Марфо мариинская обитель праздники
Марфо-Мариинская обитель
Москва, Б. Ордынка, 34
м. Третьяковская
10-ый благотворительный праздник «Белый цветок» Службы «Милосердие» в 2020 году пройдет в онлайн-формате.
В прошлом году праздник посетили 10 тысяч гостей. Всего было собрано 3,8 млн.рублей — эти средства были направлены на помощь подопечным Службы «Милосердие».
Все собранные средства будут направлены в помощь подопечным службы
«Милосердие»
Оправьте СМС со словом «Милосердие»
и суммой пожертвования на номер 3434.
Пример СМС: «Праздник 200».
Или сделайте пожертвование с банковской карты.
«Дни цветков» стали проводиться в России с 1911 года. Императрица Александра Федоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах. Вместе с Великими княжнами она загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.
В советские годы традиция «Белых цветков» была прервана. Но в 90-е годы XX века в различных городах России стали снова проводить «Белые цветки». С 2011 года в Москве традицию праздника «Белый цветок» продолжает служба помощи «Милосердие».
Источник статьи: http://xn--80abdddgbc9bgtpb2dzc3e.xn--p1ai/
Марфо-Мариинская обитель в Москве
Марфо-мариинский монастырь — относительно молодая обитель, созданная княгиней Елизаветой Федоровной после гибели ее мужа. Благотворительную деятельность сестры милосердия этого монастыря вели далеко за пределами общины. Их встречали в самых отдаленных и опасных уголках города, где сестры помогали больным, утешали обездоленных, опекали беспризорных детей. Сегодня обитель следует тем принципам, которые были приняты еще в дореволюционную эпоху.
История монастыря
После убийства великого князя Сергея Александровича его вдова приняла решение о строительстве новой обители. Княгиня продала фамильные драгоценности и купила большую купеческую усадьбу. На ее основе был открыт женский монастырь, и все заботы легли тогда на плечи всего шести сестер. На момент закрытия в обители проживало уже более ста сестер милосердия.
После революции в стенах монастыря располагались амбулатория и реставрационные мастерские. Позже в церковных зданиях организовали поликлинику и кинотеатр.
Другие православные монастыри в Москве:
Восстановление обители началось в 90-х годах прошлого века. Сейчас на территории монастыря работают благотворительные организации, которые курируют больницы и интернаты. Также обитель занимается культурно-просветительской деятельностью. Здесь проходят обучение православные экскурсоводы, действует школа для приемных родителей, проводятся занятия по церковным дисциплинам.
Важно! С 2010 года на базе обители действует ассоциация сестричеств. Она была создана для того, чтобы дело милосердия развивалось, чтобы сестры имели возможность взаимодействовать и обмениваться опытом. Благодаря ей получается координировать действия, организовывать встречи, семинары и курсы, взаимодействовать с государственными организациями и учреждениями.
Ассоциация сестричеств организует стажировку сестер милосердия, что позволяет сестрам из России и зарубежья проходить обучение в обители. Приоритетным направлением благотворительности является помощь пациентам в больницах и хосписах.
Сестры милосердия и монахини
Создавая обитель, Елизавета Федоровна хотела сделать ее непохожей на обычный монастырь. Она уважительно относилась к монашескому подвигу, но отшельнический образ жизни монахинь не совместим с активной общественной деятельностью. Поэтому нужна была такая организация жизни обители, которая позволила бы совместить служение Богу и служение людям. После этого было принято решения перенять опыт диаконис.
Важно знать! Диаконисами в древней церкви называли особую категорию женщин, которые решили посвятить себя служению Богу, приняли посвящение, несли особую службу и жили при храме, но при этом не принимали монашеский постриг.
Диакониссы делились на две группы. Относящиеся к первой группе помогали нуждающимся мирянам, относящиеся ко второй — помогали священнику при проведении богослужения, поддерживали порядок в храме.
