Масленица праздник русского народа звучащие картины

Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Звучащие картины.Прощание с масленицей»
план-конспект по музыке по теме

Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме «Звучащие картины. Масленица».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_muzyki_zvuchashchie_kartiny._maslenica.doc 91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе

(программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Тема: Звучащие картины. Прощание с масленицей.

  1. Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.
  1. Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.
  1. Знакомство с историей возникновения праздника – масленица;
  2. Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства:

— музыки (П.И.Чайковский «Времена года. Февраль)

— поэзии (А.Сокерин «Февраль»)

— живописи (Б. Кустодиев «Масленица»)

  1. Развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства; развивать творческие способности, воображение, память.
  2. Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Оборудование: Магнитофон, репродукция картины Б.Кустодиева

«Масленица», произведение П.И. Чайковского «Времена

года. Февраль», А. Сокерин, сборник стихов.

  1. Не житье, а Масленица.
  2. Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
  1. Масленица семь дней гуляет.
  2. Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.
  3. Боится Маслена горькой редьки, да пареной репки.
  4. Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
  5. Была у двора Масленица, да в избу не зашла.
  6. Без блинов не Масленица.
  7. В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.
  8. Блин – не клин, брюха не расколет

Приветствие учащихся. Я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.

II. Основная тема урока.

Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица).

— Посмотрите, сколько праздников!

Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого, традиции проведения и значение разные.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь из стихотворения тобольского поэта А. Сокерина «Февраль»

Февраль. Свирепо свищут вьюги,

Сугробы снежные растут,

Но очень скоро, ветры с юга

Весну на крыльях принесут.

Он переменчивым бывает,

Он – ветродуй и зимобор,

Ветрами зиму выдувает

И с ней ведет упрямо спор.

Он бокогрей. С утра морозит,

А в полдень пригревает бок,

Февраль весну уже ворожит,

Февраль – зимы последний срок.

У крыш, хрустальной бахромою,

Сосульки длинные висят,

Прощаясь с матушкой – зимою,

Синички радостно свистят.

И воробьи повеселели,

Уже чирикают смелей,

А на пригорке, возле ели,

Снег зимний стаял до корней.

И оживились в стаях галки,

Уже недолго до весны,

В домах проворные хозяйки,

Пекут на масленку блины.

— Масленица (открыть презентацию).

— А что вы знаете об этом празднике?

Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.

Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи.

Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца –горящие колеса, спускаемые с гор.

Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну — красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя.

— Когда в этом году будет или была Масленица?

В этом году масленичная неделя начиналась 23 февраля, заканчивается 1 марта.

Каждый день масленицы имел своё название и значение:

1 день (понедельник, 23.02.2009 г.) — Встреча масленицы.

Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.

Изготавливали и наряжали куклу — чучело.

2 день (вторник, 24.02.2009 г.) – Заигрыши.

Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.

— Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе) — Игра «Петушки».

3 день (среда, 25.02.2009 г.) – Лакомка.

Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.

Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…

— Ребята, а вы умеете печь блины?

— Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).

На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. У меня от вас секретов нет, и в конце урока я всем подарю свой рецепт приготовления блинов.

— Кто не знает, тот узнает из песни «Блины».

Разучивание и исполнение песни «Блины»

4 день (четверг, 26.02.2009 г.) – Разгул.

Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.

5 день (пятница, 27.02.2009 г.) – Тёщины вечеринки.

Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.

6 день (суббота, 28.02.2009 г.) – Золовкины посиделки.

Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.

7 день (воскресенье, 1.03.2009 г.) – Проводы или прощеное воскресенье.

Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

В этот день заканчивается обжорство и веселье,

Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься

И друг другу повиниться

Все обиды и ссоры простить,

Чтоб красиво и честно зажить.

Но прежде, чем перейти к следующей части нашего урока, я хочу задать вам несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?

  1. Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)
  2. Сколько дней длится праздник? (7 дней)
  3. Назовите эти дни.
  4. Основное масленичное блюдо? (Блины)
  5. Почему блины круглые? (Символ солнца)

III. Репродукция картины Б.М. Кустодиева.

Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».

Внимательно вглядитесь в эту картину.

— Что вы видите на картине?

(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).

— Если внимательно вслушаться в эту картину- Эта картина звучит или она безмолвна?

— Что вы услышали?

(Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

— Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)

— Я включу небольшое музыкальное произведение.

— Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? Внимательно слушайте.

IV. Слушание произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»

— Почему созвучна? От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.

— Какие инструменты звучали? (рояль)

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать

будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

— Кто мог написать эту чудесную музыку?

— П.И.Чайковский. «Февраль. Масленица.» (цикл «Времена года»).

— Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний.

