Массовый праздник как особый вид искусства, средства идейно-эмоционального воздействия массового праздника.
1. Праздник рождает у людей праздничное настроение, создает праздничную атмосферу. Касается это и общешкольного праздника, городского праздника. Массовый праздник является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник — явление необычное синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие в жизни школы, детского ада, города, страны, мира. Массовый праздник и представления — это особый вид искусства, имеющий право на самостоятельную жизнь.
2.Искусство массовых праздников, представления, зрелища — это искусство высоких идей, требующее яркой образности, оригинального, смелого творческого замысла. В искусстве массового представления оригинальность, неповторимость замысла первый залог успеха у зрителя. Зрелищность в массовом представлении является ключом,
который открывает путь к сердцам зрителей. Искусство массовых представлений обладает огромным зарядом действенности предполагающее активный контакт со зрителями, и поэтому требует особой точности материала и высокого художественного вкуса организатора праздника (режиссеров и сценаристов).
Если театральный режиссер может вернуться к пьесе после премьеры исправить недочеты и ошибки, то массовое представление происходит один раз и при этом он должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.
3. Реализация праздничной ситуации находится в прямой зависимости от драматургии массового праздника. Анализируя практику поведения массовых праздников можно отметить два наиболее распространенных недостатка в организации праздника:
А) недопонимание массового праздника как явления искусства , недостаточно проработанная сторона праздника.
Б) отношение к массовому празднику как к второстепенному делу, не требующему сценарию навыков и умений.
Для режиссера необходимо понимание специфики массового праздника требующего особой формы выражения. В массовом театрализованном действии должна присутствовать строгая логичность построения и развития темы, высокий эмоциональный подъем ритмическая контрастность каждого номера или эпизода.
Т.О. умелый подбор выразительных средств, органическое включение подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств или отдельных номеров (танцевальные, музыкальные . ). Все эти номера должны воплощать сюжет и развить тему праздника — это является сутью режиссуры театрализованного массового представления.
4. Массовый праздник имеет разнообразные средства идейно- эмоционального воздействия. Это, прежде всего живое слово которое создает атмосферу общения между сценической площадкой и аудиторией. Слово несет конкретный материал, и специфика массового представления требует экономичного обращения со словами. Речь ведущих в массовом мероприятии заключает в себе важную мысль и соединением эпизодов. Действенным средством служит поэтическое слово — этики отрывки. Слово в массовом празднике может быть документальным, публицистически, художественным, проза, поэзия, драматургия. Другие выразительные средства массового действа это различные виды искусства. Особое место в подготовки сценария занимает музыка. Музыкальная драматургия сценария строится на синтезе готовых музыкальных произведений. Музыка имеет значение, как в прологе, так и в финале массового действия. Очень часто в массовом произведении используется изобразительные средства-это оформление праздника, художественное решение площадки зависит от режиссерского замысла.
Очень важное значение имеет умение пользоваться партитурой света и звука, значение, которое особенно существенно в наше время когда мы можем использовать новейшие технические средства.
2. Режиссерское построение массовых праздников
В основе режиссуры массового праздника лежит работа над сценарием.
Сценарий — это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой.
Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, художника, организатора.
Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.
Тема-это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных режиссером.
Идея-это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею.
Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над, сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее.
Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе он не сможет выполнить нужное действие, сделать яркими образы своих героев, другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника,- это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражать в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей. Конфликт нельзя понимать однозначно и прямолинейно. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящий через всё действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.
Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера.
Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие.
Итак, выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет. Теперь речь должна идти о композиции будущего сценария.
Еще Аристотель выражал подобное требование и к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, так и конец. Это и его главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.
В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод, в действие которого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.
Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.
Основное действие — эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:
Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.
Нарастание действия. Заданное экспозицией — завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.
Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.
Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.
Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрального действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрального сценарного произведения.
После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или нечеткость отставляют ощущение незавершенности всего массового праздника. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным для проявления активности участников массового представления, праздника.
Источник статьи: http://infopedia.su/4×7012.html
массовый праздник. Особенности массового праздника, классификация. Методика организации праздника.
Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.
- Массовость.
- Разновозрастный состав участников и зрителей.
- Одновременная работа нескольких сценических площадок.
- Зритель может быть и непосредственными участниками массовых действий.
- Праздник — длительное по продолжительности мероприятие.
- Наличие особой праздничной ситуации, эмоционального настроя.
- Всеобщие: День защитника Отечества; День победы; Всемирный день матери.
- Локальные праздники: День города; День независимости республики Хакасия;
3. Профессиональные День шахтера; День учителя.
- Религиозные (праздники Храма) Троица; Пасха; Рождество.
5. Трудовые. Праздник урожая; Праздник первого снопа
- Семейно-бытовые
- Свадьба.
- Календарные (народные)
- Масленица;
- Праздник русской березки;
- Новый год.
- Фольклорные
- Красная горка
- Молодежные
- День св. Валентина;
- День молодежи;
- Татьянин день;
- День студента.
- Детские
- День защиты детей;
- День знаний;
- Праздник Букваря
- Спортивные
- Спартакиада;
- Олимпийские игры.
- Национальные
- Чыл Пазы
- Тун Пайрам
Режиссура массового праздника
Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ.
Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.
Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет.
Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре.
Драматургия праздника. Это, прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что этот праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление мобилизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.
Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть иобщегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.
Совершенно естественно, что надо знать те средства, которыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможности, с помощью которых будет выражена идея праздника.
Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воплощению. Причем и драматургия и режиссура должны учитывать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским замыслам.
Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они существенно различны. Так, например, вкиносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию.
Участников праздника можно разделить на две группы: непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители.Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием.
Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании.
Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующих сил, а, кроме того, во избежание несчастных случаев, так как непродуманное и неуправляемое скопление людей просто опасно.
Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют четкого ритма, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в театральных костюмах, прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное шествие. Все это надо предусмотреть в сценарии массового праздника, четко определить все коммуникации, которые связывают между собой его части, только тогда можно организовать, построить, подчинить единому целому все праздничное действие.
Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начало, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.
Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важнейшая задача сценария.
Режиссер с помощью сценария должен объединить эту массу зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога.Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.
В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже крыши микроавтобусов стали площадкой для концертов.
Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что люди, которые пришли на массовое представление, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников массового действия.
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.
Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре.
Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s9042t11.html