массовый праздник. Особенности массового праздника, классификация. Методика организации праздника.
Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.
- Массовость.
- Разновозрастный состав участников и зрителей.
- Одновременная работа нескольких сценических площадок.
- Зритель может быть и непосредственными участниками массовых действий.
- Праздник — длительное по продолжительности мероприятие.
- Наличие особой праздничной ситуации, эмоционального настроя.
- Всеобщие: День защитника Отечества; День победы; Всемирный день матери.
- Локальные праздники: День города; День независимости республики Хакасия;
3. Профессиональные День шахтера; День учителя.
- Религиозные (праздники Храма) Троица; Пасха; Рождество.
5. Трудовые. Праздник урожая; Праздник первого снопа
- Семейно-бытовые
- Свадьба.
- Календарные (народные)
- Масленица;
- Праздник русской березки;
- Новый год.
- Фольклорные
- Красная горка
- Молодежные
- День св. Валентина;
- День молодежи;
- Татьянин день;
- День студента.
- Детские
- День защиты детей;
- День знаний;
- Праздник Букваря
- Спортивные
- Спартакиада;
- Олимпийские игры.
- Национальные
- Чыл Пазы
- Тун Пайрам
Режиссура массового праздника
Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ.
Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.
Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет.
Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре.
Драматургия праздника. Это, прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что этот праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление мобилизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.
Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть иобщегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.
Совершенно естественно, что надо знать те средства, которыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможности, с помощью которых будет выражена идея праздника.
Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воплощению. Причем и драматургия и режиссура должны учитывать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским замыслам.
Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они существенно различны. Так, например, вкиносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию.
Участников праздника можно разделить на две группы: непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители.Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием.
Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании.
Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующих сил, а, кроме того, во избежание несчастных случаев, так как непродуманное и неуправляемое скопление людей просто опасно.
Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют четкого ритма, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в театральных костюмах, прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное шествие. Все это надо предусмотреть в сценарии массового праздника, четко определить все коммуникации, которые связывают между собой его части, только тогда можно организовать, построить, подчинить единому целому все праздничное действие.
Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начало, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.
Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важнейшая задача сценария.
Режиссер с помощью сценария должен объединить эту массу зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога.Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.
В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже крыши микроавтобусов стали площадкой для концертов.
Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что люди, которые пришли на массовое представление, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников массового действия.
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.
Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре.
Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s9042t11.html
Классификация массовых праздников по типу праздничной ситуации
Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника. Наиболее существенные из них – общественная значимость и масштабность праздничного события – становятся главными при классификации праздников. Однако масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.
Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.
Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника. Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.
Первая группа, этовсеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.
Это прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична – это весь российский народ, все человечество.
Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.
Вторая группа –локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.
К третьей группе праздников относятся:личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей. Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.
2) Классификация праздников
Праздник – многообразное, сложное социальное явление, в связи с чем необходимо его изучение в различных аспектах (философском, социологическом, педагогическом, этнографическом, искусствоведческом и др.), это позволяет говорить о возможности существования различных оснований для его классификации. Праздник – такое сложное, многостороннее явление, что очевидно, единой, всесторонней классификации его для всех времен и народов создать невозможно, так же сложность классификации состоит в том, что одни и те же праздники можно включить как в одну группу, так и в другую. Сделать исчерпывающую классификацию праздников практически не возможно.
Одним из первых классификацию массовых праздников еще в 19 веке предложилСнегирев И.М.Онделил праздники на подвижные, и неподвижные (имеющие или не имеющие точной даты), исключительные, т. е. связанные с особым событием, сельские и городские, отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций.
Польский философ Жигульский К. в своей работе «Праздник и культура», предложил несколько принципов классификации праздников.
Во-первых, он делил праздники на периодически отмечаемые и непериодические, обусловленные моментом.
Установление даты праздника, в основе которого лежит историческое событие, например победа народа в войне превращает его в периодически отмечаемый праздник, торжественную годовщину.
К такому типу праздника относиться 9 мая – Праздник Победы российского народа в Великой Отечественной войне. Подобные примеры можно привести из календарей других стран, где празднуются, скажем, 14 июля – дата взятия Бастилии во время Великой французской революции 1789 г.
Гораздо реже встречаются непериодические праздники, обусловленные моментом. К таким можно отнести, например, праздники, отмечаемые по случаю необычайного события в общественной жизни: победы в войне, прекращения эпидемии, начала какого – либо крупного предприятия, важного события при дворе государя, рождения наследника престола или его бракосочетания. В хрониках минувших эпох встречаются упоминания о таких порой весьма торжественно отмечаемых праздниках; лишь незначительная часть их часть попадала в календарь в виде праздничных годовщин.
