.
Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы
Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.
Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.
Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) — коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.
Последовательность проведения богослужения Шиве
В эту святую ночь каждые три часа совершают большую полную пуджу (богослужение). Начинается богослужение с вступительного обряда — краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноголовому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании.
Вслед за этим начнется 1-я — вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве.
В ведийском поклонении древних ариев главным было поклонение не идолам, не мурти (святым образам), не иконам, а священному огню, именно с возжигания священного огня, с краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начнется эта пуджа, в течение таких жертвоприношений разливают в огонь топлёное масло, подбрасывают веточки определённого дерева.
Вайдика-пуджа
В вайдика пуджу повторяются мантры из Вед и предлагаются исключительно саттвичные (обладающие качеством благости) подношения.
Молитвы в этот промежуток времени — приблизительно с 19.00 — 22.00 также должны произноситься только с благими намерениями, никаких эгоистических желаний и мелочных материальных просьб.
Например: «Господи! Даруй мне веру, даруй мне спасительное знание и истинного гуру!» — такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа). Полезно в это время молиться о других: «Боже! Исцели всех больных, накорми всех голодных, установи мир, процветание и благополучие в нашем городе, селение, стране, повсеместно…» и т. п.
Линга-пуджа
В процессе Линга-пуджи совершается абхишека — непрерывное, длительное возлияние воды на Шивалингам. При этом все желающие могут подойти к алтарю, сделать над Шивалингамом дхена-мудру — положение кистей рук, напоминающее вымя коровы, и сосредоточиться на тех желаниях, чаяниях, в которых имеют нужду.
Тем временем, жрец (священник) льет через пальцы подошедших на Шивалингам непрерывной струёй воду.
При этом необходимо привести свои мысли в соответствующий вид. Надо сознавать: «Что вы Ему жертвуете из себя? Чем вы хотите поделиться с Ним и что хотите обрести от Него взамен?»
Раджасика-пуджа
Ближе к полуночи начнётся 2-я — раджасика пуджа. Раджасическая значит «страстная, активная, динамичная».
Эта пуджа будет сопровождаться мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Это наиболее пышное богослужение с обилием всевозможных подношений и даров в сопровождении экстатического пения, радости и веселья.
И молитвы здесь о процветании, о богатстве, славе, карьере, с личными (эгоистическими) мотивациями в гуне раджаса (страсти). Но это совсем не значит, что обязательно о чём-то просить Шиву. Можно просто славить его, наслаждаться самим процессом поклонения ему.
Тамасическая пуджа
Третья стадия (3-я пуджа) — тамасическая. Здесь совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах вместе с Его супругой Махакали.
И начнётся она с жертвоприношения животного, после чего, на Шивалингам будет возлита жертвенная кровь.
Подношения в эту пуджу такие же тамасичные, тяжёлые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба, тяжёлые виды пищи и т. п.
В это богослужение произносятся молитвы и мантры Тантр «левой руки». Здесь уже дозволяются заклинания, молитвы о том, чтобы Шива учинил расправу над демонами, злыми духами, врагами, завистниками и недоброжелателями.
Во время этой стадии надо медитировать над тем, чтобы со всеми, кто создаёт проблемы (для вас) в этой жизни, разобрались Шиваганы (преданные воины Шивы): «Моего врага бей, бей! Пожирай, пожирай! Убивай, убивай! Изгоняй, изгоняй!». Но в данной ситуации врагом может быть не столько конкретное лицо, но и внутренние враги, пороки и недостатки.
Так, жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём) символизирует разбитие своего эго (ахамкары) и медитиция при этом направлена на то, какие качества в себе самом человек хотел бы разбить вдребезги. Так же, как у кокоса, у человеческого эго прочная, толстая скорлупа, но пустое пространство внутри. Гордыня, чувство собственной значимости так же лживы, как кокос: твёрдый снаружи, но пустой и жидкий внутри.
Когда же совершается заклание жертвенного животного, медитируют: это убивается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а не козёл, кролик, петух — они только символы, а наше заблуждение, наше неведение.
Душа животного при этом, получив благословение, перерождается в лучших формах, а жертвенное мясо будет приготовлено и утром роздано как причащение.
Нет достоверных данных в отношении описания тамасической пуджи. Так не известно проводится ли этот обряд в полной мере в современном мире, или опускается / заменяется более гуманной имитацией. Так же не известно полностью ли это соответствует ведийским писаниям, или данная информация получила искажения с течением времени. Особенно вызывает сомнение следующее: ведийская культура (индуизм) предполагает полное вегетарианство (вообще эта идея имеет более широкий смысл: закон ахимсы), тогда приготовление жертвенного животного в качестве причастия не представляется возможным и логичным. Хотя животные жертвоприношения все равно проводились. Например ашвамедха ягья, подробно описанная в древнем эпосе Рамаяна, проведённая царём Дашаратхой для того, чтобы у него родились дети.
Четвёртая пуджа
Последняя — 4-я пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм.
Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой.
Время Брахма-мухурты (мухурта — время равное 1/30 части суток, примерно с 3 до 5 утра) — предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием.
Считается, что это время позволяет войти в высшее состояние сознания (турию) и турьятиту (состояние выше турии), то, которое над мыслью, над умом, то, в котором имманентное (проявленное) сознание связано с трансцендентным (Абсолютным, Божественным).
Четвёртая, заключительная пуджа, даёт возможность ощутить Шиву как Душу своей души, как своё Высшее Я.
Здесь будет совершена хома (агнихотра, огненное жертвоприношение). В огне будут сжигаться письменные молитвы. Их можно написать заранее или прямо по ходу службы.
Пишется только в вежливой форме: «О, мой дорогой и любимый Господь Шива! Я — такой-то и такой-то или я — такая-то и такая-то, помоги мне в том-то и том-то».
Или просто: «Пожалуйста, заметь меня среди всех и яви мне какой-нибудь знак Своей милости, покажи, что и я как-то значим для Тебя».
Так, непрерывно, всю ночь, совершается поклонение, почитание и медитация. Нужно, хотя бы на это время, освободить свой ум от мирских мыслей. Оставить одно только имя Шивы, и повторять: «Ом Намах Шивайя» — «Ом поклонение Благому!». Нужно постараться целиком погрузиться в осознавание, в духовный опыт. Забыть о потребности в сне, пище, питье. Забыть о телесном.
Эта Ночь даёт уникальные возможности.
Источник статьи: http://white-clouds.ru/maha-shivaratri-ili-velikaya-noch-shivy/