Женщины, жившие в Марфо-Мариинской обители, относились к первому типу диаконис. Они носили специальную одежду, жили по уставу монастыря, занимались помощью обездоленным, но такие женщины не принимали монашеский постриг и могли в любой момент покинуть общину и создать семью.
Сейчас такой род деятельности назвали бы патронажной службой. Те, кто хотел участвовать в богослужениях, становились монахинями. Тогда они занимались церковной, хозяйственной и административной деятельностью.
Важно! Таким образом, насельницы обители делились на монашествующих сестер и «белых» сестер. Их и сейчас легко отличить по одежде. Монахини носят одежду черного цвета, «белые» сестры носят серый подрясник и белый головной убор, закрывающий лоб.
Ранее сестра служила в обители столько, сколько позволяли ее душевные силы. Сейчас обет пожизненный, уйти из обители можно только в монахини. Но руководство монастыря все больше склоняется к мысли, что нужно разрешить женщинам возвращаться к мирской жизни. Сегодня православной девушке бывает трудно найти себя, свой истинный путь. Временное служение помогает настроиться на нужный лад, выбрать правильные жизненные приоритеты.
Интересно знать! В Соловецком монастыре есть такое понятие как «годовики». Люди приходят в монастырь на год, молятся и трудятся наравне с монахами. По истечению этого времени они возвращаются к обычной жизни.
Отшельничество открывает на многое глаза, дает человеку внутренний стержень. Духовенство Марфо-Мариинского монастыря стремится перенять этот опыт и внедрить в монастыре похожие порядки.
Если женщина хочет стать сестрой милосердия, ей следует прийти на собеседование к настоятельнице. После беседы женщине предлагают попробовать жить той жизнью, которой живут сестры: она присутствует на богослужениях, помогает по хозяйству, присматривается к быту.
На ночь женщина уезжает домой. Так проходит несколько недель. Если женщина укрепляется в своих намерениях, а настоятельница монастыря видит, что она на своем месте, женщину принимают в число насельниц.
Людям, ищущим уединения, Марфо-Мариинская обитель не подойдет, так как здесь много времени отводится на работу с людьми. Но и при стремлении к уединению и монашескому подвигу следует помнить, что главная его цель — служение Богу. Если человек стремится стать иноком лишь из-за того, что его тяготит общение с людьми и мирская жизнь, это будет препятствием к принятию пострига.
Название обители
Обитель названа в честь двух сестер — Марии и Марфы. Они были сестрами праведного Лазаря. Сам Христос неоднократно гостил у Лазаря, в это время Марфа и Мария угощали Гостя, слушали Его слова. Одна из сестер олицетворяла собой созерцательный путь молитвы, другая — деятельный путь любви к ближнему.
Архитектура монастыря
Внешне собор напоминает средневековую крепость. Обнесенные белоснежным забором постройки наталкивают на мысль о псковской и новгородской архитектуре древних времен, хотя обитель была воздвигнута по историческим меркам совсем недавно.
Центр обители — Покровский собор, построенный в стиле русского церковного модерна. Для него характерны белые стены, узкие окна, растительные мотивы в росписи, рельефные фасады. С одной стороны к собору примыкает трапезная, с другой — две звонницы.
Западный фасад украшает икона Спаса Нерукотворного. Она выполнена из мозаики М.В. Нестеровым. Самая значимая из внутрихрамовых композиций носит название «Путь ко Христу». Не менее тщательно расписана и подземная церковь.
В одном из больших домов, с окнами в виде полукруглых арок, был оборудован госпиталь, в котором круглосуточно дежурили сестры милосердия, помогая больным. Окна госпиталя выходили на храм, чтобы все люди, проходящие лечение, могли хотя бы таким образом участвовать в службе. В аптеке при храме лекарства отпускались бесплатно тем, у кого не хватало средств их купить.
В белоснежном невысоком здании был организован приют для воспитанниц, библиотека и школа. Здесь же позже была открыта воскресная школа для малограмотных женщин. Позже на территории обители было построено еще одно небольшое здание, которое служило общежитием и рукодельней.
