Массовые праздники что это такое
https://www.bordur-trotuar.ru купить тротуарная плитка квадрат серая.
:: Особенности массового праздника
Праздники выражены в форме зрелищно-массовых искусств. Праздник рождает у людей сходное праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике. И.Г. Хангельдиева характеризует массовый праздник как «явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие».
В книге Ю.М. Черняк «Режиссура праздников и зрелищ» имеется следующее определение термина «массовый праздник» – это комплекс мероприятий различных видов и зрелищных форм разных жанров; многофункциональное явление, отражающее эпоху, жизнь общества и его культуру; самое древнее и самое действенное средство массовых коммуникаций.
Характеризуя массовые праздники, Е. Соболева пишет: массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение.
Характеризуя массовый праздник как модель культурного бытия, В.П.Курбатов выделяет следующие особенности массового праздника:
1. Праздник проходит на большой территории и на нескольких площадках.
2. Зрители, пришедшие на праздник, становятся его активными участниками.
3. Праздник есть продукт синтетический, использующий все виды профессиональных искусств, народные художественные промыслы и фольклорный материал.
4. В массовом празднике теряется индивидуальное понятие «я», и возникает общее понятие «мы». Но это не означает, что «Я» исчезает бесследно. Праздник организован таким образом, что «Я» и «МЫ» в определенные моменты подменяют друг друга, переходя из одного в другое, в зависимости от целей и задач социокультурной коммуникации.
Источник статьи: http://www.evgeny-goman.ru/music/concert_os.html
массовый праздник. Особенности массового праздника, классификация. Методика организации праздника.
Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.
- Массовость.
- Разновозрастный состав участников и зрителей.
- Одновременная работа нескольких сценических площадок.
- Зритель может быть и непосредственными участниками массовых действий.
- Праздник — длительное по продолжительности мероприятие.
- Наличие особой праздничной ситуации, эмоционального настроя.
- Всеобщие: День защитника Отечества; День победы; Всемирный день матери.
- Локальные праздники: День города; День независимости республики Хакасия;
3. Профессиональные День шахтера; День учителя.
- Религиозные (праздники Храма) Троица; Пасха; Рождество.
5. Трудовые. Праздник урожая; Праздник первого снопа
- Семейно-бытовые
- Свадьба.
- Календарные (народные)
- Масленица;
- Праздник русской березки;
- Новый год.
- Фольклорные
- Красная горка
- Молодежные
- День св. Валентина;
- День молодежи;
- Татьянин день;
- День студента.
- Детские
- День защиты детей;
- День знаний;
- Праздник Букваря
- Спортивные
- Спартакиада;
- Олимпийские игры.
- Национальные
- Чыл Пазы
- Тун Пайрам
Режиссура массового праздника
Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ.
Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.
Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет.
Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре.
Драматургия праздника. Это, прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что этот праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление мобилизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.
Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть иобщегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.
Совершенно естественно, что надо знать те средства, которыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможности, с помощью которых будет выражена идея праздника.
Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воплощению. Причем и драматургия и режиссура должны учитывать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским замыслам.
Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они существенно различны. Так, например, вкиносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию.
Участников праздника можно разделить на две группы: непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители.Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием.
Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании.
Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующих сил, а, кроме того, во избежание несчастных случаев, так как непродуманное и неуправляемое скопление людей просто опасно.
Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют четкого ритма, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в театральных костюмах, прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное шествие. Все это надо предусмотреть в сценарии массового праздника, четко определить все коммуникации, которые связывают между собой его части, только тогда можно организовать, построить, подчинить единому целому все праздничное действие.
Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начало, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.
Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важнейшая задача сценария.
Режиссер с помощью сценария должен объединить эту массу зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога.Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.
В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже крыши микроавтобусов стали площадкой для концертов.
Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что люди, которые пришли на массовое представление, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников массового действия.
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.
Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре.
Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s9042t11.html
Массовый праздник и его компоненты
Массовые праздники имеют свои исторические, социальные и культурные источники. Массовый праздник — это венец творчества народа для народа. Развитие массовых праздников в любой стране свидетельствует, что их содержание и характер всегда обусловлены конкретной общественной ситуацией, Одни виды массовых зрелищ находятся в процессе становления, утверждения в культурной жизни общества, другие, четко определившись по видовыми признаками, отпочковались как отдельные жанровые разновидности, третьи — отмирают совсем, забытые в новых общественных условиях.
