Максимальная сумма подарка для госслужащего

Предельную стоимость подарков госслужащим могут изменить

Стоимость разрешенных подарков госслужащим и иным должностным лицам могут повысить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатами Сергеем Вайнштейном и Дмитрием Носовым, внесен в Госдуму.

Отдельным категориям граждан могут разрешить дарить подарки, стоимость которых не превышает действующей величины минимального размера оплаты труда в РФ (сейчас МРОТ составляет 5554 руб.). Речь идет об обычных подарках, которые могут быть подарены без нарушения запретов на дарение, установленных ст. 575 ГК РФ.

Напомним, что по действующему законодательству не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:

  • от имени малолетних и недееспособных граждан;
  • работникам образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
  • лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, госслужащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или исполнением служебных обязанностей;
  • в отношениях между коммерческими организациями (ч. 1 ст. 575 ГК РФ).

В случае получения подарка дороже 3 тыс. руб. должностное лицо должно передать такое имущество в федеральную собственность, либо собственность субъекта РФ, либо муниципальную собственность (ч. 2 ст. 575 ГК РФ).

По словам авторов проекта, ст. 575 ГК РФ, запрещающая дарение, за исключением обычных подарков стоимостью не более 3 тыс. руб., действует с 2008 года. При этом уровень инфляции за период 2008-2014 годов составил почти 50%. «Таким образом, в связи с размером инфляции, установленный порог стоимости имущества, которое может быть подарено категориям лиц, указанным в ст. 575 ГК РФ, также целесообразно пересмотреть по сравнению с 2008 годом», – подчеркивают парламентарии.

Читайте также:  Поиски подарка по загадкам для мужа

Предполагается, что реализация предлагаемых норм будет способствовать:

  • уменьшению администрирования процесса оформления имущества, рыночная стоимость которого не превышает установленный МРОТ, от одаряемого в собственность государства;
  • сокращению расходов на оценку данного имущества и его хранение;
  • исключению необходимости пересмотра порога суммы одаряемого имущества в будущем.

Источник статьи: http://www.garant.ru/news/566214/

Могут ли госслужащие получать подарки?

Краткое содержание:

Госслужащие могут получать подарки стоимостью не более 3 000 руб. О подарке в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями необходимо уведомить госорган, в котором служит госслужащий. Подарки стоимостью свыше 3 000 руб. госслужащий может выкупить.

Определение подарка и ограничения госслужащих в получении подарков

Понятие подарка законодательно не определено. В то же время из определения договора дарения следует, что подарок — это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

По общему правилу государственным гражданским служащим (далее — госслужащим) запрещено получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и подлежат сдаче в орган, в котором госслужащий проходит службу (п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ; п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Справка. Протокольное и официальное мероприятия

Протокольное мероприятие — мероприятие, при проведении которого предусмотрен сложившийся в результате ведомственных, национальных, культурных особенностей порядок (церемониал) и (или) ведение протокола — документа, фиксирующего ход проведения мероприятия.
Официальное мероприятие — мероприятие, проведение которого подтверждено (санкционировано) соответствующим распоряжением, приказом или иным распорядительным актом (например, служебная командировка, включая встречи и иные мероприятия в период командирования, проведение совещаний, конференций, приемов представителей, членов официальных делегаций, должностных лиц государственных (муниципальных) органов, организаций, иностранных государств, прибывающих с официальным и рабочим визитом, встреч и переговоров) (п. 2 Разъяснений Минтруда России от 13.03.2020).

Подарок в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями — это подарок, полученный госслужащим от физических или юридических лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей. Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлялись каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) (п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 (далее- Положение № 10)).

Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков госслужащими в случаях, не связанных с их должностным положением (в семейных, дружественных отношениях).

Вместе с тем должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности (Письмо Минтруда России от 11.10.2017 № 18-4/10/В-7931 «О направлении Рекомендаций»).

Действия госслужащего при получении подарка

Госслужащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность (далее — госорган) (п. 4 Положения № 10).

При получении подарка подтвержденной стоимостью до 3 000 руб. госслужащему необходимо представить в уполномоченное структурное подразделение госоргана уведомление о получении подарка в двух экземплярах. К нему нужно приложить документы, подтверждающие стоимость подарка (кассовый или товарный чеки, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Уведомление представляется в течение трех рабочих дней со дня получения подарка или возвращения из командировки. Подарок при этом госслужащий вправе оставить себе (п. п. 5, 6 Положения № 10).

Если подтвержденная стоимость полученного подарка превышает 3 000 руб. или неизвестна, одновременно с уведомлением необходимо сдать подарок в уполномоченное структурное подразделение госоргана в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. До передачи подарка по акту приема-передачи госслужащий несет ответственность за утрату или повреждение подарка.