— Посмотрите, ребята, 2 разных произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!

Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ место).

— Вам урок понравился? — Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.

Я приготовила вам подарки:

1). Такие веселые смайлики, в виде солнышка. При выходе из класса оставьте свой смайлик мне на память по своему настроению –

или он улыбается, или грустит. У меня вот такой смайлик —

2).Рецепт блинов, сами блины. Я знаю, у вас будет классный час, там вы и продолжите масленичные гуляния.

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/06/11/konspekt-uroka-muzyki-v-3-klasse-po-teme-zvuchashchie

Конспект открытого урок на тему: «Звучащие картины. Прощание с Масленицей.»
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Конспект открытого урока на тему:»Звучащие картины.Прощание с Масленицей.» для 3 класса.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_zvuchashchie_kartiny._maslenitsa.docx 22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Левокумского района Ставропольского края

Конспект открытого урока

на тему: «Звучащие картины. Прощание с Масленицей.»

В соответствии с требованиями ФГОС ООО (с использованием ИКТ)

Подготовила учитель музыки

Первой квалификационной категории

Волобуева Галина Михайловна

Конспект урока музыки в 3 классе МБОУ СОШ №1.

Тема урока : Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Тип урока : урок применения предметных знаний.

Ведущая технология : технология коммуникативного обучения.

Цель: развитие коммуникативных умений, речевых и музыкальных навыков, формирование целостного представления учащихся знаний о музыкальных средствах выразительности на примере произведения Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» через слушание произведения и развития творческой фантазии детей при создании картины «Прощание с зимой».

-научиться слушать и понимать произведения через музыкальные средства выразительности.

Формы: индивидуальный, фронтальный.

-пробуждение интереса детей к уроку;

-формирование уважительного отношения к православным традициям, отечественной культуре;

-разбор понятий: скоморохи, обряды, отечество.

-способности творчески реагировать на изученные темы;

познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления, речи.)

-музыкального слуха, мелодического, темпового, ритмического, динамического),

-вокально-хоровых навыков выразительного исполнения (через песенный материал).

-воспитывать осознанное чувство проявления любви к своему Отечеству и отечественной культуре, обрядам.

-обогащение словаря детей новыми словами историко-культурологического значения;

-формирование культуры слушателя и исполнителя ;

Методы и приемы:

-словесный (опрос, беседа, рассказ);

-наглядный (иллюстрации, слайды);

-сравнения ,анализа, сопоставления;

-контроля (проведения, участия в обсуждении темы);

-частного вывода, обобщения;

-ИКТ, ТСО оборудование ;

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина — программа «Музыка».

2.Музыкальное приветствие, настрой на тему урока.

3.Обьяснение нового материала.

Знакомство с новыми понятиями и их смыслом: обряд, Отечество, скоморохи.

4.Слушание: «Пляска скоморохов» из оперы Н. А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

5.Доминантпауза. «Звонят ,звонят колокола».

6.Чтение стихотворения « Масленица» в исполнении учениц.

7.Просмотр видеозаписи про Масленицу.

8.Вокально-хоровая работа. Пение песни «А мы масленицу дожидались».

9.Закрепление нового материала. Обобщение . Итог урока.

10.Домашнее задание. Найти материал к православным праздникам.

1. Оргмомент. Музыкальное приветствие.

2.Даю установку на слушание и задание –определить тему урока.

Смотрим и слушаем видеозапись ,связанная с временем года-зима.

Презентация «Зима», муз. А у нас гармошечка.»

3 .Вопрос : Что мы услышали?(Ответы детей после прослушивания и просмотра.)

-Да, верно. Может ли эта картина быть связана с музыкой? Будет ли звучать эта картина? (ответы детей).

-Значит о чем мы будем сегодня говорить? Какая тема нашего урока?

Правильно -«Звучащие картины».А какую цель мы поставим перед собою

(ответы)- научиться слушать и понимать произведения через музыкальные средства.

4. Просмотр презентации про Н.А.Римского-Корсакова.

5. Рассказ учителя . Произведение , которое мы сегодня будем слушать, написал русский композитор Н.А.Римский-Корсаков.(вывешивается портрет композитора)

Н.А. по первому своему образованию, был моряком.

По традиции своих родителей: дядя и старший брат уже были моряками.

Римский-Корсаков очень любил сказки, его даже шуточно называли сказочником.

6. Просмотр презентации оперы «Снегурочка.»

7. Рассказ учителя . Действие оперы происходит в сказочной стране Берендея. Снегурочка-дочь Мороза и Весны- Красны, стремится из глухого леса к людям, нравятся ей их песни. В ее сердце рождается любовь и Снегурочка тает под лучами солнца, но несмотря на печальный конец сказки, опера заканчивается торжеством . Люди празднуют день прихода Ярилы- Солнца, поют песни, водят хороводы, веселятся.