Сегодня в режиссуре массовых праздников четко определяются такие формы театрально-концертных зрелищ; театрализованный концерт, театрализованные зрелища разных видов. Они являются основными компонентами массового праздника, при этом каждый из них имеет свою специфику. Массовый праздник отличается от концерта и зрелища.
Первое, что отличает их, — производственные условия организации и проведения. Так, стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия проведения массового праздника в городском парке отличны от технических возможностей стационарной сценической площадки.
Второе — художественная организация прострнства, ведь производственная площадка является важным компонентом в общей драматургической структуре массового зрелища. Одно дело — организация пространства театрализованного концерта в концертном зале, другое— организация пространства празднования на площадях, улицах, в парке, на стадионе. Если пространство в театре или концертном зале двухмерно, и обзорная точка в
театре одна, заданная рампой, положением сцены и зрительного зала, то стадионное пространство трехмерно, и обзор здесь круговой. На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а следовательно, и художественное оформление, его конструкция выстраиваются с учетом этой особенности.
В постановке зрелища на стадионе режиссер и художник учитывают не только производственное пространство стадиона, а и особенности окружающего пространства, их соотношение, которое влияет на общее решение массового действа. Большое пространство и сферичность стадиона диктуют режиссеру и художнику необходимость создания как центрального пункта действия, так и отдельных опорных точек, которые дальше могут стать основанием для главных эпизодов массового действа. Режиссеру и художнику не следует забывать, что на стадионе тяжело удерживать внимание десятков тысяч людей. Следует заранее продумать, как и на чем ее сфокусировать — точно определить игровые точки, зрительные кульминации. Это лучше сделать совместно с художником на макете. Если режиссер и художник «проиграют» в макете все массовое действо, выстроят его динамику, композицию массовых эпизодов, их пластический образ, определят основные опорные точки— это значительно облегчит весь творческий процесс постановки массового праздника.
И, наконец, третье, что отличает массовый праздник от концерта, — организация и распределение внимания зрителей. Если в театрализованном концерте или зрелище необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то массовый праздник, наоборот, требует полицентризма, сзоздания нескольких зрелищных центров, каждый из которых самостоятельно организует внимание людей, которые пришли на праздник. Полицентризм массовых праздников приобретает особый смысл в карнавалах, с их четким ритмом, танцами, аттракционами, свободным движением людей в карнавальных костюмах, прохождением декорированных машин — всего того, что, собственно, и составляет карнавальный ход. Это необходимо, во-первых, для максимального эмоционального влияния на зрителя, для создания праздничного настроения, а кроме того, для избежания несчастных случаев при таком сосредоточении людей. Все это предполагается сценарием массового праздника, в котором четко определяются все коммуникации, которые связывают между собой разные компоненты праздника.
Четвертое отличие, касается организации и проведения репетиционного процеса. Если театрализованный концерт или зрелище, которое локализуются четкими границами и имеют сценическую площадку, еще можно отработать на репетициях, то в массовом празднике нет такой возможности. В отличие от других форм театрально-концертного зрелища оно происходит только один раз, а если и повторяется, то это уже совсем другой праздник — другой сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение. И несмотря на то, что массовые праздники, театрализованные концерты и зрелища имеют свои особенности, их объединяет монтажная структура драматургии.
Традиционная театральная драматургия требует подробной разработки характеров действующих лиц, психологической мотивации развития характеров, их жизненной достоверности, непрерывного развития действия, последовательного изменения эпизодов, поступательного движения событий. Совсем иное дело — драматургия массового праздника. Создавая ее, сценарист и режиссер-постановщик учитывают:
— место проведения (город, местность, село, парк, стадион, площадь, улица).
— масштабность и границы проведения праздника (общегородское, общенациональное);
— возможности (материальные и творческие) дворца культуры, стадиона, города.
Итак, тема праздника, место его проведения, масштаб, художественные средства определяют и требования к драматургии и ее режиссерского воплощения.