Социальная деятельность
С момента открытия обители сестры стремились помогать тем, кому это действительно необходимо:
- Сиротам и беспризорным детям — их забирали с улиц и подвалов, старались обогреть и пристроить;
- Девушкам, приехавшим из провинции. Им давали кров и помогали получить образование и профессию;
- Тем больным, которые не могли оплачивать свое лечение. Таких людей лечили, им предоставляли бесплатные лекарства;
- Тяжелораненым пациентам во время войны.
Основные направления деятельности сестер милосердия сегодня:
- Помощь детям-инвалидам;
- Участие в жизни сирот;
- Помощь одиноким пожилым людям;
- Опека над тяжелобольными;
- Содействие людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Святыни обители
Как и в любом монастыре, в Марфо-Мариинской обители хранятся мощи Святых подвижников христианства. В частности, в монастыре хранятся:
- Частица мощей преподобномученицы княгини Елизаветы Федоровны;
- Частицы мощей преподобномученицы Варвары;
- Мощи Сергия Сребрянского, первого духовника обители;
- Рядом с иконой Серафима Саровского находится киот с частицами мощей других Святых.
Настоятельницы монастыря
Первой настоятельницей монастыря была сама княгиня Елизавета Федоровна. После смерти супруга княгиня приняла решение удалиться от светской жизни и полностью посвятить себя служению Богу и людям. В сан настоятельницы она была возведена указом митрополита Владимира в 1910 году.
Сейчас настоятельницей монастыря является игумения Елизавета Позднякова.
Богослужения
Помимо ежедневных богослужений, обитель особо торжественно отмечает памятные дни.
- 19 февраля — день памяти Святых Марии и Марфы;
- 18 июля — день преподобномученицы Елизаветы Федоровны;
- 5 февраля — день преподобномученицы Евдокии;
- 15 января — день памяти Серафима Саровского;
- 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.
В прочие дни в храме обители проводятся традиционные утренние, обедние и вечерние службы.
Как добраться
Посетить монастырь можно в любой день с 8.00 до 19.00. Можно прийти к началу богослужения, которые проводятся в храме монастыря каждый день. Воскресная литургия начинается в 9.00.
Станции метро, расположенные рядом с монастырем:
- Новокузнецкая — Замоскворецкая линия;
- Полянка — Серпуховско-Тимирязевская линия;
- Третьяковская — Калужско-Рижская линия.
От любой станции до монастыря нужно будет пройти несколько минут пешком. На территории монастыря работает трапезная, где посетителей угостят традиционными русскими блюдами.
Служение людям не бывает всеобъемлющим, если оно не основывается на любви к Господу. В обители чудным образом переплетается молитвенный подвиг и стремление помогать людям. Служение монашеское и служение милосердия неразрывно объединяются под кровом обители, подкрепляя друг друга.
Источник статьи: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/marfo-mariinskaya-obitel.html
Традиции Рождественской елки Дома Романовых
Близится Новый Год, и каждый дом скоро будет украшать чудесная, невероятно красивая ёлка.
Принято считать, что традицию украшения Рождественской елки ввел Петр I.
Но это не совсем так 😉
В указе Императора в 1700 году фигурирует лишь обязанность украшать ворота и разные постройки сосновыми, елочными и можжевеловыми ветками в день Нового года.
Первая, в нашем понимании, праздничная Рождественская елка была установлена в России лишь в 1817 году Великой княгиней Александрой Федоровной, супругой будущего императора Николая I.
Задорный и радостный праздник со спрятанными под тяжелыми ветвями подарками-сюрпризами напоминал немецкой красавице, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III, о детстве, проведенном в Германии, где традиция украшения елки существовала с незапамятных времен. А Великой княгине хотелось дать ещё один повод для радости и своим близким, и новым подданным.
Притом во дворце украшали несколько елок — для каждого члена семьи. И подарки выставляли на небольших столиках возле каждой.