Если стоимость подарка неизвестна, она определяется экспертным путем. Подарок стоимостью не более 3 000 руб. должен быть возвращен госслужащему. При стоимости подарка свыше 3 000 руб. госслужащий вправе его выкупить. Для этого нужно не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка направить на имя представителя госоргана заявление (п. п. 7 — 9, 12 Положения № 10).

При обнаружении подарка, оставленного на рабочем месте подчиненным, представителем поднадзорных (подконтрольных) органов и организаций, участником судопроизводства либо иного порядка рассмотрения дел, в которых госслужащий принимает или принимал участие, гражданами, обращения которых он рассматривает или рассматривал, либо их представителями, рекомендуется принять меры для возвращения подарка оставившему его лицу. Если это невозможно, следует незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченное структурное подразделение, одновременно сдав подарок. Возврат такого подарка должностному лицу и его выкуп в таком случае невозможны (п. 16 Разъяснений Минтруда России от 13.03.2020).

Отличие подарка от взятки

За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).

Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.

Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.

Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.

Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»; Обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020):

• входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

• способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

• общее покровительство или попустительство по службе;

• совершение незаконных действий (бездействие).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/777777777951784/

Статья 575 ГК РФ. Запрещение дарения (действующая редакция)

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарий к ст. 575 ГК РФ

1. Запрет дарения — это однозначное недопущение заключения договора дарения в следующих случаях:

1) дарителями являются малолетние и граждане, признанные недееспособными, когда от их имени договор дарения заключают их законные представители;

2) одаряемыми являются:

— работники образовательных организаций — лица, находящиеся в трудовых отношениях с некоммерческими организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;

— работники медицинских организаций — лица, находящиеся в трудовых отношениях с юридическими лицами, осуществляющими в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии;

— работники организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций — лица, находящиеся в трудовых отношениях с организациями, осуществляющими действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи. К этой же категории относятся и работники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, находящиеся в трудовых отношениях с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Вышеуказанным субъектам не могут передавать в дар имущество граждане, которые находятся в соответствующих организациях на лечении, содержании или воспитании, а также супруги и родственники этих граждан. Этот запрет связан с тем, что указанные работники выполняют свои обязанности по лечению, содержанию или воспитанию данных граждан в целях получения заработной платы, поэтому передача какого-либо имущества в дар данным работникам будут означать возможность предоставления преимуществ этим гражданам;

3) одаряемыми являются лица, проходящие государственную или муниципальную службу. Не допускается в данном случае дарение, которое связано с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей;

4) если дарителями и (или) одаряемыми являются коммерческие организации.

Запрет на дарение между вышеуказанными субъектами связан с их особым статусом, поэтому собственно дарение между ними может привести в дальнейшем к злоупотреблениям с их стороны или в отношении их. При этом если стоимость имущества, передаваемого в дар таким субъектам, не превышает трех тысяч рублей, то такое дарение не запрещается.

В случае если стоимость имущества, переданного в дар, превышает три тысячи рублей, такое имущество передается в государственную или муниципальную собственность.

В случае если дарение, даже если стоимость дара превышает три тысячи рублей, сделано во время мероприятий, при проведении которых, как правило, вручаются подарки, такое дарение не признается нарушением положений комментируемой статьи.

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

— Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 518;

— Приказ Федеральной службы судебных приставов от 07.07.2014 N 376;

— распоряжение Центральной избирательной комиссии РФ от 14.05.2014 N 146-р;

— Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 03.04.2014 N 161;

— Приказ Федерального дорожного агентства от 10.09.2013 N 238;

— Приказ Суда по интеллектуальным правам от 18.02.2013 N СП-18/5;

— Приказ Федеральной налоговой службы от 20.02.2012 N ММВ-7-10/103@;

— Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 21.12.2011 N 1602;

— Приказ Федерального агентства морского и речного транспорта от 03.11.2011 N 434/к;

— Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2011 N 779-рк;

— Приказ Федеральной службы по оборонному заказу от 15.08.2011 N 284;

— Приказ Фонда социального страхования РФ от 05.03.2011 N 31;

— Приказ Федерального казначейства от 24.09.2010 N 245;

— распоряжение Федерального космического агентства от 19.04.2010 N АП-80;

— Приказ Минфина РФ от 26.02.2010 N 136;

— Приказ Федерального агентства по образованию от 22.01.2010 N 33.

3. Судебная практика:

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.10.2007 N А19-4490/07-58-Ф02-8055/2007;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2012 N 11АП-15119/12;

— Определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 11.04.2013 по делу N 33-893;

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 N 16АП-1191/08(1);

— Определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.08.2012 по делу N 33-9688;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.09.2005 N Ф08-3520/2005;

— Постановление ФАС Уральского округа от 27.06.2014 N Ф09-4025/14 по делу N А71-6113/2013.

Источник статьи: http://www.zakonrf.info/gk/575/

Оцените статью