Написание сценария массового праздника предусматривает определение:
— жанровых особенностей массового зрелища;
— главной идеи праздника;
— основных драматургических «ходов»;
— органичного объединения художественных и документальных материалов;
-объединение слова, музыки, песни, танца, изобразительного искусства, света, киноматериалов, пластики;
— общего темпоритма праздника;
— содержания отдельных эпизодов (с разножанровими номерами); — объединение эпизодов в единую драматургическую структуру.
Все эти компоненты (они и составляют собственно сценарий), средства их монтажа должны быть выстроены в стройное сюжетное действие, каждый элемент которого связан с другими.
Следует указать, что действие массового зрелища (в отличие от театрального) лишено однолинейной последовательности и предусматривает отступления, паузы, задержки, повторы, переключения словесного материала на пластический, пластического — на музыкальный, музыкального — на слово и т.д. Кстати, слово в массовых зрелищах возникает в разнообразнейших своих проявлениях. Стихи, художественная проза, тексты песен, фельетон, конферанс, драматические эпизоды, куплеты, частушки, дикторский текст — вот далеко не полный перечень разновидностей словесного действия в массовом зрелище.
Сценарно-монтажная структура массового действа предполагает объединение различных и разнородных компонентов. Поэтому сценарий выстраивается, скорее, по спирали, где каждый эпизод или номер- это самостоятельное звено, направленное вертикально по восходящей линии к вершине спирали, то есть к смысловой кульминации зрелища.
На начальном этапе работы определяется ход, стиль, ритм, а также общий характер будущего праздника. Сценарий должен быть пронизан основной темой, которая цементирует как сценарий, так и праздник в целом. Раскрытие темы начинается с пролога. Этому способствует художественное оформление праздника, в том числе и музыкальное, которое объединяет отдельные его части, диктует ритм. Слово, в частности поэтическое, является определяющим в массовом зрелище. Подготовив таким образом сценарную основу праздника, режиссер и сценарист затем художественно воплощают основную мысль, привлекая к этому сложному творческому процессу исполнительные, актерские возможности. В частности, одним из средств привлечения зрителя к массовому празднику является его непосредственное включение в действие. И если тема праздника, его основная мысль близка, а форма понятна и захватывающа, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на творческий замысел. Это, как правило, выражается аплодисментами, разными восклицаниями, смехом, переживаниями. Поэтому, создавая драматургию праздника, важно предусматривать реакцию зрителей массового действа, как активных его участников. Таким образом, в сюжете массового праздника важно определить кульминацию, которая подчёркивает тему праздника. Следует стремиться, чтобы в ходе праздника возникла новая, активная сила, способная стереть границу между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в непосредственных участников.
Начало, развитие, кульминация, финал — это обязательные составляющие драматургии массового праздника. Краеугольным камнем драматургии массового праздника является монтажная структура, которая объединяет разные компоненты в целостное произведение зрелищного искусства. Задача финала— закрепить у зрителей главную мысль и настроение праздника. Следовательно, которой бы ни была тема, масштабы массового праздника, его содержание непременно должно быть предусмотрено сценарием.
Сценарий и монтажный лист — это основные документы, по которыми работает режиссер. Монтажный лист является для режиссера основой для организации массового праздника, документом, который предусматривает такие его составляющие: время, место, ход действия, участников. Сценарий и монтажный лист наиболее часто составляют одно целое, хотя могут существовать самостоятельно. Однако нельзя подменять одно другим. Сценарий — это не просто организационный план праздника, в нем сосредоточенное и выражено образное воплощения темы, идеи массового праздника.