Эта традиция так понравилась, что отмечать Рождество с хороводом и подарками стали каждый год.
Стоит заметить, что Рождество в России было одним из любимейших праздников, но традицию украшения Рождественской елки поддерживал лишь высший свет. А крестьяне просто после церковной службы все собирались на трапезу, которая сопровождалась Рождественскими песнопениями, колядками. Они заранее мастерили Вифлиемскую звезду и с песнопениями ходили друг к другу в гости, угощая хозяев сладкими угощениями.
Но давайте окунемся в праздничные воспоминания и посмотрим, как проходили Рождественские празднования при Императорском дворе.
«В сочельник, после всенощной, у Императрицы была всегда ёлка для её августейших детей, и вся свита приглашалась на этот семейный праздник, — вспоминает фрейлины императорского двора, баронессы Марии Фредерикс. — Имели каждый свой стол с ёлкой, убранной разными подарками…нас всегда собирали сперва во внутренние покои Её Величества. Там около закрытых дверей концертного зала или ротонды в Зимнем дворце, в которых обыкновенно происходила ёлка, боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал. Императрица уходила вперед, чтобы осмотреть еще раз все столы, а у нас так и бились сердца радостью и любопытством ожидания.
Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячами свечей зал. Императрица сама подводила каждого к назначенному столу и давала подарки. Можно представить, сколько радости , удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту. Ёлку со всеми подарками потом мне привозили домой, и я долго потешалась и угощалась с неё, эти подарки состояли из разных вещей, соответственно летам. В детстве мы получали игрушки, в юношестве книги, платья, серебро, позже – бриллианты и тому подобное. У меня до сих пор хранится письменный стол с одной из царских ёлок…».
При Александре III, как правило, Рождество отмечали в Гатчинском дворце.За несколько недель до Рождества дворец окутывала предпраздничная и очень приятная суматоха, а вот непосредственно праздник длился не более трех дней. Дети императора обязаны были сами (разумеется, им помогали взрослые слуги) убирать елки и аккуратно складывать все украшения.
Только представьте: дети, вооруженные ножницами, взбираются на стремянки и аккуратно снимают разноцветные игрушки. Потом все украшения раздавались слугам.
Однако Рождественские праздники были отдыхом далеко не для всей семьи. Особенно во время правления императора Николая II. Государь с государыней посещали «ёлки» в военных госпиталях, в разных благотворительных организациях, а также мероприятия, приуроченные к празднику в различных военных структурах. Иногда вместе с родителями ездили и молодые княжны.
Например, в 1907 году Император Николай II должен был посетить шесть ёлок в Царском Селе: в военном госпитале, в школе нянь, в инвалидном доме, а также мероприятия, организуемые для охраны офицеров и рядовых. И если первые четыре торжества требовали его присутствия на час-другой, то последние занимали, как минимум, по три часа.
Для основательницы нашей Обители Великой княгини Елисаветы Феодоровны Рождество было не только семейным праздником, но и поводом ближе познакомиться с простым русским народом. Во время пребывания в с. Ильинское вместе с супругом она организовывала Рождественские ярмарки. Крестьяне, мастера и купцы привозили самые лучшие изделия, а сама Великая княгиня ходила между рядами и приобретала красивые изделия и пряники, часто отдавая сумму в три или четыре раза выше запрашиваемой.
Ежегодно в Марфо-Мариинской обители для наших подопечных — детей с ДЦП, с синдромом Дауна, для детей из кризисных, многодетных и приёмных семей — проводятся красивые Рождественские утренники. Потому что детство без радости, без ярких впечатлений невозможно себе представить.
Просим вас вместе с нами подарить нашим подопечным радость Рождества. Мы будем признательны вам за помощь любого размера. Ведь не бывает малых дел, если есть большое любящее сердце!
Источник статьи: http://www.mmom.ru/sotsialnoe-sluzhenie/traditsii-rozhdestvenskoy-elki-doma-romanovykh.php