8. Слушание произведения «Пляска скоморохов».

Вопрос: Кто такие скоморохи? ( ответы детей- скоморохи, это странствующие актеры, певцы, плясуны, потешающие народ).

-Как звучит эта музыка? (ответы- весело, задорно, живо, празднично и т. д ).

-Сколько мелодий-наигрышей можно услышать в ней? (несколько).

-Какие инструменты оркестра усиливают шуточный характер танца ?

(балалайка, трещотки, рожки, бубны, ложки и т. д ).

К какому виду относятся эти инструменты ? (народные).

-Какими средствами выразительности мы отметим эту мелодию?

9. Игра «Что лишнее?». (смысловой ряд)

1) Симфония, этюд, песня, МУЗЫКАНТ, соната.

2) Гитара, ДИРИЖЁР, баян, пианино, скрипка.

3) Вальс, полька, танго, ОПЕРА, мазурка.

4) Римский-Корсаков, Чайковский, Глинка, Мусоргский, ОРКЕСТР.

10. Работа с учебником. ( стр.64).

-Посмотрите на иллюстрацию Б. Кустодиева «Зима».

-Что изображено на ней ? Какие приметы зимы вы видите на ней? Какой праздник ты видишь на иллюстрации? (ответы)-катание на санях, лошадях, перетягивание каната, лазание на столб(городок) за подарками, пекут блины, сжигание чучела зимы Масленицу.

Масленица — древнейший языческий праздник славян.

«По старинному преданию Масленицу считали дочерью Мороза. Боги призвали её в помощь людям в самое суровое время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила людей забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в их жилах, охватила их за руки и пустилась с ними танцевать до обморока» — писал французский писатель Жюль Жанен

Все действия, обряды, совершаемые в древности на Масленицу, были направлены на то, чтобы помочь богу солнца Яриле

набрать силу и прогнать Мару — богиню зимы.

11. Чтение стихотворения «Масленица». (исполняют ученицы ).

Русоволоска Масленица добрая

Гуляет всю неделю от души!

Печёт блины, оладьи, пышки сдобные,

Румяные, как солнце. Хороши!

Весёлым хороводом праздник славится,

Поёт, хохочет весь честной народ.

Весну встречает Маслена-красавица.

Прощай зима, до встречи через год!

Стихотворение про Масленицу для заучивания

Этот праздник к нам идет

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

А за ней — Великий пост,

Время, чтоб молиться.

12. Просмотр презентации «Масленица».

13. Вокально-хоровая работа. Разучивание и пение песни «А мы масленицу дожидались»

14. Работа с карточками

-Вот вам блины бумажные

В них вопросы важные.

Кто ответит молодец,

Он получит настоящий блинец.

(раздаются детям «блины» и карандаши)

— На блинах вопросы проведите стрелочки к правильным (по вашему мнению) ответам.

Сколько дней праздновали Масленицу? (7 дней)

Как звали бога солнца? (Ярило)

Как называли столб с подарками? (Городок)

Как звали богиню зимы? (Мара)

Блин — это символ….? (Солнца)

В какой день наряжают Масленицу? (Понедельник)

В какой день сжигали Масленицу? (Воскресенье)

15. Закрепление нового материала. Обобщение .Итог урока.

— О чем мы сегодня с вами говорили? Выполнили ли мы цель нашего урока?( ответы детей).

А на вопрос понравился ли вам наш урок , вы ответите знаками лежащими на столе- зеленый ключ- поняли, желтый –были затруднения, красный-много не понятно.

16. Домашнее задание . Найти материал к православным праздникам.

Выход детей из класса под музыку «А мы Масленицу дожидались».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз.

Данный конспект предназначен для проведения тематического открытого урока по теме «Рождество. Christmas party» .Игровая и познавательно-развлекательная форма подачи материала поможет расшири.

Цели и задачи урока:· Познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных, показать значение суффиксов имен прилагательных.·.

Конспект по музыке на тему «Звучащие картины»Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.Задачи:Воспитывающая: уважение к традициям своего народаОбучающая: Знако.

Конспект по музыке на тему «Звучащие картины»Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.Задачи:Воспитывающая: уважение к традициям своего народаОбучающая: Знако.

Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Подходит для любого УМК. В урок включена словарная работа, фиксируются итоги плана урока.

На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями «контраст» и «повтор», изучают народные масленичные игры.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2018/02/08/konspekt-otkrytogo-urok-na-temu-zvuchashchie-kartiny-proshchanie

Читайте также:  Новогодний праздник с оленями
Оцените статью