Основными структурными компонентами праздника, которые эмоционально воздействуют на зрителя, являются массовые сцены, массовые эпизоды, массовые номера. Стоит вопрос о роли актера в этой сложной партитуре праздничного действа. Какими профессиональными навыками должен владеть актер как участник массового зрелища? Вообразите, что актер играет на огромной сцене, размеры которой немыслимы для драматического театра, на ли стадионе, а может, и на площади. Зрители видят только фигуру артиста и слышат его голос. Они лишенной возможности воспринимать нюансы актерской игры. А сегодня зритель привык видеть актера крупным планом — к этому он приучен кино и телевидением. Даже театр сегодня прибегает к этому приему, выводя актеров в кульминационных сценах на передний план. В массовом действе, в отличие от драматического театра, размеры сцены и зала не позволяют в полной мере проявить индивидуальность актера. Как же быть? А.Таиров справедливо отмечал, что мастерство актера — это и есть наивысший и настоящий смысл театра. Поэтому отказаться от главного в театре — от актера — невозможно, хотя пространство массового спектакля и не позволяет в полной мере выявить его мастерство. В массовом спектакле актер — такой же важный компонент, как и в театре. Но в театре актерская индивидуальность является главной ценностью, и на первый план в спектакле выступает актерское мастерство, тогда как в массовом зрелище индивидуальность актера будто растворяется среди многих других его компонентов, а главное — в массовых сценах, которые несут основную смысловую нагрузку. Таким образом, актерская индивидуальность и массовые сцены являются сильнейшими средствами эмоционального воздействия на зрителя.
Актер является участником сложного творческого процесса как одна из главных его фигур. Его творческие функции и задача не изменяются, тем не менее, другими являются выразительные средства. На переднем плане здесь — пластика, «музыка пластических движений», которую так высоко ценил Мейерхольд, и она приобретает особое значение, когда актер становится участником массового действа — его пластические возможности в раскрытии внутреннего содержания образа, произведения в целом имеют первостепенное значение.
Мейерхольд еще в начале 20-х годов писал о воспитании особого, нового типа актера, виртуоза жеста, движения, без которых невозможные никакие новые начинания в работе над трагедией, трагикомедией, в пантомиме, балете и массовом действе.
Из истории театра известно, что зрелища разыгрывались на площадях и улицах средневековых городов, а пантомима была ярчайшим виртуозным жанром. Актера с его индивидуальностью публика могла и не заметить, если он сосредоточивался только на воспроизведении тонких психологических нюансов. Площадь, карнавальная толпа требовали другого размаха, мощности как звуковой, так и зрительной, так как только громкое слово и выразительная пластика доносили смысл действа. Площадь диктовал свои законы: в массовом зрелище большинство творческих задач решаются средствами пластики. И это естественно. Четкая графика пластического рисунка нужна не только для массовых сцен, в массовом действе без нее не обойтись и актеру. Однако поиск пластического рисунка не может быть самоцелью для актера. Пластику необходимо выстраивать соответственно смысловому и образному решению, как отдельных эпизодов, так и спектакля в целом.
Театроведение первой четверти XX в. прибегало к термину «живописная режиссура». Так определяли творчество известного немецкого режиссера М. Рейнгардта. Речь шла о режиссерском стиле, с его характерным стремлением к яркости, зрелищности спектаклей. «Живописная режиссура» — термин, полностью пригодный и для режиссуры массового действа, которая часто прибегает к пластическим решениям зрелища.
Кроме того, для актера важно профессионально владеть словом, которое в массовом зрелище активно взаимодействует со многими жанрами — составляющими целостного замысла: песнями, танцами, киноматериалами, оригинальным жанром, цирком, спортивными выступлениями и т.д. Такое жанровое взаимодействие требует экономности словесного материала: он должен быть точным, четким, лаконичным, иметь силу и стремительность удара и попадать прямо в цель. Поэтому следует обращать особое внимание на слово актера, который доносит зрителю главную мысль драматурга, сценариста. В конце концов, это от него зависит адекватное восприятие зрителем содержания, идеи произведения. Только актер способен заставить людей, которые пришли на праздник, жить его мыслями и эмоциями. Спокойное звучание слова крайне редко встречается в массовом действе — здесь оно гремит, многократно усиленное радиоаппаратурой, огромное и могущественное. Патетическое слово массового действа важно донести к зрителю, максимально используя для этого все актерские возможности. Поэтому для режиссера-постановщика массовых праздников необходимо владеть «режиссурой слова», то есть уметь профессионально работать с актерами над раскрытием содержания текста и словесного действия.
Источник статьи: http://studopedia.ru/10_277805_desyat-pervih-stran-mira-po-proizvodstvu-stali—g.html