Происходящие в процессе исторического развития, часто весьма резкие, политические, социальные и культурные изменения, которые иногда сопровождались сменой летоисчисления, введением нового календаря и новых периодических праздников, по мнению Жигульского К., являются обоснованием для деления праздников на старые и новые, праздники старой и новой веры, старого и нового режима, старого и нового строя. Удачные примеры с этой точки зрения дает история деколонизации территорий, длительное время находившихся под властью европейских капиталистических государств; в странах расположенных на этих территориях, отмечались, по крайней мере официально, праздники, значившиеся в календарях метрополий, праздники королевских дворов или республик. Отделение от метрополии, образование самостоятельного, независимого государства везде означало также разрыв с этой традицией, отмену таких праздников и введение собственных государственных праздников, нередко устанавливаемых как раз ради того, чтобы отметить дату завоевания независимости.
Так же как и Снегирев И.М., Жигульский К. делит праздники на подвижные и неподвижные, только он именует их постоянными и не постоянными. Эти два класса праздников разграничиваются с точки зрения даты, времени, на которое они приходятся. Постоянные праздники имеют в календаре точно определенное время, как, например, христианский праздник Рождество Христова, приходящийся на 7 января, или Международный женский день 8 марта. По природе своей к этой категории праздников относятся годовщины, праздники, увековечивающие определенные события и приходящиеся на одно и то же календарное время. Непостоянные праздники не имеют точно определенного времени, выпадают на разные дни в рамках определенного интервала, соответственно принципу их вычисления. Примером может служить христианская Пасха, приходящаяся в календаре на разные воскресенья, в зависимости от первого весеннего полнолуния или языческий праздник Масленица, который является неделей, предшествующей Великому посту.
Наиболее распространенная в 20 веке система классификации исходит из распределения праздника по временам года, сезонам, календарю. Этот принцип чрезвычайно узок, ограничен, так как носит местный характер. Широкое распространение получило также деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое направление и последующее разделение на две линии, что совершенно не приемлемо. Исследователь Брудный В.И., показывая неправомочность такого деления, справедливо утверждает, что такое деление ошибочно, так как оно не соответствует материалистической, трудовой теории происхождения праздника.
Интересно то, что очень часто праздники классифицируют по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно-режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие и т.д.) либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион, клуб).
К такой классификации склонны многие сценаристы, искусствоведы, режиссеры. Но эта классификация так же не совершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий.
3)В календарь праздников входят религиозные праздники, международные праздники, профессиональные праздники, государственные официальные праздники, праздники неофициальные и личные праздники, касающиеся только конкретного человека, его семьи, или определенного круга лиц, друзей и знакомых. Самое большое количество праздников приходится на международные праздники, популярные и не очень, каждый из которых, в разных странах имеет разный приоритет и соответственно известность.
В России, являющейся оплотом православия во всем мире, особо почитаемы религиозные праздники, причем, не только верующими, но и обычными гражданами. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально каждый православный по своему рождению житель нашей страны знает и отмечает праздник Пасхи, Рождества Христова (7 января), который, кстати, имеет еще и статус государственного праздника.
В нашей стране, самые известными и строго отмечаемыми международными праздниками являются: международный женский день (8 марта), международный день защиты детей (1 июня), день учителя (5 октября). В последние годы в России начали отмечать всемирный день здоровья (7 апреля), международный день борьбы за права инвалидов (5 мая), международный день пожилых людей (1 октября) и множество других. Вторыми по своему количеству, у нас являются профессиональные праздники, некоторые, из которых широко известны и отмечаются повсеместно, например уже упомянутый день учителя, день космонавтики (12 апреля), день радио (7 мая), день милиции (10 ноября). А так же и такие, которые известны не всем и отмечаются лишь теми, кто имеет непосредственное отношение к той или иной профессии, например, день банковского работника (10 мая) или день маркетолога (25 октября).
Но существуют масса профессиональных праздников, о существовании которых многие даже не догадываются. Например – Международный День Стоматолога – это одновременно и профессиональный и международный праздник. Отмечается он 9-го февраля.
Что же до личных праздников, то это естественно дни рождения, годовщины свадеб и многие другие, которые отмечаются в кругу семьи и друзей, либо праздники, касающиеся определенной группы людей, например какая-нибудь годовщина восхождения группой товарищей на высочайшую вершину в районе города Урюпинска. Так что, если вам не хватает официальных праздников, создавайте свои и празднуйте, этим вы только увеличите количество позитива и положительных эмоций в своей жизни.
Государственные праздники России включают в себя официальные праздничные дни, объявляющиеся выходными днями, такие как, например День Победы (9 мая) или День России (12 июня), и официальные рабочие праздничные дни, в которые проводятся торжественные мероприятия, такие как день российского студенчества — Татьянин день (25 января) или День знаний (1 сентября). Неофициальные праздники устанавливает сам народ, они невероятно любимы, а их проведение давно уже стало доброй неизменной традицией, достаточно упомянуть Старый новый год (14 января) или день смеха (1 апреля).
Источник статьи: http://studopedia.ru/17_10932_klassifikatsiya-massovih-prazdnikov-po-tipu-prazdnichnoy-situatsii.html