Марийский праздник овечья нога

Неделя овечьей ноги

Шорыкйол арня (Неделя овечьей ноги)

Годовой праздничный цикл у народа мари начинается с праздника Шорыкйол, что в переводе на русский язык означает «овечья нога». Указывает на рождение нового времени, когда световой день начинает прибавляться и, по марийским приметам, замерзает вода в реке, а медведь переворачивается на другой бок. Традиционный новогодний праздник народа мари праздновался 31.12. — 06.01. г.

Мари и сегодня считают, что все серьёзные дела, требующие ума, сил, здоровья, следует начинать к полнолунию, в том числе и зачатие ребенка, поскольку прибывающая луна несет с собой расцвет, а убывающая — угасание энергии.

К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Ритуальная обильная пища своими корнями уходит в архаику, выражая не только сытость, веселье и довольство, но и аграрную магию: стремление воздействовать на природу, добиться благополучия в хозяйстве и жизни своей семьи.

Марийка в маске

Все действия, совершаемые в первые дни нового года, у многих народов наполнялись большим магическим смыслом. Крестьяне мари также сохраняли веру в магию почина, первого дня, как знака доброго пожелания. Поэтому в праздник Шорыкйол все стремились обильно поесть не только обычные, но и ритуальные блюда. В этот день задабривали кормами и животных.

Рано утром в праздник Шорыкйол хозяин выходил на ток, делал гурты из снега. То было не только магическим действием в знак будущего хорошего урожая, а означало необходимый агроприем, ибо каждый крестьянин понимал: чем больше снега зимой в поле, тем больше хлеба летом в амбаре. В это же утро надо было с силой встряхивать садовые деревья для продвижения их внутренних «соков», что предотвратит общее замерзание.

В праздник Шорыкйол мужчинам полагалось проверить свое охотничье снаряжение и рыболовные снасти, а также плуг и другое весенне-летнее снаряжение. Женщины на специально изготовленных шестах развешивали готовые изделия: вышивки, домотканые полотна, шерстяные клубки ниток, шитые и вязаные вещи. В свою очередь, и дети готовились к демонстрации своих поделок.

Праздник начинали дети. Они гурьбой заходили в чей-либо дом и дружно кричали: «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» Также три раза должны были ответить хозяева, которые затем высыпали на пол приготовленные заранее орехи. Дети ползали по полу, «бодались» друг с другом и кричали: «Кум пача! Кум пача! Кум пача!» — «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!» Тем же хозяевам, кто мало угощал детей, они говорили: «Ик пача! Ик пача! Ик пача!» — «Один ягененок! Один ягненок! Один ягненок!» и убегали в соседний дом. Хозяева сердились, ругали детишек, но уже ничего нельзя было поделать: магические слова из уст детей произнесены. Обойдя всю деревню, детишки поровну делили полученные подарки и ели вместе, играли, смеялись, воспроизводя смешные случаи прожитого праздничного дня.

Следует особо подчеркнуть: важнейшему моменту обряда Шорыкйол — подношению даров — мари придавали особое значение. Пекли yяча (шаньги), в ряде мест печенье в виде птиц и коня, делали пура (пиво), припасали пyкш (орехи), а также деньги. По воспоминаниям, благополучие жизни ставили в зависимость от розданных даров.

Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженных во главе с Васли кугыза — дедом Василием (иногда может быть Васли кува — бабушка, жена деда Васли). Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, в разнообразных масках, весело и шумно заходят они в дома односельчан, поздравляют хозяев с праздником, принимают угощения. А затем Васли кугыза просит показать свое мастерство каждого члена семьи. Особое внимание уделяется молодым. Если это девушка, то она должна продемонстрировать свое рукоделие: сколько же она сама приготовила приданого, как искусно вышила свою праздничную одежду и т.д. Если же это парень, то он хвастливо показывал необычным гостям приготовленную собственными руками хозяйственную утварь, охотничьи и рыболовные принадлежности; одним словом, все то, от чего зависит материальное благополучие крестьянской семьи. Нетрудно догадаться, как нелегко приходилось в таких случаях ленивцам, ведь их имена тут же узнавала вся деревня, и смыть такой публичный позор фактически было невозможно до следующего праздника. Поэтому каждый, включая детей, старался, как мог, составить о себе добрую славу. Этот пример свидетельствует о том, что традиционный праздник — это не только веселье и народное гулянье. Это — один из древнейших оценочных инструментов, позволяющих очень тонко регулировать межличностные взаимоотношения в традиционном обществе. Древний марийский обычай запрещал в течение некоторого времени после семейной ссоры браться за изготовление вещи. Согласно верованиям, не каждая береза и не каждому мастеру давала согласие на снятие с нее бересты. Мари всегда полагали, что человек, выполняющий все требования традиции, не может сделать плохую вещь. Плохую вещь старались не иметь, чтобы не обретать черт плохого человека.

Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти.

Поймали овечью ногу

Оправдывая свое название, марийский праздник Шорыкйол был и днем почитания овцы. Когда молодые ребята заходили в овчарню (в одежде из белого самотканного сукна — материала из овечьей шерсти), они говорили следующие слова: «Шорык йол, шочыкто» — Овечья нога, дай расплод!». Об этом же говорит и такой факт — горные мари и поныне ходят угощать тех, у кого купили или получили в подарок овцу (горномар. : «шарык тap?м йyктaш кеaт»). От плодовитости овцы зависела жизнь крестьянина: шкура шла на изготовление шуб и тулупов, шерсть — на валенки, варежки и сукно, мясо употреблялось в пищу. Отражением магии почина как доброго пожелания является новогодний обычай хождения по домам с поздравительными песнями, смысл которых сводится к пожеланию здоровья и заклятию обильного урожая и домашнего скота.

Источник статьи: http://spushkino.narod.ru/mari/mari6.htm

С овечьей ноги: загадочный марийский праздник Шорыкйол

Традиционно святки – это время зимних забав: люди свободно вздыхают от праздничной суеты и активно проводят время.

История праздника

Праздник Шорыкйол – это календарно-обрядовый праздник народа мари. У русских в эти дни идут Святки, у татар, башкир и чувашей – Нардуган. Торжества проходят целую неделю с 5 января по 12 января, но всегда начинаются в пятницу.

— Марийский фольклорист Виталий Акцорин отмечал, что марийцы праздновали Шорыкйол еще шесть тысяч лет тому назад, — рассказывает председатель региональной молодежной организаций «У вий» Миклай Шабдар, — поэтому в настоящее время это торжество – это вклад в сохранение самобытности народа мари.

Праздник имеет название «Шорыкйол» – «овечья нога». Марийцы совершали магические действия – дёргали овец за ноги. Ритуал совершали в первый день праздника, он должен был обеспечить и плодородие, и благополучие в доме.

Во время праздника марийцы соблюдают некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.

Как принято праздновать

Первый день праздника связан с приметами. По погоде судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом — быть урожаю» («Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш»), «В Шорыкйол будет снег — будут овощи» («Шорыкйол кече луман лиеш- пакча саска шочеш)».

— К одному из основных праздников года народ мари готовился заранее: топили баню, надевали белую и чистую, как снег, одежду. Особенно большое значение имел первый день праздника, — отмечает Миклай Шабдар. — Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба («лум каван», «шорыкйол каван»).

Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод.

Мы ищем чудеса

Шорыкйол – самое время гадать! В старину особенно любили заниматься гаданием молодые девушки, которых интересовало, когда они выйдут замуж, за кого и будут ли счастливы в браке. Старшее поколение пыталось узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.

— Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Чтобы продемонстрировать своё мастерство и трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу — сплетенные лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки.

Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Среди ряженых часто встречаются медведь, гусь, лошадь, журавль, коза и другие персонажи, изображающие солдата с гармошкой и государственных чиновников.

Праздничный стол

По традиции в этот день большую роль играет обрядовая еда. Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на новый год.

Обязательным блюдом является баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама), пироги с зайчатиной или медвежатиной (меранг але маска шыл когыльо), пекут из ржаного или овсяного пресного теста «орешки» (шорыкйол пякш).

Шорыкйол захватывает весельем марийцев на целую неделю. Сельчане обычно собираются в доме, специально нанятом на период праздника, и устраивают там различные представления и игры.

Источник статьи: http://vnd12.ru/news/obschestvo/14184-s-ovechey-nogi-zagadochnyy-mariyskiy-prazdnik-shorykyol.html

«Шорыкйол» — новогдний праздник в России

Привет всем подписчикам и гостям моего канала.

Вот и наступает долгожданный праздник- Новый Год! Все подводят итоги года, нарезают салаты, кто-то ожидает приезд родственников. И у каждой семьи есть особенные традиции, которые они передают следующему поколению.

Всё моё детство прошло в деревне. В марийской деревне. А в деревнях особо соблюдают традиции, и чтят их. Одна из таких традиций праздник Шорыкйол (Овечья нога), который отмечается в канун нового года. Он связан с благополучием в семье.

Проводятся гадания. Главной особенностью является то, что дети, девушки, мужчины и женщины переодеваются в наряд, чтобы их никто не узнал. Когда ряженые приходят в дом, их встречают, угощают конфетами, супом. Это важный момент. Чем щедрее встретишь гостей, тем лучше будет предстоящий год.

Далее каждый член семьи должен показать свои умения. Девушки должны продемонстрировать свое рукоделие, что они вышивают, мужчины показывают свои охотничьи и рыболовные снасти. Показывают то, что они готовы и умеют плодотворно работать, а значит в новом году достойны на хороший урожай. А девушки достойны того, чтобы встретить достойного жениха.

Ряженые желают семье хорошего урожая в Новом Году и приплода. В деревнях вся эта свита в несколько человек обходят каждый дом. Праздник смысловое значение имеет примерно такое же, как у русских святки. Шорыкйол так называется-потому что раньше молодые парни заходили в овчарню, и дёргали овец за ноги. При этом говорили слова, чтобы в предстоящем году было больше овец, потому что именно эти животные не только кормили людей, но и одевали их в давние времена.

В детстве всегда интересно было встречать таких гостей. Каждый год они были в разных одеяниях, разные люди. И не сразу поймёшь, кто же скрывается под маской. Только с каждым годом эти традиции соблюдают все меньше и меньше. Наверное в крупных марийских деревнях они ещё проводятся.

Чем старше становишься, тем меньше ощущается приближение праздника. Не чувствуется то волшебство, как в детстве. Наверно потому, что раньше это новогоднее настроение шло из детского сада, затем школы. А став взрослым, на плечи сваливаются другие заботы.

Поэтому, чтобы чувствовать этот приближающийся праздник, нужно самому создавать его. Ставить ёлки, готовить подарки, надеяться на лучшее. Происходит то, во что мы верим. Верьте в лучшее, но надейтесь только на себя, всех с Новым Годом!

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5dea37d7c49f2900abb1f4f8/shorykiol-novogdnii-prazdnik-v-rossii-5e0b2efa92414d00b1fea36d

Марийский обрядовый праздник «Шорыкйол»

Источник: ГАУК ТО «ДНК «Строитель» Адрес: Тюмень, ул Республики, д 179 Время проведения: События завершились Место проведения: Дворец национальных культур «Строитель»

Автор фотографии: Собянина Л.Д.; Источник: Архив автора.

Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Их празднование играет важную роль в сохранении самобытности народа. Одним из таких праздников является «Шорыкйол» («Овечья нога»), который отмечается в период зимнего солнцестояния – с 22 декабря, а православные марийцы празднуют его в одно время с православным Рождеством – 7 января. В прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни.

В программе мероприятия:

  • знакомство с традициями марийского праздника «Шорыкйол»;
  • театрализованное представление;
  • концертная программа с участием творческих коллективов;
  • праздничные народные марийские игры и танцы.

Мероприятие подготовлено ведущим специалистом по сохранению и развитию культуры коренных малочисленных народов Севера Собяниной Любовью Дмитриевной.

«Сведения предоставлены организацией ГАУК ТО «ДНК «Строитель» посредством АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры»

Минкультуры России не несет ответственность за размещенные информационные материалы, в том числе за тематику и содержание анонсируемых мероприятий. Размещение сведений на сайте производится автоматически и не является одобрением или рекомендацией анонсируемых мероприятий Министерством культуры Российской Федерации». Для размещения информации в данном разделе зарегистрируйтесь в АИС ЕИПСК по адресу: https://pro.culture.ru

© 2004 – 2021, Министерство культуры
Российской Федерации (Минкультуры России)

Источник статьи: http://culture.gov.ru/press/culture_life/mariyskiy_obryadovyy_prazdnik_shorykyol_20201228131032_5fe9a108cbe5e/

Читайте также:  Сценарий праздника посвященного дню работников сельского хозяйства
Оцените статью